Оценка Октября в отечественной и зарубежной историографии
Оценка Октябрьской революции в отечественной и зарубежной историографии неоднозначна. Советские историки оценивали события Октября только с положительной точки зрения, считая её величайшим событием новейшей истории. Современные российские историки не так категоричны. И. Бунич негативно оценивает большевиков, сравнивая их с «кучкой авантюристов». Другие, например, С.В. Леонов не дают однозначных оценок, сосредоточившись на сравнительном анализе русской революции с революциями в Европе и Азии. Часть исследователей придерживаются традиционного тезиса о мировом значении событий Октября. Среди последних - И.М. Игнатенко. Западные историки традиционно занимают скорее позицию негативную в оценке прихода к власти большевиков. Среди них Г. Вернадский, Н. Верт и др.
Итоги революционного кризиса 1917 г.: распад Российской империи, гражданская война и появление нового государства СССР.
Рекомендуемая литература:
а) основная
1. Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России: Учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2009. 479 с.
2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
3. Зуев М. Н., Чернобаев А. А. История России. Учебник. М.: Высшая школа, 2007.
4. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие для студентов вузов. 6-е изд., стереотип. / Рук. авт. кол. А.А. Данилов. М.: Дрофа, 2005.
5. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник для вузов. 5-е изд. М.: Дашков и Ко, 2008. 813 с.
6. Кутузов В.А., Лебина Н.Б., Ратьковский И.С. Новейшая история России: 1914-2005 гг.: Учебное пособие для вузов /Под ред. Ходякова М.В. Изд. 2-е, испр., доп.М.: Высшее образование, 2007.
7. Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. Основа курса истории России: Учебник. М.: Проспект, ТК Велби, 2008. 464 с.
8. Некрасова М.Б. Отечественная история: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. образование, 2008. 378 с.
9. Орлов А.С., Георгиев В.А, Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во ПРОСПЕКТ, 2008.
б) дополнительная
1. Апальков B.C., Миняева И.М. История Отечества: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2008. 543 с.
2. Бердяев Н.И. Духовные основы русской революции. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: АСТ, 2006.
3. История России: Учеб.-метод. пособие к семинарским занятиям для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. М., Ростов н/Д.: МарТ, 2007. 559 с.
4. Юсупов Ф. Конец Распутина: Воспоминания. М.: Эксмо, 2007. 607 с.
в) статьи
1. Искандеров А.А. Очерки новейшей истории советского общества. Октябрь 1917 года: революция или переворот? // Вопросы истории. 2002. № 5. С. 69-90.
2. Искандеров А.А.Ленин, Троцкий, Сталин. Русская революция 1917 года в фокусе взаимоотношений ее вождей//Вопросы истории.2009. №7.С.31-49.
3. Медушевский А.Н.Учредительное собрание как политический институт революционного периода.//Отечественная история, 2008, №2, С.3-29.
занятие 11. Советская Россия: практика выживания – 2 часа
План семинара
1. Гражданская война в России: причины, этапы, противоборствующие силы, итоги, последствия.
2. Политика «военного коммунизма»: сознательный выбор или необходимость?
3. Экономический, социальный и политический кризис конца 1920 г. – начала 1921 г. Новая экономическая политика (НЭП): теория, практика, результаты.
4. Образование СССР. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства.
5. Форсированная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. Итоги и последствия.
1. Гражданская война в России: причины, этапы, противоборствующие силы, итоги, последствия
В процессе изучения истории Гражданской войны в России Вам предстоит разобраться с вопросом, чем гражданская война отличается от обычной войны и, было ли военное противоборство красных и белых противостоянием революционной альтернативы.
На первом этапе подготовки к семинарскому занятию следует рассмотреть проблему обозначения хронологических рамок и периодизации гражданской войны. В этом Вам поможет сравнение и сопоставление традиционной и современной периодизации Гражданской войны.
Традиционные хронологические рамки Гражданской войны в России | Современная периодизация гражданской войны |
1. Лето – осень 1918 года – период постепенного развертывания Гражданской войны, открытые военные столкновения: мятеж Чехословацкого корпуса; десанты Антанты на Севере и Японии, Англии, США на Дальнем Востоке; формирование антисоветских центров в Поволжье, на Украине, в Сибири, на Северном Кавказе, Дону, расстрел Николая II и его семьи; объявление Советской республики единым военным лагерем. 2. Осень 1918 - весна 1919 года – период усиления иностранной военной интервенции: аннулирование Брестского договора, эскалация красного и белого террора. 3. Весна 1919 - весна 1920 года - период военного противостояния регулярных армий: походы белогвардейских войск А.В.Колчака, А.И.Деникина, Н.Н.Юденича и их разгром, решающие военные успехи Красной Армии. 4.Лето-осень 1920г – период окончательного поражения белых; война Советской республики с Польшей, разгром войск П.Н.Врангеля в Крыму. | 1. 1917- весна 1918года – начальный этап гражданской войны и интервенции. 2. Май 1918 – осень 1918 года – «демократический период Гражданской войны. 3. Осень 1918 – 1920 года – военное противостояние красных и белых армий. 4.1921 – 1922 – поражение белого движения и подавление большевиками крестьянских мятежей. |
В процессе сопоставления периодизаций ответьте на вопросы: 1) Каковы причины разногласий историков о дате начала Гражданской войны; 2) Почему историки предлагают несколько периодизаций Гражданской войны? 3) Какие критерии лежат в основе каждого варианта периодизации? 4) Можно ли найти точки соприкосновения в гражданских войнах Смутного времени и Смуте начала XX века. Если да, то какие?
На втором этапе подготовки к семинарскому занятию следует сформулировать причины и особенности Гражданской войны.
Причины: 1) свержение самодержавия; 2) неудача молодой российской демократии установить гражданский мир; 3) свержение Временного правительства; 4) роспуск Учредительного собрания и установление однопартийной политической системы, и начало военного противостояния большевиков и эсеров; 5) заключение «похабного», по выражению В.И.Ленина, Брестского мира; 6) чрезвычайные декреты по организации хлебозаготовок; 7) тотальная национализация предприятий, упадок промышленности, голод, запрет большевиков на свободную продажу хлеба.
Особенности: 1) длительные и кровопролитные военные действия проходили почти на всей территории Российской империи. 2) внутрироссийский конфликт усугубила интернационализация; 3) отсутствие в обществе опыта мирного разрешения социальных конфликтов; 4) падение ценности человеческой жизни, атмосфера ненависти и вражды в общественном сознании.
Одним из вариантов подготовки к семинарскому занятию является заполнение хронологической таблицы