Утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией

§ 1. Армения во 11 - 111 веках. Становление наследственной власти царей Аршакуни.

Почти вековая борьба за Армению, которая шла ме Римом и Ларфией, так и не выявила победителя. По Ран­ дейскому мирному договору 64 r. обе державы были вынуж­ дены признать государственный суверенитет Армении, высту­ пая ее совместными гарантами. Чтобы Армения сохраняла лояльность к обеим державам, царем Армении впредь должен бьш становиться парфянский царевич из династии Аршакуни, утверждаемый Римским императором.

Первым Армянским царем стал Трдат 1 Аршакуни (64 - 88rr.). Он восстановил разрушенную экономику страны, заново отстроилАрташат, наладил внутреннюю и внешнюю торговли. В народной памяти его образ слился с образом Арташеса I - восстановителя независимости страны.

После Трдата в Армении правил Санатрук Аршакуни (88-

110 rr.).При нем в Армению начало проникать христианство, которое проповедавали апостолы Фаддей(конец 1века) и Варфоломей(начало II века). После Санатрука на Армянский трон был н.азначен его сын Ваrарш 1 (117-140 rr:),при ко­

тором была построена новая столица Армении Ваrаршаоат(ныне Эчмиадзин). Находящаяся на вершине могущества Римская империя, после Вагарша назначила царем Армении Соэмоса-Тиrрана (141-184 rr.),который возможно имел отдаленное родство с предыдущей Армянской династией. Восстание армянской знати было подавлено, Арташат снова бьш разрушен, а в Армении оставлены римские гарнизоны.

После смерти Соэмоса на трон Армении, с согласия Рима, вступил Ваrарш 11 (185-198 rr.).Римские гарнизоны были вьmедены из страны. Рим даже оказал финансовую поддержку

утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru

о

t
Р_ _.../

... _,.-·........... п 1

- --- - А ф л

; ,.. 1"1 ... -

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru

:7. ':.& ": Tl-'' р.н• 11 no .ac.r..,•opy.:

Ry· l:' н( z; э - Y 8f)"4ПН Мнтрн,1ате

АРТАША1

О f.l.oe3

• АНМА8

утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru I'IIIY 11для укрепления Армянского войска. Оно должАо

11 1.1щитить страну и восточные провинции империи от t•IJIII'ICcкиx вторжений горцев.

1111111i11c с горскими племенами Вагарш П погиб, и на трон

111111 вступил его cьrn Хос)Юв 1(198- 215 11'.). Таким обра­

фlю ически устанавливалась наследственная династия Ар-

1111 в Армении. Слабеющая Парфия не возражала против

""· 110 Римская имnерия согласилась не сразу. Царь Хосров

1 III•I'JIШH в Рим, арестован и вскоре скончался в неволе. В

"н·1111И царем был nровозглашен его сын Трдат П (216- 252).

l •·м временем в Иране произошла смена династии. llp1111111 nравящей династии парфянских Аршакуни восстал lll'•llllllcль области Фарс Арташир, сын Сасана. В226 г. он

•••111 ·11рестола Артавана V Аршакуни. ВИране начала править

утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru I&ИIIIH'I'ИЯ Сасанидов. (226-650 rr.).

утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru ll.tрфянские царевичи и многие представители знати

1Н Р• ···лились в Армен и ю, получив от царя Трдата наследствен-

111.11 1rмельные владения. Трдат IJ активно nоддерживал по-

111·111 11 парфянских Аршакидов восстановить свою власть в llp.111r. Из-за этого ди настия Сасанидов изначально стала t1111111111>1M врагом Армянских Аршакуни.

11 ри Шапуре l держава Сасанидов достигла могущества. l'tшскшl армия была разбита, а имnератор Валериан поnал в

11 11 11 1 Iользуясь сложившейся ситуацией, Шаnур I оккупиро-

11 111 Лрмснию и назначил nравителем своего сына Bopмиздa-Ap-

1\llllllpa , который попытался ввести в Армении зороастризм.

lkкope, при поддержке Римской империи, царем Армении

11\.IJI 11ровозглашен Хосров 11,сын Трдата Ll. Объединенные

1111ш ко-армянские войска нанесли персам несколько пopa­

t'llltH. Армянская армия вторглась в Иран.

11 ротив Хосрова Jl, Сасаниды организовали заговор. В

\рмСIIИЮ, якобы спасаясь от преследований Сасанидов, ttplt()ЫЛ князь Анак Партев со своей родней. Ему персидекий

11111'1• обещал nредоставить владения рода Суренов и большие

11р111tилегии. Хосров IIпринял Анака как родственника и пре­ tщ пнзил земельные владения. Улучив удобный момент, Анак yllltJI Хосрова 11, но и сам бьш убит при бегстве. Весь род Ана-

утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru на Партева был истреблен, кормилица спасла лишь новорож­ денного младенца Григора, которому суждено было стать крестителем земли армянской.

Персидекие войска захватили Армению. Сына Хосрова II

преданные люди успели увезти в Рим.

§ 2. Переход к феодализму

Уже во IJ - IJI вв. в Армении начали складываться феодаль­ ные отношения. Рабство, не имевшее в Армении особого рас­ пространения, постепенно исчезло. Денежные налоги стали заменяться натуральными. Внутренняя торговля резко сокра­ тилась. Товарное производство все больше заменялось нату­ ральным хозяйством. Лрекратился монетный чекан Арме­ нии. Для внешней торговли использовались римские и парфянские монеты.

Уже к концу III века временные земельные владения, выдаваемые за государственную или военную службу, стали преврашаться в наследственные феоды. Государственныедол­ жности тоже передавались по наследству. Завершается форми­ рование правящего класса феодалов-землевладельцев, сос­ тоявшего из крупных, средних и мелких землевладельцев, которые в своих владениях пользовались административной и судебной властью. Они собирали налоги с населения, вели судебные дела. Крупного феодала-землевладельца в Армении называли ишхан или нахарар, а его владение - ишханутюн или нахарарутюн. Титул "ишханjнахарар" носил только глава рода, остальные представители рода носили титул "сепух".

Все представители класса феодалов считались людьми сво­ бодными. Свободные не платили налогов, но, будучи вассала­ ми царя, обязаны были нести военную или государственную службу. К классу свободных причислялось и духовенство, так как христианская церковь сама являлась крупнейшим землевладельцем.

Класс эксплуатируемых состоял изнесвободных.Неевобод­ ным считалось сельское, а позже и городское население. Нее­ вободные должны были платить феодалу подати и выполнять различные повинности.

утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru § 3. Царская власть и нахарары. "Га(h)намак''.

Jlo мере развития и укрепления феодальных отношений

111111 ""я власть начала nостепенно ослабевать. Если раньше в

1'1111орнжение царя поступали значительные денежные сред-

111.1 от государственных налогов, то царям теперь приходи­

ltн '' довольствоваться средствами, поступающими из соб­

\ lllt"IIIIOГO домена. Царь являлся крупнейшим феодалом, в

r111 11аследственном владении была самая обширная и nлo­

l11ptщttaя область - Айрарат. Ему принадлежали все ключе-

111·11' 11 11риграничные крепости Армении.

Вес крупные города Армении, входившие в состав царс-

111110 домена, управлялись mаапами, назначаемыми царем. l11родское население занималось ремеслами, торговлей и

11 1.1111Jю в казну значительные налоги. Города, хотя и неравно­

мt·рlю разбросанные по всей территории Армении, являлись

••IIIIJIOЙ власти царя. Между царем и городами, которые явля­

lщ 1. экономическим связующим звеном между областями

• P< IIIЫ, существовал своеобразный взаимовыгодный союз.

утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru lloкa шло оформление экономической и юридической н lt.н.:1 и феодалов-землевладельцев, они поддерживали цен­

' р.tлы1ую царскую власть. Отношения между царем и нaxapa­ JioiMit регулировалось по специально составленному уложе-

1111ю "Га(h)намак".

"Га(h)намак" -список всех феодальных владетелей Арме-

111111 - перечислял их в порядке политического веса и вли-

утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru 1111 шt. Первая десятка состояла из нахарарских родов, предста­

llttl·сли которых наследственно замещали все высокие посты

111 осударстве. Они являясь "старшими"нахарарами, пользова­

t ttt(;t) огромным авторитетом и большим политическим влия­ llttсм. Остальные нахарарства считались "младшими", так о.,tк их представители занимали второстепенные rocyдapcтвeн­ tti.IC должности и, соответственно, имели меньший nолити­

'tt•ский вес. Согласно записанному в "Га(h)намаке" старшин­

111у, нахарары восседали на царских совещаниях и на ll,lpCKOM ПИру.

утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru § 4. ApmittCIШЯ армия: "'Зоранамак"

Слава об Армянской армии гремела по всему Бл Востоку. Ею восхищались и старалисьиметь у себя на византийские императоры и персидекие цари. Армия

из царского корпуса и вооруженных сил, приводимых рарами. Численность войска во время войны достигала тысяч.

Зоранамак-список всех феодальных владетелей в котором определялся nорядок несения ими военной службы и количество воинов, которых обязан был вооружить и привести с собой по призыву Одни должны были привести несколько десятков,

несколько сотен, третьи - несколько тысяч, а некоторые харары - до 1О тысяч воинов.

утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru

Главнокомандующим армии был спараnет.Армия дели­ лась на 4 крьmа, по сторонам света. Каждым крьmом коман­ довал бдешх- один из четырех заместителей спарапета. По "Зоранамак"-у все нахарары четко знали к какому крылу они приписаны, в какие сроки и куда должны явиться по призыву. Царским корпусом командовал специальный военачальник

- маrхаз.

утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru 111111 силой армии была прославленная армянская

н 1 В военное время набирались nолки из городского

111 века. Правление Трдата 111.

1111Ыi1наследник Армянского престола, сын Хосрова li

11щ лс убийства отца был увезен в Рим и восnитывался

1 t' 111атного римлянина. Он вырос сильным и статным

11 , t;тал Олимпийским чемnионом по борьбе, проела­

" н !юях nротив nлемен готов. При nоддержке римлян

1 1\:t•шл отвоевание Армении.

"1111\tC lll века Римская армия, при поддержке армянских

1\IЩ't;ll<l Сасанидам тяжелые nоражения. Между держа­

! 11 J98 г. был заключен 40-летний мир. Обе стороны

111.1 111 Традата 111 (298-330) царем Армении.

ll1н 1ушш длительный мирный период, и армянский народ

11 ttltcш•· заняться созидательным трудом.

'''"·'OfJ,сын убийцы Хосрова 11,вырос в Кесарии Каппадокий-

1111 ,·,Je принял христианство, и, впоследствии, поступил на

1 и. 111' л. Трдату 111, дабы искупить г рехи своего рода. Когда

1 11 1111 юсь, что он исповедует христианство, Трдат П!предло-

•1111'11.1' отказаться от "ложной веры" и поклопятьсяязыческим

1 о 11 Аогда же Григорий отказался, то был подвергпут жесто­

, lll"tl'IIUЯM и брошеп царем в "Хор Вирап " (яма смертников)

,",,, ,·,Jo .>tсивым никто не выходил. Всеми забытый св. Григорий

Щtt• ,,, 111 в яме со змеями и скорпионами 13 лет.

§ 6. Провозглашение христианства государственной религией

1 щс аnостолы Фаддей в 1 веке и Варфоломей во II веке

11\lltlювали расnространять христианство в Армении. Хотя у

1111 (I ЫJIO немало nоследователей, армянское общество цели­

' • L'Ще не созрело для принятия христианства.

/l Армении пропаведовали христианство святые девы Рип-

111111', Гаянэ и их сподви:жницы. Все они были забиты камнями

по приказу царя, как отступницы от официальной язы веры. За это Бог ниспослал fta царя Трдата и его иеизлечимую болезнь.

Сестре царя привиделся cou, где Господь указал, что

Трдата 111 может только св. Григорий. Царь, уверенный том, что Григорий давно уже умер, все же послал за ии.м, какого было удивление всех язычников, когда оказалось, Григорий еще жив. Св. Григорий излечил царя Трдата, к.cJJ'nm'Jhl• окончателыю уверовал в Бога и принял христианство. По поручению св. Григорий обошел всю Армению, разрушая языческие храмы, обращая uаселеuие в христиаuскую веру.

утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru В ЗОlг в Армении тианство было признано госу­ дарственной религией.

За эту свою деятельность св. Григорий был прозван Просветителем. Он же был рукоположен Первым Като­ ликосом(Верховным Патриар­ хом) Армянской Апостоль-

+-С_в_._Э_•t_м_и_ад_з_ш_,

ской Церкви.

Армения стала первым в

утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru мире христианским государством. Римский имnератор Конс­ тантин Великий только в 313 г. отменил гонения на христиан и разрешил им исповедовать свою веру. Он же в 325 году созвал в Никее 1 Вселенский собор, на котором был nринят "Символ Веры". Но только в 381, году nосле 11 Вселенского собора в Эфесе, христианство стало государственной религией Римской империи.

§ 7. Ар!\tения в IV веке. Ослабление центральной власти.

В течение IV века Армения ветулила в период феодальной раздробленности. Круnные феодалы-нахарары становились все более независимыми и часто восставали против централь­ ной власти, призывая на помощь соседних лравителей. Ар-

утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru 111' 1щри часто бывали вынуждены бороться и с цeнт­ III.IМII силами внугри страны, и с в11ешним врагом o.oit империей и Сасанидской Персией, давно cтpe­

lt\ltн.:н захватить Армению.

Нщно Хосрову 111 (331-338 гг.) еще удавалось держать в

1111\'lIIИИ крупныхнахараров.Дабыпресечьнеповиновение

1р1111, он потребовал, чтобы их семьи nостоянно nрожи-

11 t 1 олице в качестве заложников. Царь построил город

11 11срснес туда столицу из Арташата. Недалеко от новой llttlol по его приказу был посажен искусственный лес, lllolllycтили разных зверей для царской охоты и развле-

11111 Хосровский лес-заповедник существует и поны11е. llp11 ltape Ти(r)ране (338-350 гг.) войска персидекого царя

l11tt ypa 11, разгромив римлян, вторглись в союзную Риму

I'MI'IIIIIO, и опустошили южные области страны. Потом

lll•••'tP 11 вызвал царя Тирана к себе, якобы для заключения

утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru ..щс,l, 11 ослеnил.

< '1.111 Тирана Аршак 11 (350-364 гг.) какое-то время успешно

nopo ICSI С центробеЖНЫМИ СИЛаМИ. Для укреПЛеiiИЯ централь-

111111 11ласти он задумал основать новые города. Однако нaxa­

p1tpt.l, нсдовольные nолитикой укрепления це11тральной влас-

111, 111 крыто подняли мятеж и разрушили уже строившийся ttcptщ. Нахарары Меружан Арцруни и Ваган Мамиконян ttc·p'IIIJIИ на службу к Шапуру 11 и, став во главе персидских llllllt'K, опустошили Армению. Аршак 11 сумел подавить мяте-

11\ 11 1шхараров и изгнать из страны персидекие войска. Тогда llliiiiYP 11, теперь обманом вызвав к себе Аршака Н, вместо IIIIJIIIИCaния мира, заключил его в крепость.

/f сторик V века Фавстос Бюзанд донес до нас легендарные

1 ,,,.,)еиия об этих событиях. Перед тем, как принять Армянского цщт , Шапур II приказал посыпать часть своего дворцового

,·щ)а землей, специально привезенной из Армении. Во время про­

•,. .I K U с Аршаком lf в саду, пока они ступали по персидекой

tt'11Jie, Аршак всячески каялся в своем неповюювении и клял­

',, быть верным Шапуру, но как только они вступали на tuсыпанную армянской землей часть сада, Аршак начинал щ•сти себя непокорно и независим.о. Шапур убедился, что вер-

утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru нувшись в Армению, Аршак все равно будет стремиться быть

11независимым.

Войска Шапура Пвновь опустошили Армению, разрушая города- опору центральной власти армянских царей, и, уводя в плен десятки тысяч ремесленников. После 11-ти месячной осады персы взяли крепость Артагерс и предали царицу Па­ рандзем мученической смерти. Несколько лет Армения нахо­ дилась под персидским владычеством, пока патриотические силы не объединились вокруг Папа, наследника Армянского престола, и, используя поддержку римских войск, разгромили и выдворили из страны персидекие войска.

§ 8. Первый раздел Армении

Царь Пап(370-374 гг.) проводил реформы для укрепления центральной власти и обороноспособности страны, что снова вызвало недовольство Армянской церкви и нахараров. Едино­ верная Римская империя, выступая в роли "союзника" Арме­ нии, не менее Персии стремившалея захватить армянские земли, на деле также ослабляла власть Папа. По тайному приказу императора командующий римскими войсками в Ар­ мении пригласил Армянского царя на пир и предательски его убил. И сразу же Рим посадил на Армянский престол своего ставленника Вараздата(374-378 гг.). Он происходил из давно переселившейся в Константинополь боковой ветви династии Аршакуни, был чемпионом Олимпийских игр. Чуждый всему армянскому, Вараздат не смог утвердиться в Армении. Патриотически настроенные нахарары изгнали его и провозгласили царями малолетних сыновей царя Папа.

Когда, после описанных событий, центральная власть в Армении окончательно ослабла, Персия и Римская империя пришли к соглашению и в 387 r. произвели первый раздел Армении:одна треть перешла под власть Рима, две трети - под власть Персии. Формально в обеих частях Армении сох­ ранилась власть царей из династии Аршакуни.

утверждение феодального строя в армении. признаниехристианства государственной религией - student2.ru

Наши рекомендации