Административная, военная и судебная реформы
Прежде чем рассмотреть административно-судебную реформу в Кабарде и Горских (балкарских) обществах после окончания Русско-Кавказской войны, необходимо отметить вкратце как царизм параллельно с завоеванием Кавказа военными методами постепенно устанавливал колонизационный режим и насаждал в крае русскую администрацию и русское судопроизводство.
Кабарда к началу Русско-Кавказской войны состояла из семи княжеских уделов, в том числе в Большой Кабарде: уделы Атажукиных, Мисостовых, Джамбулатовых, Бекмурзиных, Катукиных, а в малой Кабарде – Таусултановых и Джеляхстановых.
В каждое удельное княжество входило несколько десятков деревень. Главой удела был старший из князей по возрасту, и он управлял уделом с помощью управленческого аппарата исключительно из мужчин. Туда входили: казначей, дворецкий, писарь, телохранители, которые выполняли и функции сборщиков податей, судебный исполнитель, полицейские и посыльный.
Самой низшей административной единицей удела была деревня, где владелец селения выполнял функции руководителя административно-политической власти.
Во главе высшей исполнительной власти Кабарды стоял Верховный князь, избираемый из среды удельных князей на собрании представителей княжеских уделов – Хасе.
Высшим законодательным органом была Хаса. Она была в Кабарде многопалатной. Хасы были:
в уделе;
2) в партии, включавшей два удела;
при объединении трех уделов;
общекабардинская Хаса, т.е. Хаса Большой Кабарды.
Судебная система в Кабарде и Горских (балкарских) обществах основывалась на обычном праве.
Таким образом, политический строй Кабарды к началу Русско-Кавказской войны представлял собой сословно-представительную монархию в форме федеративной княжеской республики.
Как было отмечено, царское правительство наряду с завоеванием Кавказа, одновременно год за годом вводит в крае российские органы власти и судопроизводства. В 1785 г. царизм учредил на Кавказе институт наместничества. Наместник управлял всеми делами на территории Кавказа. Командующий войсками Кавказской линии ведал гражданскими и военными делами. Он осуществлял свое руководство краем через приставов, назначенных из числа офицеров русской армии.
На Северном Кавказе было к середине XIX в.было 20 приставских управлений. Они вводились у горцев, перешедших к России, «для присмотра за поведением» местного населения и исполнением им российских законов.
В Большой Кабарде приставское управление было введено в 1769 г. С этого времени кабардинские князья и дворяне должны были согласовывать свои действия с приставом. Это явилось первым серьезным ударом в ликвидации политической самостоятельности Кабарды. Приставы в Кабарде в одних случаях назывались «управляющими», в других - «начальником Большой Кабарды». Институт приставов просуществовал на Северном Кавказе до 50-х гг. XIX в.
Но после потери Кабардой своей политической самостоятельности административные органы на Северном Кавказе претерпевают определенные изменения. В 30-50-х гг. XIX в. Кавказская Линия была территориально разделена на несколько самостоятельных регионов. В 1840 г. Кубанская Линия переименована в Правый фланг Кавказской Линии, где начальником был назначен генерал Засс. Кавказская Линия теперь разделилась на пять частей: Черноморская линия, Правый фланг, Центр, Левый фланг и Владикавказский военный округ; каждая из них имела свое управление.
В 1830 г. Кабарда и Горские (балкарские) общества были отнесены к Центру Кавказской Линии. Военно-административное управление находилось в укреплении Нальчик.
В сентябре 1856 г. Кавказскую Линию разделили на Правое крыло и Левое крыло. В состав Правого крыла Кавказской Линии вошли воинские соединения, приставские управления и города, находившиеся в бассейне реку Кубани и Причерноморья, а в состав Левого Крыла – воинские соединения, приставские управления и города бассейна реки Терека, в том числе Кабарда и Горские общества. Следует здесь отметить, что на завершающем этапе Русско-Кавказской войны царизм искал пути постепенного привлечения некоторых представителей горцев к управлению краем.
Главным образом в этом царизм деле опирался на представителей местной верхушки. Так возникла на Северном Кавказе система так называемого военно-народного управления, где главными действующими лицами оставались представители царских военных властей, но формально к управлению привлекались и представители местной знати. В первую очередь к этому военно-народному принципу управления перешли в качестве эксперимента в 1852 г. в Чечне. Здесь было создано самостоятельное военно-административное управление, получившее название Чеченского управления.
Вскоре после этого приставские управления в других регионах Северного Кавказа были упразднены и в 1858 г. созданы округа, в том числе и Кабардинский округ. В состав Кабардинского округа вошли Большая и Малая Кабарда и Горские общества, но Малая Кабарда до 1862 г. оставалась в составе Осетинского округа.
Военно-народное управление официально было узаконено «Положением о Кавказской армии», утвержденным в 1858 г.
В 1860 г., когда фактически основным очагом сопротивления горцев русской армии остался Северо-Западный Кавказ и война перешла в свою завершающую стадию, Кавказская Линия, потерявшая «свое значение как пограничной кордонной черты», была ликвидирована. Ее Правое крыло было переименовано в Кубанскую, а Левое – в Терскую область. В Кубанскую область вошли адыги, живушие в бассейне реки Кубань, карачаевцы, абазинцы, ногайцы и др. К Терской области отошли территории, занятые терским казачеством, кумыками, чеченцами, ингушами, осетинами, кабардинцами и балкарцами.
Таким образом, в первые годы существования Терской области в ней были округа: Кабардинский, Кумыкский, Осетинский, Чеченский, Аргунский, Ичкеринский. Однако следует отметить, что при создании этих округов не учитывались в полном объеме этнические границы, которые существовали испокон веков между горцами. В частности, Малая Кабарда была включена в состав Военно-Осетинского округа, в его состав входила часть территории чеченцев и ингушей и т.д.
Эти округа в свою очередь делились на участки. Кабардинский округ с 1858 - го по 1862 г. состоял из двух участков: Черекского и Баксанского. К Черекскому административному участку относились кабардинские селения, лежащие по правой стороне реки Шалушка и Балкарские общества: Балкарское, Хуламское и Безенгийское. К Баксанскому участку относились кабардинские селения, Балкарские общества: Чегемское и Урусбиевское.
Малая Кабарда с 1862 г. вошла в Кабардинский округ отдельным участком.
В 1866 г. из всех Балкарских обществ был образован отдельный административный участок – Горский.
Вся полнота власти в округах была сосредоточена в руках представителей наместника Кавказа. Представители горского населения в лучшем случае выполняли вспомогательные функции и роль проводников линии наместника и его подчиненных.
После завершения Русско-Кавказской войны и окончательного включения Северного Кавказа в состав России и осуществления земельной реформы в Кабарде назрела объективная необходимость дальнейшей административно-судебной реформы. Главнокомандующий Кавказской армией князь Барятинский своим приказом от 3 мая 1860 г. упразднил Кавказскую Линию. Все пространство от Главного Кавказского хребта предписывалось впредь именовать Северным Кавказом. Этот обширный край был разделен на три административные единицы: Терскую и Кубанскую области и Ставропольскую губернию. Области в свою очередь разделялись на округа.
Во второй половине 60-х гг. XIX в. был подготовлен проект о новом административном устройстве Кубанской и Терской областей. Он был утвержден государственным Советом 30 декабря 1869 г. По новому «Положению о Кубанской и Терской областях» Терская область получила новое административное деление, согласно которому она делилась на семь административно-территориальных округов: Владикавказский, Георгиевский, Грозненский, Аргунский, Веденский, Кизлярский, Хасав-Юртовский.
В состав Георгиевского округа вошли бывший Кабардинский округ, гор. Георгиевск и слобода Кисловодская. Административным центром округа стала слобода Нальчик. Как и прежде, и на этот раз не учитывались этнические границы народов, входящих в тот или иной округ. По новому административно-территориальному делению Северного Кавказа не упоминались исторические названия «Кабарда», «Осетия», «Чечня» и т.д.
Во главе окружных управлений по-прежнему стояли представители русской армии. Округа как и прежде делились на участки. Например, Георгиевский округ в первой половине 70-х гг. состоял из четырех участков: Баксанского, Черекского, Малокабардинского и Горячеводского. Руководителями участков были приставы, его помощник и письмоводитель.
Одним из значительных моментов в административной реформе 60-х гг. XIX в. являлось создание в Кабарде и Горских обществах новой системы административно-судебной системы управления. В 1870 г. было принято Положение, по которому общественное управление должно было состоять из сельского схода, сельского правления и сельского суда. Эти органы осуществляли всю административную и судебную власть на селе. Такая форма правления, которая была введена на Северном Кавказе соответствовала той форме, что существовала в Центральной России. Это положение действовало на территории края с 1 января 1871 г.
С 80-х гг. XIX в. до революции 1917 г. произошли разного рода изменения в административно-территориальном устройстве народов Северного Кавказа. В частности, в 1876 г. был упразднен Георгиевский округ, а Кабарда и Горские общества вошла в Пятигорский округ. В его составе они находились до 1882 г. С 1882 г. Кабарда и Горские общества выходят из Пятигорского округа и образуется самостоятельный Нальчикский округ. Но в 1888 г. Малая Кабарда опять выделяется из него и включается в Сунженский отдел Терской области. Она там находилось до 1905 г.
Именно в 60-80-е гг XIX в. Кабарда теряет значительную часть своей исторической территории, которую передают соседним народам, казачеству, русским и украинским крестьянам, переселенным в Кабарду.
В 60-70-е гг. XIX в. была осуществлена не только административная и судебная реформа, но и военная. 1 августа 1870 г. было опубликовано «Положение о воинской повинности и о содержании строевых частей Кубанского и Терского казачьих войск». Это «Положение» ограничивало бессрочную службу казаков 22 годами. Действительная же военная служба длилась 5 лет. От воинской службы освобождались лица, работавшие в государственных учреждениях и постоянно занимающиеся торговлей, а также учащиеся и студенты средних и высших учебных заведений. Казаки оставались надежными союзниками царизма на Северном Кавказе, поэтому он шел на некоторые улучшения их положения и службы в армии.
Однако следует отметить, что военная реформа не распространялась на горцев Северного Кавказа, в том числе на кабардинцев и балкарцев. Они еще не внушали особого доверия царским властям. Слишком были наглядны трагические последствия Русско-Кавказской войны. Действительная военная служба для горцев заменялась взиманием особого денежного сбора. К действительной военной службе стали привлекать кабардинцев и балкарцев только с 1887 г. До этого дело сводилось к попыткам создать отдельные воинские подразделения из местного населения. Правительство рассчитывало использовать «иррегулярные войска» из среды горцев при подавлении национально-освободительной борьбы народов Северного Кавказа, т.е. им отводилась роль полицейских и карателей собственного народа.
Важнейшей составной частью преобразований в общественно-политической, социально-экономической жизни, проведенных в 60-70-е гг. XIX в. являлась судебная реформа в Кабарде и Горских обществах. Наряду с административными реформами, царизм осуществлял и судебную реформу в ходе Русско-Кавказской войны. Судебная власть на Северном Кавказе полностью была подчинена интересам России и ее политике, проводимой в крае. Эта реформа проводилась постепенно вытесняя из жизни веками существовавшую судебную систему в Кабарде и Горских обществах, основанную на обычном праве. Царизм все же вынужден был считаться с особенностями общественного уклада жизни, традициями и обычаями горцев.
Еще в 1793 г. в Кабарде вместо прежнего традиционного суда Хейжа вводятся новые судебные учреждения – Родовые суды и расправы. Они в своей деятельности опирались на обычное право кабардинцев. Уголовные дела (убийство, разбой, измена) и другие более - менее серьезные преступления были выведены из ведения родовых судов и расправ и переданы в ведение Верховного пограничного суда, т.е. эти дела рассматривались по законам Российской империи, а маловажные (семейно-бытовые и другие мелкие дела) рассматривались в родовых судах и расправах. Более того, Верховный пограничный суд, который возглавлялся моздокским комендантом, рассматривал апелляционной инстанцией решения родовых судов и расправ. Другими словами, и судебная власть, как и административная, находилась в руках российских офицеров. Кабардинское общество с самого начала деятельность родовых судов и расправ встретило враждебно: в этой реформе оно увидело ущемление своей самостоятельности.
В ходе Русско-Кавказской войны значительно возросла роль духовенства в Кабарде, и в конечном итоге под давлением народных масс царизм вынужден заменить в 1807 г. родовые суды и расправы шариатским судом Мехкеме. Верховный князь Кабарды одновременно становится председателем верховного суда – Мехкеме.
И только после фактического завоевания Кабарды и потерей ею политической самостоятельности в 1822 г. Ермолов создает Временный Кабардинский суд вместо действовавшего с 1807 г. в Кабарде Мехкеме.
В Прокламации Ермолова от 22 августа 1822 г. говорится: «Восстанавливая порядок в Кабарде и учреждая через земли оной новую линию для охранения жилищ наших, с тем вместе признаю я полезным для собственного благославления вашего и разбора случающихся дел между вами установить суд.
Вследствие чего, составив предварительное начертание правил: для суда во временном наставлении, при сем для руководства вашего препровождаемом, членами сего суда назначаются:
Председателем - владелец подполковник Кучук Джанхотов.
Судьями: Кадий по выбору владельцев и узденей. Владельцы: Гаджи Мурзабек Хамурзин, капитан Темир Булат Атажукин.
Губернский секретарь Касай Картулов. Из узденей: от Малой Кабарды - Али Мурза Коголка, Беслан Куденетов, Али Конов. Секретарем - капитан Якуб Шарданов и чиновник российский для проверки журналов. Означенный суд имеет быть на реке Нальчик. Открытие его и надлежащее по управлению его со стороны начальства содействие поручено от меня артиллерии полковнику Копареву.
Чиновник сей был поставлен мной начальником всех войск, в землях кабардинских расположенных, будет назидать общее всех вас благосостояние, порядок, и для того требуется со стороны вашей должное к требованиям его внимание Временного суда, какие дела обязан рассматривать».
Как видно, формально членами суда являются и представители кабардинской знати, но вся деятельность Временного Кабардинского суда находится под контролем российских военных властей. Временный Кабардинский суд просуществовал с 1822 по 1858 гг.
Однако на завершающем этапе Русско-Кавказской войны царизм наряду с административной реформой осуществляет в Кабарде и Горских обществах и судебную реформу. В 1858 г. в Кабардинском округе был создан «Народный суд». Аналогичные суды были созданы и в других округах Терской области. При создании «Народного суда» использовался опыт судопроизводства в крае предшествующих периодов. Кабардинский окружной «Народный суд» состоял из пяти членов – депутатов. Из них четыре члена суда избирались «из среды князей, узденей и свободного сословия» на сословных участковых собраниях по одному депутату- от каждого участка, а пятый – «от черного народа» из вольноотпущенников и холопов на окружном собрании. Основой «народного суда» оставались нормы обычного права горцев. Введении шариатского суда оставались семейно бытовые дела (бракосочетание, развод супругов, споры между родственниками, в том числе между родителями и детьми).
Все судебные дела разграничивались на гражданские и уголовные дела. Например, гражданские иски и маловажные уголовные дела (воровство, драка, кража женщин и т.д.) находились в ведении окружных судов.
Согласно «Положению» о порядке управления Терской областью» от 29 мая 1862 г. более серьезные уголовные дела были изъяты из ведения народных судов. К этим преступлениям относились: измена, возмущение против правительства и его органов, т.е. политические преступления, личное неповиновение начальству и его оскорбление, разбой, похищение казенного имущества, убийство и нанесение увечья.
Апелляционные дела окружных «народных судов» Терской области рассматривал так называемый «Главный народный суд», созданный в 1862 г., который располагался в гор. Владикавказе. Этот суд состоял из председателя, 6 кадиев и 28 членов – депутатов от военно-народных округов Терской области. Члены суда назначались начальником области из представителей местной знати. Помимо этого, в военно-народных округах создавались участковые народные суды, т.е. в каждом участке округа были свои участковые народные суды. Так, например, в Кабарде в 4 административных участках были свои суды: Баксанский, Черекский, Малокабардинский и Горский (Балкарский), во главе которых стояли руководители участков.
Члены участкового народного суда избирались сроком на один год на участковом собрании выборщиков, избранных в селениях и сельских обществах. Решение участкового собрания об избрании состава суда утверждалось начальником округа. Количество членов суда определял руководитель области. Участковый суд рассматривал гражданские дела и незначительные уголовные преступления. Семейные дела рассматривались по правилам шариата.
Наряду с народными судами на Северном Кавказе сохранялись так называемые посреднические (медиаторские) суды, которые создавались в каждом конкретном случае по требованию сторон-участников споров. Решения посреднических судов были окончательными и не подлежали обжалованию.
Таким образом, реформы, проведенные на Северном Кавказе, в том числе и административно-судебная, носили в целом прогрессивный характер. Одновременно они юридически закрепили завоевание горцев русским государством, которые окончательно вошли в состав Российской империи.
Эти реформы проводились на Северном Кавказе параллельно с его завоеванием в ходе Русско-Кавказской войны, хотя формально в органах административной и судебной власти были представлены и местные народы. Ключевые позиции во всех органах административной, военной и судебной власти занимали представители Российского государства.
Тем не менее, несмотря на значительные ограничения прав местного населения, эти реформы носили буржуазный характер, они создали объективные условия для втягивания Северного Кавказа в капиталистические отношения и развития его экономики и культуры. Эти реформы способствовали ликвидации патриархально-феодальных отношений.
Литература
История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней. М., 1967. Т.1.
Берже Ад. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Нальчик, 1992.
Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии. Нальчик, 1995.
Тхамоков Н.Х. Социально-экономический и политический строй кабардинцев в XVIII в. Нальчик, 1961.
Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1965.
Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев в XV-XIX вв. Майкоп, 1997.
Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974.
История Кабарды. М., 1957.
История Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1995.
Бекалдиев М.Д. История Кабардино-Балкарии с древнейших времен и до конца XIX в. Нальчик, 1997.
Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992.
Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. М., 1967.
Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII –первой половине XIX в. Нальчик, 1994.
Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1982. Вып.1.
Азаматов К.Г. Социально-экономическое положение и обычное право балкарцев в первой половине XIX века. Нальчик, 1968.
Кумыков Т.Х. Из истории судебных учреждений в Кабардино-Балкарии. //Ученые записки КБГУ 1963. Т.19.
Материалы по обычному праву кабардинцев. Нальчик, 1956.
Актуальные проблемы феодальной Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1992.
Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII – начале ХХ в. Нальчик, 1992.
Кумыков Т.Х. Социально-экономические отношения и отмена крепостного права в Кабарде и Балкарии. Нальчик, 1959.
Мальбахов Б.К. Кабарда в период от Петра 1 до Ермолова (1722-1825). Нальчик, 1998
Тхамокова И.Х. Русское и украинское население Кабардино-Балкарии. Нальчик, 2000.
Крикунов В.П. Очерки социально-экономического развития Северного Кавказа в 60-90-х гг XIX в. Грозный, 1973.
Очерки истории балкарского народа. Нальчик, 1961.
Фадеев А.В. Вовлечение Северного Кавказа в экономическую систему пореформенной России. //История СССР, № 6, 1956.
Тройно Ф.П. Арендные отношения у горцев Северного Кавказа. Р.-на - / Д., 1984.
Ратушняк В.А. Сельскохозяйственное производство на Северном Кавказе в конце XIX – начале ХХ вв. Р.-на-/Д., 1989.
Эльмесов А.М. Из истории русско - кавказской войны (документы и материалы). Нальчик, 1991.