Государство в политической системе общества. 1 страница
План:
1 Генезис возникновения государства, его сущность и функции.
2.Типология государств.
С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое государство? Интересовал прежде всего потому, что государство и в древнем и современном мире так или иначе касается каждого человека.
Развитие государства, его совершенствование и укрепление, разумеется так, чтобы во всем комплексе его институтов все более реализовывались начала демократии, экономическая свобода, свобода личности – это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.
Следовательно вопрос о государстве является одним из центральных вопросов политической жизни общества и науки "Политология". Не смотря на почтенный возраст науки о государстве этот вопрос является наиболее сложным и не до конца разработанным.
Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых, страны, то есть политико-географического образования, во-вторых, организации политической власти, системы институтов власти.
Государство является основным и универсальным политическим институтом управления обществом, посредством которого политические партии, общественные организации и другие элементы политической системы реализуют свои программные и тактические задачи. В государственных институтах концентрируется весь комплекс экономических, социальных и политических интересов различных социальных групп и отдельных граждан, противоречий, возникающих между ними, осуществляется весь сложный спектр политической жизни общества и политической борьбы отдельных его субъектов.
При изучении данной темы студентам следует, вероятно, начать с того, что в научной литературе понятие "государство" чаще всего встречается в трех смыслах.
Во-первых, можно его воспринимать, как организацию большой группы общества и тогда оно в повседневном обиходе воспринимается, как категории "страна", "народ", "общество", "отечество" и другие.
Во-вторых, это понятие нередко воспринимается, как совокупность, целостная система внутриобщественных связей и их форм, структур. Тогда оно воспринимается, как система власти, правительство.
В третьих, категория "государство" встречается в прямом смысле, как система формально-правовых корм регулирования общественных связей, а также функционирования государственных учреждений. Наиболее важным вопросом, необходимым уяснить студентам, является выяснение сущности государства, как общественного явления, установление причин его возникновения, содержание главных направлений деятельности, то есть основных его общественных функций.
В определении причин возникновения государства есть два основополагающих подхода: внеклассовый и классовый.
Внеклассовый подход к определению причин возникновения сущности нашел отражение в ряде теоретических концепций. Так, "патриархальная" теория (ее представители - Аристотель, Михайловский и др.) гласила, что государство произошло из разросшейся семьи. Платон говорил, что государство возникает "когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом".
"Теологическая" теория указала, что государство даровано богом. "Договорная" теория утверждала, что государство - это орудие измерения классов. На данной точке зрения стояли такие видные мыслители, как Гоббс, Руссо.
Существует мнение, что на возникновение государства повлияли демографические факторы, изменение в воспроизводстве самого рода человеческого. Имеется в виду, прежде всего, рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей.
Существовала теория "ночного сторожа", согласно которой государство признано охранять своих граждан. Теория «обруча» утверждала, что государство стягивает воедино своих граждан, как доски бочки.
Теория "насилия" утверждала, что государство возникло в результате завоевания земледельцев кочевниками (Ф. Оппен Л. Гумплович и др.).
"Психологическая" теория (ее представители Петражизский, Фрейзер и др) доказывала, что часть населения должна властвовать, а другая - подчиняться в силу своих психологических особенностей. Ознакомление с этими теориями позволяет сделать вывод о том, что ни одна из них не дает абсолютно научного обоснования.
Классовый подход исходит из того, что человеческая цивилизация начинает возникать в результате социального расслоения первобытнообщинного строя, который охватывает исторический период в сотни тысяч лет, когда постепенно происходило обособление от общества вождей и их приближенных и сосредоточений у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий, а также выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа - государства.
Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью, характеризующей государство в условиях цивилизации , движение к свободе – постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода, основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом (народовластие в тех или иных формах).
По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии государство превращается из простого, из «просто» организации политической власти, из примитивного, «варварского» принудительно-репрессивного образования в политическое общество, организованное, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в соответствии с принципом разделения властей.
Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства, выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.
Возникший государственный строй характеризуется рядом отличающих его от государственных организаций общества и иных институтов общества.
Основными признаками государства, как специального политического института являются: наличие власти, которая не отождествляется с обществом; наличие организованных групп вооруженных людей, которые профессионально занимаются военным делом, в то время, как прежде все мужское население было вооружено и принимало участие в военных походах.
Признаком государства является его суверенность. Суверенность государства, обладающая внутренними и внешними измерениями, означает, что оно обладает наивысшей властью по отношению к субъектам, действующим в пределах его границ, и другие государства должны уважать этот принцип.
Следующий принцип - всеобщность. Государство включает в сферу своего воздействия всех граждан общества и граждан других государств, проживающих на его территории. Привилегии и иммунитеты, признаваемые за дипломатическими представителями и иными категориями иностранных граждан, не означает их освобождение от необходимости подчиняться действующим в данном государстве законам, будучи лишь средством, облегчающим выполнение этими лицами, возложенных на них своим государством обязанностей.
Признаком государства является монополия на легальное применение силы, физического принуждения.
Государство обладает правом на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания служащих идля материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
Отличительные признаки государства дополняются при его определении на так называемыми атрибутами, к которым относятся:
а)Территория государства, определяемая границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств, которые, как правило, подтверждаются на формально-договорной основе пограничными государствами;
б)Население государства, на которое распространяется его власть. Вышеперечисленные характеристики позволяют не только отличать государство, как специфическую организацию от других общественных организаций, но и видеть в нем необходимую форму существования и развития обществ в современной материальной цивилизации.
Для более глубокого понимания сущности государства студентам нужно выяснить его функции. Функции государства - это основные направления его деятельности, посредством которых реализуется социальное назначение государства. Функции государства традиционно делятся на внутренние и внешние.
Основными внутренними функциями являются: организационно-управленческие: национально-интеграционные, демографические, культурно-воспитательные, правоохранительные, экологические.
Однако следует отметить, что в настоящее время существуют различные мнения по вопросу роли государства в регулировании социально-экономических процессов в обществе.
Вместе с тем мировой опыт убеждает нас в важной роли государства в регулировании экономических процессов, которая осуществляется:
-через выработку стратегий и пропорции развития производства, его сбалансированности;
-через разработку целевых программ технического прогресса и обеспечения их выполнения;
-через формирование и использование рычагов стимулирования предприятий;
-через механизмы регулирования рыночных отношений;
-через налоговую политику;
-через систему правового обеспечения.
Через систему различных форм государство оказывает значительное влияние и на сознательную сферу общественного развития.
К основным внешним функциям относятся: дипломатические (установление широких устойчивых экономических, политических, культурных и прочих связей с другими государствами) и оборонные. Отнесение функций к внешним или внутренним в значительной мере условно.
Практически любая функция государства несет и внутреннюю и внешнюю политическую нагрузку.
Сложными вопросами данной темы, а также темой широко представленной в билетах, является проблема типологизации государств.
Типологизация государств существует различная. Типологизацию государств можно проводить по двум показателям, во- первых, через формы правления и во-вторых, через формы территориального (государственного) устройства.
1.Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или правительственных органов власти.
Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная (Саудовская Аравия, Катар), где существует всевластие главы государства.
Конституционная монархия - государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией.
Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично - законодательной, и парламентскую, здесь монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает правительственными функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет право на решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий - парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.
Второй формой правления является республика, в которой источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные., разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная или полу президентская.
Отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента.
Хотя руководитель правительства официально не является главой государства, реально он - первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его политический вес почти не зависит от характера выборов и обычно ограничивается представительскими функциями, мало чем отличаясь от функций главы государства в парламентских монархиях.
Второй формой республиканского правления является президентская республика. Ее отличительный признак состоит в том, что в ней президент одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается самим народом. Он сам(в США с одобрения сената) назначается членом кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента, ему может быть выражен импичмент - он досрочно отстраняется от власти.
Третьей формой республики является полупрезидентская, или смешанная республика. Она существует в Австрии, Ирландии, Франции, Украине и др. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная характерная черта двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.
Классическим образцом полупрезидентской республики является Франция. В ней президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных парламентских выборов.
Президент без согласования с парламентом, но, учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым они формируют кабинет министров.
2.С точки зрения формы государственного устройства выделяют три формы государства: унитарное, федерация, конфедерация.
Признаки унитарной формы государственного устройства:
-единая конституция, применяемая на всей территории страны;
-единая система высших органов государственной власти;
-единое гражданство;
-единая система права;
-единая судебная система;
-деление территории на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью.
Унитарные государства: Франция, Украина, Польша идр.
Федеральной форме государственного устройства характерно:
-территория федерального государства в политико-административном отношении не представляет единого целого;
-состоит из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью;
-субъект федерации наделен учредительной властью, т.е. представлено право принятия собственной Конституции;
-субъект федерации наделен правом издания законных актов в пределах компетенции;
-субъект федерации может иметь собственную правовую и судебную систему;
-наличие двойного гражданства;
-двухпалатная структура союзного парламента.
Федеративные государства: ФРГ, США, Россия и др.
Конфедерация представляет собой государственно-правовое объединение, союз суверенных государств, созданный в целях координации действий для достижения определенных целей. Чаще всего такими целями являются внешнеполитические, военные.
Вопросы для самоконтроля:
Генезис государства.
Основные признаки государства.
Функции государства.
Типология государства по формам управления.
Формы территориального устройства государства.
Охарактеризуйте украинское государство по форме управления и форме территориального устройства.
Литература:
1. Алексеев С.С. Государство и право.- М., 1996. с.384.
2. Боярська З.І. Історія держави і права України: Навч.-метод. посіб. для сам. вивч. дисципліни/ КНЕУ.- К.: 2001. 280 с.
3. Кривобоков В.А. Государственное строительство. Дворец или лачуга? – Х.: Фолио, 2002.- 318 с.
4. Матвеев С.А. и др. Политология. Х. «Одиссей». 2001. с.336.
5. Политология под редакцией проф. Г.В. Полуниной. М., 1996. с.277.
6. Политология под редакцией проф. М.Н. Марченко. М., 1999. с.599.
7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение я политологию. - М.; 2002. с.447.
8. Управління державою третього тисячоліття. Перша міжнародна науково-практична конференція (Львів. 25-27 червня 2002 р.): Матеріали конф. – Л.: 2002.- 300 с
9. Футей Б. Становлення правової держави: Україна 1991-2001 р.р.- К: Юрінком Інтер, 2001.- 288 с.
Лекция 11.
Политические режимы.
План:
1. Политический режим – сущность и общая характеристика.
2. Типология политических режимов и ее критерии.
-1-
Задачей данной темы является выяснить студентами сущность политического режима как органической части политической системы общества. Показать - что тип политического режима обуславливается объективными и субъективными факторами, имеющими определенную, экономическую, социальную, правовую и идеологическую природу.
Общие теоретические положения и выводы могут быть использованы для решения задач имеющих прикладной характер - анализа и характеристики политического режима в Украине в условиях ее становления как суверенного, демократического и правового государства.
Политический режим - это совокупность средств, методов, которыми господствующие политические силы осуществляют политическую власть. Политический режим определяется классовой сущностью и формой государства, а также соотношением классовых сил в политической борьбе, традициями организации государственной власти установившейся в стране в соответствующий период ее истории.
Какие качественные черты отличают одни режим от дутого?
Политический режим характеризует, прежде всего, механизм политического властвования. Это значит, что, изучая политический режим, можно установить, как правящие социальные и политические группы формируют органы политической, в первую очередь государственной власти: через выборы и парламент или путем назначения сверху, при участии узкого круга наиболее влиятельных лиц или по единоличному усмотрению (диктатура).
Политический режим показывает, как реально распределяется власть между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями - кто и почему обладает наибольшей долей власти в данном обществе. Экономически господствующий класс, в конечном счете, прибирает к рукам основные рычаги политической власти.
Политический режим раскрывает, кто и как контролирует осуществление политической власти. Являются линосители властных полномочий практически бесконтрольными, признают ли контроль только сверху или находятся под мощным контролирующим воздействием снизу – все это имеет существенное значение для характеристики конкретного политического режима.
Существенной характеристикой политического режима является совокупность приемов и методов осуществления политической власти. Сами методы могут быть преимущественно разрешительными или преимущественно запретительными, разным может быть соотношение методов убеждения и принуждения.
Немаловажным для характеристики политического режима, является степень участия в возможности для участия различных социальных групп и слоев в политической жизни общества. Как относится население к политическому участию: проявляет пассивность, индифферентность или большую активность?
Одной из сторон политического режима является также состояние в обществе прав и свобод личности. Отношение к ним со стороны политических институтов, правящих групп и обществ в целом характеризует демократичность политического режима.
Существенным элементом политического режима являются итипичные для данного общества его политической системы способы урегулирования социальных и политических конфликтов. В цивилизованном , демократическом обществе, в котором инакомыслие считается нормальным явлением, имеются закрепленные в законе институциональные механизмы и отлаженные процедуры разрешения возможных коллизий и конфликтов. В таком обществе ни армия, ни органы госбезопасности не используются против гражданского населения, для разрешения возникающих в его среде споров и конфликтов.
Наконец, большое значение для понимания природы политического режима имеет влияние, которое оказывают политическое сознание и политическая культура основных групп общества на динамику и направленность политического процесса.
Таким образом, политический режим - это широкая категория, отражающая динамику, саму жизнь политической системы. Без нее любое изображение политической системы оставалось бы неполным.
-2-
В силу различных обстоятельств разные общества имеют неодинаковые политические режимы. Мировая практика знает несколько типов политических режимов, наиболее известными из которых являются тоталитаризм, авторитаризм и политический плюрализм. Разумеется, в реальной жизни ни один из них не существует в рафинированном виде. Возможны многочисленные разновидности и переходные типы, например, режим военной диктатуры или однопартийный режим.
Тоталитарный режим. Понятие «тоталитарный» используется в политологии для характеристики режима политической жизни, при котором политическая власть стремится установить полный, тоталитарный контроль над жизнью общества.
Первоначально слово «тоталитарный» появилось в 20-х годах нынешнего столетия в политическом словаре итальянских критиков фашизма. Однако вождь итальянских Муссолини сам подхватил это слово и провозгласил своей целью создание тоталитарного государства. Несколько позже выражение «тоталитарное государство» в положительном смысле использовалось нацистскими правоведами.
До второй мировой войны и в начале 40-х годов это понятие использовалось для характеристики политических режимов фашистской Италии и националистской Германии, а иногда и таких авторитарных режимов, как франкистская Испания и довоенная милитаристская Япония. Реакционная, антигуманная, территористическая практика фашистских государств, придала понятию тоталитаризма в сознании мировой общественности зловещий и отвратительный смысл.
Общими отличительными признаками тоталитаризма является стремление к всеобщей организованности общества и полному контролю над личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру, социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.
В тоталитарной модели привлекательная утопия отождествляется с абсолютной истиной. Это позволяет рассматривать все остальные теории и взгляды как заблуждение или сознательную ложь, а их носителей – либо как врагов, либо как темных и заблудших людей, требующих перевоспитания.
Тоталитаризм – это монополия на политическую и все другие виды власти, которая принадлежит политической элите во главе с всевластным и бесконтрольным лидером. Властные отношения отличаются жесткой централизацией, формирования персонального состава структур власти осуществляется через закрытые каналы. Отсутствует узаконенный механизм преемственности политической власти, ротации кадров, смены лидеров. Общественные организации и движения превращаются в придатки партийных и государственных органов. Режим не признает никакой оппозиции, прав меньшинства и требует полного и беспрекословного подчинения, единогласия и единомыслия.
Тоталитарный режим характеризуется также детальной регламентацией со стороны политической власти всех сторон жизни общества, а по существу и личной жизни граждан.
Тоталитарный режим отличается произволом власти, игнорированием правовых установлений. Отсутствуют какие-либо гарантии прав личности, социальных общностей, организаций. Основа режима – насилия, насаждение страха. Создается образ внутреннего и внешнего врага. Жизнь общества милитаризуется. Во внутренней политике широко используется метод массового террора.
Признаком тоталитаризма является, далее, бесправное положение личности. Она отчуждается от собственности, от власти и превращается в объект манипулирования. Члены общества «привлекаются» к управлению, но в пределах и формах, диктуемых сверху.
Характерным для тоталитарного режима является наличие единой и непререкаемой господствующей идеологии, которая обосновывает правомерность (легитимность) существующей системы политического режима. Она претендует на познание всей истины, а потому и на всезнание и непогрешимость, на тотальную интерпретацию всех явлений и процессов в общественной и личной жизни. Эта идеология отвергает прошлые ценности и настаивает на коренном переустройстве общественной жизни во время создания будущего совершенного общества. Тоталитарная идеология присваивает себе монополию на истину.
Совокупность названных признаков составляет так называемый идеальный тип тоталитаризма.
Следует отметить, что в политической реальности человечества являются несколько разновидностей тоталитаризма. В зависимости от господствующей идеологии, влияющей на содержание политической деятельности, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм (СССР, Италия, Германия).
Особенностью фашизма (Италия) – это стремление не только к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности.
Некоторые авторы для полной характеристики политических режимов выделяют промежуточные режимы. См. «Основы политологии» Курс лекций. Под ред. Сазонова Н. – Харьков – 1993.
Авторитарный режим мало чем отличается от тоталитарного. Для него также характерно жестокое централизованное руководство.
При втором типе оппозиция выступает против коренных основ общественной системы за ее разрешение и уничтожение. Она является антисистемной.
Политический плюрализм предполагает свободу функционирования оппозиций обоих типов, разумеется, в рамках закона и установленных им правил политической игры. Борьба даже с антисистемной оппозицией должна вестись политическими ни идеологическими методами, но не организационными и карательными.
Наличие правящей о оппозиционной групп или фракций в условиях политического плюрализма предлагает возможность ротации, т.е. перемены мест этих фракций в политической системе общества в зависимости от воли изъявления народа.
При нормальном развитии в условиях политического плюрализма реальная власть должна принадлежать гражданскому обществу, которое формирует политические о общественные институты и передает им столько полномочий, сколько оно считает нужным.
Итак следует признать - политические режимы являются важнейшим институтом политической системы. Возникнув они являются наиболее эффективным инструментом организации и регулирования политических, социальных и экономических отношений в обществе в интересах господствующих политических и социальных сил.
Вопросы для самоконтроля
Дайте общее определение режиму?
Каковы основные признаки тоталитарного режима?
В чем особенность авторитарного режима?
Какие черты характерны для режима «плюралистической демократии»?
Какие основные признаки политического режима в Украине?
Литература:
1.Власть при переходе от тоталитаризма к демократии// Свободная мысль, 2002. №8. с.31 – 38.
2.Ильин В.В. Человек в тоталитарном обществе.- Социально-политический журнал.- 1992, №6,7. с.3 – 13.
3. Кравченко А.И. Политология. М.,2001. с.336.
4. Макаров А., Пашков М. Гарант демократичного розвитку.- Політика і час.- 1993,№4. с.55 – 60.
5. Политология. Под редакцией М.Н. Марченко.- Москва 1999. с.599.
6. Політологія. Посібник для вузів. Антоненко В.Г., Бабкін В.Г. – К., Академія, 2002. с.526.
Лекция 12.
Партии, общественные организации н движения в политической жизни общества.
План:
1.Сущность и функции политических партий.
2.Типология политических партий.
3.Социальная сущность общественных организаций и движений и их
типологизация.
-1-
Важным субъектом политической жизни общества являются политические партии. Слово партия означает группу людей, объединенных общностью идей и интересов. Политическая партия - это организация, выражающая интересы общественного класса или страны, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определенных целей и идеалов.