Нафоне песни звучат два звонких молодых голоса. 5 страница
Во всех вышеприведенных примерах место действия само Становится главным действующим лицом (рис. 24). Помимо природных и архитектурных особенностей игровой площадки, огромную роль для восприятия играют вызываемые данным местом исторические ассоциации. Как невозможно представить себе карнавал в храме, так же трудно представить траурный митинг на аллее аттракционов в парке, хотя последнее, к сожалению, иногда еще имеет место.
Несомненно, что, например, на священной исторической брусчатке Красной площади невозможна никакая подделка, бутафория, костюмировка. Невозможно «притворяться» чем-то, «играть» во что-то. Красная площадь требует от режиссера суровой простоты факта, документа, подлинного события. Поэтому, например, при постановке массовой манифестации в честь 50-летия ВЛКСМ мы предложили такое решение: пусть по Красной площади пройдут действительные участники исторического парада 7 ноября 1941 года — те немногие,
1 Массовые праздники и зрелища. Сборник. М., Искусство, 1961, с. 188.
/
СХЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИИ АКТЕРОВ /
И ЗРИТЕЛЕЙ В МАССОВОМ '
ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ (РИС. 18-23).
Рис. 22. Зрители переходят от одной площадки к другой (симультанная декорация).
Рис. 23. Актеры проезжают мимо зрителей (передвижные сценические площадки: педженты, карросы, фуры).
оставшиеся в живых, которые вместе с товарищами в памятный метельный день прошли маршем у Мавзолея, чтобы прямо с парада отправиться на фронт, в окопы под Москвой. Пусть на старых трехтонках вновь провезут по площади музейные пушки — ведь они уже стали документом, потому что именно эти устаревшие орудия в брезентовых чехлах участвовали в параде 7 ноября 1941 года (все, что могло стрелять, было тогда на передовой!). Если из-за здания Исторического музея выйдет 40, 60, 100 пожилых людей, одетых в свою выгоревшую и протершуюся солдатскую форму с петлицами и нашивками за ранения, с орденами и медалями, если диктор объявит, что это те самые участники парада, те, кто прошел всю войну — выжил и вернулся, то эмоционально-художественное воздействие будет, конечно, качественно иного звучания, нежели при проезде бутафорских тачанок...
Вот конкретный пример, как место действия повлияло на выбор средств художественной выразительности.
В период 1967—1972 годов я трижды ставил массовое театрализованное представление, жанр которого мы определили как «траурный митинг-реквием>. Проходил он ночью на Пискаревском мемориальном кладбище. Один раз для делегатов IIIВсесоюзного слета участников походов по местам революционной, боевой и трудовой славы отцов, посвященного 50-летию Октября; второй — для делегатов Всемирной встречи молодежи, посвященной 25-летию со дня Победы; третий — для участников Второго фестиваля дружбы молодежи СССР н ГДР.
Второй раз митинг-реквием проводился 1 июня 1970 года, в Международный день защиты детей. Эти две темы — победа над фашизмом и защита детей — определили сквозное действие траурного митинга-реквиема.
... Поздний вечер, уже совершенно темно. С двух сторон на шоссе, вдоль ограды Пискаревского кладбища, показываются далекие огни. Еще, еще... Сотни автобусов с зажженными фарами двумя колоннами медленно приближаются к кладбищу. Не доезжая до ограды, они останавливаются, из них выходят и строятся вдоль шоссе в колонны по четыре двенадцать тысяч комсомольцев города-героя. В руках у направляющих колонн — знамена лучших предприятий Ленинграда. Полная тишина, только мерно бьет метроном. Колонны с приспущенными знаменами медленно движутся вдоль ограды к центральному входу, а на пути их движения вспыхивают скрытые подсветы и освещают громадные фотографии, запечатлевшие блокадный Ленинград, увеличенные рисунки детей блокады, плакаты военных лет, короткие, но такие памятные надписи: «Во время артобстрела эта сторона улицы наиболее опасна...»
Колонны входят на территорию кладбища. Вдоль всей центральной аллеи стоят в две шеренги солдаты и матросы с горящими факелами в руках. Огненная дорога уходит в глубину кладбища, в перспективу ночи, а прямо у входа, на широкой площадке, горит Вечный огонь, у которого застыл почетный караул. Тишина, лишь слышны шаги тысяч людей да бьет метроном... Люди обтекают с двух сторон Вечный огонь, зажигая от него факелы, и вот уже две огненные реки медленно вливаются в крайние боковые аллеи кладбища, заполняя их до конца. Тени деревьев отпечатываются на гранитных плитах братских могил с выбитыми на них цифрами—1941, 1942, 1943...
А в это время новые автобусы подходят к кладбищу. Три тысячи иностранных гостей идут той же дорогой — дорогой Памяти и Славы, дорогой Факта и Документа. Когда они появляются на территории кладбища, смолкает метроном и возникает суровая и тревожная мелодия песни «Священная война». На фоне музыки звучат отдаленные разрывы и дикторский текст. Усталый женский голос, который слышен благодаря специально установленным динамикам во всех уголках огромного кладбища, просто и жестко произносит строго документальный текст:
— Говорит осажденный Ленинград. Говорит осажденный Ленинград. Слушайте все.
8 сентября 1941 года фашисты захватили Шлиссельбургскую крепость, и, таким образом, кольцо блокады вокруг нашего города замкнулось. Слушайте отрывки из перехваченной нами секретной директивы военно-морского штаба германских вооруженных сил от 29 сентября 1941 года за номером 1а 1601/41...
Рис. 24. Влияние места действия на форму массового театрализованного представления. Фестиваль самодеятельной песни на берегу Волги. Сцена выстроена на воде, зрители сидят амфитеатром на крутом берегу.
К этому моменту музыка постепенно смолкает, и вот в тишине звучит визгливый истерический голос:
— Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения
Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого
большого населенного пункта. Предложено тесно блокировать город и путем
обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха
сровнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения бу
дут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты...
Сурово и твердо отвечает ему женский голос:
— Но Ленинград не просил о сдаче. Ленинград стойко оборонялся, и от
борные фашистские дивизии не могли взять его, несмотря на неслыханные
жертвы и лишения, которые претерпели ленинградцы... Перестали работать во
допровод и транспорт. Каждые три минуты на улицы города падала бомба или
снаряд, каждые пять минут погибал человек. В городе не осталось ни одного
сытого — к 20 ноября норма хлеба достигла 125 граммов... Но Ленинград не
просил о сдаче!
К этому моменту вся колонна гостей уже втянулась в центральную аллею и медленно идет меж двух рядов факелов вдоль могильных плит. А из динамиков сквозь хрип и шипение доносятся слова документальной фонограммы, записанной радиожурналистом Л Маграчевым в 1942 году.
Маграчев. Говорит Ленинград. Говорит Ленинград. Слушай нас, родная страна! Начинаем передачу для Советского Союза. Говорит город Ленина!.. У микрофона — писатель-балтиец Всеволод Вишневский...
Звучит выступление В. Вишневского, потом профессора Огородникова, ушедшего в ополчение, который обращается к своим бывшим студентам. Все это — документальные записи.
За то время, что звучала фонограмма, колонны гостей прошли всю территорию кладбища и стали полукругом на открытой площадке в конце его. И на словах «Ленинград не просил о сдаче» в центре полукруга вдруг осветился монумент Матери-Родины. Возле него застыл почетный караул. Боковые стелы
монумента подсвечены снизу красным- светом. Выбитые на них символы, эмблемы и буквы проступают сквозь ночь как бы в отблесках пожара. А сама скульптура высвечена из-за деревьев четырьмя авиационными прожекторами так, что постамент ее невидим, а громадная фигура женщины-матери с гирляндой в протянутых руках как бы парит над головами тысяч людей, над всем кладбищем, над ночным Ленинградом... Одновременно начинается новый кусок радиотекста. Этот же женский голос, но уже окрепший, одухотворенный, звенящий металлом:
— Слушай нас, юность планеты!
Сегодня, когда двадцать пять лет прошло со дня великой Победы, мы мысленно возвращаемся к дням блокады.
Слушайте! Этого забывать нельзя!
Здесь лежат ваши сверстники, их детство и юность уничтожил фашизм!
Слушайте! Говорит осажденный Ленинград!..
На пленке глухой взрыв. И сквозь него вновь слышна хриплая документальная фонограмма.
Маграчев. Репортаж с места обстрела: улица Рубинштейна, 26.
Это было здесь, вчера. Фашистским снарядом, сознательно, расчетливо пущенным в мирную школу, убиты:
Никифоров Виктор — восьми лет.
Гендерев Лев — одиннадцати лет.
Кутарев Иван — одиннадцати лет, Тяжело ранены:
Дора Бенинова — девяти лет.
Евгений Дударев — девяти лет.
Александр Крылов — десяти лет.
Лида Лоут — десяти лет.
Владимир Ерофеев — двенадцати лет.
Василий Соловьев — одиннадцати лет.
Юрий Имарев — одиннадцати лет...
Слушайте, бойцы! Слушайте, ленинградцы! На этом месте пролилась невинная кровь детей, здесь матери бились в горе над кровью своей, над теми, кого они в муках рожали, над кем проводили бессонные ночи! И пусть говорят матери! Мать Доры Бениновой будет говорить!..
И сквозь хрип годов, сквозь шум канонады пробивается к нам исступленный, почти нечеловеческий крик:
— У меня дочь!.. Ей девять лет!.. Она училась в этой школе!.. Это было
здесь!.. Она осталась без ноги!.. Калека на всю жизнь!! Это сделал Гитлер!!!
Я утешаю свою девочку: мы тебе достанем новую ножку, а у самой сердце обливается кровью!.. Что я могу сказать?.. Пусть страшная, мучительная смерть падет па головы бандитов, фашистов, детоубийц!!!
. Взвиваются над кладбищем сотни детских голосов. Это поет скрытый за стелой сводный хор. И на его фоне вновь звучит сильный женский голос, но теперь — только со стороны монумента, и кажется, что это заговорила сама Мать-Родина:
— Слушайте нас, ленинградцы 1970 года!
Слушайте нас, участники Всемирной встречи молодежи!
Сегодня, сейчас, в эту минуту на земном шаре умирают от голода, от пуль, от напалма дети.
Фашисты всегда и везде начинали с того, что жгли на площадях книги — наследие всех прошлых веков, они кончали тем, что заживо сжигали детей — надежду всех будущих веков.
Слушайте нас, молодые семидесятого года!
Слушайте нас те, кто родился после войны!
Дети, погибшие от холода в годы блокады, сожженные в Освенциме, оставшиеся без матерей и без крова, взывают к вам — помните!
Дети, погибшие под бомбами, сожженные напалмом, заклинают вас — помните!
Мы все в ответе за будущее человечества, за самое ценное, что есть в мире, за жизнь детей — помните!!!
Фото 4. Влияние места действия на форму массового театрализованного представления. Митинг-реквием на Пискаревском мемориальном кладбище. Ленинград, 1967 г.
Сухая барабанная дробь. По центральной аллее к монументу идут три группы молодежи. Две первые несут венки — от ЦК ВЛКСМ и от участников Всемирной встречи молодежи. За ними движется восьмиметровая гирлянда Памяти и Славы, которую несут представители ленинградской молодежи. Продолжает звучать женский голос:
— Но пусть знают агрессоры, что как 25 лет назад, так и сегодня — им не уйти от возмездия!
От этих стен в памятном сорок четвертом году двинулись на Запад победоносные советские войска. Выдержав беспримерные муки, советский народ совместно со всеми странами антигитлеровской коалиции уничтожил фашизм и принес мир народам Европы. И в этой исторической победе одно из самых почетных мест принадлежит городу-герою Ленинграду... Блокада его продолжалась девятьсот дней. Всего в осажденном городе и на рубежах обороны погиб один миллион человек!.. На одном лишь Пискаревском кладбище похоронено четыреста семьдесят тысяч человек...
Венки устанавливаются у боковых стен стелы, гирлянда возлагается вокруг скульптуры.
Звучит голос Левитана: «Вечная слава героям, павшим в боях за честь, свободу и независимость нашей Родины».
Бьет метроном. Минута молчания. Склонены головы и знамена, горят огни тысяч факелов...
Тишину разрывает троекратный залп ружейного салюта. По радио звучат ■«Грезы» Шумана. Колонны приходят в движение. По боковым ступеням люди поднимаются к самой стеле и проходят вдоль нее, возлагая принесенные с собой венки и цветы. Впереди идут участники Всемирной встречи молодежи, за ними — представители ленинградского комсомола. Огненный поток заливает подножие монумента (фото 4). И едва первые ряды подошли к стеле, на фоне вокализа начинает звучать голос Ольги Берггольц. Она читает свои стихи, высеченные на камнях Пискаревского мемориала. Берггольц. Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане: мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними — солдаты, красноармейцы.
Всей жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,—
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням, —
Никто не забыт и ничто не забыто!..
Голос Берггольц продолжает еще звучать, а колонны огибают скульптуру Матери-Родины и по центральным ступеням спускаются на главную аллею. Здесь два потока сливаются в один — по восемь человек в ряд, — и все медленно движутся обратно мимо плит с цифрами — 1943, 1942, 1941... А по радио продолжает звучать вокализ и чеканные строки стихов. Они заканчиваются, когда передняя шеренга уже подходит к началу аллеи.
Берггольц. Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей
На этом печально-торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-Мать и город-герой Ленинград...
У самого подъема к площадке Вечного огня, на выходе из аллеи стоят семь декорированных столов. Участники траурного митинга по одному вступают в проходы между столами, а пожилые женщины, ветераны блокады, с орденами и медалями на груди, вручают на память каждому три предмета: экземпляр газеты «Ленинградская правда» от 20 ноября 1941 года (точная копия, вплоть до качества бумаги), в которой среди сводок с фронтов, приказов и прочих сообщений было напечатано короткое распоряжение — с сегодняшнего дня дневная норма хлеба стала равна 125 граммам; сам этот паек — тоненький ломтик клейкого хлеба с довеском, приколотым щепкой1; и фотокопию дневника 11 -летней ленинградской школьницы Тани Савичевой, умершей от голода в 1942 году. На клетчатых страничках этой старенькой записной книжки корявым детским почерком написано: «Женя умерла 28 дек. в 12.30 час. утра 1941 г.»; «Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.»; «Дядя Ваня умер 13 апр. 2 ч. ночи 1942 г.»; «Мама ГЗ мая в 7.30 м. утра 1942 г.» и т. д. А на последних двух страничках: «Умерли все» и... «Осталась одна. Таня»...
Не вытирая слез, участники траурного митинга-реквиема проходили мимо Вечного огня, мимо застывшего почетного караула и покидали территорию мемориала. И до тех пор пока последний автобус не скрылся в ночи, над Писка-ревским кладбищем звучали траурные мелодии...
1 Этот хлеб — с картошкой, горохом, кое-где из него торчали соломинки — по нашей просьбе испекли булочники-пенсионеры по «рецептам» блокадных лет. Они очень сокрушались, что нынче уже не достать какого-то компонента, без которого не будет точь-в-точь, как тогда... А кругом стояли сегодняшние пекари, недавние выпускники ПТУ, в белоснежных халатах и косынках, специалисты по управлению современными сложными тестомесильными машинами и электропечами. Они молча глядели на святотатство-священнодействие, творимое на их глазах, и это само по себе было актом огромной пропагандистской силы...
Каким путем мы пришли именно к такому сценарно-режиссер-скому решению?
Когда в J967 году в Ленинграде проходил III Всесоюзный слет участников походов по местам славы отцов, было предложено подготовить ряд массовых театрализованных представлений, посвященных истории города-героя. Одно из них должно было отразить героическую 900-дневную оборону Ленинграда. Это представление могло быть поставлено и на рубежах обороны, и на трассе Дороги жизни, но мы выбрали территорию Пискаревского мемориального кладбища, на котором захоронено около полумиллиона ленинградцев, павших от бомб, от пуль, от голода в годы войны. Строгие архитектурные формы мемориала, Вечный огонь, гранитные плиты братских могил, на которых нет фамилий, а лишь даты, наконец, монумент Матери-Родины — все это потребовало выбора выразительных средств, качественно отличающихся от тех, какие можно было бы использовать, скажем, на Ладожском озере или у Пулковских высот.
В тот год реконструировались подъезды к Пискаревскому кладбищу. Асфальт был разрыт канавами, по обе стороны дороги сносились ветхие здания и т. д. Все это подтолкнуло нас на такой замысел: загримировать полуразрушенные дома под руины военных лет, траншеи — Под окопы и т. п. Для этого требовалось очень немного дополнительной работы: кое-какие остатки стен обжечь, обклеить уцелевшие стекла полосками бумаги, натянуть вдоль канав колючую проволоку, а у ворот кладбища поставить два зенитных орудия образца 1941 года с расчетами в военной форме тех лет, в окровавленных повязках и т. д. Для полной достоверности еще можно было поднять в небо пару аэростатов воздушного заграждения. По нашему замыслу колонны участников митинга сразу, как только они выходили из автобусов, должны были попасть в атмосферу блокадных лет.
Но рядом с трагической подлинностью Пискаревского мемориала все это оказалось ненужной мишурой, подделкой под правду, раздражающей и оскорбляющей глаз. И мы нашли в себе силы отказаться от этого на первый взгляд заманчивого решения и пойти по линии документальной правды. Так появились громадные фотографии периода обороны города; подлинные (только увеличенные) рисунки детей блокады, которые, с одной стороны, прикрыли разрушенные дома и участки дороги, с другой — вынесли на воздух материалы Музея обороны Ленинграда, которые размещены в двух павильонах у входа на кладбище и т. п.
То же самое произошло и с фонограммой. Все, хотя и очень выигрышные куски, записанные в исполнении актеров, в этой ситуации звучали фальшиво. Остались метроном, музыка и подлинные записи военных лет, которые нам удалось разыскать в архивах "Ленинградского радио. Пленка от времени стала некачественной, голоса на ней с трудом пробивались сквозь хрипы и трески, но именно это и производило впечатление полной и абсолютной
правды. Так в фонограмме появился потрясающий эпизод, когда матери над трупами своих детей посылают проклятия Гитлеру и призывают советских бойцов к отмщению. Так искренне и правдиво не сможет сыграть ни одна актриса, с таким эмоциональным взрывом праведного гнева и глубочайшей скорби не сравнится никакая подделка...
Даже в самом сценария траурного митинга-реквиема на Пис-каревском кладбище соотношение тех или иных компонентов определилось архитектурными и художественными особенностями комплекса. Например, нам было предложено начинать звуковую фонограмму со стихов Ольги Берггольц («Здесь лежат ленинградцы, мужчины, женщины, дети...»). Но место действия активно «сопротивлялось» подобному построению радиоряда, ибо кладбище распланировано так, что посетитель вначале проходит мимо Вечного огня, затем вдоль братских могил, потом огибает монумент Матери-Родины и лишь в конце проходит вдоль стелы, на которой высечены слова Берггольц. Соответственно этому видеоряду, смене зрительных ощущений, и была смонтирована фонограмма.
Но есть, конечно, и такие игровые площадки, которые, наоборот, требуют от режиссера предельной театрализации, использования всей бутафории. Например, в цикле мероприятий, проводимых летом 1967 года в Ленинграде, был массовый карнавал в Петергофе. И тема праздника, и выбранное место — позолоченные скульптуры, подстриженные деревья, вычурная архитектура, вся история этого дворца-парка — подталкивали режиссера к постановке подчеркнуто игрового представления, этакого «шутовского действа». Так появились скоморохи и раешники на аллеях, лоточники и коробейники на каждом углу, караул стрельцов в гавани и актер, загримированный под Петра I, на лошади, подсветка стен дворца и струй фонтанов. А на площадке Большого каскада балерины Театра им. Кирова в кринолинах и с зажженными канделябрами в руках танцевали менуэт. Следует отметить, что рядом со всем этим прекрасно «уживались» подлинные тексты указов Петра и тому подобный документальный материал.
Точно так же массовое представление, проводимое дирекцией Павловского парка-музея, включало проезд подлинных карет XVIII века, театрализованные эпизоды царской охоты, бала во дворце, муштры гренадеров на плацу...
Умение использовать конкретные особенности сценической площадки очень важно и при работе режиссера в закрытом помещении. Так, в концерте, посвященном 50-летию Октября, в Кремлевском Дворце съездов режиссер И. М. Туманов и художник Б. Г. Кноблок очень интересно использовали конструктивные особенности сцены. Были подняты все плунжерные площадки, так называемые «столы», и из них смонтирован земной шар в разрезе. На его поверхности восседали генералы и попы, помещики и капиталисты, а в чреве земли, среди металлических переплетений плунжеров, превратившихся теперь в шахтный крепеж, сновали полуголые рабочие с тачками...
Не менее изобретательно использовали режиссер Г. А. Товстоногов и художник С. С. Мандель особенности сцены Большого концертного зала «Октябрьский» в Ленинграде во время представления, посвященного 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Стальной акустический козырек сцены с круглыми люками для прожекторов был опущен вниз и превратился в борт крейсера «Аврора» с иллюминаторами, а обнаженные конструкции сцены стали стройками первых пятилеток.
Начинающих режиссеров следует предостеречь от попыток «подмены» места действия. Зачастую, вместо того чтобы использо-
вать неповторимые особенности того или иного места, режиссер выстраивает привычную ему стандартную сцену (чаще всего — деревянную эстраду в центре стадиона) и на ней, не утруждая своей фантазии, ставит все представление.
Подводя итоги, мы можем констатировать, что классическая формула «содержание определяет форму» в применении к постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом будет звучать так: «Содержание определяет выбор места действия; содержание и место определяют форму».
Глава IV.
«ИЗ РЕКИ ПО ИМЕНИ — «ФАКТ»
(ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В МАССОВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ)
В современном драматическом театре подлинный документ, точно вмонтированный в художественное произведение и преподнесенный зрителю с определенных позиций, стал одним из самых сильных выразительных средств. Появилось много зарубежных и советских документальных драм (пьесы П. Вайса, Д. Килти, М. Шатрова, Д. Аля и др.).
При постановке массовых театрализованных представлений (особенно тех, которые имеют ритуальный характер) пропорция документальных средств выразительности резко возрастает, иногда они становятся доминирующими.
Однако метод применения документа в драматическом театре и в массовом представлении во многом различен.
Предположим, что в традиционном театре режиссер-постановщик документальной драмы М. Шатрова «Шестое июля» сумел бы достать и установить на сцене подлинные вещи В. И. Ленина из его музея-квартиры в Кремле, реальные предметы мебели из его кабинета. Не говоря уже о натурализме такого решения, которое только выдает «искусственность» исполнителя и нарушает художественную ткань документального, казалось бы, произведения, в данном конкретном случае это бы выглядело еще и кощунством. Но разве не столь же кощунственно в массовом театрализованном представлении выпускать на реальную, подлинную площадь фанерные броневик или тачанку с актером, загримированным под реальное историческое лицо". А подобные «решения» мы встречаем, увы, весьма часто.
Как это ни парадоксально, но в массовом театрализованном представлении театрализация может подчас выглядеть фальшиво. А реальные подлинные предметы и вещи, которые на сцене традиционного театра мешают своей натуралистичностью (вспомним печальный опыт К. С. Станиславского с постановкой «Власти тьмы»), здесь обобщаются до символа. И паровоз, поставленный на вечную стоянку у стен Финляндского вокзала, становится предельно действенным выразительным средством именно в силу своей достоверности, потому что это «тот самый» паровоз. А ба-
нальный патефон (не говоря уже о настоящей гильзе с запиской внутри или о подлинной простреленной каске и тому подобных реликвиях) становится символом своего времени...
В массовом представлении могут «заговорить» камни, здания, стены. На этом приеме был построен митинг-концерт в МВТУ (см. главу VIII), когда ведущие говорили: «Под этими окнами на набережной стояли орудия» или: «Этажом ниже, в 327-й аудитории состоялся митинг...»
В принципе можно поставить целое представление, используя только реальные вещи и документы.
Вот пример. В центре Варшавы, в бывшей подземной тюрьме -«Павьяк», предназначенной гестаповцами для «особо опасных» политических заключенных, ныне устроен музей. Над землей находится только истертый сотнями ног бетонированный плац и торчащее посреди него огромное высохшее странное дерево. На его ветвях висят жестяные листья, а ствол покрыт корой жестяных табличек. На этих табличках родственники погибших написали имена своих близких и дату их ареста, потому что время гибели и место захоронения остались неизвестными. А настоящие листья и кору этого дерева обглодали заключенные в минуты коротких прогулок. Так реальное дерево стало символом? реликвией, и к нему приходят в день поминовения тысячи людей со свечами...
Пройдя через плац мимо страшного дерева, посетители музея спускаются по узкой каменной лестнице в подземные казематы тюрьмы. Там тоже только реальные вещи приказы шефа гестапо и орудия пыток, деревянные нары и железные, запирающиеся на висячий замок клетки-колыбели для грудных детей. (Дети, родившиеся в стенах тюрьмы, оказывались как бы дважды заключенными! Их клетки гестаповцы открывали только три раза в день в определенные часы и на короткий срок, чтобы матери могли покормить своих малышей. Если, конечно, у них оставалось молоко..)
За посетителями с грохотом закрывается массивная дверь, лязгает железный засов. Все оказываются в полной темноте наедине с жуткими реалиями камеры и со своими мыслями... Потом где-то в углу начинает брезжить слабый свет. Скрытые в стенах прожектора освещают только часть каземата — каменный выступ стены, на котором стоит жестяная миска с баландой и лежит кусочек заплесневевшего хлеба И тихий детский голос говорит из этого угла: «Дорогая мамочка!.. Наверное, я уже отсюда не выйду... Ты, пожалуйста, не выбрасывай мою харцерскую форму. Когда Владек подрастет, она ему пригодится...» (Я привожу эти слова по памяти, но в принципе все звучащие тексты строго документальны. Это письма заключенных, и звучат они на родном языке той группы посетителей, которая сейчас присутствует в музее-тюрьме.) Голос смолкает, свет медленно гаснет. Но в этот момент начинает освещаться другой угол камеры, и оттуда звучит другой голос... Все это длится минут 40—45 и производит неизгладимое впечатление...
Некоторые специалисты вообще считают, что специфика, основные отличительные особенности драматургии и режиссуры массового представления заключаются в их документализме. По их мнению, основной принцип постановки массового представления— это «драматургическая обработка жизненного материала и театрализация реального действия». «Драматургия и режиссура массового представления, как правило, основаны на конкретных фактах, на их осмыслении. Именно сочетание двух линий — документальной публицистичности и художественной образности — придает сценарию масштабность, выразительность и глубину»'.
1 Генкин Д. М. Массовые праздники. М., Просвещение, 1975, с. 90, 96.
Рис. 25. Использование документальных средств художественной выразительности в массовом театрализованном представлении. Театрализованный митинг-поверка, посвященный 30-летию Победы. Москва, Государственный концертный зал «Россия», 1975 г. Художник А. Стрельников.
Рассмотрим эти положения на конкретном примере театрализованного представления, которое в 1975 году было поставлено в Государственном концертном зале «Россия» и посвящалось 30-летию со дня Победы над фашистской Германией. В зале находились участники Международной встречи студентов, молодые парни и девушки, родившиеся спустя 5—10 лет после Нюрнбергского процесса. Почти половина приехала из стран, не участвовавших во второй мировой войне. Многие из этих ребят мало что слышали и знали о минувшей войне, некоторые что-то знали, да успели уже позабыть, а были такие, кто ничего не знал и знать не хотел обо всем этом.
Мы решили попытаться с помощью подлинных документов воссоздать атмосферу тех лет, чтобы студенты разных стран и национальностей, разных убеждений и вероисповеданий могли реально представить себе, чем была эта война для нас, советских людей. Документы подбирались таким образом, чтобы в максимальной степени отразить тему «студенты и война». Вели представление 30 студентов Театрального училища им. Б. В. Щукина, ровесники тех, кто сидел в зале.