Ii. государство, политика, прагматика, власть
(2006) Этими терминами оперируют многие по делу и просто ради демагогии, зачастую не задумываясь о многогранных значениях этих понятий, вводя тем самым сумятицу в умы граждан. Мы пересмотрели множество энциклопедических изданий, и почти в каждом дается своя расшифровка одного и того же термина. В результате мы остановились на понятных и близких нам по духу определениях, которые и приводим ниже. Также даем критику некоторым формулировкам, пришедшим к нам из недалекого прошлого.
(2006) Например, со школьной скамьи нам внушали имперские понятия, смысл которых сводился к формуле: “Не можешь – тебя научат, не хочешь – заставят”.
Приведём пару примеров, которые говорят сами за себя:
“Государство - основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под государством понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти — особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения”.
Или:
“Государство представляет собой особую организацию власти, которая осуществляет управление обществом, обеспечивает в нем порядок в интересах всех его членов, но может при этом преимущественно защищать интересы господствующих классов”.
После внимательного изучения вопроса,понятие «Государство» мы предлагаем графически разделить и отделить “Государство” от «государства».
Мы предлагаем формулировать так: “Государство (с большой буквы) - союз людей, живущих на определенной территории, имеющей географические границы, и объединенных посредством учрежденной ими Конституции государственной структурой-государством (органами взаимодействия).
Коротко, понятно, без классов и без принуждения.
(2013) В январе 2013 г., в «Российской Газете», Сергей Степашин, если мы правильно его поняли, намекнул всем нам, что «есть государство как высшая ценность и есть государство как совокупность органов власти». Мы считаем это путаницей…
И вот чтобы не путать «Государство» и «государство» мы предлагаем сделать шаг в сторону понимания необходимости графического и смыслового разделения терминов “Государство – как Общество”, от “государства – аппарата чиновников”.
При этом люди давно уже хотят, чтобы «государственные структуры» - этот аппарат чиновников, выбранных или назначенных на публичные должности, выполнял, наконец-то, делегированные им от народа жёстко и недвусмысленно очерченные полномочия, прописанные в Основном Законе.
(2006) «Политика». Вот как трактует это понятие Новейший энциклопедический словарь 2004 г.: «Политика - деятельность, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой являются достижение, удержание и использование государственной власти». То есть, наши современные энциклопедические понятия мало чем отличаются от марксистко-ленинских (большевистско-интернациональных) трактовок. В этом абсурде, навязываемом нам, мы продолжаем жить и работать.
Но есть и другие формулы. Нам более близка следующая: «Политика - это сфера деятельности граждан, связанная с участием в делах государства; путем открытия Законов своего существования и развития; общество через структуры государственной власти определяет формы, цели и задачи политики государства в различных аспектах общественных отношений». Отсюда и понятие «Политик». Это - гражданин, активно участвующий в открытии общественных Законов развития общества, определяющий перспективы этого развития, работая в этой сфере профессионально.
«Прагматика». С этим понятием проще. Большой энциклопедический словарь 1991 г. определяет прагматизм как «общий метод решения проблем, которые встают перед людьми. При этом объекты познания, с точки зрения прагматизма, не существуют независимо от сознания, а формируются… в ходе решения практических задач; …в прагматизме истина трактуется как практическая полезность». Более откровенно о прагматизме говорит Советский энциклопедический словарь 1979 г.: «Прагматика – это отношения субъектов,.. использующих какую-либо систему к самой системе». То есть, это означает, что всякую систему используют в борьбе с ней самой. Как пример можно привести ситуацию с назначением губернаторов в Российской Федерации: это стало возможно, прагматически используя 10-ю, 77-ю и 78-ю статьи Конституции-93. То же самое относится и к процедуре роспуска Совета Федерации в 2001 г. и к формированию его на совершенно иных основах без малейшего изменения статей Конституции.
Российские «политики», выросшие не в гражданском обществе, взлетевшие на вершину власти по стечению обстоятельств, сами себя считают прагматиками, т. е., вождями, указывающими некие идеи, «национальные проекты», объявляющими «единственно правильные» светлые цели движения общества, без которых мы есть овцы слепые, блуждающие в темноте. На самом деле под завесой «правильных» слов, нас незаметно, но непрерывно, пытаются возвратить к вождизму, коммунизму, а, в конечном итоге, - к тоталитаризму, близко к которому мы уже оказались.
А механизмом разворота нас в прошлое для этих «политиков» и “прагматиков” является Конституция РФ-93.
Политики (без кавычек) могут вырасти только в Гражданском Обществе из политически активных, с детства воспитанных в правовом поле, Граждан. Только такой человек, пропитанный духом такого Общества, сможет открыть правовые общественные Законы, которыми живет Общество.
«Власть». Возьмем опять Новейший энциклопедический словарь. И вновь мы видим формулировку, близкую к марксистско-ленинской трактовке: «Власть – есть возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле с помощью авторитета, права, насилия; …политическое господство, система государственного управления и его орган».
Т. е., нас по-прежнему дрессируют: есть власть, и вы, народ, - не забывайте это!..
Но нам ближе формулировка, данная Львом Толстым в романе «Война и Мир»: «Власть – это не выражение свободы воли Общества ли, монарха или иного публичного лица, а осознание каждым Гражданином Закона необходимости своего действования в рамках, принятых в Обществе (Государстве) правил, составляющих Закон».
(2012) ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:
(Выписка из Польской Конституции, принятой в 1791 г.)
Правительственный закон 3 мая 1791
СТАНИСЛАВ АВГУСТ
божьей милостью и по воле народа король польский,
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЛИТОВСКИЙ, РУССКИЙ, ПРУССКИЙ, МАЗОВЕЦКИЙ, ЖМУДСКИЙ, КИЕВСКИЙ, ВОЛЫНСКИЙ, ПОДОЛЬСКИЙ, ПОДЛЯСКИЙ, ИНФЛЯНТСКИЙ, СМОЛЕНСКИЙ, СЕВЕРСКИЙ И ЧЕРНИГОВСКИЙ ВМЕСТЕ С ОБЪЕДИНЕННЫМИ СОСЛОВИЯМИ С УДВОЕННОЙ СИЛОЙ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ ПОЛЬСКИЙ НАРОД.
Признавая, что судьба всех нас зависит исключительно от укрепления и совершенствования польских законов, а также убедившись на собственном долгом опыте в застаревших пороках нашей системы правления и желая воспользоваться тем периодом, в котором находится Европа, и тем угасающим временем, которое вновь сделало нас самими собой; свободные от принуждения унизительного чужеземного ига, ценя превыше жизни, выше личного счастья политическое существование, внешнюю независимость и внутреннюю свободу народа, судьба которого вложена в наши руки, а также желая заслужить благословение и благодарность ныне живущих и будущих поколений, несмотря на препятствия, которые нам могут чинить наши страсти, для общего блага, для утверждения свободы, для спасения отечества нашего и его границ, с величайшей твердостью духа мы принимаем настоящую Конституцию и провозглашаем ее святой и нерушимой, до тех пор, пока народ в предусмотренный законом момент явно изъявленной волей своей не признает необходимым изменить в ней какую-либо статью. Все последующие законы нынешнего сейма должны во всем соответствовать этой конституции”.
Х Х Х
Через год, в результате раздела территории между Пруссией, Россией и Австрией, Польша утратила самостоятельность, но в 1918 году страна вновь воссоединилась, и 3 мая был провозглашен официальным праздником. Увы, всего на срок чуть более двух десятилетий, до следующего захвата и раздела Польши.
Социалистическое правительство Польши не приветствовало этот праздник, но патриотически настроенные поляки продолжали отмечать День Конституции при социализме, хотя и неофициально. В 1990 году Праздник Конституции 3 Мая был возрожден и официально объявлен государственным праздником.
Российская самодержавная власть никогда не хотела, чтобы поляки жили по-польски. Большевики-интернационалисты, как выяснилось, также этого не захотели. А ведь народы-то – братские…
Али нет?..
Народы – это одно, а правители – это другое?..
Кстати, слово “Гражданин” по-польски звучит – “Обыватель”. В России слово это превратили почти в ругательское. Да и слова «Гражданин» у нас боялись, что продемонстрировал герой в фильме «Калина красная»… «Какой я вам гражданин? Я вам товарищ и даже друг и брат…»
А напрасно мы опустили Гражданина до «гражданина»…