Новые международные организации. Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции

СССР (РОССИЯ) И МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.

Международные отношения в послевоенном мире

Превращение США в сверхдержаву

Наиболее благоприятными итоги глобального военного противоборства были для США. В 1939-1945 гг. ни одна вражеская бомба не упала на их территорию. От ужасов войны американцы, как и в период Первой мировой войны, были надежно защищены Тихим и Атлантическим океанами. Если война задержала экономиче­ское развитие СССР более чем на 10 лет, то США за годы войны увеличили свой экономический и военный потенциал в 2,7 раза, окончательно утвердившись не только в качестве финансово-экономического, но и политического центра запад­ного мира, капиталистической системы.

Удельный вес США в мировом промышленном производстве составил к концу войны 60%. Общее число самолетов превысило 150 тыс. Под звездно-полосатым флагом ходило 30 ударных и 84 эскортных авианосца. США после Второй ми­ровой войны сосредоточили в своих руках 2/3 мирового запаса золота в капи­талистическом мире, контролировали 1/2 запасов важнейших видов промыш­ленного и военно-стратегического сырья. Правящие круги ставили перед собой задачу добиться того, чтобы послевоенное развитие, по крайней мере на 85%, как выражался сменивший Ф. Д. Рузвельта Г. Трумэн, шло в соответствии с амери­канскими представлениями о хорошем и должном. Европу, Ближний и Средний Восток США объявили своей сферой влияния. За Восточную Азию предстояло побороться. Центральная и Южная Америка постепенно превращались в «аме­риканский огород».

В 1945-1949 гг. США единственные в мире обладали атомным оружием.

6 августа 1945 г. бомбардировщик «Энола Гэй» сбросил бомбу «Малыш» на японский город Хиросиму. Атомный «гриб» поднялся на высоту 9000 м. Сильный жар (не менее 3000 °С) и ударная волна за несколько секунд уничтожили около 200 тыс. человек и около 60 тыс. строений.

США, обладая монополией на атомную бомбу, во внешнеполитических во­просах стали прибегать к ядерному шантажу. Советское же руководство в своей послевоенной политике рассчитывало на военную мощь Советской армии, войска которой находились в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европе, в Китае и Корее.

Новые международные организации. Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции

Итоги Второй мировой войны на десятилетия предопределили ход мирового развития. В мире произошли огромные изменения. Разгром германского фашизма и японского милитаризма означал победу гуманизма, общечеловеческих ценностей, укрепление позиций демократических, миролюбивых сил в разных районах зем­ного шара. В ходе Нюрнбергского судебного процесса (1945-1946) над главными нацистскими военными преступниками были разоблачены сущность германского фашизма, его планы уничтожения целых государств и народов, впервые в исто­рии агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества. Результатом Токийского судебного процесса над главными японскими военными преступниками (1946-1948) стало разоблачение экспансионистских замыслов и агрессивных устремлений японских милитаристов. Военные преступники по­несли заслуженное наказание, что стало важным прецедентом в развитии между­народного права.

Страны-победительницы Англия, Франция и перебежавшая на сторону со­юзников Италия понесли тяжелые людские и материальные потери, столкнулись в послевоенный период с серьезным социально-политическим и экономическим кризисом. Колониальные и зависимые территории, внесшие свой вклад в победу над общим врагом, считали, что заслужили освобождение. Во второй половине 40-х гг. стали независимыми Индия, Пакистан, Бирма.

Поверженные Германия и Япония были оккупированы, потеряли часть населения и материального богатства. Берлин, Дрезден, Хиросима, Нагаса­ки и другие города представляли собой руины. В 1946 г. объем промышленной продукции Италии составлял от уровня 1937 г. всего 40%, в Западной Германии и Австрии — 34%. Ощущалась острейшая нехватка продовольствия, сырья, топли­ва, было изношено оборудование. Огромных масштабов достигла безработица. Серьезную проблему представлял перевод военной промышленности на граждан­ские рельсы.

Изменения в послевоенном мире носили противоречивый характер. Анти­гитлеровская коалиция быстро распалась, и на смену общему антифашистскому фронту пришла холодная война. Антиколониальное, национально-освободительное движение столкнулось с мощным противоборством сил неоколониализма. Объек­тивно назревший процесс демократизации испытывал мощное давление советского тоталитаризма и американского гегемонизма.

Начало холодной войны

Американский президент Гарри Трумэн любил хвастаться тем, что у него в руках «хорошая дубина для русских парней». Он имел в виду атомное оружие. «Если России не показать железный кулак и не говорить с ней решительно, новая война неминуема. Мы не должны идти больше на компромиссы... Я устал нянчиться с Советами», — говорил американский лидер.

9 мая 1945 г. советник посольства США в Москве Дж. Кеннан, наблюдая из окон посольского здания празднование Дня Победы, говорил: «Ликуют... Они думают, что война закончилась. Она еще только начинается».

Комитет начальников штабов (КНШ) США оценивал СССР как ведущую мировую державу и главного политического противника. Уже 4 сентября 1945 г. в меморандуме разведки США намечалось 20 важнейших целей и 20 советских городов, которые должны быть подвергнуты атомной бомбардировке. В октябре 1945 г. американские генералы настаивали на превентивной войне против СССР. После уничтожения до половины населения СССР и его капитуляции планиро­валось расчленить страну на зоны оккупации. Затем предполагалось подчинить Китай и Юго-Восточную Азию, взять под свой контроль весь мир. Советское руководство было прекрасно информировано обо всех этих планах. Советский разведчик, англичанин Гарольд Адриан Рассел (Ким) Филби, служивший в раз­ведке Великобритании (СИС), с 1949 г. был назначен на должность офицера связи с Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) и Федеральным бюро расследований (ФБР) США. «Это привело к тому, что все чрезвычайно обшир­ные усилия западных разведок в период с 1944 по 1951 г. были безрезультатными. Было бы лучше, если бы мы вообще ничего не делали», — признался позже один из американских разведчиков[1].

Подобная информация была явно не способна укрепить дружеские чувства советского руководства к бывшим союзникам. Разумеется, Сталин и другие выс­шие руководители страны понимали опасность ситуации и прилагали максимум усилий для того, чтобы укрепить геополитическое положение СССР, восстановить разрушенное народное хозяйство и ликвидировать монополию США на обладание атомным оружием.

В марте 1946 г. в университете американского города Фултона в присутствии президента Г. Трумэна с яркой речью выступил бывший премьер-министр Велико­британии Уинстон Черчилль. Он определил принципы противоборства с «совет­ской угрозой». Выступление Черчилля длительное время считали фактическим началом холодной войны. На самом деле он лишь идеологически обосновывал и представлял общественности уже фактически проводимую политику. Через несколько дней после смерти Ф. Д. Рузвельта (12 апреля 1945) сменивший его Г. Трумэн занял жесткую позицию в отношении СССР. По одному из спорных во­просов в узком кругу он заявил: «Если русские не пожелают присоединяться к нам, то пусть убираются к черту». А на совещании в сентябре 1945 г. было отвергнуто предложение военного министра Генри Л. Стимсона, который предостерегал от «атомной дипломатии», от использования монополии на атомное оружие в качестве средства давления на СССР[2].

ИСТОРИЯ В ТЕРМИНАХ

Холодная война-глобальное противоборство двух сверх­держав — США и СССР.

Основными составляющими холодной войны были:

гонка вооружений, в первую очередь разработка и размещение новых видов оружия

массового поражения, наращивание их количества;

противостояние военно-политических блоков;

прямое военное противостояние в локальных войнах:

борьба за влияние в странах «третьего мира», за вовлечение их в орбиту своих интересов;

«психологическая война» — подрывная пропаганда, поддержка оппозиции;

ожесточенное противоборство разведок, специальных служб.

Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы

Агрессивная направленность американской внешней политики в полной мере проявлялась в «доктрине Трумэна». Она предусматривала открытое вмешательство США во внутренние дела других государств, поддержку реакционных режимов, отказ от сотрудничества со странами советского блока, создание военных баз на чужих территориях. Глобальная сеть иностранных военных баз и оккупационных группировок в Западной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, на океанских островах выполняла тройную функцию:

+ создание реальной угрозы Советскому Союзу и социалистическому содруже­ству;

+ поддержка угодных США правительств;

+ защита экономических интересов американских монополий.

Под американским руководством стали преодолеваться противоречия внутри капиталистического мира, которые стали причиной двух мировых войн и успеш­но использовались советской дипломатией. Во второй половине 40-х гг. США оказали колоссальную помощь многим странам в рамках плана Маршалла. Его осуществление способствовало быстрому восстановлению экономики Западной Европы с одновременным усилением политического и экономического влияния США. Общий объем помощи составил 13,1 млрд долларов. Большая часть этой суммы была предоставлена безвозмездно в виде поставок продовольствия, топлива, сырья, полуфабрикатов и удобрений. В этих условиях США получали безогово­рочную поддержку своих начинаний. Образовался военно-политический союз НАТО (1949), в который вошли следующие страны: США, Англия, Франция, Ка­нада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия, Греция, Турция, ФРГ, Испания. В других регионах возникли военные блоки СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС.

США были инициатором или активным участником множества военных кон­фликтов, военно-политических кризисов, осложнений на международной арене.

В нарушение Потсдамских соглашений в мае 1949 г. была образована Федера­тивная Республика Германия. В октябре 1949 г. на территории, занятой советскими войсками, было провозглашено образование ГДР.

За контроль над Берлином шла борьба советской и союзнической военных администраций, а также спецслужб. В августе 1961 г. Западный Берлин был об­несен мощной стеной, которая должна была пресечь негативное экономическое воздействие на Восточный Берлин и ГДР, а также прекратить побеги граждан ГДР в Западный Берлин. В центре Европы возник постоянный очаг напряженности, породивший немало опасных конфликтных ситуаций. Берлинская стена просуще­ствовала до 1989 г. На территории ГДР была размещена Группа советских войск в Германии (ГСВГ).

Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)

В последние годы правления Сталина (умер 5 марта 1953) социализм вышел за рамки одной страны, началось формирование мировой социалистической системы. В 1944-1945 гт. в Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании, Югославии к власти пришли антифашистские правительства, представлявшие интересы абсолютного большинства населения. В эти несколько лет советская сторона исходила из концепции «мирного перехода к социализму», использовала тактику широкого демократического блока. Лидеры стран Восточной Европы говорили о «национальном пути к социализму», о борьбе за новую социальную и экономическую структуру, но без диктатуры пролетариата, без применения не­которых положений марксизма-ленинизма. В организации общественно-полити­ческой жизни приоритет отдавался парламентской демократии. В экономической сфере признавались сосуществование и соревнование кооперативного, частного и государственного секторов.

Ведущую роль в большинстве стран Восточной Европы играли местные комму­нисты, действовавшие под сильным влиянием Москвы. В обстановке начавшейся холодной войны Сталин и его сторонники перешли к жестким силовым мето­дам влияния на внутриполитические процессы в восточноевропейских странах. В 1948-1949 гг. коммунисты оттесняют от руководства представителей других политических сил, начинается проведение социалистических преобразований по примеру СССР. Попытка руководства Югославии во главе с сильным, волевым ли­дером Иосипом Броз Тито действовать самостоятельно вызвала гневную реакцию Сталина и привела к разрыву советско-югославских отношений. Победе сталиниз­ма в Восточной Европе способствовали обнищание, люмпенизация всех социаль­ных групп, обещания коммунистов, мифологизация советской действительности и надежды на помощь СССР. В патронируемых государствах прошли политические судебные процессы. Началось давление на церковь. С 1949 г. институт советников, действовавших в отдельных странах, стал превращаться во всеобъемлющую систе­му контроля. Проводником советской линии, носителем власти являлась местная партийно-государственная номенклатура.

В 1949 г. Болгария, Чехословакия, Венгрия, Польша, Румыния и Советский Союз создали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Впоследствии полно­правными членами СЭВ стали ГДР, МНР (Монгольская Народная Республика), Куба, СРВ (Социалистическая Республика Вьетнам). СЭВ рассматривался как международная экономическая организация социалистических стран, основанная на новом типе экономических отношений, принципах братского сотрудничества и социалистического интернационализма, полного равноправия и товарищеской взаимопомощи. Целью создания СЭВ считалось стимулирование процесса со­трудничества и экономической интеграции социалистических стран. В рамках СЭВ осуществлялась организация, специализация и координация экономической деятельности стран-участников.

В СЭВ могла вступить любая страна, согласная с его Уставом. Кроме 10 вы­шеперечисленных членов в работе ряда органов СЭВ участвовали представители Социалистической Федеративной Республики Югославии, Лаосской Народно- Демократической Республики, Народной Республики Ангола, Корейской На­родно-Демократической Республики, Социалистической Эфиопии. СЭВ имела соглашения о сотрудничестве с Финляндией, Ираком и Мексикой, а также статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

В СЭВ каждая страна имела право на равное представительство независимо от величины, уровня развития и взноса в бюджет СЭВ. В любом органе каждая страна имела только один голос. Совет не принимал решения без согласия всех заинтересованных стран. Высшим органом СЭВ являлась Сессия Совета, которая проводилась один раз в год поочередно в странах-членах. Главным исполнительным органом был Исполнительный комитет. Разработку мероприятий и подготовку предложений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве по раз­личным отраслям или определенным проблемам осуществляли Комитеты СЭВ (по сотрудничеству в области плановой деятельности; по научно-техническому со­трудничеству; по сотрудничеству в области материально-технического снабжения) и 22 постоянные комиссии. Экономическим и исполнительно-административным органом Совета был Секретариат СЭВ, находившийся в Москве.

В начале своей деятельности СЭВ сосредотачивал свои усилия на развитии торговли между социалистическими странами. Затем главным направлением все больше становилась координация народно-хозяйственных планов. Затем был опре­делен курс на всестороннее развитие экономической интеграции, в основе которой лежали потребности дальнейшей интернационализации материальной и духовной жизни стран -- членов СЭВ.

Внешняя торговля в рамках СЭВ была призвана удовлетворить потребности каждой страны за счет товаров, производимых в других странах на основе между­народного разделения труда. Преследовалась и важная идеологическая задача — «обойтись без Запада». Во всех социалистических странах была введена государ­ственная монополия на внешнеэкономическую деятельность. Она соответствовала системе общественного производства, при которой частная собственность в ее различных видах почти полностью уничтожалась и средства производства сосре­дотачивались в руках государства. В СССР и других странах социализма считали, что государственная монополия не только решала задачу защиты социалистической экономики от стихии капиталистического рынка, но и обеспечивала максимально возможное использование потенциала внешней торговли для повышения эффек­тивности производства и ускорения темпов экономического развития.

Внешняя торговля велась по долгосрочным соглашениям, носила эквивалентный характер, осуществлялась на основе государственной монополии внешней торговли и в соответствии с перспективными планами развития народного хо­зяйства. Считалось, что на мировом социалистическом рынке товары реализо­вывались по ценам, которые базировались на ценах всемирного рынка, но были очищены от спекулятивных наслоений и учитывали издержки производства и особенности реализации ряда товаров в мировой системе социализма. За 1950-1978 гг. взаимный товарооборот стран — членов СЭВ увеличился более чем в 22 раза и составил 103 млрд руб. Около 28% товарооборота стран — членов СЭВ приходилось на торговлю с промышленно развитыми капиталистическими странами и более 12% — на торговлю с развивающимися странами. Более вы­сокими темпами развивалась торговля машинами и оборудованием. На СССР приходилось 40% общего объема внешнеторгового оборота СЭВ. На втором месте была Польша — свыше 12%. На третьем — ГДР с 12%. СССР был крупнейшим поставщиком машин, оборудования, топлива и сырья. В то же время из общего объема экспорта европейскими странами — членами СЭВ машиностроительной продукции в среднем более 40% направлялось в СССР. Советский Союз покупал около 80% судов и судового оборудования, 60% железнодорожного подвижного состава, около 2/3 оборудования для химической и пищевой промышленности, более 50% подъемно-транспортного оборудования, которое экспортировалось этими странами. Заказы СССР обеспечивали промышленности стран — членов СЭВ стабильный и емкий рынок.

Экономическая социалистическая интеграция определялась как объединение и планомерная координация усилий стран содружества в целях решения важней­ших социально-экономических задач по дальнейшему подъему производительных сил, достижения наивысшего научно-технического уровня, повышения народного благосостояния, укрепления обороноспособности как каждой страны, так и всего социалистического содружества. Это сознательно и планомерно регулируемый коммунистическими и рабочими партиями и правительствами стран — членов СЭВ процесс международного разделения труда, сближения их экономик и фор­мирования современной, высокоэффективной структуры национальных хозяйств, постепенного выравнивания уровней экономического развития социалистических стран, формирования глубоких и устойчивых связей в основных отраслях экономи­ки, науки и техники, расширения и укрепления международного рынка этих стран, совершенствования товарно-денежных отношений. Она демонстрирует самый высокий тип интернационализации хозяйственной жизни.

Наши рекомендации