способ национального и административно-территориального устройства. Отражает характер взаимоотношений государства как целого с составляющими его частями, распределение властных полномочий между центральными и местными органами власти. | |
Режим всеобщего (тотального) контроля государства за всеми сферами жизни с помощью насилия | |
| | | | | | | | | |
| |
| | |
| | | Власть (авторитет) силы (автократия) | | | | | Принуждение, централизация | |
|
Осуществление народовластия на основе права | |
| | | | | | | | | |
| | |
| Ограничение власти монарха законом | | | | | | | | |
|
Власть народа (демократия) | |
Дуалистическая – законодательные функции передаются парламенту Конституционная – ограничение монарха парламентом во всех ветвях власти | |
| | | | | | | |
| | | Союз нескольких независимых Государств, объединенных для проведения совместной политики в определенных целях. Не является государством | | | | | |
Тема 11. Механизм государства.
Схема 49
Схема 50
ПРИЗНАКИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
1. Целостная система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации 2. наличие особой группы людей, профессионально занимающихся управленческой деятельностью на постоянной основе. 3. иерархичность – построение системы органов по принципу пирамиды, где вышестоящие органы наделяются большими полномочиями, чем нижестоящие. 4. обеспеченность необходимыми средствами(материальными, информационными, организационными, возможностью принуждения и т.п.). | |
Схема 51
ПРИЗНАКИ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ПРИНЦИПЫ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА Схема 52
| | | | | | | | | |
| Проявляется в демократической организации государства, в республиканской форме правления, в признании народа источником власти | | | Признание приоритета права и свобод личности. Соблюдение их - обязанность государства | | | Равноправие субъектов, субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации | | | Разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную с целью исключения произвола через систему взаимного сдерживания ветвей власти | | | Верховенство закона; осуществление всех государственных властных функций на основе закона; ответственность государственных органов за обеспечение законности | |
| | | | | |
| Отбор государственных служащих по критериям профессионализма и компетентности в сфере государственного управления | | | | | |
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА
Схема 53
Наделен властными полномочиями | |
Не имеют властных полномочий | |
Не имеют властных полномочий | |
Создается для осуществления государственной власти | |
Создаются для осуществления хозяйственной деятельности государства (например, производства товаров первой необходимости) | |
Создаются для выполнения функций государства в сфере культуры, образования, науки, экономики и т.п. | |
Является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод гражданина. Не входит ни в одну из ветвей власти | |
ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ | |
Независимая единая федеральная система органов, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законодательства и обеспечивающая координацию деятельности правоохранительных органов | |
Образуемые непосредственно народом, подотчетные и ответственные перед ним государственные органы, уполномоченные народом и осуществляющие в его интересах государственную власть | |
ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ | |
Формируемые представительными учреждениями или иным путем органы государства, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность | |
Органы, осуществляющие судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства | |
Органы политического управления | |
Федеральные суды: - Конституционный Суд РФ - Верховный Суд РФ - Высший Арбитражный Суд РФ | |
Органы хозяйственного и социально-культурного управления | |
Законодательные органы субъектов РФ | |
Тема 12: Понятие и признаки правового государства:
Схема 54
Правовая защищенность граждан: обеспечение прав и свобод человека и гражданина, гарантия каждому гражданину возможности всестороннего развития | |
Связанность государства правом в вопросах формирования и осуществления власти. | |
Наличие развитого гражданского общества (системы социальных отношений и институтов, действующих и развивающихся без вмешательства государства с целью удовлетворения повседневных потребностей индивида) | |
Высокая степень развития демократиив стране | |
Производственные отношения, основанные на разнообразии форм собственности и экономической свободе | |
Развитое правовое сознание и правовая культура | |
1. Признание за правовым законом высшей юридической силы2. Закрепление в законах общеобязательных норм, которые должны учитывать объективные потребности общества 3. Связанность законом государства и всех его органов 4. Верховенство права закона во всех сферах жизни общества 5. Эффективный контроль и надзор за соблюдением законности | |
1. Разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей власти в одних руках и предотвратить возможность злоупотребления властью. 2. Законодательная власть принимает законы, исполнительная – обеспечивает их реализацию, судебная контролирует правомерность принятия законов и точность их исполнения 3. Верховенство законодательной власти и подзаконность исполнительной и судебной | |
Гарантированность со стороны государства прав и свобод личности и создание условий для их воплощения. 1. Приоритет прав и свобод личности 2. Социальная защищенность 3. Социальная справедливость | |
1. Личность и государство выступают равными партнерами и обладают равными правами и обязанностями. Не только государство может требовать от личности выполнения обязанностей, но и личность может требовать от государства выполнения его обязанностей: обеспечения конституционных свобод, безопасности, восстановления нарушенных прав, устранения препятствий к их нарушению. 2. Государство устанавливает в нормах меру свободы личности и в то же время ограничивает себя в своих решениях правом. Все, что не запрещено индивиду – ему разрешено. Все, что не дозволено власти – ей запрещено | |
Раздел 3. Основы конституционного права РФ
Тема 13. Общая характеристика конституционных отношений
(предмет, метод, субъекты).
Схема 55
ведущая отрасль системы права представляющая собой совокупность юридических (конституционных) норм, закрепляющих основы общественных отношений, посредством которых обеспечивается единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя, основы правового положения личности, устройство публичной власти. Ее политико-территориальную организацию | |
Конституционные отношения: 1. Складываются и развиваются в связи с организацией государства и охватывают все стороны его устройства. 2. Отношения по поводу власти, направленные на осуществление суверенитета и достижение свободы личности во взаимоотношениях с государством. 3. В основе этих отношений стоит не государство, а человек, вступающий в эти отношения через коллективы людей, социальные группы, и в конечном итоге, через государство в целом. | |
Отношения государства с обществом | |
Отношения в системе государственной власти | |
Отношения государства с личностью | |
Система высших и местных органов власти, принципы их взаимодействия, систему территориальной организации, внешние атрибуты. Регулируются в полном объеме | |
Установление основных прав и обязанностей личности, ее правовой связи с государством (гражданство), границ возможного вмешательства государства в жизнь человека, обязанности государства по защите прав человека. Установление основ | |
показывают, как общество контролирует государственную власть (степень влияния народа на власть, участие население в ее формировании, осуществлении; основы местного самоуправления). Установление основ | |
Обязывание К деятельности органов государственной власти и должностных лиц (например, ст.2 Конституции РФ закрепляет в качестве обязанности государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод личности) | |
Установлениеи официальное закрепление в законе общих принципов организации и осуществления государственной власти и основ правового статуса личности | |
Дозволение Регулируется статус человека и гражданина. (например, ст. 22 определяет право каждого на свободу и личную неприкосновенность) | |
Запрет К любым субъектам конституционного права (например, ст. 19, п. 2: «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности ») | |