Государство, право и личность 4 страница

--------------------------------

<1> См.: Досье "РГ" // Российская газета. 2008. 30 мая.

Демографическая проблема России проявляется и в следующем аспекте. В 2008 году в России было примерно 42 миллиона семей. Почти половина из них не имели детей. 34% имели одного ребенка, 15% - двух. И только 3% - трех и более детей (эти категории семей считаются многодетными). 5 миллионов супружеских пар не имеют детей по медицинским показателям, а остальные - по иным причинам. Характерно, что только 27% процентов российских респондентов относятся осуждающе к тем, кто не хочет иметь детей. 60% опрошенных к таким людям относятся без осуждения.

Весьма неутешительные демографические прогнозы ожидают человечество в недалеком будущем. По данным ООН, предполагается, что к 2050 году в развитых странах на одного ребенка будет приходиться по два пожилых человека.

Задачу государства по обеспечению жизнеспособности и развитию российского народа предлагается решать посредством осуществления комплекса политических, экономических, юридических, идеологических и иных мер, а не только в рамках приоритетных национальных проектов.

Культурные права. К культурным отнесены права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без которой человек не может полноценно существовать.

В Российской Федерации на конституционном уровне закреплены принципы, гарантирующие свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Согласно закону, каждый может заниматься творческой деятельностью. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека, что имело место в годы тоталитарного режима.

Государство гарантирует охрану прав авторам интеллектуальной собственности. Установлен порядок применения ответственности лиц, нарушивших его. Так, незаконное присвоение авторства может повлечь за собой уголовную ответственность.

Следует отметить, что современные произведения искусства и, в частности, в области литературы и кинематографа завоевывают высокие рейтинговые места и рекордные тиражи далеко не всегда по художественным характеристикам. Нередко это делается в угоду не самым высоким чувствам и качествам читателей и зрителей. В России наибольшей популярностью пользуются многочисленные детективные произведения. Такое же положение складывается и в других государствах. Обилие острых, чаще всего сюрреалистических сюжетов гарантированно обеспечивает рекордные кассовые сборы.

В приведенной ниже таблице перечислены самые кассовые фильмы в истории кинематографа по состоянию на август 2006 года <1>.

--------------------------------

<1> Васильева Анна. 923,9 млн. долларов на сундук мертвеца // Коммерсантъ. 2006. 4 сентября.

NN п/п Фильм Режиссер Год премьеры Мировые кассовые сборы (млн. дол.) Бюджет (млн. дол.) Чистая прибыль (млн. дол.)
1. "Титаник" Дж. Кэмерон 1835,0 200,0 1635,0
2. "Властелин колец: возвращение короля" П. Джексон 1129,2 94,0 1035,2
3. "Гарри Поттер и философский камень" К. Коламбус 968,7 130,0 838,7
4. "Звездные войны: эпизод 1. Призрачная угроза" Дж. Лукас 925,5 110,0 815,5
5. "Пираты Карибского моря: сундук мертвеца" Г. Вербински 923,9 225,0 698,9
6. "Властелин колец: две башни" П. Джексон 920,5 94,0 826,5
7. "Парк Юрского периода" С. Спилберг 920,0 63,0 857,0
8. "Шрек-2" К. Асбери, Э. Адамсон 912,0 75,0 837,0
9. "Гарри Потер и кубок огня" М. Ньюэлл 892,9 140,0 752,2
10. "Гарри Поттер и тайная комната" К. Коламбус 866,4 100,0 766,4

Организация и осуществление процесса получения образования. С уходом в прошлое индустриальной эпохи и наступлением эпохи глобальной информационной революции стратегическим ресурсом XXI века становятся знания и умение человека ими пользоваться. Поэтому одним из значимых социальных аспектов процесса глобализации является увеличение возможностей для раскрытия человеческого потенциала. Уровень образования признается одним из базовых показателей для расчета "индекса человеческого развития", регулярно составляемого ООН.

Московский университет, открытый в 1755 г., длительное время оставался единственным университетом в России. Структура университета формировалась по типу западноевропейских университетов и включала в себя: четыре факультета (богословский, юридический, медицинский, философский). Несмотря на провозглашение определенных академических свобод (привилегий в виде свободы преподавания; введение научных степеней) и некоторую автономность в области дисциплинарного суда над преподавателями и студентами (суд университета мог выносить разные приговоры, в том числе и заключение в карцеры), университет был зависим от государства. Такая зависимость считалась необходимой, потому что только государство достаточно полно могло обеспечить повышение "усердия" профессорско-преподавательского корпуса.

В этот период образование не считалось популярным у дворян. Университет какое-то время после своего открытия специально занимался поиском обучающихся. В 1758 году в нем обучалось только около 100 студентов на двадцать миллионов населения. В начале XIX в. стали активно открываться новые российские университеты. Но они по-прежнему оставались малопривлекательными до тех пор, пока наличие университетского (или специального) образования не стало обязательным условием для занятия государственных должностей.

С увеличением числа университетов возникла необходимость их обеспечения профессорскими кадрами. Привлечение в правовую науку преподавателей проходило под общей установкой на то, что "природные россияне, нужные знания и качества имеющие, должны быть предпочтены чужестранным".

В настоящее время становится совершенно очевидным, что национальное образование является одним из видов стратегического ресурса любого развитого современного государства <1>. Ее качество и эффективность применения в практических целях позволяют предотвращать вызовы, возникающие в наиболее важных сферах организации общественной жизни: экономике, безопасности, сохранении идентичности самого государства.

--------------------------------

<1> Торкунов Анатолий. Наши университеты // Российская газета. 2006. 2 июня.

По сути, речь идет о способности государством предотвращения чрезвычайных ситуаций замедленного действия, приближение которых будируется наличием удаленных угроз. Подобный сценарий зарождения и проявления чрезвычайных ситуаций характерен для социально-экономической сферы жизнедеятельности государства.

Особенностью современного научно-образовательного процесса является тесное взаимодействие на основе взаимно признаваемых норм и правил. Совсем не случайно, что в качестве одного из трех приоритетов повестки Петербургского саммита "большой восьмерки" (июль 2006 год) Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был поставлен вопрос об образовании.

По данным Статистического института ЮНЕСКО, на конец 2004 года 82,2% населения планеты в возрасте старше 15 лет умели читать и писать (это является критерием грамотности). В абсолютных цифрах это составило 781 млн. человек, из которых 501 млн. - женщины. Подавляющее большинство неграмотного населения проживают в следующих восьми государствах: Бангладеш, Египет, Индия, Индонезия, Китай, Пакистан, Нигерия, Эфиопия. Грамотность среди населения Европы составила 98,8%, а в Африке только 62,5%. В России 0,6% или 676 тысяч населения считаются неграмотными (более 500 тысяч из них женщины).

Соответственно в таблицах N 1 и N 2 приводятся данные за период с 2000 по 2004 г. десяти государств с самым высоким уровнем грамотности среди населения и десяти - с самым низким уровнем грамотности <1>.

--------------------------------

<1> Алексеев Алексей. Подотчетная грамота // Коммерсантъ. 2006. 4 сентября.

Таблица N 1

Страны с самым высоким уровнем грамотности населения

Место в рейтинге Страна Общий уровень грамотности (%) Грамотность мужчин (%) Грамотность женщин (%)
1 - 7 Андорра
1 - 7 Ватикан
1 - 7 Грузия
1 - 7 Лихтенштейн
1 - 7 Люксембург
1 - 7 Норвегия
1 - 7 Финляндия
8 - 10 Куба 99,8 99,8 99,8
8 - 10 Польша 99,8 99,8 99,8
8 - 10 Эстония 99,8 99,8 99,8

Таблица N 2

Страны с самым низким уровнем грамотности населения

Место в рейтинге Страна Общий уровень грамотности (%) Грамотность мужчин (%) Грамотность женщин (%)
1. Мали 19,0 26,7 11,9
2. Чад 25,7 40,8 12,8
3. Буркина-Фасо 26,6 36,9 16,6
4. Афганистан 28,1 43,1 12,6
5. Нигер 28,7 42,9 15,1
6. Гвинея 29,5 42,6 18,1
7. Бенин 34,7 47,9 23,3
8. Сьерра-Леоне 35,1 46,9 24,4
9. Сомали 37,8 49,7 25,8
10. Сенегал 39,3 51,1 29,2

В 2006 году примерно 3% от объема ВВП России выделялось на организацию в стране образовательного процесса <1>. В развитых странах на эти цели расходуется в среднем около 4,5% от национального объема ВВП. В 2006 году в России насчитывалось в два раза больше высших учебных заведений (государственных и негосударственных) по сравнению с 1990 годом. Россия занимает ведущие позиции в мире по числу студентов в соотношении с общей долей населения (50 студентов на 1 тысячу населения). Во Франции этот показатель составляет около 35 студентов на 1 тысячу населения.

--------------------------------

<1> Николаев Игорь. Ловушка ожиданий (пропагандистская кампания вокруг нацпроектов может кончиться только разочарованиями) // Коммерсантъ. 2006. 16 марта.

Ведущие страны мира перешли на двухступенчатую систему высшего образования - бакалавриат и магистратуру. В России до 2009 года законодательно предусматривались три уровня высшего образования: бакалавриат, специалист, магистратура. Текущим законодательством России предусмотрено, что бакалавры-юристы не могут занимать должности по таким ведущим юридическим профессиям, как судья, прокурор, нотариус. Среди абитуриентов наиболее популярными в 2007 году были следующие профессии (см. таблицу) <1>.

--------------------------------

<1> Григорьева Мария. Специалист по праву // Российская газета. 2007. 20 марта.

NN п/п Название профессии Количество желающих (%)
1. Экономика 16,0
2. Менеджмент 11,1
3. Юриспруденция 10,4
4. Технические специальности 9,0
5. Туризм 8,3
6. Информационные технологии 6,3
7. Педагогика 6,3
8. Журналистика 5,6
9. Медицина 4,9
10. Психология 3,5
11. Реклама 3,5

За последние годы наблюдается бурное развитие высшего образования в России. Но в основном он отражает количественные характеристики. Общая численность студентов увеличилась в 2,5 раза. Наиболее популярными на протяжении длительного времени остаются специальности юриста и экономиста. По данным Федерального агентства Российской Федерации по образованию, выпускников этих специальностей в стране стало в четыре раза больше, чем требуется.

Примерно 70% юристов всего мира (это около 600000 человек, из которых около 300000 - адвокаты) живут в США. Одним из лучших бизнесов там считается адвокатство. Юридические конторы берут до 30% от суммы выигранного дела, а в России примерно 10%. 18000000 человек, т.е. каждый десятый взрослый американец, ежегодно подают судебный иск. В 1997 году сумма крупнейшего удовлетворенного иска составила 500000000 долларов. Юристы, защищающие от притязаний женщин, получают около 450 долларов в час. Но это мелочь по сравнению с оплатой юристов, требующих компенсации жертвам никотина. Специальным решением Правительства США их почасовой гонорар был ограничен четырьмя тысячами долларов.

В 2006 году в России работало более 7 тысяч частных нотариусов и только 169 нотариусов, работавших в государственных нотариальных конторах. Простейшие нотариальные действия разрешается совершать органам местного самоуправления. В 2005 году российские нотариусы засвидетельствовали более 540 миллионов только копий документов. Это составило 67% от общего количества всех совершенных нотариальных действий.

В СССР всего было 650 учебных заведений (примерно на 275 миллионов человек населения), а в современной России - около 3 тысяч вместе с филиалами (примерно на 143 миллиона человек).

В 2007 году в России более 500 вузов и почти 700 филиалов имели юридические факультеты. Только в Москве действуют 133 аккредитованных вуза, из них 54 государственные (в 70-х - 80-х годах XX столетия их было 4), в которых имеются юридические факультеты. Ежегодно они выпускают около 25 тысяч молодых специалистов в области юриспруденции. В 2007 году всего на юрфаках училось 137335 человек, из которых на дневном отделении - 40171; на вечернем отделении (очно-заочная форма) - 14506; по заочной форме - 82339; в экстернате - 4296 человек.

На Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) возложена обязанность по надзору за совершенствованием процедур лицензирования и государственной аккредитации, повышения эффективности организации образовательного процесса в вузах Российской Федерации, а также по внедрению инновационных технологий в образовательные процессы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 года N 1938 "Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений" (в редакции Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 апреля 2008 года N 885) // Российская газета. 2008. 28 мая.

Объем рынка образовательных услуг в Российской Федерации за период с 1995 по 2004 год возрос с 2,8 до 118,7 миллиарда рублей. В то же время как отмечают работодатели, постоянно возрастает дефицит квалифицированных кадров. Если в 1998 году эту проблему отмечали только 9% бизнесменов, то в 2005 году - уже 35% <1>.

--------------------------------

<1> Поиски кадра. Недостаток квалифицированных работников превращается в фактор торможения роста // Коммерсантъ. 2006. 31 марта.

Кадровый дефицит входит в тройку важнейших проблем (правовое обеспечение, степень изношенности оборудования), мешающих промышленным предприятиям увеличивать выпуск продукции. В связи со стремлением экономики России интегрироваться в международную систему экономических отношений возникла естественная потребность в быстром приближении российских компаний к западным стандартам ведения бизнеса.

Этот процесс выявил и еще одну проблему. Несмотря на массированный характер подготовки в последнее десятилетие юристов и экономистов, в России (в 2006 году практически каждый третий выпускник вуза был специалистом в этих отраслях знаний) обнаружилась нехватка квалифицированных юристов, специализирующихся на вопросах частно-государственного партнерства и концессионных соглашениях, а экономистов - со знанием риск-менеджмента, процесса управления долговыми обязательствами и других конкретных современных рыночно-экономических направлений.

Баланс между практически ориентированным знанием и теорией следует искать в организации учебного процесса каждым вузом по принципу получения "полезного знания", то есть умения студентом адекватного анализа конкретных ситуаций с помощью получаемого теоретического багажа. Каждый вуз должен обладать соответствующей специализацией, позволяющей его выпускникам быть востребованными на "капризном" современном рынке труда. В данном случае речь идет о конкурентоспособности выпускника, т.е. его способности и желании учиться, фундаментальной профессиональной подготовке и умению работать в команде.

В СССР широко применялся принцип самого тесного союза науки, образования и практики. Многие вузы имели ярко выраженный отраслевой характер. Современные государственные вузы в большинстве своем были созданы в ответ на вызовы советского времени. Не всегда они могут переориентироваться на современные потребности общественной жизни. В свою очередь, негосударственный сектор образования прежде всего ориентирован на текущие потребности общества.

Одной из проблем образовательного процесса в России все четче проявляется проблема качества знаний. В рейтинге вузов ведущих стран мира по результатам 2004 года МГУ было отведено только 66 место, а СПбГУ - в четвертой сотне.

По рейтингу, составленному в России, в первой сотне ведущих университетов мира в 2008 году 48 вузов были из США, 12 - из Великобритании, 8 - из Японии и только три из России. Основной причиной сложившегося положения считается недостаточный объем финансирования <1>. Страны-лидеры в образовательном процессе на каждого студента в год тратят от 100 тысяч до 1 миллиона долларов. В МГУ (лидер среди российских вузов) на одного студента в среднем тратится 30 тысяч долларов (это уровень хорошего европейского вуза), в МГИМО - 15 тысяч, а в СПбГУ - 7,5 тысяч долларов. Большинство остальных российских вузов (особенно негосударственных) на каждого студента тратят 1,5 - 2 (или менее) тысячи долларов.

--------------------------------

<1> Агранович Мария. С мира по вузу // Российская газета. 2009. 11 февраля.

Например, для повышения конкурентоспособности российских вузов и выпускаемых ими специалистов губернатор Красноярского края Александр Хлопонин предлагает осуществление следующих мер <1>:

--------------------------------

<1> Хлопонин Александр. Сибирское изменение // Российская газета. 2006. 21 июня.

1. Ввести двухступенчатую систему высшего образования - бакалавриат и магистратура.

2. Повысить мобильность профессорско-преподавательского состава с целью привлечения и иностранных специалистов.

3. Расширить количество бюджетных мест.

4. Зарабатывание вузом денег осуществлять за счет проводимых научных исследований; разработки новых технологий; создания научно-производственных площадок на промышленных предприятиях и венчурных фондов вокруг вуза.

5. Сам вуз должен представлять собой не государственное образовательное учреждение, а автономную самодостаточную структуру по подготовке конкурентоспособных на российском и международном рынках труда специалистов.

В соответствии с проведенными с ноября 2005 года по май 2006 года исследованиями ведущими вузами России были признаны:

1. По направлению "Энергетика": МГТУ им. Н.Э. Баумана; МЭИ; Томский политехнический университет; Санкт-Петербургский технологический госуниверситет растительных полимеров и другие.

2. По направлению "IT и телекоммуникации": Московский государственный институт электронной техники; РУДН; МГТУ им. Н.Э. Баумана; Уральский технический государственный университет; Санкт-Петербургский электротехнический государственный университет и другие.

3. По направлению "Машиностроение": Московский государственный горный университет; Уральская государственная горно-геологическая академия; Казанский технологический государственный университет и другие.

4. По направлению "Менеджмент и экономика": Высшая школа экономики; Самарский институт управления; Пермский государственный университет; Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича; Московский государственный открытый университет; Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации и другие.

5. По направлению "Газовая и нефтехимическая промышленность": Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина; Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Плеханова; Томский политехнический университет; Удмуртский государственный университет; Уфимский нефтяной технический государственный университет.

Годовая стоимость обучения в негосударственных вузах и на платных отделениях государственных вузов города Москвы в этот же период по различным направлениям колебалась:

- "Менеджмент и экономика" - от 28 тысяч рублей (МГУ) до 249,5 тысяч (МГИМО);

- "Машиностроение" - от 33 тысяч рублей (Московский государственный индустриальный университет) до 65 тысяч (РГУ нефти и газа им. Губкина);

- "Программирование" - от 30 тысяч рублей (МГТУ "Станкин") до 135 тысяч (Московская государственная финансовая академия им. Плеханова).

Средняя стоимость обучения в десяти ведущих вузах Москвы на платных факультетах с одной из наиболее популярных специализаций (экономической) в 2005 - 2006 учебном году выглядела следующим образом (см. таблицу) <1>.

--------------------------------

<1> Поддержка и мотивация // Российская газета. 2007. 5 апреля.

NN п/п Наименование вуза Стоимость (руб.)
1. Московский государственный институт международных отношений (МГИМО)
2. Государственный университет - Высшая школа экономики
3. МГУ им. М.В. Ломоносова
4. Финансовая академия при Правительстве РФ
5. Российский университет Дружбы народов (РУДН)
6. Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова
7. Академия народного хозяйства при Правительстве РФ
8. Государственный университет управления
9. Российская экономическая школа
10. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

В условиях мирового экономического и финансового кризиса в 2009 году самыми дорогими (и, судя по ценам, сопоставимым с доходами, труднодоступными для значительной части желающих получить высшее образование) для обучения на коммерческой основе московскими российскими вузами были <1>:

--------------------------------

<1> См.: Самые дорогие российские вузы // Российская газета. 2009. 16 июня.

1. МГИМО: бакалавриат - 250 - 290 тысяч рублей, магистратура - 208 тыс. рублей - 12 тыс. евро.

2. МГУ: Высшая школа бизнеса (бакалавриат) - 290 тыс. руб., (магистратура) - 245 тыс. руб., факультет телевидения - 220 тыс. руб.

3. ВШЭ-ГУ: бакалавриат - 145 - 365 тыс. руб.

4. РГГУ: специалитет и бакалавриат - 100 - 250 тыс. руб., магистратура - 80 - 11 тыс. руб.

5. МФЮА: специалитет - 98 - 120 тыс. руб.; бакалавриат и магистратура - 98 тыс. руб.

6. Международный университет: специалитет - 2 - 2,5 тыс. у.е.

Для сравнения, носящего весьма условный характер, обратимся к практике взимания стоимости за год обучения в университетах Великобритании на бакалаврских программах для граждан стран, не входящих в Европейский союз: 7 - 9 тысяч фунтов стерлингов на теоретических курсах; 9 - 12 тысяч фунтов стерлингов на курсах с лабораторной практикой; 19 - 23 тысячи фунтов стерлингов на курсах с клинической практикой.

Одним из общепризнаваемых в мире признаков и критериев качества национального образования является численность иностранных студентов. На протяжении многих лет США являются мировым лидером на рынке образовательных услуг. В 2004 - 2005 годах в США обучались 565 тысяч иностранных студентов <1>. Великобритания, занимающая второе место, уступает по этому показателю США в два раза.

--------------------------------

<1> Мониторинг экспорта образования // Коммерсантъ. 2006. 30 мая.

Интересно отметить главных экспортеров студентов в американские вузы в 2005 году: Индия - 80,5 тысячи студентов, или 14% от их общего числа; Китай - 62,5 тысячи студентов (в 1995 году их было 39,5 тысячи); Южная Корея - 53,4 тысячи студентов; Россия занимает 22 место с пятью тысячами студентов (в 1999 году их было семь тысяч).

По относительному числу студентов, обучающихся в США, лидирует Южная Корея - 112 студентов на 100 тысяч населения. По этому показателю она опережает Канаду - 85 студентов. У Индии - 8, а у Китая - 5 студентов на 100 тысяч населения. Значительная часть иностранных студентов уже имеют высшее образование. Среди китайских студентов таких 79%, среди индийских - 72,5%, среди корейских - примерно 50%, среди российских студентов - 52,5%.

В ряде стран национальное законодательство ограничивает или запрещает прием иностранных студентов на обучение по определенным популярным профессиям. Например, поступление иностранца на медицинский факультет в Швейцарии практически невозможно. Из-за высокой популярности этой профессии мест в университетах не хватает собственным абитуриентам. По этой же причине закрытыми для иностранцев являются стоматологические и ветеринарные факультеты, а также специальности "Психология", "Биология" и "География".

Проблему "перебора" численности студентов швейцарские университеты решают следующим радикальным образом. По окончании первого года обучения проводят специальный экзамен, по результатам которого отсеивается почти половина студентов.

В Индии действует система льготного кредитования на обучение граждан за границей. При этом возвратившийся работать на родину специалист полностью освобождается от выплаты кредита. В Китае также действует государственная система поддержки обучения граждан за границей, основанная на безвозмездных грантах правительства.

В царской России еще Петр I пытался стимулировать направление своих подданных на обучение за границу (в Голландию). Из первых двух наборов по окончании процесса обучения назад возвратился только один специалист. После такого весьма неутешительного итога государством были ужесточены финансовые условия процесса получения образования за границей.

В Федеральном Собрании Российской Федерации на протяжении ряда лет разрабатывается проект федерального закона о новых организационно-правовых формах вузов, предусматривающих возможность преобразования государственных вузов в частно-государственные, которые могли бы работать на практико-ориентированной основе. В обмен на возможность финансирования частный бизнес заинтересован в подготовке по-настоящему грамотных специалистов интересующего их профиля знаний.

Наши рекомендации