Архивы в феодально-абсолютистских монархиях XVI-XVII веков. Ведомственные архивы 5 страница
2) Государственный архив, содержавший, прежде всего документы по внешней политике - договоры с другими государствами, дипломатическую переписку; здесь же часто хранились и другие материалы, касающиеся вопросов государственного права.
3) Архив по внутреннему управлению - земский - в это понятие входили материалы по различным отраслям управления государством, включая вопросы законодательства, права и суда, финансов и т.п. Эти материалы редко были сконцентрированы вместе, а чаще существовали в виде архивов при отдельных учреждениях.
Первые две категории архивов пользовались вниманием и заботой государей, так как касались их прав внутри и вне страны. Они хранились в лучших по тому времени условиях; в ХVII-ХVIII вв. государи нередко нанимали опытных в библиотечном и архивном деле лиц для приведения их в порядок и составления каталогов. Обычно в таких случаях материал подвергался научной систематизации в понимании того времени, т.е. располагался по предметным рубрикам. По заданию государей по этим материалам придворные историографы писали историю династий, стараясь восхвалять и прославлять ее представителей. Наоборот, архивы, касающиеся вопросов внутреннего управления, находились в небрежении, хранились в плохих помещениях и совсем не использовались историками.
В первой половине XIX в. в архивном деле германских государств происходят сдвиги, вызванные общим процессом политического развития. Международные события начала столетия и дипломатическая борьба вокруг и после Венского конгресса повысили интерес к внешнеполитической документации. Укрупнение германских государств и борьба за гегемонию заставляли обращаться к династическим архивам: государи, выигравшие в этой борьбе, обращались к ним за подкреплением своих прав; династии, сходившие со сцены, обосновывали свои претензии или просто искали утешения в воспоминаниях о прошлом и в описании деяний своих владетельных предков. Проводившиеся в этот период в том или ином объеме буржуазные реформы и организация управления укрупненными государствами потребовали обращения к внутренней документации. Земский архив теперь становится неотъемлемой частью государственного аппарата. Привлекает он и внимание историков. Буржуазная историческая наука, расширив тематику своих исследований, по сравнению с прежней дворянской историографией, предъявила требования на материалы по истории права, государственных учреждений, быта, культуры, и даже отчасти экономики, поскольку буржуазные историки затрагивали вопросы экономического развития, имея целью доказать прогрессивную роль буржуазии в экономике. Патриотический подъем в Германии в период борьбы против тирании Наполеона способствовал росту национального самосознания, а это в свою очередь вызвало в более широких кругах, чем раньше, интерес к прошлому своего народа, часто принимавший, правда, под пером буржуазных историков уродливые черты воинствующей "теории германизма". Создаются исторические общества, ставящие своей задачей издание памятников немецкой истории. Все больше используются материалы земских архивов, к тому же более доступные для исследователей, чем секретные династические и дипломатические архивы. Все эти перемены происходили в той или иной форме во всех германских государствах. Мы рассмотрим их на примере трех крупнейших государств - Пруссии, Баварии и Саксонии.
Архивное дело в Пруссии. Первая попытка реформы архивного дела в Пруссии связана с деятельностью канцлера Карла Гарденберга. В своих планах реорганизации государственного аппарата 1810-1812 гг. он предусматривал создание централизованного архива на основе Тайного государственного архива, развивавшегося с XVI в. После ликвидации Тайной государственной канцелярии, от которой он получил свое название, этот архив бал подчинен министерству иностранных дел, в роли ведомственного исторического архива. Гарденберг подчинил его непосредственно Государственной канцелярии и предусматривал передачу в него старых дел из всех министерств и ведомств. Однако проект этот не встретил одобрения в ученых и административных кругах. В последующие годы военные обстоятельства, а затем политические события в период Венского конгресса приостановили проведение реформ. Тайный государственный архив был снова возвращен в ведение министерства иностранных дел и продолжал развиваться, как ведомственный исторический архив. В него входили кроме документации б. Тайной государственной канцелярии еще некоторые материалы ликвидированных учреждений по внутреннему управлению, дипломатические и династические, коллекции грамот и карт. Господствовавшая в государственной жизни Пруссии реакция наложила свой отпечаток на характер и деятельность архива. Главной его задачей было не служение науке, но обслуживание администрации. Доступ в него для историков был весьма затруднен, о чем говорило само название "Тайный". После подавления революции 1848 г. Гогенцоллерны воспользовались обстановкой и изъяли из него свои династические материалы и образовали отдельный Династический архив Пруссии и Бранденбурга, помещенный в королевской резиденции в Шарлоттенбурге, и находившийся в ведении министерства двора. После этого Государственный архив отчасти потерял свой сугубо секретный характер, эпитет "Тайный" исчез из его официального названия.
В начале XIX в. в Пруссии оформилась сеть провинциальных архивов, для руководства которыми в 1831 г. было учреждено архивное управление (директориум), находившееся в ведении "государственного министерства", а в 1852 г. подчиненное непосредственно министру-президенту и превратившееся таким образом в самостоятельный административный орган. Должность директора государственных архивов совмещалась с непосредственным руководством Государственным архивом, после 1852 г. постепенно теряющим свой ведомственный характер и принимающим черты центрального архива. В 1874 г. последовало его значительное пополнение путем включения в него материалов т. наз. Министериального архива, существовавшего с 1801 г. как хранилище дел ряда ликвидированных административных и финансовых учреждений в ведении министерства финансов. На организации и деятельности Прусского государственного архива во многом сказывались особенности политической атмосферы в стране и полицейско-бюрократических тенденций. От чиновников, поступавших на работу в архив, требовалось свидетельство о политической благонадежности. Они были подчинены суровой дисциплине. Одним из пунктов устава архива было запрещение архивным чиновникам заниматься историческими исследованиями. Официальной мотивировкой этого запрещения было стремление, чтобы чиновники ничем не отвлекались от своих прямых обязанностей и добросовестно обслуживали клиентов. На самом же деле правительство хотело видеть в людях, имевших доступ к материалам государственного значения, лишь послушных и ограниченных чиновников, но отнюдь не мыслящих историков-исследователей. Ученым, занимавшимся в читальном зале архива, не выдавались описи и они зависели в своих изысканиях от чиновников.
В классификации документальных материалов и структуре Прусского государственного архива сочетались различные принципы и взгляды, что характерно для архивов такого типа. Основа архива - "Старые и новые репозитуры" - включали в себя и серии дел Тайной государственной канцелярии и части регистратур других учреждений. Остальные отделы также представляли собой то комплексы материалов отдельных учреждений (например, Генеральной директории), то коллекции документов по видам или содержанию (средневековые грамоты, договоры с иностранными государствами и т.п.). Наконец, уставом 1881 г., разработанным известным немецким архивистом Максом Леманом, в архиве был официально введен принцип происхождения, как основа классификации документальных материалов. В конце XIX - начале XX вв. в Пруссии было много сделано для улучшения режима хранения документов в архивах, построено несколько специальных зданий для столичных и провинциальных архивов. В этом значительные заслуги принадлежат Р. Козеру, генеральному директору государственных архивов в 1896-1914 гг. В этот период принцип происхождения был введен и в классификацию материалов провинциальных архивов. При Козере исследователям стали выдавать описи, чем облегчилось их положение.
В прусских архивах велась публикаторская работа, возглавляемая архивным управлением. С 1878 г. начинается серийное многотомное издание "Публикации из прусских государственных архивов". Это издание целиком отвечало запросам официальной шовинистической историографии, весь подбор документов в нем служил целям прославления господствующих классов Пруссии, реакционного юнкерства, агрессивной политики Гогенцоллернов. Местные издания носили менее официозный характер, в них было опубликовано много материалов по истории городов и провинций, но и на них лежала печать реакционных тенденций немецкой буржуазной историографии. С 1900 г. архивное управление начало издавать ведомственный периодический орган - "Сообщения прусского архивного управления".
Архивное дело в Баварии. В Баварии к началу XIX в. существовали 3 вышеназванные типа архивов. Они хранили более древние материалы, чем архивы Пруссии. Эти материалы имели общегерманское значение, и Бавария в средние века играла роль очень важную в политической и культурной жизни Средней Европы. В начале XIX в. Бавария находилась в союзе с Наполеоновской Францией. Французские порядки оказали большое влияние на реорганизацию государственного аппарата Баварии. Баварское правительство в этот период имело широкие политические замыслы, надеясь добиться припомощи Франции гегемонии среди германских государств и стать во главе возрожденной Германской империи. Одним из главных проводников влияния буржуазной Франции в Баварии был министр М. Монжела. Ему принадлежит и проект архивной реформы, сложившийся также под французским влиянием. В центре предполагавшейся системы архивов Монжела хотел поставить земский архив, игравший большую роль в период реформ. С ним должны были слиться династический и дипломатический архивы, а также в него должны быть собраны из местных архивов документы до 1410 г. (начало правления династии Виттельсбахов). Этому огромному архиву предполагалось дать название Имперского архива. Это название дано было заранее в расчете на будущую империю. Затем в плане Монжела шла речь о создании сети провинциальных архивов, подчиненных Имперскому архиву. Проект не был полностью осуществлен. Правда, в созданном Рейхсархиве было сконцентрировано много материалов из архивов действующих центральных учреждений и древнейшие материалы из местных архивов. Но королевское правительство не допустило присоединения к нему Династического и Государственного архива. Эти два архива объединились вместе и составили отдельный Государственный архив, находившийся в ведении министерства иностранных дел. В нем хранились многие важные документы: королевские указы, договоры и дипломатическая переписка, фонды секуляризованных монастырей. Самые древние документы здесь относились к IX в. Этот архив славился богатой коллекцией документов о 30-летней войне. Что касается провинциальных архивов, то они были созданы и организационно связаны с дирекцией Имперского архива.
Таким образом, и в Баварии была осуществлена частичная централизация архивного дела. Архивное дело в Баварии стояло на довольно высоком уровне. Архивы хранились в хороших зданиях, были относительно упорядочены, хотя выдавались для использования лишь старинные документы, не имевшие актуального политического значения. Большое значение получил издававшийся в Баварии "Архивный журнал". В нем печатались статьи, освещавшие торию и содержание баварских архивов, вопросы методического характера, архивное дело в других европейских государствах.
Архивы в Саксонии. В Саксонии изменения в архивном деле произошли позднее - в 1832 г. Был создан в Дрездене Государственный архив, в котором объединились материалы по внутреннему управлению, по внешней политике и династический архив, а также самые древние документы из местных архивов. Образована была и сеть связанных с ним провинциальных архивов. Но первое время Государственный архив был в очень плохом состоянии из-за недостатка материальных средств и квалифицированного руководства. Положение изменилось, когда в 1856 г. директором его стал известный историк Вебер. Под его руководством архив был приведен в относительный порядок и стал одним из наиболее популярных немецких архивов.
В таких формах была проведена в крупнейших немецких государствах частичная централизация архивного дела. Многие другие государства - Вюртемберг, Ваден, Гессен и другие пошли примерно по тому же пути, сконцентрировав в государственных архивах основную массу документального наследия прошлого. Только в менее крупных государствах, не имевших деления на провинции, не возникало местных государственных архивов. Были и такие государства, где архивы долго еще были распыленными и неупорядоченными. Проведенная централизация в Германии, как и в других капиталистических странах, ограничивалась лишь узким кругом архивов правительственных учреждений, притом далеко не всех. Так, в государственные архивы не сдавали свои материалы военные министерства, имевшие в Пруссии, Баварии и Саксонии свои ведомственные исторические архивы. Кроме того, ведомства сдавали в государственные архивы лишь материал большой давности, материалы же последних десятилетий находились в ведомственных архивах, не связанных с государственными.
Помимо частновладельческих и церковных архивов, существовали многие другие "негосударственные" архивы, совершенно неконтролировавшие со стороны правительства. Среди них следует отметить городские архивы, находившиеся в ведении органов городского самоуправления. В этих архивах хранились часто очень древние документы, архивы средневековых ратуш, гильдий, цехов, органов суда и пр. Эти архивы были очень важны для изучения истории социально-экономических отношений, развития ремесел и торговли, городской культуры. Особенно важны архивы таких городов, как Гамбург, Любек, Кельн, Нюрнберг и другие вольные города.
Рост интереса к истории Германии вызвал в Германии в первой половине XIX в. развертывание археографических работ, в которых принимают участие академии, университеты, ученые общества и архивы. Среди многочисленных изданий особенно нужно отметить большую серию "Исторические памятники Германии", в которой печатались средневековые документы из архивов разных германских и других государств. Из местных изданий выделялась серия "Баварские памятники", имевшая общегерманское значение. Существование государственных архивов и работы по изданию источников требовали наличия квалифицированных кадров. В некоторых государствах - Пруссии, Баварии - были созданы специальные учреждения для подготовки специалистов по архивному делу и археографии. Сначала была сделана попытка создать архивные школы типа парижской Школы хартий, но, в конце концов, для Германии оказалась более приемлемой организация типа Венского института, которые на базе законченного высшего образования давали подготовку узкому кругу высококвалифицированных специалистов при сотрудничестве в этом деле архива и университета. Такие школы существовали в Пруссии и Баварии.
После воссоединения Германии наблюдается известный застой в вопросе организации архивов. В этот период продолжается археографическая деятельность, совершенствуются методы и техника архивной работы, сооружаются специальные архивные здания, издается специальная литература - но нигде не проводятся новые организационные мероприятия, не расширяются достигнутые ранее рамки централизации архивного дела. Не было создано ни общегерманского центрального государственного архива, ни органов архивного управления, ни единой системы государственных архивов.
В отдельных германских землях осталась и продолжала существовать сложившаяся ранее система архивных учреждений. Архивное дело развивалось изолировано, при отсутствии объединяющего центра. Единственной формой личных сношений между архивистами разных земель и обмену информацией служили периодически сознавшиеся архивные съезды вразных городах Германии. Эту же роль играли и различные издания по архивному делу и, прежде всего баварский "Архивный журнал" - лучший образец архивной периодики того времени.