Появление дорийцев в Балканской Греции- рубеж XIII—XII веков до н. э.

Понятия:

Греческая народность- совокупность родов

Племенная группа – союз отдельных племен

Диалект – разновидность общенародного языка, которая употребляется ограниченным числом людей

Ахейцы -одно из основных древнегреческих племен, обитавшее в Фессалии с нач. 2 го тыс. до н. э. и на Пелопоннесе. Государства ахейцев: Микены, Пилос и др.

Дори́йцы или доря́не — наряду с ахейцами, ионийцами и эолийцами являлись одним из основных древнегреческих племён. Говорили на дорийском диалекте древнегреческого языка, единственным современным потомком которого является цаконский язык.

Иони́йцы или ионя́не — одно из основных древнегреческих племён. Ионийцы получили название от легендарного героя Иона, считавшегося родоначальником племени. Занимали территорию Аттики, часть о. Эвбея

Эоли́йцы — одно из основных древнегреческих племён. Получили название от легендарного героя Эола, бывшего согласно греческой мифологии одним из сыновей Эллина и считавшегося родоначальником племени.

Периодизация истории древней Греции.

Для истории Крита они называются минойскими (по имени его легендарного царя – Миноса):

1. раннеминойский период – ХХХ-ХХвв. до н.э. – заключительный этап существования родового строя, когда создавались условия для возникновения цивилизации;

2. среднеминойский период – ХХ-ХVПвв. до н.э. – так называемый период «старых дворцов» – возникновение цивилизации на Крите;

3. позднеминойский период – ХVII-ХIV вв. до н. э. – время расцвета цивилизации на Крите вплоть до грандиозной катастрофы, после которой Крит был завоеван ахейцами, а минойское общество – уничтожено.

Периоды истории Балканской Греции называются элладскими:

1. раннеэлладский период – ХХХ-ХХГ вв. до н.э. – существование позднеродовой общины у автохтонного населения Балканского полуострова;

2. среднеэлладский период – ХХ-ХVII вв. до н. э. – заселение Балканского полуострова греками-ахейцами, которые находились на стадии разложения первобытнообщинных отношений;

3. позднеэлладский период – ХVI-ХIIвв. до н. э. – возникновение у ахейцев микенской цивилизации бронзового века и ее гибель в результате дорийского нашествия.

В истории античной цивилизации Древней Греции выделяют четыре периода:

гомеровский, или предполисный, период – ХГ-ГХ вв. до н. э. – эпоха существования родового строя;

• архаический период – VIIГ-VIвв. до н. э. – возникновение античной цивилизации, формирование греческого полиса;

распространение полисного устройства государства по всему Средиземноморью;

• классический период – ? – IVвв. до н.э. – расцвет античной цивилизации и греческого классического полиса;

• эллинистический период – конец IV-Г в. до н. э. – покорение персидской державы Александром Македонским и слияние на обширных пространствах Восточного Средиземноморья античного мира с цивилизациями Древнего Востока; завоевание эллинистических государств Римом на западе и Парфией – на востоке.

После падения последнего эллинистического государства – царства Птолемеев в Египте – центром исторического развития Средиземноморья и всей античной цивилизации становится Рим

Вещественные источники ДГ

1) Культура древней Греции еще имеет второе название — античная культура. Период античной культуры включает в себя начало 18 века до н.э. и до середины 2 века до н.э.

Храм Парфенон - это известнейший памятник древнегреческой цивилизации, построенный в 432 году до нашей эры. Он является международным символом Греции и находится в Афинах, на территории акрополя.Он был построен в дорическом стиле под руководством архитекторов Иктина и Калликрата в честь покровительницы города - Афины Парфенос.В центре храма, окруженного 50 колоннами, можно увидеть статую Афины, исполненную Фидием из золота и слоновой кости.Фриз фасада украшен изображениями кентавромахии, амазономахии и гигантомахии, а целла - барельефной лентой, на которой изображен главный праздник древних Афин - Панафинейская процессия. Фронтоны святилища украшают скульптурные композиции.

Храм Зевса Олимпийского.Когда-то в центре храма стояла огромных размеров покрытая золотом и слоновой костью статуя Зевса. Она в точности копировала знаменитую статую Зевса Олимпийского, созданную великим мастером Фидием. Около статуи Зевса возвышалась выполненная в такой же технике статуя императора Адриана, при котором храм был освящен. Рядом с храмом в 130 году н.э. греческие зодчие возвели арку Адриана, которая играла роль ворот в новые городские кварталы, выстроенные императором.

Храм Ники Аптерос, или бескрылой победы, был самой первой постройкой в знаменитом Акрополе, который возвышается над греческой столицей. Строительство храма относится к 427 г. до н.э. (в это время шла Пелопоннесская война). Стены храма сложены из мраморных блоков, внутри стояла живописная статуя Афины, в одной руке держащей шлем, а во второй гранат, символ победы и плодородия. За свою историю храм неоднократно подвергался разрушению. Наиболее крупные перестройки происходили два раза: после того, как в 1686 году его разобрали турки, а также в 1936 году, когда разрушилась платформа. Миниатюрный храм Ники Аптерос - это один из немногих дошедших до нас памятников ионийского ордера.

Храм Гефеста. Гефест - древнегреческий бог железа и бог кузнец. Среди обитателей Олимпа он был единственным богом, имевшим физический недостаток - он был хромым. Кроме того, Гефест был единственным богом, который занимался тяжелым физическим трудом, он работал кузнецом и в его обязанности входил ремонт поврежденных доспехов Ахиллеса. Кроме того, храм был посвящен богине-воительнице Афине, которая являлась символом города, покровительствовала гончарному ремеслу, а также некоторым другим.Строительство храма осуществлялось в 449-415 годах до н.э. Имя архитектора, к сожалению, неизвестно, но многие исследователи считают, что это был тот же мастер, который возводил храм Ареса на Агоре и некоторые другие постройки.

Храм Аполлона в Дельфах. Согласно одной из легенд, витающих вокруг этого места, однажды в разных концах света Зевс выпустил двух орлов, которые встретились в Дельфах. С тех пор греки воспринимали этот город как центр Вселенной. Его основное предназначение заключалось в предсказании судьбы. По легенде Дельфийский оракул вначале принадлежал не Аполлону, а богине земли Гее. В то время самой первой прорицательницей стала нимфа по имени Дафна. И однажды Аполлон завладел храмом - для этого ему пришлось убить дракона Пифона, охранявшего оракула. Чтобы спасти свою жизнь и избежать преследования, Дафна превратилась в лавровое дерево. После этого завоевания Аполлон получил прозвище "Пифийский". С этого момента лавровое дерево почитается в Дельфах как священное. Кроме того, в честь оракула Аполлона в Дельфах регулярно проводились крупные спортивные состязания, более известные как Пифийские игры. Храм Аполлона в Дельфах на протяжении столетий играл важнейшую роль в жизни древних греков. Они старались не начинать никаких серьезных дел без совета с оракулом в Дельфах, и неважно - частное это дело или государственное. До наших дней сохранилось каменное основание со ступенями и несколько колонн дорического ордера.

Храм Посейдона на мысе Сунион. Посейдон, как известно, повелитель морей в древнегреческой мифологии. Именно поэтому посвященный ему храм был возведен у самого края берега Эгейского моря. Именно здесь произошла трагедия царя Эгея, который спрыгнул со скалы, увидев черный парус на корабле своего сына Тесея. А ведь тот просто забыл поменять парус на белый после побеы над Минотавром... Считается, что задолго до строительства храма в честь Посейдона здесь было святилище. Более ранние культовые сооружения строились здесь еще в VII веке до н. э. Храм, фрагменты которого сохранились до наших дней, был построен в 445 году до н. э. Из стройных мраморных колонн галереи сохранилась лишь часть: девять на южной стороне и шесть на северной.

Храм Геры. Наиболее древний из всех дорийских храмов Греции расположился в Олимпии. Это Храм Геры, дату его строительства относят к 600 году до нашей эры. Наиболее распространённая версия, что храм олимпийцам подарили жители Элиды. До наших дней сохранилось лишь основание храма с массивным ортостатом, а так же нижняя часть колонн. В древности в Храме Геры стоял Гермес Праксителя, который сегодня является экспонатом археологического музея Олимпии. Так же римляне часто использовали этот храм в качестве своего святилища. Напротив храма располагался огромный алтарь для жертвоприношений, посвящённый богу Зевсу. Сегодня это место примечательно тем, что именно здесь зажигается священный олимпийский огонь.Храм Геры был уничтожен землетрясением в начале четвёртого века.

Храм Деметры в Элевсине.Согласно древнегреческим мифам, именно Деметра даровала людям зерно, а также плуг и навыки земледелия. Культ этой богини, начиная с VI века до н. э. очень тесно был связан с Афинами, неподалеку от которых находится Элевсина. Обычно торжества в честь Деметры праздновались два раза в год: весной и в сентябре.У входа в храм Деметры заканчивается Священная дорога, ведущая от Керамикоса в Афинах. Сохранилась часть построек: мостовая, мощные обводные стены, окружавшие комплекс. Справа от лестницы хорошо виден колодец, рядом с которым согласно мифологии, сидела задумчивая Деметра.

Театр в Эпидавре(1й в мире театр) восхищает зрителей уже 2,5 тысячи лет – это самый крупный из сохранившихся античных театров. Это место, где по сей день обитает дух бога драмы Дионисия. Рядом с театром находился огромный целительный центр, музыка использовалась в лечебной терапии. Театр был построен в 340 – 330 гг. до н.э. под руководством архитектора Поликлета Младшего.

Колосс Родосский-дренегреческая бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, покровителя о. Родоса

Стадион в Древней Олимпии для олимпийских игр.Победитель Олимпийских игр получал лавровый венок, оливковую ветвь, признание и уважение всего народа. Имена победителей использовались в греческом календаре и высекались на мраморных колоннах, установленных на побережье реки Алфей. Благодаря этой традиции, известна дата и имя первого победителя: 776 год до н. э. Корэб – повар из Элиды.

Кносский дворец.Это самый большой из дворцов, построенных минойцами: его площадь составляет 130х180 метров, он включает в себя более тысячи комнат и залов различного назначения. По сути своей это была не просто резиденция царя и высших сановником, а административный и экономический центр, вокруг которого раскинулся город Кносс.

2) Незаменимым историческим свидетельством являются эпиграфические источники, т. е. надписи, сделанные на твердой поверхности: камне, керамике, металле. Греческое общество было образованным, и поэтому до нас дошло довольно много разнообразных надписей. Это – государственные декреты, статьи договоров, строительные надписи, надписи на постаментах статуй, посвятительные надписи богам. В конце VII— начале VI в. до н. э. грамотность в Греции получила более широкое распространение. Из эпиграфических текстов этого времени весьма ин-тересна надпись из Нубии, нацарапанная около 594— 589 гг. н. э. на левой ноге колоссальной статуи Рамсеса II. В ней греческие наемники, находившиеся на службе египетского фараона Псамметиха II, сообщают о проделанном ими с этим царем походе до второго порога Нила и приводят свои имена. Так стрем-ление нескольких солдат увековечить свои имена со-хранило для истории сведения об этом походе.Возможно, что многие документы в VI в. до н. э. писались на металлических табличках.На такой таблице до нас дошел, например, текст договора между общинами элейцев и гераитов (Аркадия), заключен-ного в VI в. до н. э. сроком на сто лет: обе стороны обязывались по этому договору стоять друг за друга во всех делах, а особенно в войне. Бронзовая табличка с этим текстом была найдена в Олимпии.

Весьма примечательно, что с распространением греческой письменности даже цари соседних с греками народов использовали ее для своих надписей. Знаменитый царь Крез, правивший в Лидии (560— 546 гг. до н. э.), на подаренных им храму Артемиды в Эфесе колоннах начертал по-гречески свое посвя-щение. По-видимому, Крез сделал это в подражание греческим обычаям; многие греческие правители того времени, посвящая богам статуи, части храмов или небольшие строения, писали свои имена. До нас до-шли тексты посвящений Писистрата, внука афинского тирана Писистрата, бывшего архонтом в Афинах в период между 527—510 гг. до н. э., Гистиэя, правившего в Милете в 524—504 гг. до н. э., и др.

3) В древнейшие времена в Грециисуществовала торговля в форме непосредственного обмена материальными благами. В дальнейшем за товары стали платить кусочками ценных металлов, а на следующем этапе этим кусочкам уже придавали определенную форму: это могли быть бруски или кружочки соответствующего веса. Такие средства платежа были известны и в Египте, и в Месопотамии, и на островах Эгейского моря, и в других странах. Пользовались ими до той поры, пока не начали выпускать, наконец, настоящие монеты с выбитыми на них символами отдельных государств. Ценность бесформенных кусочков металла, а позднее брусков или кружочков определялась их весом, и это нашло выражение даже в названиях некоторых мер веса и самих греческих монет. Поначалу стоимость платежных средств необходимо было каждый раз заново подтверждать на весах при заключении любой торговой сделки. Лишь когда ценность этих средств платежа, независимо от их формы, стали удостоверять специальным штемпелем на самих монетах, возникла система, близкая к современному денежному обращению.Первые монеты в собственном смысле этого слова появились в греческих городах на побережье Малой Азии в период великой колонизации (около 700 г. до н. э.). Монеты эти чеканили из сплава золота с серебром или с “белым серебром”. Первые золотые монеты начали чеканить в Лидии.Из очень многих монетарных систем Древней Греции упомянем лишь некоторые:

Эгинская: на острове Эгина возник около 650 г. до н. э. первый монетный двор. введены твердые соотношения между выпускавшимися там серебряными монетами и применявшимися прежде платежными средствами в форме брусков или кружков, железных или медных.

Эвбейско-аттическая: она применялась в Афинах после реформ Солона и вплоть до эпохи Александра Македонского.

Коринфская.

Первоначально монетами как средством платежа пользовались лишь в международной торговле — на внутренний рынок медные или железные деньги проникают постепенно только в конце V в. до н. э. В Афинах около 600 г. до н. э. Солон ввел эвбейскую монету (отсюда название: эвбейско-аттическая система), а тиран Писистрат — собственную аттическую серебряную тетрадрахму весом в 17,4 г. В конце V в. до н. э. некоторые греческие полисы начали чеканить уже известную в Лидии золотую монету. Поскольку Афины играли огромную роль в политической и экономической жизни страны, то и афинские деньги, ценимые за их хорошее качество, полновесность, получили распространение во всей Греции и сохраняли свое значение как средство платежа еще в эллинистическую эпоху.

4) Произведения греческой литературы писались на папирусе. Изготовлялись широкие листы, которые свертывались в специальные свитки. В II–I вв. до н. э. папирус стали заменять пергаментом, изготовлявшимся из кожи животных. Конечно, за многие столетия немало свитков папируса и пергамента погибли. Дошедшие до нас тексты – обычно плод многократного переписывания. Следует помнить, что некоторые произведения исчезли, потому что на протяжении длительного времени происходил отбор того, что считалось необходимым для школы, для специального изучения и заучивания. В нашем распоряжении сегодня не только цельные, законченные произведения, но и многочисленные отрывки, т. н. фрагменты.

5) Произведения искусства.

Основные цвета фресок в Кноссе — красный, голубой, жёлтый, белый, зелёный, коричневый, чёрный.Цвета фресок не стремились соотвествовать натуральным.Фон на фресках обычно условно передаёт местность, где разворачивается то или иное действие. Система росписи основных фресковых композиций всегда связана с архитектурой, а сюжеты напрямую соотносятся со "сценарием" основных ритуальных действ.

Вазопись – это роспись предметов домашней утвари. Самые распространенные формы ваз, которые существовали в то время, это амфора – сосуд для хранения вина и масла, кратер –подобие чаши, килик – сосуд для пития вина и гидрия – высокая ваза для хранения воды.Керамика расписывалась орнаментами и сюжетными изображениями. Со временем роспись развивалась и усложнялась. Сначала это были простые узоры. В дальнейшем роспись на вазах могла представлять собой целые сюжеты, с детальным изображением людей, их одежды, предметов быта. Археологи находили вазы, на которых были изображены разнообразные исторические сюжеты. На расписных вазах можно встретить причудливые узоры, изображения разнообразных растений и животных.Сама техника росписи также менялась. Вазы обжигали, и их цвет становился красно-коричневым. На этом фоне рисовали черные изображения. Такой стиль получил название черно-фигурный.

Великий скульптор Мирон создал статую, которая оказала огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это знаменитое изваяние Дискобола – метателя диска. Человек запечатлен в тот момент, когда его рука откинута немного назад, в ней находится тяжелый диск.Двенадцати метровая статуя Афины была создана Фидием. Кроме того, он создал колоссальную статую бога Зевса для храма, который находится в Олимпии.Лиссип создал примерно 1500 статуй из бронзы, среди которых просто колоссальные изображения богов.

Первые надписи- во второй половине 8 в. до н. э. на дипилонской вазе и на КубкеНестора из Питекуссы

Первые монеты-появились в середине 7 века до н.э. в Лидийском царстве

Первые папирусы- II—IV веков н. э

Наши рекомендации