Инициатива по отношению к посетителю
Здесь имеется в виду инициатива административных органов по отношению к индивидуальным делам граждан. Не всегда началом дела может быть инициатива гражданина. Административные органы должны выступать с инициативой по отношению к гражданам (в фор- ! ме необязательных предложений) в том случае, если совпадают инте- > ресы обеих сторон, как граждан, так и общества. Идея эта не являет- > ся чем-то новым. Прецеденты такого подхода наблюдаются уже в те- > чение нескольких десятков лет. хВ определенных ситуациях граждане плохо ориентируются, чего-то не знают, поэтому по тем или иным причинам воздерживаются от инициативы. Оперативное и квалифи- ' цированное административное учреждение, действующее в интересах общества, может найти много возможностей для проявления инициативы. Вот несколько примеров.
Жилищные вопросы. Немало жителей города совершают встречные поездки на работу. Местные органы администрации могут изучить встречные потоки и внести предложения по обмену жилплощадью.
Вопросы трудоустройства. Хорошо известно, какая связь возникает между стабильностью кадров, с одной стороны, и возможностью использования работника на должности, отвечающей уровню его квалификации и интересов, — с другой. Человек, которому приходится работать не по специальности, чувствует себя временным работником и растрачивает знания, приобретенные в свое время за собственный счет или за счет общества. Сейчас органы местного административного управления почти не информируют граждан о вакантных рабочих местах и не проявляют инициативу по этим вопросам. Они могли бы собирать информацию о тех, кто хочет сменить место работы на более подходящее с точки зрения профессиональной подготовки. Без сомнения, эта проблема представляет собой широкое поле деятельности для инициативы местных административных органов.
Если иметь в виду инициативу административных органов по-отношению к гражданам, то прежде всего особая ситуация существует в области социального обеспечения, где также имеются широкие возможности активизировать деятельность.
С данной проблемой тесно связана другая на первый взгляд, может быть, не столь существенная, но важная вследствие того, что возникает довольно часто.. Это допущение ошибок со стороны органов административного управления при рассмотрении индивидуальных дел граждан. То, что ошибки встречаются, — это естественно, так как нет такой области человеческой деятельности, где они ни совершались бы. Поэтому речь идет о том, что ошибка должна быть исправлена тем, кто ее допустил.
Следует подчеркнуть, что для выявления ошибок необходимы те документы, которые могут быть обнаружены только в служебных источниках, доступных органам администрации без какого-либо участия заинтересованного лица. Учреждению легче исправить ошибку, служащий администрации лучше ориентируется в том, где следует искать источник ошибки, в каком структурном подразделении учреждения она была допущена, а также каким способом ее устранить. Исправление ошибок, допущенных администрацией, должно происходить независимо от отношения «учреждение — гражданин». Этот вопрос настолько важен, что является неотъемлемым элементом совершенствования управления. Знаний, касающихся источников возникновения ошибок, не заменить ничем.
Однако можно встретиться с мнением, что перекладывание на посетителя тяжести доказательства ошибки, допущенной в органе администрации, необходимо, потому что ограждает от потока несправедливых претензий, базирующихся на предположении о якобы допущенных ошибках. Но ведь достаточно предупредить каждого, кто сигнализирует об ошибке, допущенной административным органом, об ответственности, которую он понесет, если выяснение покажет ложность сигнала. Чтобы учреждение могло правильно выполнять свои задачи, оно должно быть ограждено от излишней работы, вызванной проверкой неподтверждающихся сигналов.