Власти) в разрезе основных организационно-правовых форм 2 страница
На обращения журналистов необходимо отвечать предельно оперативно: если журналист позвонил в пресс-службу и не получил исчерпывающего ответа на свой вопрос, он больше никогда туда не позвонит, так как найдет другие возможности узнать то, что его интересует. Звонок журналиста нельзя оставлять без внимания. «Нет ни места» — не ответ, в пресс-службе крупной организации обязательно должен быть дежурный специалист, даже и вечернее, а в ряде случаев — и в ночное время. Журналисты очень часто звонят вечером, когда верстаются завтрашние газеты и готовятся вечерние выпуски новостей, с целью что-то уточнить. Другой период особой активности приходится на раннее утро — 08.00-09.00 часов (многие региональные газеты в 13.00 уже закрываются). Хороший пресс-секретарь должен знать эти особенности работы журналистов и подстраивать свой график под их активность.
В качестве положительного примера работы российских общественных организаций с общественность можно привести опыт достаточно молодого правозащитного движения «Сопротивление» (http://www.soprotivlenie.org/)
и старейшей российской правозащитной организации «Московская Хельсинская группа» (http://www.mhg.ru/). МХГ очень грамотно работает с журналистами, потому что это организация с огромными традициями, которая много лет существовала на западные гранты и хорошо знает стиль публичных взаимодействий, принятый в современном мире. Н связи с этим у массовой аудитории ошибочно складывается ощущение, что правозащитной проблематикой в России занимается только одна структура, хотя организаций подобной направленности достаточно много.
Далее мы рассмотрим опыт работы пресс-службы в рамках крупнейшего профессионального объединения журналистов — Союза журналистов России (СЖР), с которым приходится взаимодействовать многим пресс-службам и самим СМИ (в России на сегодняшний день более 2000 членом СЖР).
Целевую аудиторию пресс-службы СЖР составляют:
♦ СМИ;
♦ региональные отделения СЖР;
♦ посетители официального сайта СЖР, не имеющие прямого отношения к деятельности этой общественной организации.
В данном случае пресс-служба выступает в качестве связующего звена между центром и территориями. Для членов важна самая разная информация, и прогресс информационного обмена является одним из элементов консолидации НКО, имеющей отделения в субъектах РФ . Вдруг руководитель сегодня скажет о том, чего не знают в Якутии или на Дальнем Востоке? Может быть, они ждут именно этого?). Эффективной технологией вовлечения регионов в созидательную работу является проведение конкурса в конце года с целью определения самых активных региональных отделений. Для регионов в принципе важна информация о проведении конкурсов и фестивалей . Такой раздел есть на сайте СЖР — http://www.ruj.ru/).
Пресс-секретарь Союза журналистов России Петр Полоницкий подчеркивает, что организация, которую он представляет, «находится внутри медийного сообщества
и, казалось бы, само сообщество достаточно информировано о том, что происходит внутри него. Однако практика показывает, что недостаток информации есть.
Тезис о том, что журналисты в ряде случаев «ленивы и нелюбопытны» иногда подтверждается. Хотя сама профессия подразумевает человека образованного в разных областях, что должно позволить ему искать и обрабатывать информацию».
Действительно, не первый раз эксперты отмечают наличие того факта, что журналистов в нынешних условиях нужно заинтересовывать, так как они лишь в редких случаях самостоятельно выходят на контакт. В этом — специфика работы пресс-службы в современных условиях по сравнению с периодом пятнадцатилетней давности, когда информационное пространство было менее насыщенным и «акулам пера» во многих случаях приходилось самостоятельно находить нужные сведения и факты.
Возвращаясь к процессу создания пресс-службы СЖР, необходимо отметить, что на начальном этапе главе подразделения предстояло выстроить отношения информационного обмена внутри коллектива. Для общественных организаций в принципе характерен внутренний плюрализм, в СЖР это особенно проявлено, так как многие сотрудники аппарата Союза обладают учеными степенями, преподают журналистику и PR на специализированных факультетах, являются авторитетными профессионалами в своих областях. На начальном этапе психологическая задача для пресс-секретаря состояла в том, чтобы найти индивидуальный подход к каждому, так как ему необходимо распространять публичную информацию обо всех в компактном и объективном виде. В СЖР функционал между сотрудниками распределен: есть группы, которые отвечают за правовую помощь, за профессиональную поддержку, творческие конкурсы, работу профсоюза, учебу, взаимодействие с ветеранами.
Целевая аудитория: СМИ, региональные отделения СЖР и публика, которая заходит на сайт СЖР, не имеющая прямого отношения к его деятельности. В конце года определяются самые активные региональные отделения.
Работа пресс-службы СЖР организована следующим образом:
1) ежедневный мониторинг того, что происходит в СМИ;
2) сбор информации от региональных отделений (на местах происходит очень много интересно);
3) сбор, обработка и размещение на сайте СЖР информации, касающейся проблем медиасообщества;
4) размещение информации о деятельности Общественной коллегии по жалобам на прессу;
5) контакты с журналистами федеральных и региональных СМИ (рассылка пресс-релизов, анонсирование мероприятий СЖР, организация комментариев экспертами Союза);
6) размещение электронного дайджеста нарушений прав журналистов и СМИ («Фонда защиты гласности»);
7) создание и реализация информационных поводов;
8) подготовка пресс-конференций с участием председателя и секретарей СЖР;
9) консультирование журналистов по вопросам, связанным с деятельностью СЖР;
10) контакты с партнерами Союза журналистов России в
части проведения профессиональных конкурсов или
публичных мероприятий, обмена информацией;
11) организация работы сайта СЖР;
12) сбор и кодификация информации о СМИ и журналистов, пресс-служб государственных структур, корпораций и НКО;
13) подготовка писем, заявлений, медиапланирование с учетом рабочего графика председателя СЖР и мероприятий организации.
Следует отметить, что в такой организации, как Союз журналистов России, пресс-служба занимается не только распространением информации, но и разносторонней работой с журналистами, партнерами СЖР, основываных на запросах своей целевой аудитории, что позволяет рассчитыватьна положительный эффект в долгосрочной перспективе.
Такимобразом, можно сделать общий вывод, что общественным организациям не стоит бояться, а тем более
избегать, создания пресс-службы. Естественно, у всех бывают ошибки, и так называемых «детских болезней» тоже не избежать. Одним из способов эффективного решения данного вопроса является инициирование дискуссии членов организации о ее целях и задачах в сфере связей с общественностью, стратегии развития и планах информационной активности. В некоторых случаях для реализации решений может потребоваться изменение и корректировка Устава организации, так как он должен постоянно дополняться в соответствии с изменением жизненных реалий. Некоммерческая организация и ее пресс-служба должны быть мобильными и уметь быстро приходить к единому мнению, которое они будут транслировать в СМИ. Если выработка позиции будет занимать длительное время, то актуальность многих информационных поводов может быть утеряна, а в условиях борьбы за внимание СМИ это недопустимо.
Пресс-служба НКО, в первую очередь, должна стремиться создавать собственные информационные поводы и активно применять технологию событийной коммуникации. Если не бояться ставить подобные задачи перед собой и на регулярной основе осуществлять данную работу, то успех неизбежно придет.
Глава 4
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕСС-СЛУЖБ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ1
В отечественной науке в области общественных коммуникаций работе спортивных организаций уделяется незначительное внимание, вместе с тем, это очень важный сегмент социальных отношений, который становится все болеевлиятельным с течением времени. Повышение внимания населения к спорту высших достижений, государственные программы популяризации физической культуры и здорового образа жизни, рост инвестиций в данную сферу — эти и многие другие условия способствуют тому,что направление взаимодействия спортивных организаций представителями СМИ должно иметь прочную методологическую базу и профессиональных специалистов.
Выше уже говорилось о том, что от деятельности пресс-службы зависит имидж и отношение к организации со стороны внешних аудиторий. Внешнее отношение оказывает значительное влияние и на коллектив самой организации, так как негативные настроения общества оказывают сильное деструктивное психологическое воздействие на коллектив, снижая его уверенность в себе и coздавая внутреннее напряжение. Это особенно применимо
к деятельности спортивных организаций, что обуславливает крайне важную роль специалистов, отвечающих за связи с общественностью и обеспечивающих взаимодействие со средствами массовой информации. Пресс-служба является одним из необходимых элементов спортивного мира,
Авторы выражают благодарность за помощь в подготовке материалов пресс-секретарю РФС Малосолову А.В. и Президенту ВОБ Шпрыгину A.M.
так как команды и спортсмены не могут существовать сами для себя. Отечественный мир спорта в настоящее время проходит этап становления профессиональных связей с общественностью. Только относительно недавно для спортивных менеджеров стало очевидно, что взаимодействие со СМИ может приносить значимые результаты для всей организации.
В нашей стране наиболее развитыми среди остальных видов спорта являются пресс-службы футбольных клубов, так как к ним привлечено повышенное общественное внимание, поэтому мы будем активно обращаться к их опыту.
Еще одной специфической чертой является то, что в России большинство специалистов, осуществляющих в спортивных клубах взаимодействие с журналистами, называются не пресс-секретарями, а пресс-атташе.
Обозначим общие условия, из-за которых работа пресс-службы имеет особое положение в функционировании спортивных организаций:
♦ высокое внимание общественности к спортивному клубу;
♦ активная публичная деятельность спортивной организации и ее представителей;
♦ периодическое возникновение кризисных ситуаций из-за снижения результатов, что является неизбежным явлением в спорте;
♦ высокая зависимость от спонсоров и учредителей спортивной организации, то есть тех субъектов, кто
обеспечивает материальную базу.
Следует отметить, что в большинстве отечественных спортивных организаций отсутствуют такие специалисты, как бренд-менеджеры, маркетологи, пиарщики, поэтому пресс-служба берет на себя весь функционал, направленный на связи с общественностью, рекламу и продвижение бренда.
По сути, спорт — это один из видов представления (англ. entertainment), в котором действуют многие из правил шоу-бизнеса. В спорте бывают очень быстрые взлеты, но также могут быть и падения, которые вызваны и отсутствием внимания со стороны аудитории — тех, для кого во
многом и предназначено спортивное мероприятие, — зрителей. Поэтому пресс-служба — это один из важнейших институтов, способных обеспечивать поступательное развитие спортивной организации, выстраивать ее отношения с представителями СМИ и развивать бренд.
Одной из особенностей отечественного спортивного менеджмента является то, что современные принципы построения отношений с представителями СМИ находятся лишь в начале своего развития и в этом многие организации отстают от своих западных коллег. Эксперты отмечают, что в странах Запада существует прочная уверенность в том, что спорт — это, в том числе, и инструмент для наработка денег, причем такая философия применима не только к клубам топ-уровня, но и середнякам, а также к организациям, известным исключительно на локальном уровне. К сожалению, в России в большинстве случаев еще не научились получать хорошую прибыль из проведения спортивных мероприятий. Причин этому несколько: начиная от недостаточного профессионализма сотрудников, отвечающих за данное направление, заканчивая недостаточным интересом аудитории к спорту, вина за что опять же отчасти может лежать на сотрудниках, которые отвечают за связи с общественностью.
В условиях успешной деятельности пресс-службы спортивная организация приобретает следующие преимущества.
1. Коммерческие выгоды:
♦ привлечение болельщиков на трибуны и повышение
продажи билетов и абонементов;
♦ повышение доходов от продажи прав на телевизионные и радиотрансляции;
- увеличение числа рекламодателей на спортивных объектах;
♦ активизация продажи сувенирной и прочей продукции на территории спортивного объекта и за его
пределами;
♦ привлечение дополнительного финансирования со
стороны учредителей организации и ее спонсоров;
♦ возможное создание фонда «частных пожертвований»
на нужду организации (клуба);
♦ повышение «стоимости» человеческого капитала
спортивной организации (игроки, тренерский штаб,
менеджмент клуба).
2. Приращение символического капитала:
♦ повышение известности и популярности клуба среди
болельщицкого сообщества и внешней аудитории;
♦ увеличение престижа спортивной организации;
♦ развитие бренда и продвижение его среди целевой
группы;
♦ возможность создания «клубной религии» для тех, кто
отождествляет себя с организацией и привлечение в
ее ряды новых членов (фанатов).
3. Рост спортивного потенциала организации:
♦ содействие профессиональному развитию сотрудни
ков спортивной организации з,а счет создания благоприятной внешней атмосферы и информационного
фона;
-привлечение детей и молодежи в спортивные, детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), родители которых при выборе ориентируются на сильный, известный им бренд;
♦ влияние на собственные спортивные результаты и потенциал конкурентов за счет реализации профессиональной информационной политики.
4. Выполнение социальной миссии:
♦ пропаганда здорового образа жизни, физической культуры, спорта и туризма;
♦ снижение социальной напряженности и потенциала
девиантных (отклоняющихся) форм поведения;
♦ вовлечение молодежи в активную созидательную деятельность;
♦ усиление чувств патриотизма в сознании населения. Таким образом, пресс-служба может вносить значительный вклад в увеличение прибыли спортивной организа-
ции, но актуально это только в том случае, когда во главе этого органа находится профессиональный специалист, обладающий необходимыми для этого качествами и полномочиями.
Современная отечественная ситуация в области связей с общественностью в спорте характеризуется тем, что наряду с открытыми для СМИ и общественности спортивными организациями, существуют и те, которые уделяют недостаточно внимания развитию пресс-службы. В большинстве случаев это происходит из-за того, что руководители конкретных спортивных учреждений не понимают значения данного блока и поэтому команда является «закрытым» субъектом.
Применительно к футболу, минимизацию данного негативного явления обеспечивает Российский футбольный союз (http://www.rfs.ru/), который старается вовлекать пресс-службы организаций в активную совместную созидательную работу по реализации проектов и обмена информацией. Одним из необходимых условий данной работы является наличие воли у руководства клуба (федерации), твердого измерения быть открытыми перед внешней аудиторией, последовательными в действиях.
Пресс-службы спортивных организаций, как правило, стремятся к реализации следующих трех основных направлений.
1. Болельщики:
♦ информирование населения о деятельности организации, ее спортивных результатах и новостях;
♦ наполнение и развитие в сети Интернет официального сайта организации;
♦ ведение диалога с болельщиками, в том числе и в виртуальном пространстве;
♦ минимизация негативных настроений среди общественности по отношению к организации, которые
могут возникнуть в случае неудовлетворительных
результатов соревнований и т.д.
2. Партнеры:
♦ взаимодействие с представителями других организаций и представителями федераций, проводящих соревнования (применительно к футболу — это Профессиональная футбольная лига (ПФЛ), Российская футбольная Премьер-Лига (РФПЛ), Российский футбольный союз (РФС).
3. Журналисты:
♦ проведение презентационных мероприятий (пресс-
конференции, выступление на культурно-массовых
мероприятиях игроков и руководителей организации
и т.д.);
♦ блокирование недружественных атак и нападок со
стороны журналистов и представителей внешней общественности;
♦ формирование пула лояльных журналистов.
4. Коллектив организации:
♦ содействие игрокам, тренерам и руководству команды в их взаимодействии со СМИ;
♦ создание атмосферы конструктивного взаимодействия
между всеми членами внутри организации — «функционал психолога».
К общим для всех целевых аудиторий направлениям работы можно отнести:
♦ издание печатной, фото- и видеопродукции от имени клуба;
♦ формирование позитивного имиджа организации и
развитие ее бренда;
♦ проведение онлайн конференций с руководителями
и игроками.
Эксперты в области связей с общественностью и спортивного менеджмента отмечают, что существует ряд причин, препятствующих формированию и работе пресс-служб на профессиональном уровне. Для того, чтобы указать на наиболее распространенные ошибки, приведем перечень самых актуальных из них для отечественных спортивных организаций.
1. Низкое качество общения представителей спортивных организаций с журналистами.
В странах Запада пресс-служба осуществляет плотное взаимодействие с игроками и тренерским штабом. Поэтому в случае, если у представителей СМИ появляется интерес к конкретной персоне клуба с целью получения развернутого интервью, пресс-служба помогает игроку или тренеру, организуя встречу и инструктируя его. В то же время, сами члены спортивной организации понимают особую важность общения с журналистами и открытости перед болельщиками.
В идеале пресс-секретарь должен помогать спортсменам, во-первых, для того, чтобы не было несанкциониро-нанных попыток связаться с ними со стороны СМИ, а, во-нторых, чтобы в ходе диалога не было двусмысленных пысказываний, которые журналист потом смог бы некорректно трактовать. Это может нанести ущерб имиджу конкретного человека и организации в целом. В рамках организации должны складываться такие условия, чтобы спортсмен мог легко обратиться к пресс-атташе за содействием н организации контактов со СМИ. К сожалению, в настоящее время в России многие пресс-службы недостаточно плотно работают со спортсменами, а последние уделяют недостаточное внимание данному сегменту своей работы, ла частую отказываясь от контактов с журналистами.
2. Отсутствие профессионализма у пресс-атташе и низкий уровень квалификации сотрудников пресс-службы.
Сотрудник пресс-службы спортивной организации должензнать профильный вид спорта, разбираться во всех тонкостях данного сегмента. На практике был случай, когда в одном известном российском футбольном клубе пресс-атташе стал человек, который после утверждения в должности потребовал у сотрудников подразделения распечатать список команд Премьер-Лиги. Понятно, что подобные ситуации недопустимы в пресс-службах, поэтому большая ответственность ложится на руководителя спортивного клуба, который утверждает пресс-атташе в должности.
Одной из причин отсутствия опыта и профессионализма v пресс-атташе и сотрудников «спортивной пресс-служ-Пы» является то, что в нашей стране нет учреждений, специальное профильное образование в данной
области. Возможно, в качестве полноценной специализации оно и не нужно, однако введение данной дисциплины актуально в рамках образовательной программы «Спортивного менеджмента» либо в виде курсов переподготовки и повышения квалификации.
Учитывая тот факт, что пресс-службы многих спортивных организаций и клубов в России состоят из одного сотрудника (пресс-атташе), на него ложится большая ответственность за развитие направления по связям с общественностью и журналистским сообществом. Данная работа требует особых профессиональных навыков, в чем-то отличных от тех, которые необходимы сотрудникам пресс-служб в других сферах деятельности. К сожалению, в пресс-службах спортивных организаций, в частности, футбольных клубов, осталось немало сотрудников, мыслящих и работающих no-старинке, в худших советских традициях. Однако пресс-атташе футбольного клуба должен быть современным человеком, способным работать с применением новых технологий, в том числе, в виртуальном пространстве, уметь объединять в едином процессе болельщиков, игроков и учредителей клуба.
Значительную работу в области спортивных общественных коммуникаций проводит Российский футбольный союз и Континентальная хоккейная лига, которые стремятся воздействовать на ситуацию в пресс-службах клубов высшего эшелона, так как, к сожалению, нередки случаи, когда подразделение работает непрофессионально, выдавая неверные сведения или неделями не обновляя информацию на официальном сайте клуба. Естественно, данные факты негативно влияют не только на позиции самого клуба, но и на имидж конкретного вида спорта и федерации, которая его представляет.
3. Превышение должностных полномочий пресс-атташе.
Превышение должностных полномочий со стороны пресс-атташе является достаточно распространенным явлением в современном отечественном спортивном мире. Наиболее часто это проявляется в футболе как в виде спорта, привлекающем повышенное общественное внимание. Проявляться превышение полномочий может в том, что пресс-
атташе начинает излишне вмешиваться в вопросы, которые не составляют его непосредственных полномочий, например, осуществлять «переписывание» истории клуба, проявлять излишнее участие в жизни болелыцицких объединений, некомпетентно формировать фанатскую субкультуру, публичное осуждение (без согласования с учредителями и спортсменами) поведения болельщиков, их акций, баннеры и атрибутику.
В идеале пресс-атташе — это человек, четко и профессионально исполняющий свои непосредственные обязанности, действующий исключительно исходя из интересов клуба и не преследующий цели личного PR за счет организации.
Типичная ошибка такого рода была допущена бывшим пресс-атташе ФК «Спартак» (Москва) Владимиром Шевченко, который самостоятельно написал гимн клуба, исполнил его и стал навязывать в качестве официального. В частности, в нем были следующие слова: «Спартаковцы, была бы честь, а мясо нарастет!»1 Данный гимн был упразднен руководством клуба по многочисленным просьбам болельщиков2.
4. Недостаточное внимание к блоку связей с общественностью в целом.
Обозначенная проблема является достаточно частым явлением в современном спортивном менеджменте. К сожалению, многие руководители не уделяют данному блоку необходимого внимания. Происходит это по ряду причин. Отчасти связано это с тем, что руководство организации не отдает себе отчета в том, что открытость организации перед общественностью и журналистами -— это одно из необходимых условий ее успешного функционирования. Причем справедливо данное замечание не только для наиболее известных и популярных объединений. Напротив, организациям, не имеющим значительного болельщицкого
1 «Мясо» — оскорбительное прозвище болельщиков ФК «Спартак»
(Москва). ' Адрес публикации в сети Интернет: http://www.ntvplus.ru/sport/
news.xl?id= 14359
капитала, даже в большей степени необходимо обращать внимание на работу пресс-службы. С другой стороны, ряд руководителей не хочет публичности и открытости организации, которую они возглавляют. Естественно, если руководитель организации не придает значения развитию пресс-службы, то финансирование данного подразделения происходит по остаточному принципу. В большинстве подобных случаев пресс-атташе не является специалистом, проявляющим инициативу и стремящимся к применению новых, более эффективных технологий работы.
Наличие данного обстоятельства тем более недопустимо, когда речь идет о какой-либо федерации конкретного вида спорта или организации, учредителями которой являются региональные органы исполнительной власти или местного самоуправления. К сожалению, данные случаи имеются, поэтому, к примеру, РФС старается внедрить принцип информационной открытости в практику спортивного менеджмента.
Основная проблема пресс-служб многих спортивных организаций заключаются в низком внимании журналистов к спортивной организации (клубу).
В России спорт во все времена являлся достаточно значимым явлением социальной жизни. Журналисты, естественно, обращают внимание на то, что интересно целевой аудитории, поэтому спорт в целом является важной темой в сообщениях СМИ.
При этом нельзя сказать, что все спортивные организации избалованы вниманием со стороны журналистов. Естественно, пресс-службам необходимо применять различные технологии, чтобы их информация получила распространение в СМИ и журналисты хотели рассказывать об их клубе или команде.
Наличие или отсутствие внимания СМИ к спортивным организациям зависит от разных причин, среди которых можно выделить следующие:
♦ интересен или нет населению данный вид спорта;
♦ насколько популярна команда (клуб);
♦ каков профессионализм пресс-службы, с которой
журналисту придется взаимодействовать в ходе под
готовки материала;
♦ наличие привлекательного естественного (например, победа в матче, высокое место в турнирной таблице) или искусственного (встреча с болельщиками) информационного повода, который можно осветить в материале.
Из этого следует, что на внимание журналистов к спортивной организации каждый раз влияют многие факторы, око не является постоянной величиной. Даже в точение сезона среднее ежемесячное количество статей о футбольном клубе может меняться несколько раз: от критически низкого до высокого показателя. Безусловно, огромное влияние на этот процесс оказывают спортивные результаты клуба или конкретного спортсмена, хотя свой несомый вклад вносит и деятельность пресс-службы.
Настоящий профессионал в области связей с общественностью не будет ориентироваться только лишь на те со-Пытия, которые происходят сами собой: соревнования, матчи, старты, сборы. Он будет стараться применять технологии событийной коммуникации, искусственно создания привлекательные информационные поводы, интересные для журналистов, вовлекая болельщиков в общую жизньс командой и спортсменами, заставляя вместе с ними переживать все победы и несчастья.
Пресс-атташе должен развивать не только бренд органы лации, но и имидж людей, ее составляющих. В обязанности этого специалиста входит помощь игрокам и тренерам о приращении их собственного личностного ресурса и медийного капитала, путем увеличения числа их появлений и прессе и на телевидении, формирования образа, который будет привлекать внимание, а соответственно, и деньги поклонников, старающихся быть похожими на своих кумиров. В данном случае работа пресс-атташе похожа на фун-ицнонал политтехнолога, продвигающего кандидата на выборах.
Пресс-атташе должен «продавать» образ спортсмена потребителю — тем, кто интересуется спортом. Лишь и ппом случае обеспечиваются интересы всех заинтересованных сторон. Например, применительно к футбольнойкоманде, ситуация будет выглядеть так:
♦ спортсмен получает известность, возможность для дополнительного дохода и перехода на качественно
новый уровень своего профессионального развития,так как на него ровняются другие;
♦ болельщики получают новую «звезду», которая дает высокий результат и приносит победы их любимой
команде;
♦ владельцы клуба могут рассчитывать на увеличение доходов от продажи билетов и рекламы, а впоследствии получают возможность передать игрока в клуб более высокого уровня за высокие отступные, получить прибыль и воспитать новую «звездочку»;
♦ пресс-атташе профессионально увеличивает свой заработок и усиливает авторитет в профессиональном
сообществе, так как профессионально выполняет свою работу.