Национально-освободительное движение, возглавляемое Кенесары Касымулы
В 1837 г. началось новое, более мощное выступление во главе с братом Саржана – Кенесары. Ведя непрестанную борьбу с кокандским ханом, Кенесары преследовал цель возвращения казахам отнятых им земель Старшего жуза.
Кенесары развернул борьбу под лозунгом «восстановления древней их (казахов) независимости», т.е. создания самостоятельного Казахского государства. В начальный период движения Кенесары пытался использовать недовольство трудящихся казахов колонизаторской политикой царизма. Борьба казахских шаруа временами возникала стихийно и нередко независимо от восстания Кенесары.
Идеология Кенесары Касымулы вполне соответствовала его положению султана, потомка хана Аблая, поэтому он считал казахские жузы своим наследным достоянием. Он не раз заявлял, что «отберет всех киргиз (казахов) от русских...» 14 мая 1841 г. на жайляу в местечке Карашатау, что в верховьях реки Иргиз, Кенесары Касымулы был провозглашен ханом. Его отряды нападали на укрепленные пункты и гарнизоны.
Социальную базу движения составляли недовольные политико-административной реформой царского правительства крупные феодалы, ядро войск – его ближайшие родственники, основной военной силой были батыры со своими дружинами.
Возглавив национально-освободительное движение, Кенесары отказался от политики своих братьев, искавших опору в «единоверных» среднеазиатских ханствах. Он решает вести борьбу на два фронта – против царской России и среднеазиатских ханств, в первую очередь, против Коканда, поработившего часть казахского народа.
Весной 1837 г. Кенесары с небольшим отрядом отправился на территории Акмолинского округа. Казахи стали массами стекаться под его знамена. Во главе отдельных отрядов были как ближайшие родственники Кенесары – Наурызбай, Абылгазы, Альжан, Бопай ханум, так и неродовитые батыры из народа – Агыбай, Жанайдар, Иман Дулатулы, Жоламан Тленшиулы, Бухарбай. Кроме того, в отрядах Кенесары было много беглых русских солдат, ссыльных поляков, башкир. Башкиры и русские отливали пушки, изготовляли ружья, обучали казахских воинов пешему строю. На первом этапе к нему присоединился ряд султанов и биев, состоящих на русской службе. Часть из них преследовала свои интересы, другая – из страха перед Кенесары.
Успехи казахской армии. Летом 1837 г. был разгромлен карательный отряд Чирикова, и под властью Кенесары оказались территории Акмолинского, Кокшетауского, Каркаралинского и Баянаульского округов. В начале 1838 г. разрозненные отряды казахов объединяются под властью Кенесары.
Весной он направляет посольство западно-сибирскому губернатору Горчакову со специальным письмом-протестом. В своем письме Кенесары требовал уничтожения укреплений на казахской территории, возврата отобранных пастбищ. В случае невыполнения он оставлял за собой право продолжать войну. Представителям султана не удалось доставить письмо Горчакову: по дороге в Омск они были схвачены и преданы суду. Это заставило Кенесары возобновить активные действия.
Казахи разгромили отряд войскового старшины Симонова, аулы ага- султана Конуркулжи Кудаймендина, напали на Аманкарагайский приказ. Летом 1838 г. войска Кенесары сосредоточились у Акмолинской крепости. После ожесточенного штурма крепость была взята, все ее укрепления срыты, а постройки сожжены. Комендант крепости Карбышев и Конуркулжа бежали. В течение осени казахи продолжали партизанскую борьбу, систематически нападая на приказы, пикеты и разъезды, опустошая аулы султанов-правителей и прерывая коммуникации. Тогда же отряды Кенесары начинают переходить в районы рек Торгай и Ыргыз для объединения с отрядами Младшего жуза, возглавляемыми Жоламан батыром.
С конца 1838 г. районы Торгая и Ыргыза становятся основной базой казахских отрядов, а войско Кенесары объединяет большинство родов Среднего и Младшего жузов. Колониальная администрация, видя бесполезность карательных экспедиций, меняет тактику и заключает перемирие с казахами. В 1840 г. Кенесары получил амнистию, были возвращены из плена его родственники, прекращены карательные походы русских войск в степь, начались переговоры между казахами и русским правительством.
Восстановление Казахского государства. С 1840 г. начинается новый этап освободительной войны, связанный с возрождением казахской государственности. Подготовленные совещания представителей казахских родов, как было уже отмечено, завершились в сентябре 1841 г. избранием Кенесары ханом восстановленного казахского государства.
Хан Кенесары провел ряд административных и судебных реформ, направленных на усиление централизации власти и создание прочного тыла для продолжения борьбы. При хане работал совещательный ханский совет, в который входили его сподвижники. Были организованы ведомства, отвечающие за сбор налогов, военную подготовку, дипломатическую переписку.
Исполнительная власть на местах принадлежала ханским представителям – жасаулам. В их обязанности входили контроль над сбором налогов и выполнением распоряжений хана, определение районов кочевания, а также агитация и привлечение казахских аулов на сторону Кенесары. Жасаулы назначались самим ханом в каждое казахское объединение из числа своих воинов и толенгутов.
Значительные изменения претерпела судебная система Казахского ханства. Верховная судебная власть была у самого Кенесары, он же назначал биев для решения важных дел. Фактически традиционный суд биев был ликвидирован, и судьи превратились в государственных чиновников. За особые заслуги биям присваивалось звание граф, заимствованное у русских.
Важной задачей хана Кенесары было упорядочение налогообложения, необходимое для укрепления государственности. Все подданные Казахского ханства были освобождены от всех видов налогов и платежей в пользу России, Коканда и Хивы. Вместо этого казахи платили зякет. С земледельческого населения собирался ушур в размере 10% от урожая. Кроме того, существовал поаульный налог в размере одной лошади и одного халата с аула для обеспечения войск.
Реформировал хан и свою армию. Впервые было организовано регулярное обучение военному делу, которым занимались беглые русские солдаты и башкиры. Они обучали две сотни казахов пехотному строю, владению огнестрельным оружием и т.п.
Армия была разделена на тысячи и сотни, введены должности жузбасы, мынбасы и сардара. Кроме того, существовали мергенбасы – командиры отрядов стрелков-снайперов.
Хану удалось создать дисциплинированное, хорошо обученное, мобильное конное войско, насчитывающее до 20 тысяч человек.
Боевые действия 1841-1844 гг. Используя короткую передышку в борьбе с Россией, Кенесары начал войну с Кокандом для освобождения родов Старшего жуза. В сентябре 1841 г. его войска заняли города Созак, Яны-Курган, Жулек и Ак Мечеть. Однако в 1842 г. перемирие с русским правительством было нарушено. Сибирский отряд под командой Сотникова напал на аулы Кенесары, угнал большое количество скота и пленных.
Военные действия в степи возобновились в августе 1843 г. Отряд из 5 тыс. человек под командованием полковника Бизанова выступил из крепости Сахарной, другие отряды вышли из Омска, Петропавловска и Каркаралинска. Со стороны реки Тобыл выступил отряд султана Ахмета Жантюрина, состоящий из преданных царизму казахов. Умело маневрируя, Кенесары измотал в боях отряд Бизанова и вынудил его в сентябре 1843 г. отступить в Орск. Остальные отряды с наступлением осенних холодов также были вынуждены покинуть степь и вернуться в крепости.
Войско Кенесары в конце 1843 г. насчитывало 8 тыс. человек, хорошо обученных и вооруженных. Основной базой его служили степи Торгая и Ыргыза. Колониальные власти окружили повстанцев одновременно тремя войсками: из Орска, от Тобыла и гор Улытау. Орским отрядом командовал старшина Лебедев, Тобылским – султан Ахмет Жантюрин, сибирским – генерал-майор Жемчужников. Эти отряды должны были в конце мая соединиться и замкнуть кольцо окружения вокруг Кенесары в районе Торгая. Незнание степных условий, умелая дезинформация, пущенная разведчиками хана, и постоянные набеги партизанских отрядов сорвали этот план. Маневрируя, повстанцы ушли от отряда Лебедева, и вышли из окружения. Сибирский отряд опоздал, и Лебедев вынужден был вернуться в Орск.
Летом 1844 г. для соединения с Жемчужниковым был направлен отряд полковника Дуниковского. В верховьях Тобыла к нему должен был присоединиться Ахмет Жантюрин. Но в ночь с 20 на 21 июля на реке Улкояке Кенесары полностью уничтожил отряд Жантюрина и, обойдя отряды Дуниковского и Жемчужникова, напал на Оренбургскую линию. В середине августа он разгромил Екатерининскую станицу с крепостью. Карательные отряды были вынуждены отступить. Царское правительство снова начало переговоры с Кенесары. Хан просил провести границу между Казахским ханством и колониальными войсками по рекам Нуре и Ишиму до Урала, то есть уже не требовал освободить земли. захваченные ранее. Однако царское правительство намерено было захватить всю казахскую степь, чтобы начать завоевание Средней Азии. В этих замыслах царизма не было места для независимости казахского государства.
Отступление казахской армии. К середине 40-х годов XIX в. русские войска далеко продвинулись вглубь казахской территории. Линии укреплений, идущие со стороны Сибири и Оренбурга, должны были соединиться в кочевьях Старшего жуза. Перед Россией стояла задача завершить завоевание Казахстана. Для этого в центре казахских кочевий были возведены новые крепости – Кокпекты (1844 г.). Торгай и Иргиз (1845 г.).
Осенью 1845 г. русские войска и отряды преданных царизму ага-султанов начали новые наступления на аулы Кенесары. Неся тяжелые потери, казахи были вынуждены оставить Торгайскую степь и отступить в районы рек Сарысу и Шу.
Отступив на юг, хан не прекращал борьбы с русскими войсками, однако основные силы были брошены на войну с Кокандом. Соединившись с батыром Жанкожа Нурмухамедулы, Кенесары начал освобождение казахских родов, находящихся под властью Коканда. В начале 1846 г. союз Бухары с Кокандом и поход карательного отряда генерал-майора Вишневского заставил Кенесары отступить и закрепиться на полуострове Камал в устье р. Или. Зимой 1846 г. отряды кенесаринцев появились в кочевьях Старшего жуза на р. Или и в окрестностях Алатау. Кенесары обратился к кыргызским манапам, призывая их к совместной борьбе против России и Коканда. Однако кыргызы, возглавляемые манапом Орионом, отвергли его предложение. Началась тяжелая война на три фронта против кокандских войск, кыргызов и отряда Жемчужникова, действовавшего в Жетысу.
Гибель Кенесары. Под натиском царских войск Кенесары осенью 1845 г. вынужден был откочевать из торгайских степей в район Сарысу и низовья Шу, а в начале следующего года – в пределы Старшего жуза. На протяжении 1846-1847 гг. Кенесары сумел объединить силы казахов Старшего жуза, захватить крепость Мерке, начать строительство укрепления на реке Шу.
Однако после поражения, нанесенного ему кыргызами весной 1846 г., он ушел в предгорья Каратау, затем в сентябре того же года занял труднодоступный полуостров Камал в устье р. Или. Здесь Кенесары сделал попытку привлечь кыргызов на свою сторону и вести совместную борьбу против кокандцев и приближающегося со стороны Капала русского отряда Абакумова.
Переговоры с кыргызами не дали результатов, тогда он совершает набеги на кыргызские кочевья. Поводом для этого служило то, что они начали подстрекать своих сородичей к нападению на казахские аулы. Внезапно напав на отряд известного батыра Старшего жуза Саурыка, они перебили его жигитов и угнали 700 лошадей. Сам Саурык во время погони попал в засаду и был убит кыргызами.
Отряды Кенесары, войдя в 1847 г. в кыргызские владения, столкнулись с огромными трудностями. Незнание местности, враждебное отношение местного населения, совместные действия кыргызов, кокандцев и русских отрядов предопределили поражение.
Последнее сражение Кенесары с кыргызами происходило в горах Кекликтау южнее Бишкека. Он был окружен с трех сторон, а пробиться через болотистую долину р. Карасу было почти невозможно. В итоге попытка вырваться из окружения окончилась неудачей. Верный его сподвижник брат Наурызбай погиб в неравном бою, а Кенесары был схвачен и казнен. Кыргызский манап Калигул Алибеков отрубленную голову Кенесары передал «офицеру начальника сибирских киргиз».
Кигизские манапы Ормон и Жантай, в знак своей преданности и дружбы, послали головы убитых казахов в качестве подарка кокандскому хану. Об этом говорится в показаниях одного караван-баши, данных капитану Рыльцову: «Собственными глазами я видел в Ташкенте присланные дикокаменным киргизами тамошнему начальству в подарок два воза голов убитых из шайки Кенесары, головы эти выставлены на длинных шестах на Ташкентском базаре ...» (Е. Бекмаханов, Казахстан в 20-40-ые годы ХІХ века, стр. 339).
«Исход сражения Кенесары с киргизами заранее был пререшен в пользу киргизских манапов. Во-первых командование царских отрядов согласовало с манапами план военных действий... Во-вторых казахский султан Рустем и бий Сыпатай, примкнувшие к движению Кенесары из-за боязни ограбления, в ночь перед сражением покинули дружины Кенесары...» (Е. Бекмаханов, Казахстан в 20-40-ые годы ХІХ века, стр. 335).
После смерти хана Кенесары и поражения казахской армии в Кыргызстане почти все земли Казахстана оказались под властью России. Однако казахи продолжали сопротивление. В Младшем жузе действовали отряды батыра Есета, на Сырдарье – Жанкожи Нурмухамедулы, в Южном Казахстане – султана Сыздыка Кенесарыулы.
Движение Кенесары было самым длительным, продолжалось более 10 лет и значительную часть этого времени оно поддерживалось народными массами. В составе его войск находились наиболее влиятельные, пользующиеся всеобщей известностью батыры всех трех казахских жузов. Соратниками его были такие батыры, как Агыбай (Средний жуз), Жоламан Тленчиев (Младший жуз), Богубай (Старший жуз) и многие другие. .
Социальный состав повстанцев был неоднородным, они были представителями самых различных слоев тогдашнего казахского общества, начиная от виднейших султанов и родовитых биев, кончая аульной беднотой. Само собой разумеется, что такой пестрый состав участников движения не мог не привести рано или поздно к его ослаблению и, в конечном счете, неизбежному поражению.
Характерной особенностью движения, возглавляемого Кенесары, является то, что с первых же дней к нему присоединились отдельные представители различных национальностей, проживавшие в районах восстания: вместе с казахами поднимались на борьбу с общим врагом –царизмом – русские, татары, башкиры, которые скрывались в казахской степи от преследования властей. Некоторые беглые русские солдаты в качестве рядовых воинов участвовали в военных походах Кенесары.
Широкое участие масс шаруа в движении объясняется тем, что Кенесары использовал идею освобождения от колониального гнета, обещая вернуть народу отнятые царскими властями земли.
Восстание Кенесары потерпело поражение. Однако в истории национально-освободительной борьбы казахского народа «оно занимает исключительно почетное место», сыграв прогрессивную роль. Оно явилось великолепной школой политического воспитания масс. Именно на базе этой борьбы развивались позже восстания 50-60-х годов XIX в. Все последующее десятилетие отмечено волнениями шаруа, но ни восстание Есета Котибарулы в 1855-1858 годах, ни выступление Жанкожы Нурмухамедулы в 1356-1858 гг., равно как и ни одно из восстаний 60-70-х годов, ни по размаху, ни по своему значению не могли сравниться с могучим и грозным движением народных масс, возглавляемых Кенесары. С его поражением пал последний барьер, сдерживавший экспансию царизма в Казахстан.