Понятие об обществе как системном образовании

Тема 4. ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧНАЯ СИСТЕМА

ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ КАК СИСТЕМНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Общество – это основная категория социологии. Существуют основные отличительные признаки между обществом и природой. Признаки общества:

1) Социальность.Она выражает общественную сущность жизни людей. Именно в социальности состоит основная специфическая черта, отличающая человеческое сообщество от любых других групповых форм взаимодействия, встречающихся в животном мире. Это особый вид человеческих отношений, который реализуется в семейных, политических, религиозных и т. д. отношениях (вспомните феномен Маугли).

2) Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга.При социальном взаимодействии мы понимаем такие виды взаимодействия, которые не имеются нигде, кроме человеческого общества; взаимодействие психическое и совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии образуют социальную группу. Общество образуется тогда, когда есть как минимум взаимодействие между двумя индивидуами.

3) Территория, на которой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия. Она накладывает отпечаток на события, на ней происходящие. Пример: на севере так и не сложились рабовладельческие отношения.

4). Существование общества, его функционирование и развитие в социальном пространстве (современноеиндийское общество существенно отличается от английского или белорусского) и социальном времени (иная эпоха - иное общество: сравнить общество в разные временные отрезки: средневековье и современное общество).

5) Высокий уровень самоорганизации и саморегуляции. Отличительная особенность общества в том и состоит, что оно обладает такой самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне создавать высокий, необходимый для каждого исторического этапа его развития уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение основных жизненных потребностей людей. Уровень саморегуляции достаточный для средневекового общества, оказался бы недостаточным для современного общества.

6) Наличие в обществе специальных органов для саморегуляции - социальных институтов.Это устойчивая, организованная форма деятельности социальных групп, направленная на социальное взаимодействие, обеспечивающее в своей совокупности устойчивость и динамичность в развитии общества. Важнейший из этих институтов - государство.

7) Любые изменения и события, происходящие в обществе, в отличие от природных процессов, не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей. Все, что в нем происходит, осуществляется только людьми, их организованными группами и социальными институтами.

8) Наличие в обществе социальной структуры. Общество не представляет собой однородной массы, оно обладает сложной структурой. В любом обществе существуют не только отдельные индивиды, но и их различные слои и общности, различающиеся между собой наличием или отсутствием собственности или власти, уровнем доходов, культуры, принадлежности к территории, религии и т.д., которые в совокупности и составляют его социальную структуру.

Подобным признакам соответствуют и современные страны, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются своя территория, название, культура, история, управление.

Общество как единая система состоит из подсистем:

1) социальная подсистемаохватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах - широком и узком.

В широком значении - это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. Это - магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание, здравоохранение, связь, а также учреждения досуга и развлечения. В первом значении социальная сфера охватывает почти все слои и классы - от богатых и средних до бедных.

В узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование). Во втором значении к социальной сфере относится не все население, а лишь его часть - как правило, беднейшие слои.

2) экономическая подсистема включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К экономической сфереотносят природные ресурсы, фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, деньги и инвестиции, которые удовлетворяют жизненно важные потребности людей - в пище, жилье, досуге. В экономической жизни общества прямо участвует не более 50% населения (дети, старики, инвалиды не являются производителями материальных ценностей, либо выступают таковы лишь частично), которых называют экономически активным населением: рабочие, служащие, предприниматели, банкиры. Косвенно в ней участвует 100% проживающих на данной территории людей, поскольку все мы являемся потребителями товаров и услуг, созданных первыми. Пенсионеры уже вышли из производства, а дети в него еще не вошли.

3) политическая подсистема- это президент и аппарат президента, правительство и парламент, его аппарат, местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная служба, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача государства - обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами, например, рабочими, профсоюзами и работодателями, учреждение новых законов и слежение за их неукоснительным выполнением всеми структурами, недопущение политических переворотов, защита внешних границ и суверенитета страны, сбор налогов и обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер. Основной вопрос политической сферы - узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой, когда она досталась какому-либо классу или группе. Задача партий - выражать многообразие политических интересов различных, часто противоположных, групп населения через установленные законом каналы.

4) духовная подсистема (культура, наука, религия и образование) включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища, религиозные общины.

Все подсистемы связаны между собой и влияют друг на друга. К примеру, если экономика страны не выполняет своих задач, не обеспечивает население достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то уровень жизни социально незащищенных слоев (пенсионеров, инвалидов, малоимущих) резко снижается, не хватает денег на выплату зарплаты и пенсий, появляется безработица и даже может вырасти преступность. Иными словами, успехи в одной, экономической, сфере влияют на благополучие в другой, социальной.

Наши рекомендации