Превентивный характер обеспечения международной информационной
безопасности – методологический подход и принципиальная установка российской дипломатии, связанная с обеспечением международной информационной безопасности на основе предотвращения возникновения принципиально новой , информационной области конфронтации, способной спровоцировать гонку вооружений в области создания информационного оружия и иных средств ведения информационных войн в масштабах, обеспечивающих нанесения ущерба, соизмеримого с применением оружия массового поражения. Предполагает разработку международно-правового режима запрещения создания. производства, применения особо опасных видов информационного оружия, борьбы с информационным терроризмом и криминалом
Глобальная информационная безопасность- концептуальная схема, рассматривающая условия возникновения и сущностные характеристики глобального информационного общества на основе взаимодействия виртуальных «метагосударств» , свободных от обременений и ограничений, характеризующих условия функционирования современного суверенного государства как субъекта обеспечения национальной и международной , в том числе , информационной - безопасности .
Несанкционированное вторжение в информационные ресурсы- способ реализации информационной угрозы, связанный с сознательным проникновением в информационные ресурсы с целью воздействия на поток сообщений, осуществления их модификации, удаления , задержки, переупорядочения, дублирования, посылки ложных сообщений;, нарушения конфиденциальности сообщений , анализа трафика информационных обменов .
Доминирование в информационном пространстве—возможность собирать, обрабатывать и распределять непрерывный поток информации о ситуации либо процессе , активно препятствуя противнику либо конкуренту действовать аналогичным образом . Реализуется преимущественно как способность назначить и поддерживать такой темп проведения операции, который превосходит любой возможный темп противника, оставаясь непредсказуемым, и действовать, опережая противника в его ответных акциях.. Реально информационное доминирование в полной мере возможно только при использовании преимущественно силовых методов подавления или разрушения, что не является характерной особенностью информационной войны в узко понимаемом значении данного термина. Информационное доминирование непосредственно связано с информационно-телекоммуникационной экспансией – монопольным владением значительной частью информационных ресурсов с элементами диктата на рынке информационных услуг.
Группа правительственных экспертов по проблеме информационной безопасности -сформированная на основе резолюции ГА ООН в декабре 2003 года комиссия уполномоченных представителей государств-членов ООН для исследования угроз в сфере информационной безопасности и возможных совместных мер по их преодолению и устранению. Создание ГПЭ означало переход от общеполитического обсуждения проблематики международной информационной безопасности к поиску практических решений. На основе реализации принципа справедливого географического распределения состав группы включал правительственных экспертов РФ, США, Великобритании , Франции, КНР, ФРГ, а так же Республики Беларусь, Бразилии, Мексики, Иордании, ЮАР, али, Индии, Малайзии, Республик Конго. С 2009 года действует в новом составе в статусе Группы правительственных экспертов ООН по МИБ. Аналогичная группа так же функционирует в составе рабочих органов ШОС .
Формулировки разоруженческого характера в сфере международной информационной безопасности - вербальная конструкция дипломатического дискурса, отражающая концептуальный подход представителей США и их союзников, отрицающих правомерность использования наработок международного сообщества в области разоружения и контроля над вооружением для целей обеспечения международной информационной безопасности.
Спонсоры резолюции по МИБ- термин, используемый как в дипломатическом дискурсе, так и в учебной литературе в качестве характеристики участия того или иного государств либо их уполномоченных представителей в инициативной выработке проекта тех или иных резолюций ГА ООН . Так основным спонсором резолюций по проблематике межународнной информационной безопасности до декабря 2006 года выступала РФ. При подготовке Резолюции по МИБ (61/54) Россия впервые открыла свой проект резолюции для совместного спонсорства с другими государствами. В результате резолюция 61-й сессии ГА ООН по международной информационной безопасности была принята консенсусом на основе проекта, подготовленного российскими дипломатами совместно с партнёрами по ОДКМ, ШОС, представителями других заинтересованных государств.
Меры доверия в сфере МИБ - совокупность конкретных договорённостей, способных обеспечить устойчивый характер международного сотрудничества в области МОБ на основе содействия сотрудничеству в рамках ООН при анализе реальных и потенциальных угроз в области ИКТ, при решении вопросов безопасности сетей информационно-коммуникационных сетей, при изучении проблем совершенствования национального и международного законодательства в области МИБ, , при проведение эффективных расследований и пресечении случаев ненадлежащего использования ИКТ. Как перспективные меры доверия в области обеспечения МИБ рассматриваются так ж взаимопомощь в сфере профилактики компьютерных инцидентов, поощрение участия в деятельности ООН по укреплению доверия при использовании ИКТ.
Информационное оружие-совокупность средств несанкционированного доступа к информационным ресурсам и выведения из строя электронных систем управления, использование которых способно полностью дезорганизовать экономическую жизнь и функционирование органов государства. Используется для достижения конкретных результатов , в современных условиях соизмеримых по масштабам нанесённого ущерба с катастрофическими последствиями применения оружия массового уничтожения .
Наступательная информационная операция- проведение по единому замыслу и плану комплекса мероприятий по оперативной маскировке, радиоэлектронной борьбе, воздействию на информационно-управляющие системы , физическому уничтожению или выводу из строя объектов информационной инфраструктуры, а также психологических и специальных акций. . В ходе таких операций принимаются меры, оказывающие воздействие на сознание людей и направленные на срыв процесса принятия решений, а также действия с целью нарушения работы или уничтожения элементов информационной инфраструктуры. Специфическим направлением наступательных информационных операций являются специальные информационные операции против руководства, войск и населения , а так же мероприятия по программно-математическому (хакерскому) воздействию на компьютерные сети противника.
Оборонительные информационные операции- система действийпо защите информационной среды, выявлению признаков информационной агрессии( нападения), , восстановлению способности к организованному сопротивлению и осуществление ответных действий против стороны, ответственной за агрессию (нападение). Основные элементы оборонительной информационной операции: обеспечение физической безопасности информационной инфраструктуры, безопасности информации и скрытности действий войск (сил); вскрытие мероприятий по оперативной маскировке противника; контрпропаганда; контрразведка; радиоэлектронная защита и специальные информационные операции. Оборонительные информационные операции должны обеспечивать своевременность и точность передачи данных, гарантированный доступ к ним пользователей в условиях информационного воздействия противника , проведение мероприятий по восстановлению функционирования информационных систем.
Критерии отнесения технологий и устройств к информационному оружию-любойрезультатразработки и усовершенствования того или иного вида информационных и коммуникационных технологий, ориентированный на использовании в конфликтных либо предконфликтных ситуациях с целью достижения стратегического преимущества за счёт нанесения противоположной стороне массированного и устойчивого ущерба защищаемым жизненным интересам ; любой информационный продукт , ориентированный на достижение разрушительного , в том числе необратимого, эффекта, за счёт воздействия на сознание и поведение индивида, группы, тех или иных контингентов населения.
Информационное превосходство - частный случай информационного доминирования , ограниченный во времени и преодолеваемый в ходе осуществления оборонительных информационных операций.
Пропаганда -распространение каких-либо идей с целью привлечения сторонников, одно из основных средств политической манипуляции, направленное на систематическое воздействии прежде всего на эмоции людей различными средствами политической коммуникации , в том числе - народной дипломатии. Различают белую, серую и чёрную пропаганду. В первом случае - информация подается к объекту от официального источника., во втором-, конкретный источник получения распространяемых данных всячески замалчивается либо маскируется , в третьем - достоверность распространяемых данных скрывается. либо имитируется. Для пропаганды необходимо наличие идеи, целевой аудитории и средств, чтобы донести идею до целевой аудитории. Эффективность пропаганды определяется соотношением фактического количества привлечённых сторонников к планируемому количеству. Основные критерии эффективной пропаганды: наличие центрального тезиса; лёгкость для понимания целевой аудиторией; сложность для критики, достигаемая обоснованностью суждений, их непротиворечивость друг другу и либо имитация указанных свойств .
Источник — «http://www.psychologos.ru/Пропаганда»
Дезинформации-, распространение искаженных или заведомо ложных сведений для достижения пропагандистских, военных (введение противника в заблуждение ), политических либо дипломатических или других целей.
Информационно-психологическое оружие- разновидность информационного оружия, представляющая собой совокупность комплексных технологий информационно-психологического воздействия, специально предназначенных для поражения центральной нервной системы человека в результате управления его высшей нервной деятельностью. Чтобы информация стала для объекта воздействия действительно опасной, необходимо обработать психику личности таким образом, чтобы снять все (или, по крайней мере, основные) барьеры, защищающие нервную деятельность человека от воздействия агрессивной внешней среды. Основное средство здесь - плавный, незаметный и постепенный перевод его в измененное или «пограничное» состояние, в границах которого разрушаются как защитные механизмы природного характера, выработанные в процессе эволюции, так и сложившиеся на этапе взросления и воспитания личности система ценностей, нормы социального поведения, авторитеты и т.д... К разновидностям данного вида информационного оружия, применяемого в внутриполитической борьбе, в сфере экономической конкуренции и, реже, — в сфере межличностной коммуникации, относятся технологии нейро-лингвистического программирования , цель которых — принудить противника, союзника или конкурента стать исполнителем воли источника воздействия. Также .к разновидностям информационно-психологического оружия можно отнести технологии создания и управления толпой, которые нередко используются в политической борьбе в целях «демонстрации народного возмущения», инициализации всплесков экстремизма, нагнетания напряженности в обществе и в иных целях.
Как пример применения технологий информационно-психологического воздействия в литературе упоминается международная кампания борьбы с атипичной пневмонией, синхронизированная с операцией США в Ираке. По утверждению ряда специалистов, цель кампании состояла в том, что бы добиться корректирующего воздействия как на индивидуальное , так и массовое сознание. в период резкого всплеска массового недовольства в мире политикой США. Данное информационно-психологическое воздействие было направлено не на общественное мнение в целом, а на каждую личность в отдельности, и мгновенно заставило забыть граждан о происходящем в Ираке..Как только дела американцев в Ираке снова наладились, эпидемия атипичной пневмонии мгновенно исчезла. Примечательно, что за время глобальной кампании борьбы с. атипичной пневмонией с таким диагнозом умерло порядка 1000 чел., в то время как от обычного гриппа в год погибает примерно 100-150 тыс. жителей земного шара.
Психотронное оружие— гипотетическое оружие массового поражения, действие которого проявляется как принудительное разрушающее или управляющее воздействие на человеческую психику и психику животных , в том числе-мозг. Основной целью психотронного оружия , по данным открытых источников, является воздействие на экипажи боевых машин (военных судов, субмарин, танков, самолётов, автомобилей, БТР) с целью их поражения или дестабилизации. В СМИ сообщается о возможности массового использования ПО на отдельные территориях с целью манипулятивного воздействия на население, для создания массовых состояний агрессивности, сонливости, депрессивности и т. д. Относится к категории оружия, применяемого скрытно. В настоящий момент нет официально зафиксированных фактов существования либо применения данного вида оружия. Сообщения о психотронном оружии имеют признаки сознательной мистификации либо применения определённых технологий воздействия на массовое сознание, направленных на формирование среди населения устойчивого вида фобий (страхов), актуализация которых может быть использована для достижения пропагандистских эффектов деструктивного характера.
Вопросы к зачёту
1. Понятия «информации», основные подходы к определению термина.
2 Понятие международная безопасность, его трансформация под влиянием фактора
информатизации современного общества..
3.Информационное общество. Теоретические концепции информационного общества.
4.Критерии информационного общества (технологический, экономический, эволюции сферы занятости, пространственный и культурный).
5Политические риски и угрозы информационного общества, проекция на военную сферу.
6.Признаки ведения информационной войны в межгосударственных отношениях, мировой политике, в гражданском обществе.
7.Информатизация и глобализация.
8. Информатизация процесса производства и управления, глобальные сети и глобальное управление, расширение экономической географии, революция в военном деле.
9.Основы противоборства в информационной сфере. Типы активных действий в информационном пространстве,
10. Новые объекты информационной безопасности (открытые информационные сети, бизнес, общественное сознание, интересы личности).
11. Традиционные объекты обеспечения информационной безопасности общества и государства.
12.Информационное оружие – новый вид оружия массового поражения. Типология
информационного оружия.
13..Угрозы международной информационной безопасности (МИБ).
14.. Принципы классификации и источники угроз МИБ.
15. Объекты МИБ. Субъекты информационного воздействия.
16. Применимость общих принципов международного права к борьбе в информационной сфере.
17. Информационная угроза и информационная агрессия..
18.. Правовые последствия ведения информационных войн.
19. Основные договоры в области разоружения и возможность их распространения на
те или иные виды информационного оружия..
20. Международное право вооруженных конфликтов и его применимость к действиям в информационной сфере
21. Международное гуманитарное право и его применимость к конфликтам с применением информационных средств.
22.. Применимость международного договорного права в области разоружения к вопросу ограничения информационного оружия.
23.. Режим экспортного контроля и за распространением информационно-коммуникационных средств и технологий.
24. Российские инициативы в области МИБ.
25.. Реакция мирового сообщества на российские инициативы в области МИБ.
26. Переговорный процесс и международное сотрудничество в области ограничения информационных видов оружия. Работа Комитетов ООН по безопасности и разоружению, по космосу, МСЭ, «восьмерки», Евросоюза в области МИБ.
27. Перспективы установления международного контроля над информационными видами оружия.
28. Природа и характер информационных угроз личности отдельного члена общества.
29. Проблема создания и использования психотронного оружия в гражданских и международных конфликтах.