Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного
Раздел 2. Образование и развитие Московского
Российского) централизованного государства
Русское государство в XVI веке.
Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного
Внутренняя политика Ивана Грозного. Первым русским царем стал Иван IV Васильевич (1533-1584 гг.), принявший царский титул в 1547 году. Отца он лишился в 3-х летнем возрасте, а через 5 лет умерла и его мать Елена Глинская. Вокруг молодого и неискушенного в государственных делах царя образовалась группа приближенных лиц, названная впоследствии Избранной радой. Она, не являясь формально государственным учреждением, по содержанию своей деятельности в течение нескольких лет была именно правительством и от имени царя управляла государством. Во главе этого правительства стояли царский постельничий Алексей Адашев и царский духовник, протопоп Благовещенского собора Сильвестр (ему приписывается авторство «Домостроя»).
С деятельностью Избранной Рады связан ряд важнейших государственных реформ, направленных на углубление процессов централизации и завершение объединения страны и проводимых способами, адекватными тому времени и уровню развититя страны.
В первую очередь это относится к реформам государственного и местного управления. Так, из практики совместных заседаний высших органов светской и духовной властей – Боярской Думы и Освященного собора – постепенно сложился более расширенный форум, получивший название Земского собора. Соборы созывались для решения наиболее важных вопросов в жизни государства: начала войны и заключения мира, необходимости введения новых налогов и др. Земский собор состоял из двух палат. В Верхней, под председательством царя, заседала Боярская дума и Освященный собор; в Нижней – Ответной, – люди со всей страны и «ото всех чинов»: представители мелкого и среднего дворянства, купечества, а с начала XVII в. – казачества и черносошного (государственного) крестьянства. Первым Земским собором принято считать Собор 1549 г., названный «Собором примирения». Последним считается Собор 1653 г., на котором решался вопрос о воссоединении Украины с Россией. Соборы собирались и позднее (например, Собор 1682 г. при Федоре Алексеевиче решал вопрос об отмене местничества), но они уже были не так представительны и не имели такого значения, как Соборы второй половины XVI – первой половины XVII вв. Все вопросы обсуждались по палатам, но итоговое решение принималось всем составом Собора и подписывалось царем. Практика созыва Земских соборов означала становление в России сословно-представительной монархии.
Важным государственным органом продолжала оставаться и Боярская дума, в которую входили представители четырех думных чинов: думных бояр, окольничих (старорусское «окольничать» означает «править»), думных дворян и думных дьяков, назначавшихся царем пожизненно.
Центральными органами управления в период сословно-представительной монархии оставались приказы – общегосударственные органы, ведавшие либо отраслями управления в масштабе всей страны (Поместный, Разрядный, Пушечный, Разбойничный, Житный и др.), либо определенными территориями (Казанский, Астраханский, Сибирский и т.д.), либо обслуживающие дворец и дворцовое хозяйство.
При реформе местного управления в 1540-1556 гг. система кормлений была отменена, а наместники и волостели заменены выборными губными и земскими органами. Губная и земская избы представляли собой судебно-административные округа с выборной администрацией: земскими старостами и судьями (целовальники). Избирались они тягловым (податным) населением городов и черносошным крестьянством. Губные избы – это округа с преобладанием помещичьего землевладения, а земские – с торгово-ремесленным населением. Компетенция и деятельность их была однотипной: борьба с уголовными преступлениями, сбор податей, наблюдение за исполнением повинностей. С 1556 г. земские и губные избы стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, обладавшим административными, полицейскими и военными функциями. Воеводы опирались на специально созданный аппарат – воеводскую избу, состоявшую из дьяков, приставов и приказчиков. Воеводское управление значительно усилило представительство центра на местах.
Избранной Радой была проведена и финансовая реформа, сосредоточившая всю денежную власть в руках государства: только казна теперь имела право чеканить монету. Была приведена в систему и государственная податная политика: были установлены единые критерии налогообложения, проведена опись земельных угодий, установлены единые прямые и косвенные налоги.
В это время происходило и дальнейшее юридическое оформление сословного деления общества, закрепление сословных обязанностей и привилегий. В правящем классе достаточно четко выделились две социальных группы: феодальная аристократия (бояре) и служилое сословие (дворяне).
Основой экономического благосостояния первой группы являлось вотчинное землевладение, а второй – поместное. Вотчина была наследственной собственностью, а поместье давалось при условии службы и на срок этой службы. Как правило, вотчины по своим размерам превышали поместные раздачи. Помещик, получавший землю в пользование на срок и в ограниченном размере, более интенсивно эксплуатировал проживавших на ней крестьян. Между вотчинниками и помещиками шла постоянная борьба за крестьян, за новые рабочие руки. Очевидно, что вотчинники эту борьбу выигрывали.
С середины XVI в. правительство начинает юридически уравнивать вотчину с поместьем, продолжая политику возвышения дворянства как противовеса в борьбе с боярством, потенциально склонного к раздробленности. С этой целью был установлен единый порядок государственной (военной) службы: с определенных размеров земельных угодий, независимо от их вида (вотчина или поместье), хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей. Таким образом, на протяжении XVI в. дворянство все более становилось главным служилым сословием, основой царского войска и бюрократического аппарата.
Основным источником денежных доходов для казны являлось городское население. Горожане в XVII в.получили устойчивое наименование «посадских людей». Сложилась определенная иерархия городского населения: «гости», купцы суконной сотни, «черные» люди. Часть дворов в городе, принадлежащих духовным и светским феодалам, называлась «белыми слободами» и освобождалась от государственного «тягла» (государственных податей). «Белые слободы» представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из «черных слобод» квалифицированную рабочую силу. Поэтому платившие «тягло» горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших из него людей и заложенного городского имущества.
Самостоятельным сословием стало духовенство. В XV-XVII вв. церковь являлась одним из крупнейших землевладельцев. Уже в начале XVI в. правительство пыталось ограничить рост монастырского землевладения. На Стоглавом Соборе 1551 г., кроме составления единого для страны списка святых и унификации церковных обрядов, был поставлен вопрос о секуляризации церковных земель, т.е. изъятии их в государственную собственность. Стоглавый Собор отклонил секуляризационные планы правительства, но вынужден был ограничить церковные владения в городах. Кроме того, ограничивались земельные дарения монастырям; им также запретили покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на «помин души».
Опричнина. Проводимые реформы, имевшие целью преодоление остатков феодальной раздробленности и укрепление государственности, были резко прерваны новым курсом Ивана Грозного. (ссылка «Новая»: Опричнина) В 1566 г. очередным Земским собором была утверждена опричнина, подразумевавшая определенную систему политических мероприятий. Опричнина предполагала разделение земли на две части: опричнину и земщину. В опричнину попали самые плодородные и богатые земли. Все бояре и дворяне, записанные в опричнину, переселялись на опричные земли; не попавшие в нее – отправлялись в земщину. Все центральное управление и дворцовые ведомства также делились на опричные и земские. Земщиной правила Боярская дума и приказы, а опричниной – царь и Опричный двор, выбравшие своей резиденцией Александровскую слободу (сейчас это подмосковный город Александров).
На проведение опричных мероприятий и содержание опричного войска царь собрал с земщины огромную сумму в 100 тыс. рублей. Во главе опричнины встали знатный боярин Григорий Плещеев и Малюта Скуратов из рода Бельских. Был учрежден и особый корпус в тысячу человек для личной охраны царя, воины которого, одетые в черную монашескую одежду, ездили на вороных конях с черной сбруей и притороченными к седлу метлами и собачьими головами (чтобы «вынюхивать и выметать измену»). Современник событий князь А.М. Курбский писал в «Истории о великом князе Московском», что царь «учинил окрест себя всесильный и великий полк сатанинский... собрав человек скверных и всякими злостями отмеченных». Опричники клялись царю в верности и обязывались служить с полным и беззаветным подчинением.
Главную цель опричнины Иван IV видел в устрашении всех недовольных его политикой. Сам он понимал верховную власть как неограниченный произвол лица, наделенного по праву рождения высшими властными полномочиями («кого хочу казню, кого хочу милую...»). В тот период времени, однако, абсолютная власть царя не соответствовала уровню развития страны и являлась, по сути, попыткой форсированной и насильственной централизации. Опричнина с неизбежностью сопровождалась массовыми казнями, пытками, уничтожением усадеб и полным разграблением имущества опальных лиц, главным образом, бояр. Практиковались и карательные экспедиции против целых городов и уездов страны. Особенно жестоким был новгородский поход в 1569-1570 гг., который превратился в 40-дневный грабеж города с массовыми убийствами и кровопролитием (Иван IV обвинил новгородцев в «измене»). Опричнина нанесла громадный урон экономике страны. Повсюду наступило «запустошение земель».
В 1572 г. Иван IV отменил опричнину и даже под страхом смертной казни запретил произносить это слово. Процесс объединения земщины с опричниной вновь сопровождался перетасовкой земель и перемещением людей («перебором людишек»). Сам же Иван IV метался от одной группировки к другой и везде ему мерещились заговоры и измены.
В 1575 г. Иван посадил на царский престол крещеного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, а себя велел именовать Иванцом – князем московским. К Симеону он обратился с просьбой о разрешении на «перебор людишек». По стране прошла новая волна репрессий и казней. По массовости она значительно уступала прежним опричным казням, но все-таки была достаточно жестокой. Через год Симеон, исполнив свою роль, был смещен с трона и отправлен на жительство в Калугу.
Умер Иван IV Грозный в 1584 г., и смерть его сопровождалась слухами об отравлении царя «презельства его ради». Правление первого русского царя, таким образом, делится как бы на два этапа: первый, связанный с деятельностью Избранной Рады и необычайно успешный, был направлен на достижение социально-экономической интеграции страны, преодоление остатков феодальной раздробленности. Второй, начавшийся после смерти первой жены Анастасии в 1560 г., ознаменовался попытками форсированной централизации в форме опричнины, резким и неоправданным стремлением возвысить личную власть, править самодержавно.
Сопутствовавшие этому репрессии обескровили страну, предопределив ее дальнейшее развитие по крепостническому пути: в 1581 г. Иван Грозный устанавливает режим «заповедных» лет, фактически запрещающий переход крестьян в Юрьев день.
Внешняя политика Ивана Грозного. Важнейшими задачами внешней политики молодой страны являлись расширение территории до естественных границ и охрана государственных рубежей.
Одним из основных направлений было восточное. Волжский торговый путь и плодородные земли Поволжья контролировались наследниками распавшейся Золотой Орды – Казанским и Астраханским ханствами. Кроме того, они совершали постоянные грабительские набеги на русские территории и требовали «поминки» – выплату дани в память о подчинении Руси Орде. В 1552 г. технически хорошо оснащенные русские войска осадили и взяли Казань. Спустя четыре года покорилась и Астрахань. Часть приволжских территорий, Башкирия и Ногайская орда, признали свою зависимость от России. Присоединение Поволжья открывало России Волжский торговый путь, а также выход в Среднюю Азию и к Северному Кавказу.
Восточное направление продолжило и продвижение в Сибирь: сформированное на средства русских купцов казачье войско под предводительством Ермака в начале 1580-х гг. покорило Сибирское ханство, включив в пределы Российского государства огромные земельные пространства.
Не менее острым был и «балтийский вопрос». Стране необходим был беспрепятственный выход к морю, который дал бы возможность наладить торговые связи с Западной Европой, принять участие в колониальных грабежах. В этом было заинтересовано как само государство, так и русское купечество. Русское дворянство также нуждалось в получении новых земель, а прибалтийские земли, ранее принадлежавшие Руси, были особенно привлекательны.
Захвативший эти земли Ливонский орден представлял для страны серьезную угрозу. Россия по инициативе царя решила вступить в войну с Ливонией, рассчитывая на поддержку местного населения, страдавшего от гнета немецких феодалов. В кругах, близких к царю, по поводу Ливонской войны возникли разногласия. Избранная Рада настаивала на укреплении и замирении недавно приобретенных восточных территорий, полагая, что их неустроенность не позволяет начинать войну в другом регионе. Однако Иван IV настоял на войне, поводом к которой послужил отказ от выплаты Ливонским орденом юрьевской дани за Дерпт (Юрьев), основанный еще Ярославом Мудрым, которую Орден обязался выплачивать по договору с Иваном III от 1503 г., а также задержка в Ливонии западных мастеров, приглашенных на русскую службу.
Военные действия, начатые Иваном IV в 1558 г., первоначально были необыкновенно успешными: войска Ордена были разгромлены, захвачены более 20-и городов. Это привело к тому, что против России решили выступить Польша, Дания и Швеция, также претендовавшие на земли Ордена. В это же время усилились разногласия между царем и Избранной Радой, продолжавшей возражать против войны на Балтике. В итоге правительство было разогнано, Сильвестр отправлен в Соловецкий монастырь, а Адашев – в действующую армию. Оба вскоре умерли.
В 1569 г. Польша и Великое княжество Литовское объединились в единое государство – Речь Посполитую. Новое государство в союзе со Швецией активно выступило против России и с 1570 г. русская армия в Прибалтике начала испытывать трудности. Король Речи Посполитой Стефан Баторий, который пользовался заслуженной славой непобедимого полководца, удачно повел наступление, и к 1579 г. поляками были взяты русские крепости Полоцк, Усвят, Велиж, Великие Луки, Старая Русса. В 1581 г. Баторий осадил Псков, однако штурмом одолеть город не смог. В этих условиях стороны решили пойти на переговоры. В 1582 г. в Яме-Запольском было заключено перемирие с Речью Посполитой, по которому Россия теряла Велиж на Смоленской границе, но сохраняла Великие Луки и устье Невы, что позволяло держать русские суда на Балтике. Более тяжелым был для нее заключенный на р. Плюссе в 1583 г. мир со Швецией, согласно которому Россия отдавала шведам Ям, Копорье и Иван-город, лишаясь тем самым «нарвского мореплавания», ради которого Иван Грозный и затеял Ливонскую войну.
Как видно, достижения во внешней политике были тесно взаимосвязаны с внутриполитической ситуацией: успехи внутренних реформ в 1547-1560 гг. предопределили и победу над Казанским и Астраханским ханствами, удачное начало Ливонской войны. Разорение же страны в результате опричнины во многом обусловило и ее поражение в борьбе за балтийское побережье.
В целом же правление Ивана Грозного, начавшись вполне благополучно, из-за его стремления любыми способами утвердить свою неограниченную личную власть привело к утрате стабильности монархии, что нашло выражение в системном кризисе, охватившем русское общество: экономическом, династическом (вследствие убийства Грозным сына Ивана, морально-нравственном, религиозном, политическом (из-за несоответствия самодержавных методов правления степени централизации страны). Это, в свою очередь, предопределило Смутное время.