Административная ответственность за нарушение требований обработки персональных данных.
Конституция РФ официально подтверждает признанное на международном уровне право граждан на информацию. Так, п. 4 ст. 29 гласит: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом"
Статья 11. Основные права граждан и организаций по обеспечению информационной безопасности.
1. Граждане и организации вправе принимать любые не запрещенные законом меры по обеспечению информационной безопасности, при условии соблюдения требований, установленных статьей 12 настоящего Федерального закона.
2. Для защиты конфиденциальной информации граждане и организации вправе:
1) ограничивать доступ к конфиденциальной информации путем принятия правовых, организационных и технических мер ограничения (пресечения) доступа,
2) устанавливать режим доступа к конфиденциальной информации и работы с ней,
3) использовать технические (в том числе программные) средства защиты информации, при условии соблюдения ограничений, установленных федеральным законом в отношении некоторых средств защиты информации и видов деятельности в этой области (регистрации, сертификации средств защиты информации, лицензирования деятельности по защите информации).
3. Защита от распространения информации, нарушающей права и законные интересы организаций и граждан, а равно создающей угрозу нарушения таких прав, может осуществляться путем принятия следующих мер:
1) ограничения доступа к информационным ресурсам, средствам массовой информации, источникам информации иного характера, содержащим информацию порнографического характера, пропаганду насилия, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, информацию, способную причинить вред здоровью или имуществу, иную информацию, распространение которой запрещено законом. Такое ограничение может осуществляться исключительно в рамках информационных систем, иного оборудования лица, ограничивающего доступ, либо на территории (в помещении) такого лица. Не допускается ограничение доступа к информации в отношении третьих лиц, кроме несовершеннолетних членов семьи лица, ограничивающего доступ, а также работников данного лица в помещениях, принадлежащих данному лицу
2) недопущения распространения информации в информационных системах, телекоммуникационных сетях, на территории, в помещениях, принадлежащих лицу, ограничивающему такое распространение информации. Такое ограничение допускается в отношении всех видов информации, кроме тех, распространение которых является обязательным для данного лица в соответствии с законодательством
3) принятия других мер фактического и правового характера, направленных на недопущение возникновения вреда, вызванного злоупотреблением правами в информационной сфере со стороны третьих лиц.
4. Для обеспечения права на доступ к информации граждане и организации вправе направлять обладателям информации, информационных ресурсов, информационных систем запросы на предоставление доступа к информации, информационным ресурсам или системам. Обладатель вправе предоставить такой доступ на установленных им условиях либо отказать в доступе в случаях, установленных в законе. В последнем случае обладатель информации, информационного ресурса или системы обязан в разумный срок отправить лицу, направившему запрос, мотивированный отказ.
Структура информационного законодательства может быть представлена следующей совокупностью информационных правовых норм и актов информационного законодательства:
- информационно-правовые нормы международных актов;
- информационно-правовые нормы Конституции РФ;
- нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;
- информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.
Информационное законодательство – совокупность норм права, регулиру-
ющих общественные отношения в информационной среде.
административную (см. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 5.27 Нарушение законодательства о труде и об охране труда , 5.39 Отказ в предоставлении информации, 13.11 Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)13.12. Нарушение правил защиты информации13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом, 13.19 Нарушение порядка представления статистической информации, 19.4 Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения19.6.1. Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре) 19.7. Непредставление сведений (информации), 19.20 Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), 20.25 Уклонение от исполнения административного наказания, 32.2 Исполнение постановления о наложении административного штрафа),