Достижение профессиональной зрелости
Наиболее ярким впечатлением, которое можно составить по прочтении всех разделов книги «Политическая наука: новые направления», является возросшая зрелость политической науки как самостоятельной дисциплины. Был ли в этой области достигнут «прогресс», как оптимистически отмечает Г. Алмонд (гл. 2 наст. изд.), или нет — это уже другой вопрос. Однако зрелость, понимаемая в традиционном смысле психологии развития как сформировавшаяся способность видеть вещи с позиции других людей, действительно, достигнута большинством отраслей данной дисциплины.
Так было не всегда. «Поведенческая революция» в период своего апогея во многом напоминала якобинскую диктатуру; в продолжение этой аналогии вряд ли будет преувеличением сказать, что реакция на нее была чисто термидорианской. Бунтари эпохи раннего бихевиоризма, со своей стороны, стремились покончить с формализмом в политике: с политическими институтами, организационными схемами, конституционными мифами и юридическими фикциями — как с чистой воды мошенничеством. Те, кого поведенческая революция отбросила назад, равно как и те, кто позже попытался отбросить назад ее самое, с одинаковым неистовством стали втаптывать в грязь научные претензии новой дисциплины, апеллируя к мудрости преданий седой старины15.
Поколение спустя история повторилась, но теперь в роли революционеров выступили сторонники «рационального выбора», стремившиеся заменить шаткую логику, заимствованную бихевиористами в психологии, формальным порядком и математической строгостью. И вновь разгоревшаяся борьба приняла формы манихейской бескомпромиссности. Во имя теоретического единства и закона экономии сторонники модели рационального выбора стремились (по крайней мере вначале) свести всю политику к взаимодействию узких материальных интересов. При этом они отбросили за ненадобностью духовные ценности, принципы и личные привязанности, а заодно всю историю человечества и социальные институты16. Направление рационального выбора, как и в случае с поведенческой революцией, одержало много крупных побед (Popkin el al., 1976), но и поражения были немалыми.
В отличие от этих двух периодов в конце XX в. политология, по всей видимости, твердо встала на путь объединения различных методологических
15 Трезвые положения, выдвинутые сторонниками бихевиоризма, можно найти в работах Р Даля и А. Ранни (Dahl, 196]a: Ranney, 1962) Здравые рассуждения институционалис-тов, выступавших против бихевиористов, содержатся у Ф. Ридли и Н Джонсона (Ridley, 1975; Johnson, 1989); философское крыло антинаучной реакции, по-нашему мнению, лучше всего представлено М. Оукшотом и X. Стретгоном (Oakeshott, 1956; Stretton, 1969). Что касается постбихевиористских позиций, то весьма показательны труды С. Уолина, К. Мак-коя и Дж. Плейфорда и Д. Истона (Wolin, 1960; McCoy, Playford, 1968; Easton, 1969); с точки зрения философии науки, данная тенденция убедительно изложена Дж. Муном (Greenstein, Polsbi, 1975, vol. 1, p. 151-228).
16Ранние классические заявления такого рода см.: Mitcheli, 1969; Riker, Ordeshook, 1993. Критику взглядов представителей этого направления см.: Goodin, 1976; Sen, 1977; North, 1990. Совершенствование модели рационального выбора развивается в таком направлении (хотя, возможно, и не в достаточной степени — для сравнения см.: Оффе, гл. 23 наст. изд.), что они все больше находят применение в современных исследованиях (Kiewiet, 1983; Mansbridge, 1990; Monroe, 1991).
подходов. Наиболее значительный вклад в наметившееся сближение внесло развитие концепции «нового институционализма», которая в той или иной степени присутствует в большинстве разделов настоящего сборника. Теперь при оценке движущих сил политических процессов специалисты, занимающиеся политической наукой, уже не акцентируют все внимание только на альтернативах, агентах, структурах, интересах или институтах. В настоящее время подавляющее большинство серьезных исследователей полагают, что необходимо разумное сочетание всех этих факторов (гл. 5, 6, 26, 28, 29 наст. изд.). Политологи уже не противопоставляют поведенческие постулаты организационным схемам. Большинство ученых сегодня сказали бы, что это вопрос анализа поведения в условиях существующих институтов и возможностей (гл. 9, 10 наст. изд.). Ушли в прошлое споры о том, что первично — рациональный компонент поведения или привычки; сторонники модели рационального выбора ныне, как правило, отдают должное тем ограничениям, в условиях которых люди совершают политические действия, обогащая свои концептуальные модели выводами политических психологов (гл. 9, 10 наст. изд.). Неактуально в наше время и противопоставление реализма идеализму, никто больше не ломает копья, решая, что является движущей силой истории — интересы или идеи: все ученые признают существенное значение как того, так и другого (гл. 16, 17, 19, 24, 26 наст. изд.). Политологи уже не отстаивают исключительные достоинства сугубо научного анализа по сравнению с описанием событий, широкомасштабных межнациональных компаративных исследований по сравнению с тщательно отобранными уникальными case-studies*. Для современных исследователей политических процессов не менее важно и скрупулезное изучение местных особенностей их протекания, вплоть до должным образом систематизированных, основанных на статистических данных явлений, характерных для поселений самых скромных размеров (гл. 14, 33 наст. изд.). Никто из политологов уже не мыслит по принципу или/или, известному из истории науки, что приводило к крайностям жесткой детерминированности и безнадежной сложности: даже сильно потрепанные сторонники эконометрии вынуждены теперь признать достоинства оценочных процедур, весьма чувствительных к пат-эффектам (гл. 32 наст. изд.), а ранние упрощенные модели политико-экономического взаимодействия в последнее время значительно усовершенствовались (гл. 25, 28 наст. изд.).
Дело, однако, не в том, что по всем этим направлениям было достигнуто взаимопонимание, гораздо важнее тот способ, которым оно было обретено, и тот дух, которым прониклась вся преобразившаяся дисциплина. Несмотря на то, что каждый ученый и каждая исследовательская группа ставят акценты на различном сочетании тех или иных элементов, существует непременное согласие о правомерности такового положения вещей, к тому же это согласие достигнуто скорее с радостью, чем с недовольством. Оно выросло не из плюрализма, девизом которого могло бы стать известное выражение «живи и давай жить другим», и в еще меньшей степени из постмодернистского нигилизма. Это согласие, равно как и промежуточные компромиссы, оформились на базе отчетливого понимания сложившейся ситуации, ясного представления
* Case-study (англ.) — одиниз общенаучных качественных методов, представляющий изучение отдельного случая, уникального и индивидуализированного, в отличие от типо-логизации. — Прим. науч. ред.
о последствиях, вытекающих из возможных альтернативных решений, и четкого осмысления разумных комбинаций17. Результат в данном случае, очевидно, получается эклектический, но он представляет собой скорее упорядоченный эклектизм, чем попурри из разных мелодий.
Политологи нынешнего поколения, каждый в отдельности и все вместе, имеют гораздо более богатый выбор исследовательских инструментов, чем их предшественники. Мало кто из получивших хорошее образование в 70-е годы и позже будет испытывать излишнюю робость (равным образом как и неумеренное восхищение) перед теориями или методами исследования, применяемыми в бихевиористской психологии, эмпирической социологии или математической экономике. При этом, очевидно, у каждого будут свои пристрастия. И тем не менее в наши дни практически никто из них не полезет за словом в карман при обсуждении методологических традиций или новых положений, никого не остановит необходимость позаимствовать что-то у других или поделиться с другими своими результатами18.
Существует множество способов изложения стоящих перед научной дисциплиной проблем, изучение которых помогает избежать повторения ошибок и получить в дальнейшем наилучшие результаты. Одним из этих способов является рассказ о возвышении и упадке тех или иных научных школ. Непродуктивные периоды в предыстории современной политической науки, как и в политической философии середины XIX столетия, были связаны с особой формой организации научного сообщества вокруг «гуру» — ведущих ученых, окруженных своими сторонниками, причем связи между самими мэтрами были минимальными, а между их сторонниками практически не поддерживались вовсе19. На смену своеобразному диалогу глухих того времени пришло плодотворное сотрудничество. Это случилось лишь тогда, когда представители разрозненных школ ощутили единство общего дела и на повестку дня встали общедисциплинарные проблемы20.
17 В этой связи представляет интерес высказывание М. Фиорииы (Fiorina, 1995): «Я учу своих студентов тому, что модели рационального выбора приносят наибольшую пользу в тех случаях, когда ставки высоки, а число случаев невелико, признавая тем самым нерациональность действий, направленных на максимизацию там, где речь идет об обычных результатах и/или, где ваши собственные действия не сыграют никакой роли... Таким образом, при работе с массовым сознанием я использую минималистский подход к понятию рациональности (Fiorina, I981, р. 83), в то время как при исследовании элит я допускаю более высокий уровень рациональности (Fiorina, 1989, р. П)».
18 К числу выдающихся примеров такого мастерства можно отнести работы И. Элстера и Р. Патнэма, которые проявили необычайную одаренность в искусстве символизации политической науки середины столетия (Elster, 1983; Putnam, 1993).
19 В этой связи интересно сравнить работу М. Догана (гл. 3 наст. изд.), где говорится о «взаимном пренебрежении друг к другу» таких социологов конца XIX — начала XX вв., как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Ф. Теннис, Г. Зиммель (Waldo, 1975, р. 47-50), с работой Б. Пареха (гл. 21 наст. изд.), в которой описывается соперничество между чикагской и гарвардской школами в 30-е годы XX в.
20 Действительно, как отмечает У. Миллер (гл. 10 наст. изд.), начальный период этих событий — в данном случае речь идет о поведенческой революции — характеризовался возникновением междисциплинарных связей сотрудничества. Здесь можно упомянуть также о развитии движения «общественного выбора», оформившегося на базе сотрудничества экономистов (Дж. Бьюкенен, М. Олсон), юристов (Г. Таллок), политологов (У. Райкер, Элинор Остром) и социологов (Дж. Коулман). Именно они вошли в состав руководства ассоциации «Public Choice Society», создание которого знаменовало собой начало выработки общих основ для исследований по всем субдисциплинам политической науки. Такого рода попытки обсуждаются в работах Алмонда, а также Истона и Шеллинга (Almond, 1990; Easton, Schelling, 1991).
Другой урок, извлеченный из сложившейся тогда ситуации, касаетсяоснов того широкого взаимопонимания, на базе которого стало возможно достижение всеобщего согласия по кардинальным вопросам. Как и в либеральной политике (Rawls, 1993), в свободных искусствах, к которым относят и политическую науку, достичь некоего modus vivendi, достаточного для плодотворного сотрудничества, можно лишь на низших уровнях анализа и обобщений. Было бы нелепо пытаться тем или иным способом навязать отдельным представителям научного сообщества, разделяющим самые разные взгляды и подходы, неизбежно обманчивое и хрупкое согласие по основополагающим проблемам, будь то некая единая, истинная концепция философии науки (логический позитивизм или его многочисленные альтернативы) или единственно верная теория общественного развития (структурный функционализм, системная теория, рациональный выбор или что бы то ни было еще).
Вместе с тем бесконечные споры об исходных основах бесполезны и непродуктивны. От согласия по отдельным «атомам» науки до согласия по общим представлениям о той или иной научной дисциплине лежит огромная дистанция (Elster, 1989). Приемы, инструменты и теории, изначально созданные в одном из ее направлений, впоследствии достаточно часто находят себе применение в других ее ответвлениях — mutatis mutandis. Многочисленные изменения, приспособления и новые интерпретации понятий нередко требовали и заимствованных инструментов, соответствующих их новому назначению. Такого рода заимствование, взаиморазвитие, соединение различных понятий с тем, чтобы их концептуальное наполнение можно было приложить к иным объектам исследования в смежных областях знания, видимо, и представляет собой магистральное проявление научного прогресса в современную эпоху (гл. 3 наст. изд.).
Что же касается вопроса о том, является ли эта область знаний «наукой» в точном смысле этого слова, то лучше всего пока оставить его открытым, отложив окончательное решение до той поры, когда философы науки, наконец, договорятся о том, что составляет ее «истинную» природу. Пользуясь простым определением науки, которое мы предложили выше (с. 35 наст. изд.) — «систематическое изучение, направленное на создание все более дифференцированного комплекса упорядоченных представлений об эмпирическом мире», — можно с уверенностью сказать, что изучаемая нами дисциплина приобрела более научный характер. В настоящее время она существенно более дифференцирована, чем ранее, как в отношении собственной внутренней структуры, так и в отношении ее предметных областей.
В то же время открытым остается другой вопрос — помогает или препятствует прирастание научного знания подлинно научному пониманию действительности. Иными словами, больше или меньше мы узнаем об окружающем нас мире, раскладывая его на все более мелкие части? Ведь «больше» вовсе не обязательно означает «лучше». Метафизики определяют свою цель как «разложение действительности на составные части». При создании теоретических основ науки ученых всегда подстерегает опасность не только «разложить» на части что-нибудь, являющееся единым целым, но и получить слишком большое количество составляющих. Пустое теоретизирование, как и рассуждения на уровне обыденных проблем повседневности, может стать серьезным препятствием для подлинного понимания политической науки, равно как и остальных областей социальных и естественных наук.
Преодоление такого рода крайностей находится в компетенции крупных ученых в каждом из специализированных направлений той или иной научной дисциплины, которые с полным основанием можно было бы назвать интеграторами науки. На их долю выпадает сложная задача составить из отдельных частей научного знания некую общую картину изучаемого предмета. Как будет показано ниже (§ 4 наст. гл.), они, как нам представляется, сумели прекрасно справиться с этим нелегким делом.
Критерии профессионализма
Рост профессионализма политологов отмечен в разных областях. Возможно, одним из наиболее ярких проявлений этого процесса является то, что все большее число исследователей разных специальностей используют сходную методику и технику и опираются на одни и те же фундаментальные теоретические работы. Это обеспечивается как в процессе обучения (по типу, скажем, мичиганской или эссекской летних школ), так и в дальнейшем во время самостоятельной преподавательской или исследовательской деятельности. Глубина и детали этих общих посылок слегка варьируются в зависимости от страны и конкретного предмета изучения того или иного ученого21. Тем не менее, подавляющее большинство современных политологов не отшатнутся от математических уравнений и почти все они знакомы — хотя бы поверхностно — с одинаковым набором научных трудов, признанных классическими в данной области знаний.
А. Классические труды
Специалисты в области политической науки, как практически во всех других социальных и естественных науках, все чаще публикуют результаты исследований в форме статей. Однако результаты наиболее важных исследований продолжают появляться и в книжной форме, а некоторые статьи, напечатанные в академических журналах, никогда не превращаются в монографии, и многие серьезные научные дискуссии также остаются лишь на журнальных страницах22. Общим достоянием политической науки, lingua franca нашей области знаний и исходным пунктом для ее продвижения вперед, являются следующие фундаментальные труды: «Гражданская культура» Г. Алмонда и С. Вербы; «Американский избиратель» Э. Кемпбелла, П. Конверса, У. Миллера и Д. Стоукса; «Кто правит?» Р. Даля; «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» Р. Дарендорфа; «Нервы правительства» К. Дойча; «Экономическая теория демократии» Э. Даунса; «Системный анализ политической жизни» Д. Истона; «Политический порядок в меняющихся обществах» С. Хантингтона; «Ответственный электорат» В. Ки; «Политическая идеология» Р. Лейна; «Разум демократии» Ч. Линдблома; «Политический человек» С. Липсета; «Социальные корни диктатуры и демократии»
21 Формирование общих методологических посылок лучше всего прослеживается в работах Ю Гальтунга и позже Э. Кинга, Р. Кеохейна и С. Вербы (Galtung, 1967; King et at., 1994).
22 Г. Маршалл, например, рассматривает эту дисциплину с позиций десяти «классических» работ эмпирической (в данном случае британской) социологии послевоенного периода (Marschall, 1990).
Б. Мура; «Президентская власть» Р. Нойштадта и «Логика коллективного действия» М. Олсона (список литературы в конце наст. гл.)23.
Одним из характерных проявлений нового профессионализма в политической науке является феномен «мгновенной классики»24, Так стали называть книги, которые почти сразу же после выхода в свет попадают в разряд канонических трудов, о которых говорят все и везде. Знать их содержание хотя бы понаслышке, считается хорошим тоном. Надолго ли такого рода произведения «мгновенной классики» останутся в числе основополагающих трудов в области политической науки, естественно, покажет только время. При анализе использованной в каждой главе настоящей книги литературы в глаза бросается кратковременность обращения среди специалистов отдельной субдисциплины большей части современных работ. Более трех четвертей публикаций, на которые ссылаются наши авторы, были изданы в последние двадцать лет, после выхода в свет в 1975 г. книги Ф. Гринстайна и Н. Полсби, а более 30% всех упомянутых работ появились за последние пять лет25. Скептики могли бы сказать, что такого рода подсчеты не более чем чистой воды чудачество. Люди, настроенные более доброжелательно, сделали бы вывод о том, что такое положение вещей явственно отражает процесс накопления новых знаний на основе прежних достижений и характеризует поступательное развитие любой научной дисциплины. Вместе с тем, каковы бы ни были причины отмеченного явления, очевидно, что некоторые работы, в свое время привлекшие пристальное внимание ученых, позднее утратили свою былую актуальность26.
Чтобы составить общее представление о значительных успехах политической науки за прошедшие четверть века, лучше всего просто перечислить наиболее крупные работы, существенно стимулировавшие развитие научной мысли в этой области знаний. Их список был бы достаточно длинным и неизбежно неполным и спорным в нижней его части. Так же, как и по социальным наукам в целом, господствующее положение в нем заняли бы англоязычные авторы, в основном ориентирующиеся на реалии Соединенных Штатов. Однако с какими бы мерками мы ни подходили к этим основополагающим трудам, в список современных классических работ по политической науке следует включить книги Г. Эллисона «Суть решения», Р. Аксельрода «Эволюция сотрудничества», С. Барнза, М. Каазе и др. «Политическое действие», М.Фио-
23 Точно так же,как для предшествующего поколения, ключевыми были книги М. Дюверже, В. Ки, И. Шумпетера и Г. Саймона (Duverger, 1954; Key, 1942; Key 1950; Schumpeter, 1943; Simon, 1951).
24 Это выражение принадлежит Б. Бэрри (Barry, 1974), который пустил его в оборот в связи с публикацией книги А. Хиршмана «Выход, голос и лояльность» (Hirschman, 1970), изданной немного позже того периода, о котором идет речь.
25 Первый из указанных результатов отчасти можно объяснить тем, что авторов трех первых глав каждой части данной книги специально просили сосредоточить основное внимание на проблемах, обсуждавшихся после появления многотомного труда Гринстайна и Полсби. (Лишь авторы последних глав каждой части работали над своими темами, рассматривая их в более широких хронологических рамках, в сравнительной перспективе «вчера и сегодня».)
26 Возможно, к числу наиболее ярких примеров таких публикаций, появившихсязапоследние двадцать лет, следует отнести книги Ч. Линдблома «Политика и рынки» и Э. Тафта «Политический контроль над экономикой» (Lindblom. 1977; Tufte, 1978). Обе эти работы широко обсуждались в начале рассматриваемого периода, но на страницах настоящего обзора политической науки, т.е. в 90-х годах XX в., как это ни удивительно, ссылки на них редки по сравнению с более поздними публикациями, имеющими явные следы влияния этих работ.
рины «Ретроспективный анализ голосования на американских общенациональных выборах», Р. Инглхарта «Молчаливая революция», Дж. Марча и И. Ольсена «Второе открытие институтов», Элинор Остром «Руководство общинами», Теды Скокпол «Государства и социальные революции», С. Вербы и Н. Ная «Политическое участие в Америке».
В числе книг, широко обсуждавшихся за последние два или три года, которые вполне можно включить в этот список, хотелось бы отметить работы Кинга, Кеохейна и Вербы «Планирование социального исследования» и Р. Патнэма «Работающая демократия» (King el al., 1994; Putnam, 1993).
Б. Насущные проблемы
Выше мы определили политику как ограниченное применение социальной власти. Там же было отмечено, что новшество, на которое может претендовать это определение, состоит в акценте на слове ограниченное, которое и является ключом к пониманию политики. Такой подход не является нашей исключительной заслугой. Политика как ограничение и политика ограничения так или иначе была основополагающей темой политической науки на протяжении последней четверти века27.
Как уже отмечалось, настоящая книга указывает на вновь усилившееся признание важности институциональных факторов в политической жизни. С подъемом «нового институционализма» пришло обновленное понимание истории, случайности, правил и политических режимов в качестве ограничителей политики. И раньше, естественно, некоторые представители этой отрасли знания разделяли общепринятую точку зрения о том, что «с историей надо считаться». Для тех, кто в свое время оспаривал тезис С. Липсета и С. Роккана (Lipset, Rokkan, 1967) о «замороженных расхождениях», сомневался относительно трактовок коммунизма, фашизма и парламентской демократии, данных Б. Муром (Moore, 1966) или отвергал теорию «критической перестройки» У. Бернема (Bumham, 1970), мысль о том, что коалиционные структуры, складывавшиеся в решающие моменты истории, определяли судьбы политического развития на многие годы вперед, ничего нового в себе не содержит. Но в настоящее время институциональный подход доминирует в политической науке в целом и в ее отдельных субдисциплинах. Наиболее характерными примерами этого являются две современные работы по политической истории: Теды Скокпол «Защита солдат и их матерей: политические истоки социальной политики в Соединенных Штатах» и К. Оррена «Запоздалый феодализм: труд, закон и либеральное развитие в Соединенных Штатах» (Skocpol, 1992; Orren, 1991).
Историческое наследие, таким образом, представляет собой одно из ограничений, на которое указывает нам новый институционализм. Другое коренится в самой природе социальных правил и политических режимов, их практики и возможностей. В такого рода многослойной, «матрешечной» модели общественной жизни ближе всего к поверхности оказываются обычные махинации. Если взять самый простой правовой пример, то в этом случае нормы обычного права выводятся из более высоких принципов конституционного характера. Более того, в последнее время мнения специалистов сошлись на
27 В несколько ином смысле также проявляется возрастающий интерес к снижению способности государственного аппарата выполнять свои функции (Rose, Peters, 1978; Nordlinger, 1981; Flora, 1986).
том, что разрабатывающие конституционные положения законодатели далеко не всегда свободны в своих решениях: даже «высшие» законы основываются на неких еще более высоких принципах, правилах и процедурах, происхождение которых далеко не всегда имеет юридическую основу. Это справедливо и для всех остальных типов практической деятельности, процедур, правил и режимов, которые в совокупности охватывают все стороны общественной жизни. От таких высших внеюридических принципов не свободен никто: все от них зависят, все ими определяется, они проникают повсюду и буквально пронизывают остальные типы аналогичных процедур, практической деятельности, правил и режимов. Всегда есть некая высшая инстанция — каждый комплекс такого рода отношений занимает свое определенное место в восходящей иерархии еще более фундаментальных, еще более авторитетных правил и режимов, практической деятельности и процедур (North, 1990; Tsebelis, 1990; Easton, 1990; гл. 5, 28 наст. изд.; ср.: Braybrooke, Lindlbom, 1963).
Понятно, что за всеми этими укоренившимися правилами и режимами, практической деятельностью и процедурами кроются обычные социально-экономические ограничения. Возможно, самые глубинные аспекты социальной организации настолько прочны лишь потому, что социологически понятны и наглядно продуктивны; поэтому, в конечном счете, исходный источник их мощи может рассматриваться в качестве ограничителя при использовании социальной власти. Но в большинстве случаев эти наиболее глубоко укоренившиеся аспекты социального порядка проявляются незаметно, оказывая влияние на жизнь людей ненавязчиво и не вызывая никаких вопросов. В силу этого высший источник их силы в качестве ограничителя практически никогда не бывает явно выраженным (Granovetter, 1985).
В другие времена применение социальной власти определялось и ограничивалось социально-экономическими силами, действующими на поверхности социальной жизни. Эта старая тема, к которой постоянно возвращались со момента появления в 1852 г. работы К. Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», ав 1913 г.— К. Бирда «Экономическая интерпретация конституции Соединенных Штатов», может показаться достаточно затасканной. Тем не менее, она продолжает привлекать внимание современных исследователей с позиций формализации и дальнейшего развития, что нашло отражение, в частности, в таких классических трудах, как «Политика и рынки» Линдблома и «Политический контроль над экономикой» Тафта (ЫпаЫот, 1977; Tafte, 1978). Удивительно, но если судить по некоторым недавним публикациям, в частности, по книге «Бумажные камни» А. Пше-ворского и Дж. Спрага (Przeworski, Sprague, 1986), посвященной проблеме социально-экономической логики, ограничивающей перспективы электорального социализма, и по книге «Торговля и коалиция» Р. Роговского (Rogowski, 1989), где структура внутриполитических коалиций рассматривается с позиций внешнеторговых интересов, то эту тему еще долго нельзя будет считать исчерпанной.
Кроме того, применение социальной власти ограничивается еще одним способом, на который лишь недавно обратили внимание специалисты, работающие в ряде направлений политической науки. На нее влияют ограничения когнитивного свойства, связанные с ограниченными возможностями опыта чистого (а точнее практического) разума. Политические социологи и психологи уже давно обратили внимание на иррациональные и нерациональные ас-
пекты политической жизни. В частности, это относится к работам по социализации и идеологии как части массового сознания (Jennings, Niemi, 1981; Converse, 1964). Однако даже сторонники модели рационального выбора теперь по достоинству оценивают аналитические возможности, открывающиеся благодаря ослаблению притязаний на всю полноту информации и абсолютную рациональность (Simon, 1954; Simon, 1958; Bell et. al., 1988; Popkin, 1991; гл. 9, 30 наст. изд.). Если политэкономы пытаются свести проблему к недостатку информации, то их коллеги, представляющие другие отрасли политической науки, говорят о неких психологических факторах. Однако, с точки зрения развития дисциплины, такого рода различия в подходе к проблеме не так важны, как общее признание самой проблемы. Политологи практически всех направлений вновь признают основополагающую роль человеческих убеждений и факторов, которые их определяют.
То, что люди считают истинным и важным, то, во что они верят как в доброе и ценное, не только служит им ориентиром при совершении тех или иных действий, но одновременно ограничивает их социальную активность (гл. 29 наст. изд.). В свою очередь, их убеждения основаны на учениях былых времен и опыте предшествующих поколений. Эти учения и опыт являются теми ограничениями, в рамках которых формируются убеждения и ценности людей и осуществляется их политический выбор (Neustadt, May 1968; Edelman, 1988). Манипуляция этими ограничениями, как и манипуляция людьми, живущими в условиях этих ограничений, представляет собой действие политического характера, заслуживающее и все в большей степени получающее столь же пристальное внимание аналитиков. В числе наиболее серьезных исследований последнего времени на эту тему следует отметить работы Г. Эллисона, о «концептуальных картах», Дж. Марча об «искажениях моделей», Р. Аксельрода о теории схем, Р. Джарвиса о значении восприятий в международных отношениях (Allison, 1971; March, 1972; Axelrod, 1976; Jervis, 1976), а также многочисленные труды по политической коммуникации (Nimmo, Sanders, 1981; Swanson, Nimmo, 1990; Graber, 1993).
Другой темой современной политической науки, затронутой в этой книге, является растущее понимание того, что идеи имеют определенные последствия. Этот вопрос время от времени возникает в ходе обсуждений государственной политики. Рассмотрение старых проблем в новом ракурсе, определение новых подходов к ним и новых способов решений — все это в контексте их социального содержания составляет суть политической активности (Olsen, 1972; гл. 24, 26 наст. изд.). Такой же подход вполне применим и в кросснациональном контексте: распространение идей демократизации наряду с частными идеями о демократизации тех или иных типов режима, несомненно, было главной составляющей наиболее драматических политических событий во всем мире (гл. 14 наст. изд.). Идеализм, достигающий почти гегельянского масштаба, вновь набирает силу и в сфере международных отношений (гл. 16, 17, 18 наст. изд.). В рамках понимания «политики как ограниченного применения социальной власти» проводимые маневры меняют или трансформируют существующие ограничения. Это сглаживает определенные противоречия, делая их не столь явными, как другие проявления власти, но суть их от этого не меняется.
Наконец, из практики политической науки исчезает различение фактов и их интерпретации, что было особенно характерно для позитивистской фазы
поведенческой революции. Существуют другие внетеоретические причины, мешающие проведению подобных различений. И в том случае, если таковое не проводится, возникают этические причины, по которым принимают либо примат ценностей, либо позиции политической науки (Goodin, 1980; 1982). Именно поэтому впоследствии пришлось признать тот факт, что политические агенты одновременно выступают и как носители моральных ценностей (Taylor, 1967; 1985). Восприняв некие ценности, они действуют на их основе, причем иногда, возможно, под влиянием университетских политических философов они меняют свою исходную позицию и делают лучший выбор.
Чтобы понять поведение людей, меняющих свою ценностную ориентацию, следует включить в наш анализ как их наличные, так и возможные ценности. Так, Дж. Скотт в работе «Моральная экономика крестьянства» объясняет ставившие в тупик политиков крестьянские восстания в Юго-Восточной Азии как реакцию простых людей на проведение политического курса, который не соответствовал их представлениям о справедливости (Scott, 1976). Б, Мур в работе «Несправедливость» 1978 г. попытался обобщить это положение. Процесс демократизации в Южной Европе, Латинской Америке, а затем и в Восточной Европе точно так же можно рассматривать как политический процесс, на который повлияли как представления о желаемом, так и представления о возможном (гл. 13, 14 наст. изд.). Попытка оторвать факты от их оценки при изучении динамики политических процессов представляется полнейшим безрассудством.
Вместе с тем нельзя не отметить, что политологи постоянно стремятся применять комплексные исследовательские подходы к системно связанным структурам, процессам и результатам. Для этого им необходима такая теоретическая база, которая позволила бы охватить и интегрировать все уровни анализа. В этом, возможно, и заключается сила концепций рационального выбора и нового институционализма, которые дают возможность такой интеграции. Этим объясняется их доминирующее положение во всех разделах настоящей книги (ч. IV наст. изд.). В то же время комплексные исследовательские подходы предполагают нормативную оценку структур, процессов и результатов, для чего привлекается нормативная политическая философия и ее методы, тем самым преодолевается проклятье философии, унаследованное от ученых предшествующего поколения. В частности, этим объясняется популярность работ Дж. Роулза о справедливости (Rawls, 1971; 1993), на которые ссылаются столь же часто, как и на труды таких нормативистов, как Б. Бэрри и Р. Даль. Этих троих теоретиков по праву можно причислить к наиболее выдающимся интеграторам политической науки как научной дисциплины (прилож.1В, 1Г и 1Е к наст. гл.).
В. Новые течения
Благодаря активной деятельности ученых феминистского, деконструктивистского и в целом постмодернистского направлений, мы научились внимательно относиться к «умолчаниям», т.е. к тем проблемам, которые остаются за бортом обсуждений и о которых не принято говорить. Давая обзор дисциплины в целом и пытаясь осмыслить то, чего в ней нет, но должно быть, мы сталкиваемся с непростой задачей.
Нет ничего удивительного в том, что по мере развития науки отдельные ее отрасли переживают периоды взлетов и падений. В последнее время проблемам
публичного права и особенно социального управления в общем контексте политической науки уделяется существенно меньше внимания, чем ранее (Wildavsky, 1964; 1979; Wilson, 1973), хотя есть определенные признаки изменения положения в исследованиях по этой тематике (гл. 6, 7, 27 наст. изд.). Некоторые субдисциплины, некогда бурно развивавшиеся, представлены в данной книге достаточно скромно, что соответствует, по мнению ее авторов, тому месту, которое в последнее время они занимают в рамках политической науки в целом. Специалисты по социальной политике ныне публикуют меньше материалов по вопросам городского управления (Banfield, Wilson, 1963; Banfield, 1970; Katyielson, 1981), международники не так активно, как в недавнем прошлом, рассуждают о стратегических исследованиях (Schelling, 1960; Freedman, 1981); при анализе институтов значительно реже, чем прежде, пишут о проблеме представительства (Eulau, Wahike, 1978; Fenno, 1978); исследователи поведения меньше интересуются политическим влиянием (Banfield, 1961), политической коммуникацией и в целом политическим участием (гл. 9, 13, 30, 34 наст. изд.). Помимо этого следует отметить, что англоязычная политическая наука всегда уделяла слишком мало внимания марксистским теориям и работам на иностранных языках, правда, в последнее время в этом плане наблюдаются определенные изменения (гл. 14, 15, 22, 29 наст. изд.).
В сегодняшней политической науке, в отличие от того, что имело место четверть века назад, более громко заявляют о себе постмодернизм и феминизм. При этом в литературе не только есть множество оригинальных работ, посвященных участию женщин в политике (Nelson, Chowdhiiry, 1994), но голоса самих женщин все более отчетливо слышны теперь в исследованиях по политической теории (Pateman, 1988; Shanley, Pateman, 1991; гл. 20 наст. изд.), международным отношениям и социальной политике (гл. 18, 24 наст. изд.).
Присутствие постмодернизма ощущается не настолько сильно частично из-за того, что его основные концепции относятся к высоким уровням теоретической абстракции (White, 1991). Тем не менее политические теоретики несомненно проявляют значительный интерес к этому направлению (гл. 20, 22 наст. изд.). Более того, постмодернистские теории оказались глубоким источником вдохновения при изучении так называемых новых политических движений (гл. 10, 13, 20 наст. изд.) и распада старого мирового порядка (гл. 18 наст. изд.). В тех случаях, когда отчетливые в прошлом политические структуры исчезли (или распались на многочисленные бессвязные элементы), постструктурный теоретический арсенал вполне может предложить объяснение того, что и почему происходило.
Независимо от того, можно ли считать современную политическую науку постмодернистской, в значительной степени на ней определенно лежит печать постпозитивизма: она, безусловно, извлекла уроки из герменевтической критики. Субъективные аспекты политической жизни, внутренний мир политических акторов, значения, убеждения, намерения и ценности — все эти факторы в настоящее время занимают центральное место во всех разновидностях политического анализа (Edelman, 1964; 1988; Scott, 1976; Riker, 1986; Popkin, 1991; Kaase et at., 1995). Эти достижения в значительной степени отражены во многих разделах книги «Политическая наука: новые направления» 28.
В более широком смысле можно сказать, что политическая методология, по-видимому, вступает в некую фазу постмодернистского развития. Наверное,
28 Гл. 5, 9, 10, 14,18, 21, 25, 26, 29, 30, 35.
среди методологов немного найдется таких энтузиастов, как Алкер (гл. 35 наст. изд.}, чтобы осмыслить этот процесс. Некоторые, праща, настаивают на необходимости объяснения с точки зрения контекстов и пат-зависимости (г.1. 32. 33 наст. изд.). Однако такого рода задачи в определенном смысле представляют собой отказ от общей методологии в пользу частной, от универсализма в пользу ситуативизма в объяснении тех или иных политических явлений. В этом смысле последние предложения политической методологии могут рассматриваться как своего рода «постмодернистский поворот».
Действительно, рассматривая историю дисциплины в целом как некий «текст», постмодернистская техника могла бы помочь увидеть многие возможные варианты нашего коллективного прошлого, равно как и многие возможные пути, открытые для развития политической науки в будущем (Dryzek, Farr, Leonard, 1995).Те же, кого привлекает перспектива линейного прогресса «большой науки», могут быть разочарованы возможностью совершенно иных вариантов траектории ее будущего развития29. Однако в главе Догана (гл. 3 наст. изд.) о прогрессе дисциплины такое увеличение «новых направлений» деятельности ученых всячески приветствуется, поскольку они создают плодотворные возможности для развития междисциплинарных исследований.