Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка

Эти две ступени (внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка) в иерархии управления жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней сред фирмы.

Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное. Ее составляют:


- потребители;
- поставщики;
- капиталисты;
- наемные работники;
- государство (общество);
- конкурирующие фирмы;
- уровень технологического развития отрасли, в которой действует фирма;
- общая экономическая обстановка;
- политическая обстановка в мире и регионе.

Внутренняя среда фирмы является, по существу, реакцией на внешнюю среду.

Основные цели, которые ставит перед собой фирма, часто сводятся к одной обобщенной характеристике - прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя.

Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам деятельности:
- производство;
- маркетинг;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);
- финансовое управление;
- общее управление.

Такое деление внутренней среды предприятия на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах.

На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельностисвязаны основными информационными потоками в управлении предприятием.

Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы с внешней средой иллюстрируется схемой рис. 4. Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками:
- рынок потребления (товарные рынки);
- рынки научно-технической, экономической, политической информации;
- рынок капитала;
- рынок рабочей силы;
- рынок сырья, материалов и комплектации
.

Эти рынки и сама фирма в своей внутренней среде должны подчиняться определенным «правилам игры» - законодательным правилам и ограничениям (в виде юридических законов, нормативно-правовых актов и т. д.).

Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка - student2.ru

Рис. 4. Основные информационные и материальные потоки во внешней и внутренней сферах фирмы (НТП - научно-технический прогресс)

Очевидно, что основные сферы деятельности фирмы переплетены между собой и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление фирмой определяется двумя факторами:
- особенностью производственного процесса,
- характером внешней среды фирмы.

Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора!

1.4. Менеджмент: наука или искусство

Менеджмент как наука, возникшая на базе практическогоопыта управления, опирается на всю сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления.Ее основные задачи:
- объяснение природы управленческого труда;
- установление причинно-следственных связей в этой области;
- выявление факторов и условий эффективности совместного труда;
- разработка методов эффективного оперативного управления;
- прогнозирование событий, разработка методов стратегического управления и политики организации.

В то же время имеются основания рассматривать менеджмент как искусство:


- организации – сложные социально-технические системы;
- люди, работающие в организациях – главный фактор эффективности их функционирования;
- практически научиться управлению можно лишь через опыт, которым в совершенстве владеют люди, имеющие соответствующий талант;
- при принятии управленческих решений менеджер, как правило, не имеет полного объема информации, необходимой для этого;
- никто и никогда не может гарантировать менеджеру правильность принятых решений, которые будут реализовываться в будущем, поскольку предусмотреть (предвидеть) это «будущее» смертным просто не дано!

Отсюда, одними из важнейших факторов менеджерского искусства являются: 1) умение доверять своей интуициии 2) смелость принятия решений в различных условиях любой сложности!

Наши рекомендации