Конституционно-правовые отношения, субъекты
Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права. В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст. 117 Конституции: "Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ". Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений. Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ.
Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим еще юридический факт, приводящий норму в действие.
Таким юридическим фактом может быть действие одного из потенциальных субъектов (в конкретном примере - это заявление Правительства об отставке). При этом действия могут быть как правомерными, т.е. соответствующими нормам права, так и неправомерными, т.е. такими, которые противоречат юридическим нормам.
Наряду с действиями, совершаемыми по воле субъектов правонарушения - государства, субъектов Федерации, государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, отдельных граждан, юридическими фактами могут быть и события, под которыми понимаются такие обстоятельства, которые не зависят от воли и поступков субъектов данного конкретного правоотношения (стихийное бедствие, война, рождение и т.п.). Например, факт достижения 18-летнего возраста в период избирательной кампании дает право конкретному молодому человеку быть внесенным в список избирателей и обязывает избирательную комиссию внести его в этот список.
Таким образом, структура конституционно-правового отношения включает три элемента:
- субъекты (число которых не может быть менее двух);
- содержание;
- объект.
Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конституционного права, то не все его нормы способны породить правоотношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через конкретные правоотношения, а путем психологического воздействия на людей и провозглашения самых общих правил и принципов, которые влияют на создание конкретных норм.
Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкретного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отношению к власти, и в этом — высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.
Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за нарушение предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти правоотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимоотношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.