Органы государственной власти

Законодательная власть в штатах принадлежит легислату­рам, избираемым населением на основе всеобщего, равного и пря­мого избирательного права при тайном голосовании. В ряде шта­тов действует ценз оседлости, от выборов отстраняются бедняки (пауперы). Легислатуры в штатах (кроме Небраски) двухпалат­ные, они избираются на срок 2—4 года с полным или частичным обновлением. В отдельных штатах легислатуры именуются гене­ральной ассамблеей (19 штатов), законодательной ассамблеей (Оре­гона, Монтана, Северная Дакота), генеральным собранием (Мас­сачусетс, Нью-Хемпшир). Нижние палаты именуются палатами представителей (или делегатов) и ассамблеями, верхние — сена­тами. Эти законодательные органы работают сессионно, т.е. соби­раются один раз в год на сессию сроком от 30 (штат Нью-Йорк) до 190 (штат Мичиган) дней. Иногда на период между сессиями изби­рается законодательный совет, проводящий законотворческую работу.

Главная функция легислатур — принятие законов, включая бюджет. В своей внутренней организации они в основном копиру­ют организацию федерального Конгресса. Нижнюю палату (в раз­ных штатах они насчитывают от 35 до 400 членов) возглавляет спикер, верхнюю (17—65 членов) — лейтенант-губернатор или выборный председатель. Основная работа протекает в комитетах, число которых весьма значительно. Компетенция легислатур но­сит остаточный характер (т. е. за вычетом всего, что относится к ведению федерального Конгресса, а также исполнительной и су­дебной власти). Законодательные органы имеют право на импич­мент в отношении губернатора штата и некоторых других должно­стных лиц. Сенаты утверждают назначения высших должностных лиц штата, сделанные губернатором.

Исполнительная власть

Она занимает ведущее место в системе органов власти. Выс­шим должностным лицом является губернатор, избираемый насе­лением из числа граждан штата (часто с требованием проживания в штате не менее 5—7 лет), как правило, достигших 30-летнего возраста. Кандидаты на этот пост выдвигаются с помощью конвен­тов (съездов) политических партий или праймериз. Для избрания на всеобщих выборах необходимо получить относительное боль­шинство голосов избирателей (только в трех штатах требуется абсолютное большинство). Срок пребывания в должности колеб­лется от 2 до 4 лет с возможностью (в ряде штатов) неограничен­ного избрания. Отстранение от должности происходит посредством импичмента. В 38 штатах вместе с губернатором избирается лей­тенант-губернатор, который председательствует в сенате и на­следует пост губернатора, если он оказывается вакантным.

В обязанности губернатора, которые в основном напоминают полномочия федерального главы исполнительной власти, входит контроль за исполнением законов, назначение на высшие долж­ности (иногда и судебные), руководство аппаратом исполнитель­ной власти. Однако ряд важнейших должностей (казначей, секре­тарь, генеральный атторней и др.) избираются населением или назначаются легислатурой. В большинстве штатов губернаторы оказывают большое влияние на законодательный процесс в легис­латурах (имеют право вето, направляют послания, готовят основ­ную массу законопроектов, обладают правом созыва очередных и чрезвычайных сессий легислатуры). Вето может быть преодолено легислатурой при повторном рассмотрении законопроекта двумя третями голосов в обеих палатах. Для применения вето губернато­ру предоставляется определенный срок (обычно 10 дней), что дает ему возможность блокировать закон, если в течение этого срока сессия легислатуры уже закончилась (так называемое "карман­ное вето"); на новой сессии легислатура должна принять этот за­кон заново. Применение вето возможно не только в отношении всего законопроекта, но и по отдельным его статьям (так называ­емое "выборочное вето"). Губернатор является главнокомандую­щим национальной гвардией штата, пока Президент не призовет ее на службу Соединенных Штатов, что происходит редко. Обычно национальная гвардия выполняет функции внутренних войск, ее роль возрастает, если губернатор объявляет военное положе­ние. Губернатор осуществляет связь с федеральным правитель­ством, представляет штат в торжественных случаях, обладает правом помилования. Ему подчиняется большой аппарат управле­ния, тесно связанный с федеральным аппаратом исполнительной власти и во многом от него зависимый.

Как правило, губернатор — это лидер правящей партии, который через партийный механизм оказывает влияние как на легислатуру, так и на аппарат исполнительной власти и органы местного самоуправления. Но часто бывает и так, что партийная принадлежность губернатора и большинства других органов влас­ти оказывается различной (хотя по своему составу легислатуры во многих штатах традиционно однопартийные), и тогда во взаи­модействии властей происходят "сбои". Но в целом механизм вла­сти в штатах, как и механизм отношений штата с федеральной властью, достаточно хорошо отлажен и не порождает частых и серьезных кризисов.

Особым статусом обладает Пуэрто-Рико — республика с кон­ституцией, принятой специальной ассамблеей и утвержденной Конгрессом США (1952 г.). Жители этого "свободно присоединив­шегося государства" имеют американское гражданство, представ­лены в Палате представителей Конгресса резидентом без права голоса, но не участвуют в выборах Президента США. Губернатор избирается прямым путем на 4 года, он назначает глав департа­ментов (Совет секретарей). Легислатура состоит из Сената (27 чле­нов) и Палаты представителей (51 член). Среди населения есть сильные настроения как в пользу объявления независимости рес­публики, так и в пользу присоединения к США в качестве 51-го штата.

В федеральном округе Колумбия с 1966 г. введено самоуп­равление, т. е. население избирает совет и мэра, но одновременно управление столицей контролируется специальными постоянны­ми комитетами Сената и Палаты представителей Конгресса США. Жители столицы участвуют в выборах Президента США, но не представлены в Конгрессе.

В островных территориях, не входящих ни в один штат (Гуам, Вирджинские острова и др.), населением избираются небольшое законодательное собрание и губернатор, подчиняющийся феде­ральному правительству.

Местное самоуправление

В США не существует единой системы местных органов вла­сти, поскольку каждый штат вправе решать этот вопрос по свое­му усмотрению в соответствии с установленной им же админист­ративно-территориальной системой. Господствующей является концепция самоуправления, которая основывается на признании са­мостоятельности избранных населением органов управления в пре­делах своей компетенции. Компетенция эта достаточно широка и включает весьма важные для населения вопросы жизнеобеспече­ния (благоустройство городов и поселков, организация школ и боль­ниц, охрана окружающей среды, обеспечение коммунальными услугами, строительство местных дорог и пр.). Органы местного самоуправления обладают значительными финансовыми средства­ми, получаемыми из собственных источников, от правительств штатов и федерального правительства. Местное самоуправление справедливо рассматривается в США как важный элемент демок­ратии и свободного гражданского общества. Оно не исключает тес­ного сотрудничества с администрацией штата, особенно в области управления полицией, образованием, здравоохранением, санитар­ным контролем и пр. Нередко администрация штатов прямо конт­ролирует органы местного самоуправления, чему способствуют партийные механизмы и финансовые дотации из бюджета штата.

Графства

Это основные административно-территориальные единицы, на которые делятся штаты (кроме Род-Айленда и Коннектикута). В стране насчитывается более трех тысяч графств, но размер их территорий и численность населения различны. Так, в штате Те­хас насчитывается 254 графства, в штате Миссури — 114, в шта­тах Нью-Йорк и Калифорния — 57, в штатах Делавэр и Гавайи — по 3. Если в крупных графствах (в штатах Калифорния, Илли­нойс) проживает по 6—7 миллионов жителей, то в мелких порой всего 1 тыс. жителей.

Системы самоуправления в графствах определяются консти­туциями и законами штатов. Существует две основные формы со­ветов графств: совет комиссионеров и совет контролеров. Первая предусматривает избрание населением 3—5 членов Совета, кото­рые руководят всей практической работой по конкретным направ­лениям. Вторая предусматривает представительство в совете вы­борных должностных лиц муниципальных образований, входящих в графство (число таких представителей может доходить до 100). Обычно у советов нет постоянного председателя и они собираются на свои заседания не чаще одного раза в месяц. Совет вправе вводить местные налоги и сборы, принимать и контролировать бюджет, следить за организацией и проведением выборов и др. При советах создается аппарат чиновников, который и осуществ­ляет реальное управление в графстве. Во многих графствах от­дельно избираются шериф (начальник полиции и судебный испол­нитель), прокурор, суперинтендант школ, казначей и другие, ко­торые часто независимы от совета.

Аппарат управления возглавляет администратор, который назначается советом или избирается населением. Это должностное лицо как бы олицетворяет исполнительную власть по отноше­нию к власти представительной; обычно он оказывает большое влияние на решения совета.

Особенностью американской системы местного самоуправле­ния являются тауны и тауншипы, т. е. самоуправляющиеся об­щины, входящие в графство. Правда, они распространены лишь в некоторых штатах Новой Англии, а также в штатах Нью-Йорк, Висконсин, Миннесота. Их насчитывается 16 тысяч.

Тауны создаются на базе одного или нескольких мелких го­родских поселений и окружающей сельской местности с неболь­шим населением. Иногда это просто отдельная деревня. Основным органом управления является таун-митинг, т. е. собрание жителей (обычно раз в год). Такое собрание принимает бюджет, избирает совет или конкретных должностных лиц, иногда действующих на общественных началах. Тауншипы создаются в сельской местнос­ти, главным образом в штатах Среднего Запада. Система самоуп­равления здесь также предусматривает избрание совета и адми­нистраторов.

Формой местного самоуправления выступают специальные округа, создаваемые легислатурами штатов для осуществления управления по ряду конкретных вопросов. Так, в границах шта­тов существуют школьные, транспортные, парковые округа, ок­руга по пожарной охране, жилищному строительству, снабже­нию водой и др. Они иногда охватывают территорию нескольких графств (общее число округов превышает 40 тысяч). Администра­ция и советы таких округов, обычно выборные, пользуются зна­чительной автономией.

Города

Статус города определяется легислатурой штата, вследствие чего критерии для отнесения того или иного поселения к катего­рии городов различны. Городом признается огромный мегаполис с населением в несколько миллионов жителей и городом считается (в некоторых штатах) поселок всего с 1 тыс. жителей. Как прави­ло, крупные города имеют свою хартию, т. е. своеобразную кон­ституцию, положения которой закрепляют некоторые традицион­ные привилегии и автономию. Города управляются муниципалите­тами, которые во многом напоминают системы управления частными корпорациями. Они вправе владеть и распоряжаться собственностью, делать и предоставлять займы, заключать кон­тракты. В крупных штатах (Техас, Иллинойс и др.) насчитывается более тысячи муниципалитетов, а в небольших (Род-Айленд, Нью-Хэмпшир и др.) — от 8 до 20.

Системы управления городами отличаются большим разнооб­разием, но в целом могут быть сведены к трем основным. Система "мэр—совет"—• наиболее старая и распространенная (охватыва­ет примерно половину всех городов). При этой системе население избирает однопалатный совет (от 5 до 50 чел.), который выполня­ет роль маленького парламента, созываемого примерно раз в ме­сяц. Такой совет издает акты, напоминающие законы. Параллель­но население избирает мэра (на 2—4 года), который воплощает исполнительную власть (но иногда является председателем сове­та). Мэр и совет делят полномочия по назначению руководителей отделов и управлений, координируют их деятельность, но бывает и так, что некоторые должностные лица городского управления избираются непосредственно населением. Мэр обладает правом вето, составляет проект бюджета и др. Как правило, роль такого мэра в решении основных вопросов управления городом исключи­тельно велика, хотя он и может быть отстранен от должности голосованием избирателей, решением совета, судебным решени­ем или постановлением губернатора штата.

Система "совет—управляющий "(распространена в 40 про­центах городов) отличается от предыдущей главным образом тем, что управляющий, являющийся главой администрации, не изби­рается населением, а назначается советом из числа опытных ме­неджеров, т. е. выступает как наемное должностное лицо. Поэтому совет всегда вправе его уволить. В руках у управляющего прак­тически сосредоточена вся полнота власти, хотя при этом может существовать и выбираемый населением мэр, но только для чис­то представительских функций.

Наконец, комиссионная форма городского самоуправления (распространена менее других) как бы отвергает разделение вла­стей, соединяя законодательные и исполнительные функции в руках единой комиссии. Эту комиссию в составе 5—7 членов на срок 2—4 года избирают жители города, она сама издает необхо­димые правовые акты и сама через членов комиссии организует их исполнение. Каждый член комиссии возглавляет управление в муниципалитете и, следовательно, действует бесконтрольно. Один из членов комиссии (иногда по очереди) становится председате­лем комиссии. В некоторых городах один из комиссионеров высту­пает в качестве мэра, но только для представительских целей.

Внутри крупных городов, часто образующихся путем слия­ния нескольких соседних городов, а иногда и графств, оказывает­ся несколько самостоятельных муниципалитетов. Это так называ­емые метрополитенские регионы, выросшие вследствие бурной урбанизации страны в последние десятилетия. Например, в метрополитенском регионе Миннеаполис — Сент Пол с населением в 2,5 млн. человек действуют 270 местных органов управления, в том числе 7 графств, 140 муниципалитетов, 49 тауншипов, 49 школьных округов, 22 специальных округа и др. В этом регионе создан метрополитенский совет, который в соответствии с зако­ном планирует развитие транспорта, создание аэропортов и пар­ков, контролирует экологическую среду и т. п. Впрочем, в других аналогичных регионах функции метрополитенского совета гораз­до скромнее.

Наши рекомендации