Международно-правовые нормы в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации

К деятельности МВД России и его структурных подразделе­ний в сферах, где ощутимо взаимодействие с международно-правовым регулированием, имеют отношение многие феде­ральные законы — о гражданстве РФ, о правовом положении

274 Глава 11. Международное право в деятельности судов, прокуратуры

иностранных граждан в Российской Федерации, о праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, об оперативно-розыскной деятельности, а также КоАП РФ, УК РФ и др.

В Федеральном законе от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» нет нормы об обязанности военнослужащих этих войск соблю­дать нормы международного права в военной области, как это предписано в Законе РФ от 22 января 1993 г. «О статусе воен­нослужащих»; между тем Федеральный закон предусматривает выполнение внутренними войсками задач в условиях воору­женных конфликтов.

Следует вместе с тем отметить, что Положение о Министер­стве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ 18 июля 1996 г., включает пункт, со­гласно которому Министерство руководствуется в своей дея­тельности не только внутригосударственными правовыми акта­ми, но и общепризнанными принципами и нормами междуна­родного права и международными договорами РФ. Ссылка на международные договоры РФ включена в ст. 4 Закона «О ми­лиции» (в редакции от 31 марта 1999 г.).

В соответствии с конституционными нормами в законах, за­трагивающих деятельность МВД России, содержатся формули­ровки, обусловленные международно-правовыми нормами. Имеются в виду главным образом международные пакты и кон­венции о правах и свободах человека и гражданина. Например, в Федеральном законе «О содержании под стражей подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступлений» сказано, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с Кон­ституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопро­вождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозре­ваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержа­щимся под стражей (ст. 4). Согласно Закону о внутренних вой­сках (без ссылки на международные нормы) военнослужащим внутренних войск запрещается прибегать к обращению, уни­жающему человеческое достоинство (ст. 7), а согласно Закону

§ 7. Международно-правовые нормы в деятельности МВД России 275

«О милиции» милиции запрещается прибегать к пыткам, наси­лию, другому жестокому или унижающему человеческое досто­инство обращению.

Обусловленность правоприменительных актов в системе МВД России международными договорами РФ имеет различ­ные проявления. Одно из наиболее интересных для рассмотре­ния было связано с реализацией нормы Закона РФ «О граждан­стве Российской Федерации» 1991 г., о выходе из гражданства РФ (ст. 23). Ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается посе­литься в стране, не связанной с Российской Федерацией дого­ворными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юриди­ческими лицами РФ, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых зако­ном РФ.

Поскольку оформление материалов по вопросам гражданст­ва и подготовка мотивированных заключений относятся к веде­нию органов внутренних дел (в соответствующих ситуациях — дипломатических представительств и консульских учреждений), в утвержденной приказом МВД России от 30 июня 1994 г. ин­струкции предусмотрена информация о стране проживания ли­ца за пределами РФ и об имущественных обязанностях или не­исполненных обязательствах; при этом к инструкции приложен список стран, с которыми для Российской Федерации действу­ют договоры о правовой помощи, с примечанием о пополне­нии перечня новыми договорами.

Реализация нормативных актов, затрагивающих различные аспекты правового положения иностранных граждан в Россий­ской Федерации, сопряжена с надлежащим пониманием и при­менением международных договоров относительно визового и безвизового въезда в Россию и пребывания на ее территории.

В частности, регистрация иностранных граждан производит­ся на основании паспортов и иммиграционных или неиммигра­ционных виз, если иной порядок не установлен международ­ными договорами РФ. В данном случае под иным порядком подразумеваются правила двусторонних соглашений с некото­рыми странами об отмене виз, т. е. о безвизовом въезде и пре­бывании на территории соответствующих стран.

Особое место в компетенции МВД России занимают вопро­сы взаимоотношений с Международной организацией уголов-

276 Глава 11. Международное право в деятельности судов, прокуратуры

ной полиции (Интерполом). Имеется в виду прежде всего пра­вовой статус Национального центрального бюро Интерпола (НЦБ), положение о котором утверждено постановлением Пра­вительства РФ от 14 октября 1996 г. НЦБ в качестве подразде­ления криминальной полиции входит в состав центрального аппарата МВД России. На него возложено сотрудничество пра­воохранительных и других государственных органов РФ с пра­воохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола. НЦБ Интерпола в своей деятельности, наряду с федеральными нор­мативными правовыми актами, руководствуется международ­ными договорами РФ, общепризнанными принципами и нор­мами международного права, Уставом Интерпола, обязатель­ными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола (п. 3).

МВД России на основе международных норм осуществляет взаимодействие с соответствующими органами зарубежных стран. МВД России как федеральный орган исполнительной власти компетентно заключать от имени Российской Федера­ции международные договоры межведомственного характера; вместе с тем оно обеспечивает в пределах своих полномочий выполнение обязательств Российской Стороны по договорам и осуществление прав Российской Стороны, вытекающих из этих договоров.

В ведении Министерства с 2002 г. находятся вопросы мигра­ционной политики. В связи с этим создаются представительст­ва МВД России по делам миграции за рубежом, которые согла­совывают свою деятельность с посольствами РФ в государствах пребывания.

В практике международных отношений МВД России дейст­вуют двусторонние соглашения о сотрудничестве с министерст­вами внутренних дел Республики Польша, Республики Болга­рия, Республики Македония, Литовской Республики, Турецкой Республики и других стран, с Министерством общественной безопасности КНР, Федеральным Департаментом юстиции и полиции Швейцарской Конфедерации, Главным полицейским управлением Швеции.

Богатый опыт сотрудничества накоплен в рамках СНГ. По­мимо двусторонних соглашений почти со всеми членами Со­дружества сложился комплекс многосторонних соглашений, в числе которых наряду с основным Соглашением о взаимодей­ствии министров внутренних дел независимых государств в

§ 8. Международно-правовые нормы в деятельности ГТК России 277

сфере борьбы с преступностью от 24 апреля 1992 г. есть такие специфические документы, как Соглашение о порядке переда­чи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу, Соглаше­ние о борьбе с преступностью на транспорте.

В целях взаимодействия и координации в борьбе с преступ­ностью в 1996 г. создан Совет министров внутренних дел госу­дарств — участников СНГ.

Наши рекомендации