Понятие типологии и типа государства. значение типологии государств. критерии типологиии государств
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Фондовая лекция по теме:
«ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА»
ПЛАН:
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
Стр.
Организационно-методические указания………….…………………….... 4
Список использованной литературы ……………………………………... 5
Введение …………………………………………………………………… 6 - 7
1. Понятие типологии и типа государства. Значение типологии.
Критерии типологии государства.……………………………………….……..…7 -14
2. Достоинства и недостатки формационного
и цивилизационного подходов……………………………………………………14-17
3. Формационный подход …………………………………………………….... ..17-26
4. Цивилизационный подход ………………………..…………………………....26-41
Выводы…………………………………………………………………...……41
Организационно-методические указания:
Цели лекции:
1. Достижение достаточно ясных представлений о понятии типологии государства и исторический тип, критерии типологии государства.
2. Выделить достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов.
3. Выделить и раскрыть типы и виды государств в соответствии с формационным подходом.
4. Знать разновидности государств по цивилизационному подходу.
Методы и средства достижения учебных целей:
Методологическую основу лекции составили методы диалектики, системный комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, исторические и правовые методы: системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.
ПЛАН
№ п/п | Содержание лекции | Распредел. учеб. врем. |
Введение | 10 мин | |
1. | Понятие типологии и типа государства. Значение типологии. Критерии типологии государства. | 20 мин |
2. | Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов. | 10 мин. |
3. | Формационный подход | 25 мин. |
4. | Цивилизационный подход | 15 мин. |
Заключение | 10 мин. | |
ИТОГО | 1 час 30 мин |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная литература:
1. Бекин А.В. К вопросу о типе государства и права в контексте традиционных и нетрадиционных критериев построения типологии государственно-правовых явлений // Право и политика. 2009. № 4 (112). С. 734-748.
2. Бобылев А.И. Понятие, признаки, сущность и типология государства // Право и государство: теория и практика. М., 2006. № 2. С. 5-13.
3. Синенко Ю.С. К вопросу о некоторых достоинствах цивилизационного подхода к типологии государства // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. Юридический журнал. 2007. № 3. С. 118-119.
4. Синенко Ю.С. Нетрадиционные подходы к типологии государства // Научный вестник Омской академии МВД России. Омск, 2006. № 2 (24). С. 46-50.
5. Синенко Ю.С. О соотношении формационного и цивилизованного подходов к типологии государства // Закон и право. 2007. № 4. С. 97-99
Дополнительная литература:
1. Барышников О.В. Методологические основы цивилизационной типологии государств // Труды филиала МГЮА в г. Вологде. Вологда, 2004. Вып. 1. С. 3-11.
2. Жигулина С.С. К вопросу о цивилизационном подходе к типологии государств // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики. Сборник научных трудов (по материалам 4 международной научно-практической конференции, состоявшейся 26 октября 2007 г.): в 2-х частях. Киров, 2007. Ч. 1. С. 30-33.
3. Кочергин Д.В. Типология государства // Вопросы права в третьем тысячелетии. Материалы межвузовской научно-практической конференции вузов МВД Республики Беларусь и России (27 февраля 2003 г.). Минск, 2003. С. 240-242.
4. Кравченко С.А. Цивилизационный подход в типологии государства и права // Российский юридический журнал. 2003. № 2. С. 3-8.
5. Орлова С.А. Диалектика подходов к типологии государств // Юридическое образование и юридическая наука: история, современное состояние и перспективы развития. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 2005. С. 43-55.
6. Чертов Ю.В. Типология государств. Формационный и цивилизационный подходы. Идеальная типология // Юридические записки студенческого научного общества. Сборник статей. Ярославль, 2002. Вып. 2. С. 4-5.
ВВЕДЕНИЕ
Типология или классификация государств по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно- исторического процесса развития государства и права. Она выступает как отражение процесса исторически неизбежной смены одних типов государства другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития государства.
Развитие государства и права является важнейшей составной частью всего процесса развития человеческого общежития. Познание этого процесса, в том числе и через государственно-правовые системы, является в силу этого составной частью познания всего исторического процесса.
Исходными посылками типологии государств является следующие положения:
Во-первых, положения о том, что развитие человеческого общества, а вместе с ним государства и права – это непрерывно протекающий, длительный и по своей природе естественно-исторический процесс.
Во-вторых, это процесс неразрывно связан с постоянным развитием социальной природы, содержания и назначения государства и права, а также с коренными изменениями основных принципов их организации и функционирования. Например, если в качестве одного из важнейших принципов рабовладельческого типа государства и права выступал принцип частной собственности на основные средства производства и на людей – рабов, то в качестве одного из основных принципов капиталистического типа государства и права выступает уже не принцип формально-юридического равенства всех граждан перед законом. Одним из важнейших принципов феодального типа государства и права был принцип вассального подчинения, принцип соответствия объема и характера политической власти размерам земли.
В-третьих, положение о том, что процесс перехода государства и права от одной степени к другой, от одного типа государства и права к другому органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюции, качественной скачкообразности и в этом смысле – революционности.
ПОНЯТИЕ ТИПОЛОГИИ И ТИПА ГОСУДАРСТВА. ЗНАЧЕНИЕ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ. КРИТЕРИИ ТИПОЛОГИИИ ГОСУДАРСТВ.
В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. ТИПОЛОГИЯ – это такая классификация государств, которая отражает логику исторического развития государств, позволяет объединить их в группы на основе определенных критериев.
Под ИСТОРИЧЕСКИМ ТИПОМ ГОСУДАРСТВА понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) черты и признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.
Назначение типологии состоит в том, что на основе изучения и обобщения данного материала устанавливаются и раскрываются объективные связи, существующие между государством и правом, с одной стороны, а также экономической и социальной структурой общества с другой. Выявляются движущие силы процесса исторического развития государства, решающей из которых являются материальные, производственные отношения (экономический базис). Раскрываются закономерности развития и смены исторических типов государства. В соответствии с различными ступенями развития экономики и общества, с учетом закономерностей их поэтапного развития и функционирования определяются соответственно ступени развития или типы государства, а также закономерности их существования и функционирования. Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между типами и закономерностями развития экономики и общества, с одной стороны, и государства и права - с другой.
Критерии типологии государств:
I. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД(К. Маркс, Ф. Энгельс)
Критерием деления служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений, который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства)
выделяются четыре типа государства –
1) рабовладельческое, 2) феодальное, 3) буржуазное, 4) социалистическое – каждое со своим набором признаков.
II. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД – суть состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В своей совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Совокупность родственных культур образует цивилизацию.
II. 1) по стадиям экономического развития (теория американского социолога Уолт Ростоу). Ученый показал зависимость экономического прогресса от духовно-культурных условий развития общества. Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал в благосостоянии общества: 1) традиционное общество, 2) переходное общество, 3) общество, переживающее процесс сдвига, 4) созревающее общество, 5) общество, достигшее высокого уровня народного потребления.
II. 2) в зависимости от общности религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков(английский историк А. Тойнби). По этим критериям А. Тойнби первоначально выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до 26 цивилизаций, часть из которых утратила свое существование:
1) египетскую, 2) китайскую, 3) западную, 4) православную, 5) арабскую, 6) мексиканскую, 7) иранскую, 8) сирийскую и др.
III.В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации государств. Чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемократические (илиавтократические). Критерий данной классификации в зависимости от путей и степени участия «воли индивидуумов» в создании и укреплении правопорядка (основоположник Г. Кельзен). Такая классификация в определенных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.
IV. В последнее время весьма широко применяется классификация государств в зависимости от политического режима на: 1) тоталитарные,2) авторитарные, 3) либеральные и 4) демократические.
1. В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».
2.Авторитарное государство отличается от тоталитарного главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.
3. Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом». Однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя.
4. В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.
Рассматриваемая классификация имеет несомненное научное и практическое значение. Главным критерием ее является политический, точнее, государственно-правовой режим. Этот критерий по глубине и основательности не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типов.
V. Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религиивыделяются: 1) светские, 2) клерикальные, 3) теократические и 4) атеистические государства.
1. В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства.
Для правового режима церкви в светском государстве характерны следующие особенности:
1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;
2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;
3) государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;
4) религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций;
5) конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.
Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом.
Статус светского государства конституционно закреплен в Российской Федерации, Германии, Франции и др.
2. Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.
Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:
1) признание за церковью права собственности на широкий круг объектов – земли, здания, сооружения, предметы культа и др.;
2) получение церковью от государства различных субсидий и материальной помощи, налоговых льгот;
3) наделение церкви рядом юридических полномочий, например правом регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения;
4) право церкви участвовать в политической жизни страны и нередко иметь свое представительство в государственных органах;
5) осуществление церковью контроля в области образования, воспитания, введение религиозной цензуры печатной продукции, кино, телевидения и др.
В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее слияния государства и церкви не происходит. Объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно- культурную ценность народа.
К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.
3. Для теократических государств характерны следующие черты:
1) государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии;
2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни. Более того, религиозные нормы имеют приоритет перед законом;
3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем. Например, согласно Конституции Ирана государственное управление страной находится под контролем факиха, стоящего выше президента Исламской Республики Иран. Он назначает генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т.д. Послания факиха стоят выше закона и ими должны руководствоваться судебные органы.
К теократическим государствам обычно относят Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко и др.
4. В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:
1) церковь лишается экономической основы – своей собственности;
2) религиозные организации и другие объединения конфессионального характера либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;
3) религиозные объединения не имеют прав юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;
4) репрессируются священнослужители и верующие;
5) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание религиозной литературы и ее распространение;
6) свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма.
Государством воинствующего атеизма было Советское государство, особенно в первые годы его существования, а также некоторые бывшие социалистические страны, например Албания. Конституцией 1976 г. в этой стране была запрещена всякая религия.
VI. В зависимости от характера государственного союза и положения, занимаемого в этом союзе индивидом (Г. Еллинек) – 1) древневосточное, 2) древнегреческое, 3) средневековое, 4) современное.
VII.Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникали в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.
В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств, отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.
Спорным является вопрос о том, составляет ли переходное государство самостоятельный тип.
Представляется, что государство переходного состояния можно отнести к самостоятельному типу по следующим основаниям.
Во-первых, переходное состояние нередко занимает длительный период и даже может составить целую эпоху.
Во вторых, переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений.
В-третьих, переходное государство – явление конкретно-историческое, обладающее национально-культурной ориентированностью и отражающее накопленные конкретным народом духовные и иные ценности.