Причины и последствия образования Двоевластия. Альтернативы общественного развития России.
Причины и последствия образования Двоевластия.
Формально власть России после отречения Николая II перешла в руки Временного правительства во главе с князем Георгием Евгеньевичем Львовым. Оно было образовано 2 марта после переговоров представителей Временного Комитета и Исполкома Петроградского Совета. В состав Временного правительства вошли в основном кадеты. Существовать это правительство должно было до созыва Учредительного собрания.
В своей деятельности, вплоть до созыва Учредительного Собрания, Временное правительство должно было руководствоваться выработанной Исполкомом Петроградского Совета и согласованной с Временным Комитетом Думы программой.
Программа включала 8 пунктов:
- полная и немедленная амнистия по всем политическим и религиозным делам;
- свобода слова, печати, союзов, собрания, стачек и т.д.;
- отмена всех сословных, национальных и религиозных ограничений;
- подготовка к созыву Учредительного Собрания;
- замена полиции народной милицией с выборным начальством;
- выборы в органы местного самоуправления;
- сохранение боеспособности революционных войск Петроградского гарнизона;
- предоставление солдатам гражданских прав.
Таким образом, в результате соглашения, достигнутого между Исполкомом Совета и Временным Комитетом Государственной Думы, в России возникло двоевластие.
Двоевластие — действие параллельных общественных систем в России в период между Февральской и Октябрьской революциями:
(1) системы, связанной с официальной властью — органами Временного правительства, регионального и городского управления, политическими и сословно-профессиональными организациями образованных и имущих слоёв населения,
(2) системы, возникшей на базе Советов, их общегосударственных и региональных объединений и включавшей те политические организации, которые были либо представлены в Советах, либо ориентировались на них.
Иначе говоря, одна власть – Советы, опиравшиеся на фабричные и заводские, деревенские и армейские комитеты – выражала интересы революционной демократии: рабочих, крестьян, солдат.
Другая власть – Временное правительство – выражала интересы имущих (цензовых) слоев, а также общегосударственные интересы.
Приложение 5 к теме 6.1. Схема «Двоевластие. Причины и сущность».
В стране существовало много проблем, за решение которых приходилось браться немедленно, деля власть с Петроградским Советом, роль которого к осуществлению контрольных функций не свелась.
В частности, с первых же дней Исполком Петросовета взял на себя разрешительные функции в отношении средств информации (телеграфа, почты, газет).
Реальная власть Петросовета фактически сосредоточилась в руках его Исполкома, члены которого были назначены социалистическими партиями, представленными в Петросовете.
В течение первого месяца Петросовет осуществлял свою деятельность в рамках столицы, однако на проходившем на рубеже марта—апреля 1917 года Всероссийском совещании Советов в состав Исполкома Петроградского Совета было включено 16 представителей губернских Советов и фронтовых армейских частей, что расширило его полномочия на всю страну вплоть до созыва Первого Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов.
Первоначально у руководства Петросовета не было намерения создавать в лице Советов альтернативную структуру власти. Эсеры и меньшевики считали Советы всего лишь способом поддержать новое правительство снизу, временными общественными организациями с целью «добровольно передать власть буржуазии», поэтому в этой области они координировали свою деятельность с Временным правительством.
Так, постановив арестовать царскую семью, Исполком запросил Временное правительство, как оно отнесётся к этому аресту.
Однако стихийно Советы становились Временному правительству противовесом. Почувствовав эту тенденцию, руководитель партии большевиков В. И. Ленин ещё в «Апрельских тезисах» выдвинул идею передачи Советам всей полноты власти и лозунг «Вся власть Советам!», характеризуя систему Советов как новый тип государства.
Но большинство Петросовета — меньшевики и эсеры — расценило его как экстремистский, будучи уверенным в необходимости коалиции с буржуазией и преждевременности социализма.
Примером разницы в отношениях с официальными учреждениями Исполкома Петросовета и провинциальных Советов может служить проведение 8-часового рабочего дня.
Если в Петрограде между Петросоветом и Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении восьмичасового рабочего дня было заключено опубликованное 11 марта соглашение, а проект соответствующего декрета был внесён во Временное правительство, то, например, в Москве исполком Московского Совета рабочих депутатов 17 марта принял самостоятельное решение о введении 8-часового рабочего дня на всех предприятиях города. Также явочным порядком вводился 8-часовой рабочий день массово образующимися в то время фабрично-заводскими комитетами.
Для координации деятельности Петросовета и Временного правительства, а также контроля за правительством из пяти членов Исполкома (позднее — семи) 8 марта 1917 года была создана Контактная комиссия Исполкома Петросовета, просуществовавшая до апрельского кризиса. Комиссия заседала в том же здании, что и правительство, значительная часть её пожеланий удовлетворялась Временным правительством, в том числе практически по всем важным вопросам.
В армии и на флоте Временное правительство опиралось на традиционное командование, Петросовет — на солдатские и матросские комитеты.
В военное министерство, Ставку и главные штабы фронтов и флотов были назначены комиссары Исполкома.
Приказы военного командования должны были получать одобрение Исполкома и его комиссаров.
Комиссары должны были участвовать в разрешении споров в войсках и между войсками и мирным населением в боевой зоне и около неё.
К маю 1917 года сформировалось до 50 тыс. солдатских и матросских комитетов разных уровней, в которых состояло до 300 тыс. человек.
Значительной революционной силой стал Центральный комитет Балтийского флота (Центробалт) во главе с Дыбенко П. Е..
Приложение 6 теме 6.1. Фото Павел Ефимович Дыбенко.
Павел Ефимович Дыбенко (16 (28) февраля 1889 — 29 июля 1938) — русский революционер, советский политический и военный деятель, 1-й народный комиссар по морским делам РСФСР, командарм 2-го ранга (1935).
В июле ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и Исполком Всероссийского Совета крестьянских депутатов объявили о признании неограниченных полномочий второго коалиционного Временного правительства, министром-председателем которого стал социалист Керенский А. Ф..
Альтернативы общественного развития России.
После февральской революции Россия оказалась на историческом перепутье. Перед страной открылись различные возможности политического и социально-экономического развития:
- буржуазно-реформистский путь к капитализму и
- революционный путь к социализму.
- По мнению некоторых историков, не исключалась и реставрация монархии.
Выбор того или иного пути развития России решался борьбой трех основных сил:
- буржуазии и поддерживающих ее помещиков;
- мелкой буржуазии (крестьянства и средних городских слоев) и
- пролетариата.
В соответствии с расстановкой классовых сил борьбу за власть в 1917 г. вели три лагеря:
- кадеты, или буржуазно-либеральная демократия;
- меньшевики и эсеры, или мелкобуржуазная демократия;
- большевики или пролетарская демократия.
Однако последующие действия Временного правительства не оправдали социальных ожиданий восставших масс:
1. Массы требовали мира, а Временное правительство продолжало вести войну.
2. Рабочие боролись за 8-часовой рабочий день, а Временное правительство откладывало решение этого вопроса до окончания войны.
3. Крестьяне требовали ликвидации помещичьего землевладения, а Временное правительство откладывало проведение аграрной реформы до созыва Учредительного собрания.
4. Учредительное собрание должно было решить и вопрос о политическом устройстве России. Однако созыв Учредительного собрания постоянно откладывался.
В результате росло недовольство масс политикой Временного правительства.
В июле 1917 г. состоялся VI съезд РСДРП (б). На нем был принято положение Ленина о том, что период двоевластия в России закончился и мирный переход власти в руки трудящихся невозможен. Съезд принял историческое решение о курсе на вооруженное восстание.
Кризис в стране и неудачи на фронте вели к радикализации настроений в массах, что выгодно использовали в своих интересах большевики. Выборы в местные советы рабочих и солдатских депутатов в июне 1917 г. продемонстрировали процесс большевизации этих органов. 18 июня прошла полумиллионная демонстрация в знак протеста против отправки солдат на фронт. Наряду с требованием отставки правительства приобретает популярность лозунг «Вся власть Советам!».
Огромное влияние на развитие ситуации оказали события 3 – 5 июля в Петрограде. Поводом для них послужили попытки вывести из столицы революционно настроенные части, а также слухи о провале наступления в Галиции.
3 июля у Таврического дворца, где заседал ВЦИК Советов, собралась огромная толпа с требованием устранения Временного правительства, передачи власти Советам и назначения ответственных перед ВЦИК министров.
Приложение 7 к теме 6.1. Схема «Июльский кризис 1917 г. в Петрограде».
5 июля с помощью вызванных с фронта войск демонстрации были рассеяны. Временное правительство взяло ситуацию под свой контроль.
Приложение 8 к теме 6.1. Фото Невский проспект 4 июля 1917.
После июльских событий баланс сил переместился вправо. Было сформировано коалиционное правительство во главе с А.Ф. Керенским, в котором половину постов снова заняли представители буржуазных партий.
Приложение 9 к теме 6.1. Фото Александр Федорович Керенский.
Александр Федорович Керенский (22 апреля (4 мая) 1881, Симбирск — 11 июня 1970, Нью-Йорк) — российский политический и общественный деятель; министр, затем министр-председатель Временного правительства (1917 год). Происходил из семьи священника. Стал известен как юрист. Был депутатом Государственной Думы, министром Временного правительства, его председателем, главнокомандующим вооруженными силами России.
После Октябрьской революции спасся бегством из Петрограда. Пытался бороться с советской властью. Жил в Париже (Франция) и США.
В 1968 году Керенский признал, что те события, которые произошли в октябре 1917 года, являются логическим завершением общественного развития России. Он нисколько не сожалеет, что произошло именно так, как было и к чему это привело спустя 50 лет».
Умер 11 июня 1970 в своём доме в Нью-Йорке от рака в возрасте 89 лет. Местная Русская православная церковь отказалась отпевать его, сочтя виновником падения России.
Правительственный кризис в начале июля повлек за собой аресты и репрессии в отношении большевиков и революционно настроенных рабочих и солдат. Мятежные полки были разоружены и расформированы.
Приложение 10 к теме 6.1. Фотоколлаж Поддельный документ на имя рабочего К.П.Иванова, по которому жил В.И. Ленин после неудавшегося июльского восстания.
Руководство Советов, стремясь не допустить большевиков к власти, признало неограниченные полномочия Временного правительства. Так закончилось двоевластие в России.
Попытка военного переворота в июле во главе с Корниловым не удалась, а новое коалиционное правительство, образованное в сентябре, оказалось неспособным противостоять революционному натиску.
Попытка правого государственного переворота оказалась неудачной. Результатом стало укрепление левых сил, составивших реальную угрозу Временному правительству. Реальная власть в городе все более концентрировалась в руках уже большевистского Петросовета.
С конца августа 1917 г. руководство Советами постепенно переходит к большевикам.
Сотни Советов принимают в качестве программных резолюции о власти, предложенные фракциями РСДРП (б).
Они содержали:
- категоричное осуждение политики «соглашательства»,
- требовали отставки Временного правительства и
- создания власти из «представителей революционного пролетариата и крестьянства» с целью проведения коренных изменений в общественном устройстве страны.
Большевики снова выдвинули лозунг «Вся власть Советам», не отказываясь в принципе от курса на вооруженное восстание.
План вооруженного восстания разработал В.И. Ленин.
Большевистская партия представляла собой к этому времени серьезную политическую силу:
1. Если в апреле 1917 г. в ее рядах было около 70 тыс. человек, то к сентябрю того же года она насчитывала более 300 тыс. человек.
2. Кроме разветвленной партийной структуры, РСДРП (б) располагала Военной организацией для прямой работы в армии, а также
3. контролировала вооруженные отряды Красной гвардии. К октябрю в них насчитывалось свыше 100 тыс. человек.
Приложение 11 к теме 6.1. Схема «Немецкие деньги» большевиков».
Главные конкуренты большевиков в борьбе за влияние на народ, социалистические партии, напротив, переживали серьезный кризис:
- Падало их влияние в рабочих массах,
- сокращалась численность из-за оттока рядовых членов.
- Среди эсеров в октябре произошел раскол. Выделилось левое крыло, возглавляемое М.А.Спиридоновой. В конце ноября 1917 г. оно оформилось в самостоятельную партию левых эсеров.
- Участились случаи перехода меньшевиков и эсеров в большевистскую партию.