Киевская русь: политическое, социально-экономическое и культурное развитие, взаимоотношения с соседями.
В IX в. у восточных славян возникает классовое общество и появляется государство. Начальный период образования государства в источниках отражен недостаточно, так как письменность распространяется уже после создания государства.
Норманнская теория Многие историки в XVIII - XIX вв. придерживались так называемой "норманнской" теории, которая приписывает норманнам - скандинавским викингам (на Руси их называли варягами) -создание Русского государства. Основанием для этой теории послужил летописный рассказ о призвании на княжение в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора.
Новгородское летописание сообщает о том, что в IX веке легендарный князь Гостомысл собрал воинскую дружину и прогнал за море варягов, нападавших на славян. Гостомысл долго правил славянами. При нем все соседи признавали славян, многих он сам обложил данью.
По легенде, Рюрик в то время был вождем одной из варяжских дружин. Он приплыл вместе со своими воинами и двумя братьями Трувором и Синеусом, согласился защищать призвавшие его племена от врагов и княжить по старому обычаю и правде. Рюрик посадил княжить брата Синеуса в Белоозеро, Трувора - в Изборск, а сам остался в Новгороде. Этот город был построен на месте старого Славянска, и, так как он был новым городом, его назвали Новгород. Постепенно этот город стал богат и известен.
В этой легенде многое до сих пор неясно. Большинство историков считают Синеуса и Трувора вымышленными личностями. Историчность Рюрика целым рядом исследователей не отвергается.
В самом факте призвания иноземных князей на княжение нет ничего невероятного. Раннеклассовое государство всегда рождается в острой и кровопролитной междоусобной борьбе. Одним из возможных путей прекращения взаимного истребления может быть приглашение третьей, нейтральной по отношению к враждующим сторонам, силы.
Имеется и другая возможность - оформление насильственного захвата власти варягами в качестве акта "добровольного" призвания. В любом случае в летописном тексте речь идет о появлении варяжской династии в Новгородской земле, а не о создании государства на Руси.
Исходя из логики самой легенды, можно отметить, что для того, чтобы пригласить на княжение, надо было уже иметь у себя эту форму власти. В то же время надо признать, что варяжские дружины сыграли определенную роль в ранней истории Руси, но они составляли меньшую часть зарождавшегося господствующего класса.
Полемика о норманнизме подчас обострялась и из-за того, что в гитлеровской Германии его использовали как доказательство неполноценности славян и принадлежности германцев (в том числе норманнов) к "расе господ".
Однако сегодня в западной историографии доминирует уже неонорманнизм, не отрицающий роли внутренних факторов в создании государства на Руси, но несколько преувеличивающий роль норманнов в этом процессе.
Совершенно очевидно, что восточнославянское общество в IX в. было в стадии создания государственности. Летописец рассказывает о племенных княжествах - ранних государственных образованиях, существовавших у полян (где, согласно летописи, первым князем был основатель Киева Кий), древлян, дреговичей, полочан.
Древнерусские князья
Княжил Рюрик недолго. Как-то на охоте он простудился, заболел и умер. Князем у славян стал малолетний сын Рюрика Игорь. Пока Игорь рос, княжил родственник Рюрика князь Олег -руководитель дружины Рюрика.
Легенда рассказывает о том, что еще при жизни Рюрика два его дружинника Аскольд и Дир отправились в Царьград (так называли славяне столицу Византии Константинополь). По дороге из Новгорода Аскольд и Дир приплыли по Днепру к Киеву. Увидев, что с ними хорошо вооруженная дружина, киевляне пригласили их княжить. Аскольду и Диру понравился красивый город. Они не поплыли в Царьград, а остались в Киеве. Княжили они в Киеве несколько лет.
В Царьград они все-таки отправились, собрав большое войско. Согласно летописным источникам, это был первый поход на Византию, совершенный в 60-е годы IX в. Этот поход закончился ничем, так как поднявшаяся буря разметала по морю русские ладьи. Считается, что в период между 860 и 867 гг. был заключен первый в истории Руси международный договор "О мире и любви" с Византией.
Согласно летописи, Олег, став новгородским князем, собрав большую дружину, которая на ладьях спустилась по Днепру к Киеву. Он спрятал свое войско, а сам вышел под стены города и попросил передать Аскольду и Диру, что купец из Новгорода едет в Царьград и хочет поговорить с князьями. Когда они вышли, Олег им сказал: " Вы не князья, вы не княжеского рода. Вот Игорь, сын князя Рюрика". Затем он выхватил спрятанный меч и убил обоих.
Увидев, как удобно расположен Киев, как он богат, красив и надежен, Олег перенес в него столицу из Новгорода, сказав: "Да будет Киев матерью городам русским". Это было в 882 году. Дата эта условна, она является результатом хронологических выкладок летописцев XI - XII вв.
Объединение под властью одного князя Киева и Новгорода - двух крупных центров восточного славянства - было важнейшим этапом развития древнерусской государственности. Если до взятия Киева Олегом можно говорить о существовании у восточнославянских племен государственности, то с этого момента можно говорить о создании Древнерусского государства.
Говоря о возникновении Древнерусского государства, надо иметь в виду, что под государством в первую очередь следует понимать систему органов управления и права, распространяющуюся на определенную территорию. Возникновение государства -это закономерный этап в развитии общества, находящегося на стадии распада первобытной родовой общины. В этот период становятся разнообразнее отношения внутри рода, расширяются контакты не только между людьми, но и между племенами.
Как повествует летопись, после объединения Новгорода и Киева Олег освободил многих славян от уплаты дани хазарам. Он подчинил себе почти все славянские племена от Балтийского моря до Карпатских гор. Несогласных заставил признать себя силой оружия.
В это время в славянских землях возникает много городов. Обычно их строили на реках, по которым проходил один из важнейших торговых путей "из варяг в греки", то есть из скандинавских стран в Византию. Известными в то время были города Новгород на Волхове, Псков на Великой, Полоцк на Полоте, Чернигов на Десне, Смоленск и Киев на Днепре.
Войну славяне считали благородным промыслом. Заветной мечтой каждого князя и его дружинников был поход на Царьград. Олег собрал со всех славянских племен огромную дружину и отправился в 907 г. к Царьграду. Море покрылось ладьями Олеговых воинов, приведя в ужас жителей Византийской столицы. Напуганные греки побоялись вступить в бой и запросили мира, уплатив большую дань золотом и тканями, и подписали договор о беспошлинной торговле.
В память о победе Олег прибил на ворота Царьграда свой щит. В 911 г. был подписан новый договор с Византией, уточняющий ряд положений договора 907 года.
Договоры Руси с Византией устанавливали союзнические отношения между государствами. В них определялись порядок и условия поступления русских дружинников на византийскую службу.
Договоры создавали благоприятные условия для русских купцов, предоставляли им право беспошлинной торговли. Византийские походы вызывались в основном стремлением Руси поддержать или восстановить прервавшиеся торговые отношения с Византией. Вот почему они обычно заканчивались подписанием торговых трактатов.
После Олега на киевский престол вступил сын Рюрика Игорь. Смерть Олега ослабила государство. Племя древлян отказалось платить дань киевскому князю, полагаясь на неопытность преемника. Извне появились новые враги - печенеги. Это был кочевой народ, занимавший причерноморские степи и враждовавший с хазарами. Однако Игорь доказал свое право на трон князя. Он усмирил древлян и наложил на них еще большую дань; остановил печенегов и даже сумел использовать их в своих интересах.
Как рассказывает летопись, Игорь, как и Олег, тоже хотел получить дань с Царьграда. Но первый поход его окончился неудачно. Греческие корабли встретили русские ладьи в море и стали бросать на них неизвестный ранее русским так называемый "греческий огонь" ("греческий огонь" - это горючая смесь смолы, серы, нефти и селитры).
Игорь потерял многие свои ладьи и отступил. Через Два года он собрал большую дружину и снова на ладьях отправился к Царьграду. На этот раз император Византии не стал рисковать и уплатил Игорю дань. Было это в 944 году.
Погиб Игорь в 945 г. во время сбора дани с древлян. После сбора дани Игорю показалось, что дани взято мало. Он отправил часть дружины с данью в Киев, а с меньшей частью воинов вернулся к древлянам. Узнав об этом, древляне на совете, сказали:
"Если повадился волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его". И вместе со своим князем, по имени Мал, схватили Игоря, согнули две молодые березы, привязали к ним Игоря и отпустили деревья, так что князя разорвало пополам.
У Игоря в Киеве остались малолетний сын Святослав и жена Ольга. Древлянский князь Мал сразу после этого отправил к вдове Игоря Ольге послов, предлагая ей выйти за него замуж. Взяв в жены Ольгу, Мал тем самым распространил бы свою власть на всю Русь. Однако Ольга жестоко расправилась с древлянами. Она с дружиной пошла на Искоростень - столицу древлян. Целое лето простояла Ольга под стенами Искоростеня, но взять его не смогла. Тогда она прибегла к хитрости. Сделав вид, что считает мщение достаточным, Ольга обещала оставить город, если ей уплатят дань. Древляне согласились.
Ольга потребовала с каждого двора по три голубя и по три воробья. Получив дань, она приказала привязать к каждой птице трут и серу, ночью зажечь их и отпустить. Птицы полетели в свои гнезда под крыши домов. Огонь сразу охватил весь город. Спасаясь от пожара, древляне бежали в руки дружинников Ольги, навстречу смерти.
Отомстив за смерть мужа, Ольга занялась устройством государства. Она объехала все города Киевской Руси. Для уплаты дани разделила всю страну на погосты (слово "погост" означало место, где останавливался князь, собирая дань), установила точный размер дани (до Ольги размер дани фиксирован не был).
Ольга одной из первых приняла христианство. Она отправилась в Царьград, чтобы быть крещенной не простым священником, а самим патриархом. Император Константин не сразу принял Ольгу, и ее ладьям долго пришлось стоять в Суде (так называли залив Золотой Рог), дожидаясь очереди. Но когда Константин встретился с Ольгой, он был восхищен ее умом и красотой и предложил ей стать его женой и императрицей. Ольга этого не хотела.
Боясь, что ее отказ обидит императора Византии и помешает крещению, она прибегла к хитрости, сказав, что язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он ее не покрестит. Константин приказал патриарху немедленно крестить русскую княгиню) и сам согласился стать крестным ее отцом. Ольге дали новое имя Елена в честь матери Константина Великого, первого римского» императора-христианина.
После обряда вновь встал вопрос о женитьбе, но Ольга теперь ответила: "Как ты хочешь взять меня женою, когда сам крестил и назвал дочерью". Константин понял, что Ольга его перехитрила, но тем не менее отпустил ее с большими дарами.
Великий русский историк XIX в. Карамзин отмечал, что предание Ольгу нарекло Хитрою за ее месть древлянам, церковь -Святою за то, что она стала первой княгиней-христианкой, история - Мудрой за устройство государства.
Ольга княжила, пока не возмужал ее сын Святослав, который был увлечен ратными делами, а не управлением государством.
По преданию, Святослав был ловок, быстр, смел и решителен. Жил он со своей дружиной, ел мясо, жаренное на углях, спал, как простой воин, у костра на земле. Имя его наводило страх на врагов Руси. Он был благороден и честен. Не нападал неожиданно, исподтишка. Напротив, всегда посылал гонца сказать: "Иду на Вы". Дружина у него была сильная, преданная ему.
Сначала Святослав разбил хазар, овладел их крепостью Саркел (позже эта крепость станет русским городом Белая Вежа). Он захватил их столицу Итиль, находившуюся посреди реки Волги (тогда она тоже называлась Итиль), и навсегда положил конец набегам хазар на русские земли.
Затем он обратился на Запад. Начал войну с Болгарским царством, разбил войска царя Петра. Покорив много городов, он обосновался в болгарском городе Переяславце (город в устье Дуная). Это не понравилось императору Византии. Он дал знать печенегам о долгом отсутствии Святослава. Печенеги напали на Русь и окружили Киев. Только стены Киева спасли киевлян и Ольгу с детьми Святослава.
По преданию, малая дружина во главе с воеводой Претичем находилась на другой стороне Днепра. Узнав о нападении печенегов, дружинники поплыли к Киеву. Печенеги приняли воинов Претича за дружину Святослава и отступили.
К Святославу послали гонца со словами: "Ты, князь, чужой земли ищешь, а свою покинул...". Святослав вернулся в Киев и прогнал печенегов, но оставаться в Киеве не хотел. Его тянуло в Переяславец. "Там, - говорил он, - будет середина земли моей. Туда стекаются с Греческой земли золото, ткани, вина, плоды, из/Чехии и Венгрии - серебро и кони, из Руси - меха, воск, мед и рыба." Но не богатства его прельщали. Он стремился туда, где его воинским предприятиям виделось больше простора, а победам - больше славы. Но мать его Ольга воспротивилась его желаниям. "Когда похоронишь меня, тогда отправляйся куда хочешь", - сказала она.
После смерти матери Святослав старшего сына Ярополка посадил вместо себя в Киеве, младшего сына Олега отправил княжить к древлянам, а третьего - Владимира - в Новгород (Владимир был рожден не от жены Святослава, а от сестры одного из дружинников, поэтому Владимира называли сыном рабыни).
После этого Святослав пошел на Переяславец, взял его приступом и велел передать грекам: "Иду на вас взять град ваш, как и этот". Святослав разбил превосходящее в несколько раз войско греков. Они уплатили Святославу большую дань, а печенегам сообщили, что он возвращается совсем с малой дружиной, но с большим богатством.
Печенеги напали на русские ладьи у днепровских порогов. В неравном бою Святослав погиб. Это было в 972 году. Князь печенегов Куря велел оковать череп Святослава золотом и сделать чашу. Из нее он пил вино и завещал своим детям то же самое, надеясь, что пьющие из этой чаши обретут дух непобедимости великого воина.
После смерти Святослава в русской земле оказалось сразу три государя: Ярополк - в Киеве, Олег - в Искоростене, у древлян, Владимир - в Новгороде. Отсутствие единовластия породило междоусобицу.
Сначала столкнулись Олег и Ярополк. Выступивший против Ярополка Олег был разбит, а сам погиб. Владимир собрал большое войско, нанял отряд варягов и выступил против Ярополка. Ярополк побоялся дать бой и затворился в Киеве. Его воевода, по имени Блуд, предал своего князя и согласился помочь Владимиру. Он посоветовал Ярополку бежать из Киева, а потом пойти к брату с просьбой о мире. Слабовольный Ярополк послушался совета. Но когда он явился к брату с повинной, его схватили и убили.
После этого Владимир объединил, как когда-то Олег, Новгород и Киев и стал единовластным князем. Эти события относятся к 980 году.
Правление Владимира (980-1015) стало новым этапом в развитии Киевской Руси. К моменту его вокняжения государство являла признаки внутреннего разложения. От Киева "отделились" некоторые племена (вятичи, радимичи).
В 981 и 982 гг. Владимир совершил походы на вятичей, а в 984 г. - на радимичей, заставив их подчиниться Киеву. В 981 г. он отвоевал у Польши Червенские города. Для укрепления внутренних связей Киевского государства Владимир применял практику замещения местных племенных князей своими ставленниками (наместниками).
За время своего княжения Владимир расширил границы Русского государства до Балтийского моря. Народы, жившие на его берегах, стали платить ему дань. Он вел удачные войны с поляками и волжскими болгарами.
По преданию, у Владимира было несколько жен и много наложниц. Воинственность и женолюбие сочетались у Владимира с государственным мышлением и интересом к вере. В первый год своего княжения, понимая важность религии, он приказал поставить на берегу Днепра вырезанных из дерева богов, которым тогда поклонялись славяне. То же самое было сделано в Новгороде. Однако языческая религия не отвечала развивающимся феодальным отношениям и усилению княжеской власти.
В "Повести временных лет" большой рассказ посвящен сомнениям Владимира при выборе веры. Он посылал бояр в разные страны для выбора лучшей веры и в конечном счете остановился на христианстве византийского обряда. С христианством Русь была знакома давно. В начале Х в. среди дружинников Игоря были христиане. Христианкой была и княгиня Ольга. Однако решающую роль в утверждении христианства на Руси, видимо, сыграли тесные политические, экономические и культурные связи с Византией.
Новая вера вводилась силой. Рубили и сжигали идолов. Киевлян, пытавшихся уклониться от крещения, пугали конфискацией имущества, под страхом смерти их загоняли в Днепр для крещения. Так была крещена Русь. Следом за датой 882 года (основание Древнерусского государства) в русской истории появилась вторая великая дата - 988 год - год крещения Руси.
В этом событии следует видеть не только важнейшую религиозную реформу, но и определенные политические действия, направленные на укрепление Киевского государства. Владимир искал такую религию, которая могла бы крепче объединить все его государство.
Крестившись, Владимир искренне принял веру. Не умея читать, он полюбил книги, призвал из Византии греческих Художников для росписи церквей, открыл первую школу. Владимир больше не хотел воевать. И даже перестал казнить разбойников, боясь взять на себя грех убийства. Церковь назвала его святым а народная молва величала Владимира "Красное Солнышко" (при крещении ему дали имя Василий).
Принятие Русью христианства имело большое значение. Оно сближало Русь с другими христианскими странами, способствовало распространению письменности и грамотности, обогащало русскую культуру. В то же время христианская церковь, проповедуя деление общества на господ и слуг, призывала к смирению и послушанию властям, обожествляла власть князя.
Христианство было религией феодального общества, и укреплявшийся на Руси класс землевладельцев рассматривал христианство как наиболее приемлемую идеологическую форму для осуществления своего господства.
Принятие христианства укрепило международное положение Руси. В конце Х - начале XI вв. посольство папы римского побывало на Руси, а русские посольства - в Риме. Укрепились связи с Болгарией, расширились дипломатические, культурные и торговые отношения с Чехией, Польшей, Венгрией, Францией и Англией.
Владимир прожил долгий век, он княжил почти 50 лет, возвеличив и укрепив Киев и Русь. Умер он в 1015 году. У Владимира было 12 сыновей от разных жен. Всем он выделил владения, всех посадил княжить в разные города. Однако каждый из них хотел княжить в Киеве, так как занять стол в Киеве означало взять под свою руку всю Русь.
После смерти Владимира киевским князем стал сын Ярополка Святополк (1015-1019), усыновленный после смерти Ярополка Владимиром. Опасаясь младших братьев, он предательски убил двоих из них - Бориса и Глеба. Несколько лет продолжалась кровопролитная борьба между братьями. Каждый из них опирался на иноземную помощь. Так, у Ярослава были варяжские наемники, у Святополка - войска польского короля. Только в 1019 году Ярославу удалось окончательно победить и стать киевским князем.
Ярослав, прозванный Мудрым (1019-1054), продолжал политику Владимира, направленную на укрепление Русского государства. При нем Киев стал одним из крупнейших городов Европы. В городе было много церквей и рынков. При Ярославе в Киеве были сооружены Золотые ворота, ставшие парадным въездом в столицу Древней Руси.
Время правления Ярослава Мудрого было периодом расцвета Киевской Руси. Ей была подвластна огромная территория от Черного до Балтийского моря. Восточным и южным границам не угрожали больше печенеги. Ярослав разгромил их в 1036 г. под Киевом. Форпостом государства в Прибалтике стал основанный им город Юрьев (современный Тарту).
Рост силы и авторитета Руси позволил Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора.
При Ярославе Мудром Русь добилась широкого международного признания. С семьей князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Так, Ярослав был женат на шведской принцессе. Дочери его были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя. Сын Ярослава Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха.
Прозвище Ярослава - «Мудрый» - было, видимо, связано не только с тем, что он был "устроителем" и законодателем, но и с его любовью к книгам и знанию. В правление Ярослава Мудрого началось составление одного из крупнейших юридических памятников средневековья и славянского права "Русской Правды" - свода законов Древнерусского государства. "Русская Правда" - наиболее существенный источник для характеристики социального строя Древнерусского государства. Древнейшая из дошедших до нас летописей "Повесть временных лет" также дает материал для изучения социального строя