Рктика — часть земного шара, ограниченная Северным поляр­ным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.

Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государ­ства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящи­мися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Нужно заметить, что боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран: го­сударственная территория в полярном секторе ограничивается внеш­ним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую зна­чимость полярных секторов для экономики и безопасности прибреж­ных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, мало чем отличающийся от режима территориаль­ных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.п.

СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г., по которому все земли, как откры­тые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии.

Правовой режим Антарктики

нтарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60° южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарк­тики определен Договором об Антарктике 1959 г., в котором участву­ет около сорока государств. Это соглашение на конференции госу­дарств — участников Договора в 1995 г. было признано бессрочным.

В соответствии с положениями Договора 1959 г. все территори­альные претензии государств в Антарктике «замораживаются». Не признавая чьего-либо суверенитета в Антарктике, Договор не отри­цает существования территориальных претензий, но замораживает существующие и запрещает предъявление государствами новых при­тязаний.

Договором установлено, что Антарктика может использоваться только в мирных целях. В Антарктике запрещаются, в частности: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытания любых видов оружия. Кроме того, на территории Антарк­тики запрещено проведение ядерных взрывов и сброс радиоактивных отходов. Таким образом, Антарктика признана демилитаризованной территорией. Договор, однако, не препятствует использованию в Антарктике военного персонала или оборудования для научных ис­следований или для любых иных мирных целей.

За соблюдением Договора установлен строгий контроль. Каждое государство — участник Договора может назначать своих наблюда­телей, которые имеют право доступа в любой район Антарктики в любое время. Антарктические станции, установки, оборудование, морские и воздушные суда всех государств в Антарктике открыты для инспекции.

Наблюдатели и научный персонал станций в Антарктике нахо­дятся под юрисдикцией государства, чьими гражданами они явля­ются.

Правовой режим живых и минеральных ресурсов Антарктики регламентируется Конвенцией о сохранении морских живых ресур­сов Антарктики 1980 г., Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г., другими документами.

29.Понятие и основания международной ответственности.

В обеспечении исполнения норм международного права важную роль играет институт ответственности. Ответственность в междуна­родном праве представляет собой оценку международного правона­рушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сооб­щества и характеризуется применением определенных мер к право­нарушителю. Содержание правоотношения международно-право­вой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последст­вия правонарушения.

Нормы о международно-правовой ответственности государств «разбросаны» по отдельным отраслям международного права, таким, как право международной правосубъектности, право международ­ных организаций, право международной безопасности и др. В насто­ящее время Комиссией международного права ООН ведется работа по кодификации института ответственности.

Основаниями международной ответственности являются предус­мотренные международно-правовыми нормами объективные и субъ­ективные признаки. Различают юридические, фактические и процес­суальные основания международно-правовой ответственности.

Под юридическими основаниями понимают международно-пра­вовые обязательства субъектов международного права, в соответст­вии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонару­шении нарушается не сама международно-правовая норма, а обяза­тельства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответствен­ности шире, чем круг источников международного права.

Юридическими основаниями ответственности являются: дого­вор, обычай, решения международных судов и арбитражей, резолю­ции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние между­народно-правовые обязательства государств, устанавливающие юри­дически обязательные правила поведения для данного государства (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).

Фактическим основанием ответственности является междуна­родное правонарушение, т.е. деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязатель­ства.

Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально зафикси­рована в международно-правовых актах, в других — ее выбор остав­лен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.

30.Понятие и условия действительности международных договоров.

Основания и последствия недействительности договоров

В международном праве действует презумпция действительности договоров. Однако при определенных обстоятельствах договоры могут быть признаны недействительными, не имеющими юридичес­кой силы.

В зависимости от последствий различают абсолютную и относи­тельную недействительность договоров.

Абсолютная недействительность (недействительность договора с самого начала) влечет устранение всего совершенного по договору. Основаниями абсолютной недействительности могут быть: обман­ные действия другого государства; подкуп представителя государст­ва; принуждение представителя государства; принуждение государ­ства в результате угрозы силой или ее применения в нарушение принципов Устава ООН.

Договоры также являются ничтожными, если в момент заключе­ния они противоречат императивной норме общего международного права (т.е. норме, которая принимается и признается международ­ным сообществом государств в целом как норма, отклонение от кото­рой не допустимо и которая может быть изменена только последую­щей нормой, носящей такой же характер).

При относительной недействительности (недействительности с момента оспаривания) договора действия, совершенные добросо­вестно до ссылки на недействительность, не считаются незаконными лишь по причине недействительности договора.

Основаниями относительной недействительности являются: на­рушение нормы внутреннего права (государство не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность договора было выражено в нарушение положений его внутреннего права, если только данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения); превышение представи­телем государства правомочий на выражение согласия на обязатель­ность договора; ошибка, которая касается факта или ситуации, суще­ствовавших при заключении договора, если они представляли суще­ственную основу для согласия на обязательность Возникновение новой императивной нормы международного права также влечет недействительность противоречащих ей договоров или отдельных положений.

Разрыв дипломатических или консульских отношений между участниками договора, как правило, не влияет на правоотношения, установленные международными договорами.

31.Понятие субъекта международного права.

32.Понятие, источники права международных договоров.

Международные договоры образуют правовую основу межгосу­дарственных отношений, являясь средством поддержания всеобщего мира и безопасности, развития международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и сво­бод человека, в обеспечении законных интересов государств и других субъектов международного права.

Право договоров представляет собой отрасль международного права, включающую в себя нормы о создании, действии и прекраще­нии международных договоров.

Нужно сказать, что право договоров — одна из самых кодифици­рованных отраслей международного права. На специально созван­ных международных конференциях были разработаны Венская кон­венция о праве международных договоров 1969 г. и Венская конвен­ция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Эти и другие документы регламентируют порядок заключения, ис­полнения и прекращения действия международных договоров.

33.Порядок назначения и отзыва главы дипломатического представительства

34.Порядок принятия, исключения из ООН.

35.Совет Европы.

Совет Европы создан после Второй мировой войны и действует на основании Устава 1949 г. Участниками Совета Европы являются около 40 государств, в том числе и Россия.

Цели Совета Европы:

обеспечение более тесных связей между государствами Европы;

содействие превращению Европы в демократическое простран­ство;

защита прав человека;

координация деятельности Совета с другими европейскими госу­дарствами.

Государство, желающее вступить в Совет Европы, должно соот­ветствовать следующим условиям:

правовое устройство и институты должны соответствовать прин­ципам демократии;

народные представители должны избираться путем свободных, равных и всеобщих выборов.

Учитываются также гарантии осуществления свободы выраже­ния мнения, защита национальных меньшинств, соблюдение основ международного права, и — обязательное условие — подписание Ев­ропейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Органами Совета являются — Комитет министров, Консульта­тивная ассамблея, Совещания отраслевых министров, Секретариат.

Комитет министров (высший орган Совета) состоит из министров иностранных дел государств-членов и заседает 2 раза в год. Комитет определяет программу работы Совета, принимает бюджет Совета, назначает членов Европейской комиссии по правам человека. Реше­ния Комитета министров принимаются либо в форме рекомендаций, либо в форме конвенций, подлежащих ратификации.

Консультативная ассамблея состоит из депутатов и из заместите­лей, избираемых из числа членов национальных парламентов.

Совещания отраслевых министров (юстиции, экономики и т.д.) созываются по мере необходимости и решают вопросы.

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь, избираемый Консультативной Ассамблеей

Местопребывание Совета — г. Страсбург (Франция).

36.Принцип неприменения силы.

37.Роль ООН в обеспечении международного мира и безопасности.

38.Система органов ООН. Специальные учреждения ООН.

Специализированные органы Организации Объединенных Нации по правам человека

1. Верховный комиссар ООН по делам беженцев.

В соответствии с Уставом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) 1950 г Верховный комиссар, дейст­вуя под руководством Генеральной Ассамблеи, принимает на себя обязанности по предоставлению международной защиты, под эгидой ООН, тем беженцам, которые подпадают под действие данного Ус­тава, и по изысканию окончательного разрешения проблемы бежен­цев путем оказания содействия правительствам и, с согласия соответ­ствующих правительств, частным организациям для облегчения добровольной репатриации указанных беженцев или их ассимиляции в новых странах.

Деятельность Верховного комиссара совершенно аполитична по своему характеру; она носит гуманитарный и социальный характер и касается, как общее правило, лишь отдельных групп и категорий беженцев.* УВКБ осуществляет свои программы помощи полностью за счет добровольных взносов правительств и средств из частных источников.

Верховный комиссар следует руководящим директивам, которые даются ему Генеральной Ассамблеей или Экономическим и Социаль­ным Советом.

Верховный комиссар обеспечивает защиту беженцев, забота о которых входит в компетенцию его Управления, путем:

содействия заключению и ратификации международных конвен­ций о защите беженцев, наблюдения за выполнением этих конвенций и предложения необходимых поправок к ним;

содействия при помощи специальных соглашений с правительст­вами выполнению любых мероприятий, имеющих своей целью облег­чение положения беженцев и сокращение числа беженцев, нуждаю­щихся в защите;

содействия правительственным и частным усилиям, направлен­ным на поощрение добровольной репатриации беженцев или их ас­симиляции в новых странах;

облегчения допуска беженцев на территорию различных госу­дарств;

получения от правительств информации относительно числа бе­женцев на их территории и положения их, а также законов и поста­новлений, их касающихся;

поддержания контакта с заинтересованными правительственны­ми и неправительственными организациями.

В пределах предоставленных в его распоряжение средств Верхов­ный комиссар занимается другими видами деятельности, в том числе репатриацией и расселением. Комиссару поручается заведование всеми общественными или частными средствами, получаемыми им для оказания помощи беженцам, и распределение их между частны­ми и государственными учреждениями.

Верховный комиссар имеет право излагать свою точку зрения в Генеральной Ассамблее, в Экономическом и Социальном Совете и в их вспомогательных органах.

Верховный комиссар ежегодно представляет доклад Генеральной Ассамблее через ЭКОСОС; его доклад рассматривается как отдель­ный пункт повестки дня Генеральной Ассамблеи.

2. Верховный комиссар ООН по поощрению и защите всех прав человека.

Пост Верховного комиссара ООН по поощрению и защите всех прав человека был учрежден в соответствии с резолюцией 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1993 г. Верховный комиссар является личностью, характеризующейся высокими моральными ус­тоями и честностью и обладающей опытом, в том числе в области прав человека, и общими знаниями и пониманием разных культур, что необходимо для беспристрастного, объективного, неизбирательного и эффективного выполнения обязанностей Верховного комиссара.

Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей на четыре года с возмож­ностью продления еще на один срок. Верховный комиссар является заместителем Генерального секретаря ООН.

Верховный комиссар действует в рамках Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, других международных документов в об­ласти прав человека и несет основную ответственность за деятель­ность ООН в области прав человека.

В рамках обшей компетенции, полномочий и решений Генераль­ной Ассамблеи, ЭКОСОС и Комиссии по правам человека обязан­ности Верховного комиссара заключаются в следующем:

поощрять и защищать эффективное осуществление всеми людь­ми всех гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав;

выполнять задачи, порученные ему компетентными органами системы Организации Объединенных Наций в области прав челове­ка, и представлять им рекомендации в целях содействия эффектив­ному поощрению и защите всех прав человека;

поощрять и защищать реализацию права на развитие и усиливать для этого поддержку со стороны соответствующих органов системы ООН;

оказывать через Центр по правам человека Секретариата и другие соответствующие учреждения консультативные услуги и техничес­кую и финансовую помощь по просьбе заинтересованного государст­ва и, при необходимости, региональных организаций по правам чело­века с целью поддержать осуществление мер и программ в области прав человека;

координировать соответствующие учебные и пропагандистские программы Организации Объединенных Наций в области прав чело­века;

играть активную роль в деле устранения нынешних препятствий и решения новых задач на пути к полной реализации всех прав человека и в деле недопущения продолжения нарушений прав чело­века во всем мире;

расширять международное сотрудничество в целях поощрения и защиты всех прав человека;

координировать деятельность в области поощрения и защиты прав человека в рамках всей системы ООН;

осуществлять общее руководство деятельностью Центра по пра­вам человека.

Верховный комиссар по правам человека представляет ежегод­ный доклад о своей деятельности в соответствии со своим мандатом Комиссии по правам человека, а через ЭКОСОС — Генеральной Ассамблее ООН.

Управление Верховного комиссара размещается в Женеве.

3. Комиссия по правам человека.

Комиссия ООН по правам человека учреждена Экономическим и Социальным Советом в 1946 г. первоначально в составе 18 членов. Комиссия ныне избирается Советом на три года и состоит из 43 чле­нов.

Комиссия разрабатывает предложения и рекомендации и пред­ставляет Совету доклады относительно международно-правовой рег­ламентации гражданских и политических прав человека, правах жен­щин и детей, защиты меньшинств, предупреждения дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии, других вопросах прав человека.

Комиссия создала несколько вспомогательных органов, в том числе Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Рабочую группу по вопросу о насильственных или не­добровольных исчезновениях людей и др.

Правительства и неправительственные организации представля­ют Комиссии по ее требованию информацию о нарушениях прав человека, нередко представители критикуемых правительств высту­пают в Комиссии или ее органах с целью дать объяснения и ответы. Если ситуация является достаточно серьезной, Комиссия может при­нять решение поручить расследование независимым экспертам и призвать соответствующее правительство осуществить требуемое из­менение. В таком порядке, например, был рассмотрен ряд конкрет­ных ситуаций в Южной Африке и Намибии (1967 г.), на оккупирован­ных арабских территориях, включая Палестину (1968 г.), в Чили (1975—1978 гг.), в Афганистане, Сальвадоре, Иране и др.

Заседания Комиссии проходят в Женеве.

Специализированные учреждения Организации Объединенных Нации

В соответствии со ст. 57 и 63 Устава ООН в связь с ООН постав­лены различные учреждения, созданные межправительственными соглашениями в области экономической, социальной, культуры, об­разования, здравоохранения и других. Специализированные учреж­дения представляют собой постоянно действующие международные организации, работающие на основании учредительных документов и соглашений с ООН.

В настоящее время существует 16 специализированных учрежде­ний ООН и МАГАТЭ. По сфере деятельности их можно разделить на две группы.

1) В области экономики — Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Между­народная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Продовольственная и сельскохозяйственная ор­ганизация (ФАО), Международная организация гражданской авиа­ции (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Всемир­ный почтовый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Между­народный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД), Организа­ция Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

2) В гуманитарной области — Организация Объединенных На­ций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Все­мирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Рассмотрим некоторые из них.

Международный валютный фонд (МВФ)

(International Monetary Fund – IMF)

МВФ был учрежден в 1944 г. и начал функционировать в 1946 г. Членами МВФ являются около 180 государств, в том числе Россия.

В задачи МВФ входит координация валютно-кредитной полити­ки государств-членов, предоставление им кредитов для урегулирова­ния балансов и поддержания валютных курсов; льготное кредитова­ние наименее развитых государств.

Высшим органом Фонда является Совет управляющих, в который входят по два представителя от каждого члена МВФ. Текущей дея­тельностью МВФ руководит Исполнительный директорат из 21 ди­ректора. Председателем директората является Директор-распоряди­тель (в настоящее время Мишель Камдессю).

Местонахождение МВФ — г. Вашингтон.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) (International Bank for Reconstruction and Development – IBRD).

МБРР основан в 1944 г., начал работу в 1946 г. Членами МБРР могут быть только члены МВФ. На сегодняшний день членами МБРР являются порядка 170 государств, в том числе РФ.

Задачами МБРР является предоставление кредитов правительст­вам главным образом развивающихся государств или частным орга­низациям под контролем правительства. Получатели кредитов обя­заны использовать его по целевому назначению, предоставлять Банку информацию.

Органами МБРР являются:

Совет управляющих, состоящий из управляющих и их заместите­лей (по одному от каждого государства-участника);

Директорат, состоящий из 20 исполнительных директоров, 5 из которых назначаются государствами, имеющими наибольшее число акций, 15 избираются управляющими из остальных государств;

Президент МБРР избирается Директоратом и является главным административным должностным лицом Банка.

Местонахождение МБРР — г. Вашингтон.

Международная финансовая корпорация (МФК)

(International Finance Corporation — IFC)

МФК основана в 1956 г. как филиал МБРР, и в настоящее время в МФК участвуют порядка 150 государств. Задачами МФК является помощь в управлении экономикой, а также финансирование инвес­тиций частного и смешанного секторов экономики, прежде всего в развивающихся странах, путем предоставления кредитов (на срок до 25 лет).

Органы управления МФК: Совет управляющих (состоит из уп­равляющих МБРР и их заместителей), Совет директоров (состоит из директоров-распорядителей МБРР), Председатель Совета директо­ров МФК (является одновременно Президентом МБРР).

Месторасположение МФК — г. Вашингтон.

Международная ассоциация развития (МАР)

(International Development Association — IDA)

МАР создана в 1959 г. и начала функционировать в 1960 г. для предоставления займов на более льготных условиях, чем МБРР. Ор­ганы МАР те же, что и в МБРР (Совет управляющих и Совет испол­нительных директоров). Президент МАР одновременно является президентом МБРР и МФК. Персонал МБРР выполняет по совмес­тительству функции персонала МАР.

Месторасположение МАР — г. Вашингтон.

Международная морская организация (ИМО)

(International Maritime Organization — IMO)

ИМО функционирует с 1959 г. В задачи ИМО входят обеспече­ние сотрудничества по вопросам судоходства и безопасности пла­вания, разработка рекомендаций и проектов конвенций по морскому праву.

Высший орган ИМО — Ассамблея — состоит из всех ее членов. В период между заседаниями Ассамблеи работой ИМО руководит Совет, избираемый Ассамблеей в количестве 18 членов. Комитет по безопасности на море избирается Ассамблеей в количестве 16 членов и разрабатывает рекомендации по правилам безопасности морского судоходства. Секретариат ИМО возглавляет Генеральный секретарь.

Местонахождение ИМО — г. Лондон.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО)

(International Aviation Organization – ICAO)

ИКАО основана в соответствии с Чикагской конвенцией о граж­данской авиации 1944 г. Участниками ИКАО являются около 190 го­сударств. СССР вступил в ИКАО в 1970 г. ИКАО исследует пробле­мы международной гражданской авиации, воздушных трасс, аэро­портов и аэронавигационных средств, разрабатывает международ­ные стандарты для конструирования и эксплуатации воздушных судов, правила по использования оборудования, средств связи и кон­троля над полетами, содействует унификации таможенных, иммиграционных и санитарных правил и т.д. В рамках ИКАО разрабатывают­ся проекты международных конвенций.

Высшим органом ИКАО, состоящим из представителей госу­дарств-членов, является Ассамблея. Исполнительный орган ИКАО — Совет. Он состоит из представителей 30 государств, изби­раемых Ассамблеей. Обеспечивает работу ИКАО Секретариат, воз­главляемый Генеральным секретарем ИКАО.

МестопребываниеИКАО — г. Монреаль (Канада).

Международная организация труда (МОТ)

(International Labour Organization – ILO)

МОТ как межправительственная организация была создана еще в 1919 г. Специализированной организацией ООН МОТ является с 1946 г. (РФ — участница МОТ). Наряду с государствами в МОТ представлены профсоюзы и предприниматели.

Целями и задачами МОТ являются: содействие установлению социальной справедливости; улучшение условий труда и повышение жизненного уровня трудящихся; разработка международных конвен­ций и рекомендаций по вопросам заработной платы, рабочего време­ни, охраны труда, признания прав на объединение в профсоюзы и др. Из 200 конвенций МОТ наше государство ратифицировало около 50.

Высшим органом МОТ является Генеральная конференция, со­стоящая из делегаций стран-участниц (два представителя от прави­тельства, по одному — от предпринимателей и трудящихся). Деятель­ностью Международного бюро труда (Секретариата МОТ), комите­тов и комиссий МОТ руководит Административный совет, состоя­щий из 56 членов (в том числе 28 представителей правительств, 14 представителей трудящихся и 14 представителей предпринимате­лей). Главное административное должностное лицо МОТ — Гене­ральный директор.

Местопребывание МОТ — г. Женева. В столицах ряда госу­дарств-членов, в том числе в Москве, находятся отделения Междуна­родного бюро труда.

Международный союз электросвязи (МСЭ)

(International Telecommunication Union — ITH)

МСЭ основан в 1865 г. как Международный телеграфный союз. Специализированным учреждением ООН Союз является с 1947 г. В своем нынешнем виде МСЭ действует с 1954 г. Россия участвует в МСЭ.

Задачи МСЭ: регулирование и координация сотрудничества в области электросвязи, включая космическую радиосвязь; совершен­ствование технических средств радиосвязи; принятие мер по обеспечению безопасности связи. В этих целях МСЭ распределяет радио­частоты и регистрирует их присвоение, принимает рекомендации по унификации соответствующих правил и тарифов, оказывает финан­совую и технологическую помощь.

Органы МСЭ:

Полномочная конференция (созывается раз в 5 лет для принятия и пересмотра конвенций по электросвязи);

Административный совет, состоящий из 36 членов, избираемых конференцией. Совет координирует деятельность МСЭ в период между конференциями и в свою очередь состоит из: Генерального секретариата, Международного комитета регистрации радиочастот, Международного консультативного комитета по радио, Междуна­родного консультативного комитета по телеграфии и телефонии.

Местонахождение МСЭ — г. Женева.

Всемирный почтовый союз (ВПС)

(Universal Postal Union — UPO)

ВПС основан в 1874 г. и специализированным учреждением ООН является с 1947 г. (РФ участвует).

В задачи ВПС входит образование почтовой территории во всех странах и совершенствование национальных почтовых систем.

Высшим органом ВПС является Всемирный почтовый конгресс, состоящий из всех членов ВПС. Конгресс созывается раз в 5 лет для пересмотра и заключения почтовых конвенций. Исполнительный совет избирается Конгрессом в количестве 40 членов. Консультатив­ный совет по почтовым исследованиям также избирается Конгрес­сом. Международное бюро (секретариат Союза) — постоянно дейст­вующий орган.

Местонахождение ВПС — г. Берн (Швейцария).

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

(United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization — UNESCO)

ЮНЕСКО создана в 1946 г. и на сегодняшний день в ней участву­ют 185 государств, в том числе и Россия.

Устав ЮНЕСКО был разработан конференцией, созванной в Лондоне в 1945 г. ЮНЕСКО начала функционировать 4 ноября 1946 г., когда 20 государств, подписавших ее Устав, передали на хра­нение Великобритании свои акты акцепта.

Цели ЮНЕСКО: содействовать сотрудничеству посредством об­разования, науки и культуры, чтобы поощрять соблюдение и поощ­рение прав человека, использование средств массовой информации.

Главным органом ЮНЕСКО является Генеральная конферен­ция, в которой участвуют все члены Организации.

Исполнительный Совет состоит из 51 члена и избирается Гене­ральной конференцией на 4 года.

Секретариат возглавляется Генеральным директором. С ноября 1987 г. им является Федерико Майор Сарагоса (Испания).

Местонахождение Секретариата ЮНЕСКО — г. Париж.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

(World Health Organization — WHO)

Устав ВОЗ принят в 1946 г., вступил в силу 7 апреля 1948 г., когда ее Устав ратифицировали 26 государств. Эта дата ежегодно отмеча­ется как Всемирный день здоровья. Целями ВОЗ являются:

укрепление национальных служб здравоохранения;

содействие подготовке специалистов в области здравоохранения;

борьба с опасными болезнями;

охрана здоровья матери и ребенка;

улучшение состояния окружающей среды.

Высшим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоо­хранения, в которой представлены все члены.

Исполнительный комитет состоит из 30 членов, созывается не реже двух раз в год.

Секретариат состоит из Генерального директора и персонала. ВОЗ издает «Хронику ВОЗ», «Бюллетень ВОЗ», «Здоровье мира», публикует серии технических докладов, статистические сборники и др. В мае 1998 г. Генеральным директором ВОЗ избрана Гру Харлем Брундтланд (Норвегия).

Местонахождение СекретариатаВОЗ— г. Женева.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС)

(World Intellectual Property Organization — WIPO)

ВОИС была учреждена на основе Парижской конвенции по ох­ране промышленной собственности 1883 г. и Бернской конвенции по охране произведений литературы и искусства 1886 г. Конвенция о создании ВОИС была подписана в 1967 г. в Стокгольме и вступила в силу в 1970 г.

ВОИС стала специализированным учреждением ООН 17 декабря 1974 г. (рекомендация 3346 (XXIX) Генеральной Ассамблеи). (РФ участвует.) В задачи ВОИС входят: содействие охране интеллекту­альной собственности во всем мире, обеспечение административного сотрудничества 18 межправительственных организаций (союзов), за­нимающихся разными аспектами оказания помощи в охране интел­лектуальной собственности и авторского права. Интеллектуальная собственность охватывает две основные области: промышленную собственность (патенты и другие права в области технических изобре­тений, права в области товарных знаков, промышленных образцов, наименований места происхождения товаров и др.) и авторское или издательское право и смежные права (на литературные, музыкальные и художественные произведения, фильмы, исполнительскую деятель­ность артистов, фонограммы и т.п.).

ВОИС имеет Конференцию, в состав которой входят все государ­ства-члены, и Генеральную ассамблею, состоящую из тех государств-членов, которые являются также членами Парижского (100 госу­дарств) или Бернского (83 государства) союзов. Руководящие органы ВОИС и союзы, управляемые ВОИС (9 из которых имеют собствен­ные межправительственные органы), обычно проводят совместную сессию для принятия своих программ и бюджетов. Ассамблея изби­рает Международное бюро (исполнительный орган). Главным адми­нистративным должностным лицом является генеральный директор ВОИС.

Местонахождение ВОИС — г. Женева.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

(International Atomic Energy Agency — IAEA)

Особое место в системе органов ООН занимает Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957 г. под эгидой ООН. МАГАТЭ формально не является специализированной организацией ООН, но по соглашению с ООН выполняет функции организации такого рода.

В рамках МАГАТЭ разрабатывается большинство международ­ных документов в области мирного использования атомной энергии, осуществляется межгосударственное сотрудничество по обеспече­нию невоенного применения ядерных материалов. Членами МАГАТЭ являются все государства, в которых осуществляется мирная атомная деятельность. В настоящее время в МАГАТЭ участвуют около 150 стран.

Согласно Уставу, задачами МАГАТЭ являются:

обеспечение использования атомной энергии в мирных целях;

содействие научно-исследовательским работам в области мир­ного использования атомной энергии и обмену научными сведе­ниями;

помощь государствам в снабжении материалами, оборудованием и техническими средствами, необходимыми для осуществления мир­ной атомной деятельности;

осуществление т.н. «гарантий МАГАТЭ» (системы мероприятий, препятствующих использованию в военных целях ядерных материа­лов, оборудования и документации);

определение норм безопасности ядерной деятельности и кон­троль за их соблюдением;

приобретение, создание установок и оборудования, необходимых для ведения мирной атомной деятельности;

содействие государствам-участникам в производстве электро­энергии.

Местонахождение центральных учреждений МАГАТЭ — г. Вена.

39.Совет безопасности ООН.

Совет безопасности состоит из 15 членов: 5 постоянных - Россия, Китай, Франция, Великобритания, США - и 10 непостоянных - избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на 2 года. На него возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности. Совет действует от имени государств - членов ООН и является главным исполнительным органом ООН, ему отведена главная роль в мирном разрешении споров. Решения по процедурным вопросам в Совете принимают большинством в 9 голосов. По остальным вопросам необходимо большинство в 9 голосов, но это число должно включать голоса постоянных членов.

Компетенция Совета Безопасности.

· Контроль за исполнением государствами принципов ООН.

· Подготовка планов регулирования вооружений.

· Определение наличия угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии.

· Выносит рекомендацию или принимает меры по принуждению правонарушителя.

Совет Безопасности является одним из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и без­опасности.

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пяти постоянных (Рос­сия, США, Великобритания, Франция, Китай) и десяти непостоян­ных, избираемых в соответствии с Уставом ООН. Перечень постоян­ных членов зафиксирован в Уставе ООН. Непостоянные члены изби­раются Генеральной Ассамблей ООН на два года без права немед­ленного переизбрания.

Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопас­ности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет может реко­мендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования.

Стороны спора, продолжение которого может угрожать между­народному миру или безопасности, вправе самостоятельно принять решение о передаче спора на разрешение Совета Безопасности. Од­нако если Совет Безопасности считает, что продолжение данного спора может угрожать поддержанию международного мира и без­опасности, он может рекомендовать такие условия разрешения спора, какие найдет подходящими.

Государство, не являющееся членом ООН, также может обратить внимание на любой спор, в котором оно является стороной, если в отношении этого спора оно примет на себя заранее предусмотренные в Уставе ООН обязательства мирного разрешения споров.

Кроме того, Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует при­нять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных мер, какие он найдет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН.

Совет также уполномочен решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осу­ществления его решений, и требовать от членов организации осу­ществления этих мер. Эти меры могут включать полный или частич­ный перерыв экономических отношений, железнодорожных, мор­ских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Если Совет Безопасности сочтет, что эти меры окажутся или оказались недостаточными, он вправе принять такие действия воз­душными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необ­ходимыми для поддержания или восстановления мира и безопаснос­ти. Государства — члены ООН обязуются предоставить в распоряже­ние Совета необходимые для поддержания мира вооруженные силы.

При этом необходимо учитывать, что Устав ООН ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права каждого государства на индиви­дуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на члена ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет надлежащих мер по поддержанию мира и безопасности.

Каждое государство — член Совета Безопасности имеет здесь одного представителя. Совет Безопасности устанавливает свои пра­вила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя.

Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры счита­ются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета. По другим вопросам решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Если при голосовании по непроцедурному вопросу один из постоянных членов Совета про­голосует против, решение считается не принятым (право вето).

Совет Безопасности может учреждать вспомогательные органы, необходимые для выполнения его функций. Так, для оказания помо­щи Совету Безопасности по вопросам использования войск, предо­ставленных в его распоряжение, и регулированию вооружений, был создан Военно-Штабной Комитет, состоящий из начальников шта­бов постоянных членов Совета Безопасности или их представителей.

40.Согласие на обязательность международного договора.

41.Соотношение категорий «война» и «вооруженный конфликт».

Наши рекомендации