Общественное движение 1860—1870-х годов
Основные даты и события: 1875 г. — образование «Южнороссийского союза рабочих»; 1878 г. — образование «Северного союза русских рабочих»; 1876—1879 гг. — «Земля и воля»; 1879— 1886 гг. — «Народная воля»; 1 марта 1881 г. — убийство Александра II народовольцами.
Исторические деятели: А. М. Унковский; М. Н. Катков; Н. Г. Чернышевский; М. А. Бакунин; П. Л. Лавров; П. Н. Ткачев; М. А. Натансон; А. Д. Михайлов; Г. В. Плеханов; А. И. Желябов; С. Л. Перовская; В. Н. Фигнер.
Основные термины и понятия: либерализация; консерватизм; народничество; террор.
План ответа: 1) исторические условия и особенности общественного движения 60—70-х гг.; 2) либеральное движение; 3) консервативное движение; 4) революционное движение; 5) народничество; 6) хождение в народ; 7) «Земля и воля»; 8) «Народная воля»; 9) первые рабочие организации; 10) значение общественного движения 60—70-х годов.
Материал к ответу: Общественное движение 1860—70-х гг. имело ряд особенностей. Главными вопросами, которые обсуждались в это время консерваторами, либералами и революционерами, были вопросы политического и социально-экономического реформирования российского общества, направленности и глубины общественных преобразований, конкретных проектов реформ. Реформы 60—70-х гг. опирались на поддержку либералов, работавших в дворянских губернских комитетах. Один из них — предводитель тверского дворянства А. М. Унковский не только был автором собственного проекта освобождения крестьян, но и «адреса» с предложением о созыве выборных представителей от «всей земли русской», т. е. парламента. После земской ре- формы центр российского либерализма переместился в земские и городские учреждения. Однако позиции либералов не разделялись общественностью в условиях неграмотности основной части населения.
Реформы вызвали противодействие у консерваторов, стремившихся к сохранению прежних порядков для стабильности российского общества. Нарастание революционного движения в период реформ консерваторы рассматривали как прямое следствие проводимого правительством курса. Они не только не поддержали преобразования Александра II, но и попытались кадровыми назначениями ослабить влияние либералов. На позиции консерватизма после польского восстания перешел известный в прошлом либерал М. Н. Катков — редактор «Московских ведомостей». Он считал, что реформы привели к отрыву интеллигенции от народа и нарушили существовавшее прежде «единство народа с царем».
Реформы вызвали бурный рост революционных настроений в обществе. Представители революционного лагеря считали предпринятые правительством шаги полумерами и даже обманом населения. Они полагали, что решить назревшие вопросы можно лишь путем революционного переворота. Одним из главных теоретиков революционного движения был редактор журнала «Современник» Н. Г. Чернышевский. Развивая идеи А. И. Герцена об общинном социализме, он был сторонником и теоретиком крестьянской революции в России и призывал к созданию революционной организации. Эти идеи нашли отражение в его романе «Что делать?», написанном в период заключения в Петропавловской крепости.
Теоретические воззрения Чернышевского стали основой для формирования нового политического течения радикальной интеллигенции — народничества. Полагая, что главной революционной силой российского общества является крестьянство, народники ставили своей задачей поднять его на борьбу. Идеологом бунтарского направления народничества был М. А. Бакунин, который исходил из положения о том, что народные выступления против властей будут носить стихийный характер. Результатом революции, по его мнению, должна стать ликвидация государственных институтов и замена их свободными самоуправляющимися организациями. Теоретиком пропагандистского направления выступал П. Л. Лавров. Он считал, что революция нуждается в длительной подготовке, так как малограмотное крестьянство не в состоянии сразу понять идея социализма. Донести до него азы просвещения (как общеобразовательного, так и политического) должна интеллигенция. П. Н. Ткачев известен как лидер заговорщического течения в народничестве. Он считал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Эта функция должна, по его мнению, принадлежать политической организации, которая «расшатает» основы власти путем террора против ее представителей. Появившиеся в конце 60-х — начале 70-х гг. народнические кружки и организации сумели создать сеть своих отделений во многих городах страны. В 1874—1875 гг. была предпринята масштабная агитационная акция народников, известная как «хождение в народ». Несколько сотен народовольцев разошлись по деревням и селам с целью политического просвещения крестьян. Они старались доступно объяснить им социалистические идеи и призывали к массовым действиям против власти. Однако «хождение в народ» окончилось полным провалом — крестьянство в своей массе осталось безразлично к призывам, многие народники были арестованы и осуждены.
В 1876 г. была создана централизованная нелегальная народническая организация «Земля и воля» (М. А. Натансон, А.Д.Михайлов, Г.В.Плеханов и др.). Ее участники ставили целью передачу земли крестьянам, организацию общинного самоуправления в деревне. Осуществить эти цели предполагалось путем политического переворота, в подготовке которого использовались как пропагандистские меры, так и индивидуальный террор. За короткий срок была совершена серия покушений на крупных государственных сановников и на самого царя. Однако все это привело к усилению политических репрессий. Неэффективность деятельности «Земли и воли» вызвала обострение внутренних дискуссий. В 1879 г. в организации произошел раскол на две самостоятельные части. «Черный передел» в основу своей деятельности положил пропагандистскую работу (его возглавил Г. В. Плеханов). «Народная воля» в качестве важнейшего метода борьбы использовала индивидуальный террор (ее лидерами стали А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер и др.).
В 1870-е гг. появились первые рабочие организации. В 1875 г. в Одессе был образован «Южнороссийский союз рабочих». В 1878 г. в Петербурге был создан «Северный союз русских рабочих». Их целью стала борьба за широкие политические свободы. Таким образом, общественное движение в 60—70-е гг. характеризовалось резкой активизацией, созданием первых революционных организаций, началом формирования рабочих союзов.