Побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК), его отличие от уклонения от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК).
данное деяние по характеру опасности похоже на побег из места лишения свободы, ибо также создает препятствия для исполнения приговора и, следовательно, посягает на те же объекты. Однако указанные преступления существенно различаются между собой в первую очередь по объективной стороне.
Уклонение от отбывания лишения свободы отличается от побега тем, что при уклонении осужденный покидает место лишения свободы не самовольно, а на законном основании. Таким основанием может быть разрешение на выезд, данное администрацией учреждения на основании ст. 97 УИК, или отсрочка исполнения приговора либо отбывания наказания, которую может предоставить суд при наличии оснований, предусмотренных ст. 398 УПК (тяжелая болезнь или другие тяжкие последствия для осужденного или его близких). Следовательно, объективная сторона заключается в бездействии: после истечения срока выезда или отсрочки осужденный не прибыл или не возвратился в место лишения свободы и тем самым уклонился от отбывания наказания.
Преступления не будет, если невозвращение было вызвано уважительными причинами, которые объективно препятствовали явке в установленный срок. Такими причинами могут быть непреодолимая сила либо обстоятельства, свидетельствующие о состоянии крайней необходимости (ст. 39).
к и побег, уклонение - длящееся преступление. Состав считается оконченным в момент, когда лицо должно было явиться для отбывания наказания, а затем преступление длится до наступления обстоятельств, аналогичных тем, о которых говорилось при анализе побега из места лишения свободы (ст. 313).
субъективная сторона - прямой умысел; цель совершения преступления (временно или насовсем уклониться от наказания) значения для квалификации не имеет.
субъект - лицо, которому был разрешен выезд за пределы места лишения свободы либо которому исполнение приговора или отбывание наказания было отсрочено.
Преступление относится к деяниям небольшой тяжести.
основным объектом преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие авторитет судебной власти, обязательность решений суда и порядок их исполнения, факультативным — защищаемые соответствующими судебными актами права, свободы и законные интересы граждан, интересы юридических лиц, иных организаций, общества и государства (в частности, в случае неисполнения судебного решения по гражданскому иску).
предметом данного преступления являются судебные акты, принятые в ходе конституционного, гражданского, административного, арбитражного или уголовного судопроизводства, как разрешающие соответствующее дело по существу (приговор, решение по гражданскому делу), так и содержащие властное распоряжение суда по иным вопросам (например, постановление суда о наложении ареста на имущество в целях обеспечения гражданского иска или конфискации имущества).
объективной стороны рассматриваемое преступление может быть совершено путем как действия, так и бездействия в одной из двух форм: злостного неисполнения вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта либо воспрепятствования их исполнению.
ответственности за злостное неисполнение судебного акта подлежат лишь специальные субъекты, на которых обязанность исполнения судебных актов возлагается в силу их служебного положения: представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации.
субъектом воспрепятствования исполнению судебного акта может быть любое лицо, обладающее общими признаками субъекта преступления: являющееся вменяемым и достигшее возраста 16 лет.
объективная сторона как злостного неисполнения судебного акта, так и воспрепятствования его исполнению характеризуется прямым умыслом. На то, что неисполнение судебного акта не может совершаться с косвенным умыслом, указывает такой признак этого деяния, как злостный характер. Цели и мотивы, исходя из которых действует виновный, на квалификацию содеянного не влияют, но могут быть учтены при назначении наказания.
Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК.). Отличие данного преступления от служебного подлога (ст. 292 УК).
Объектом преступного посягательства является установленный законом порядок обращения документов, государ. наград, штампов, печатей, бланков. Предметы посягательства - удостоверения, официальные документы, государственные награды, штампы, печати, бланки. Удостоверение – официальный документ, который выдается государственным либо негосударственным органом и содержит сведения о владельце. К таковым относятся: паспорт, военный билет, служебное удостоверение (например, работника милиции), водительское удостоверение, трудовая книжка и др. Бланк - лист бумаги с оттиском углового или центрального штампа либо с напечатанным любым способом текстом штампа либо иным текстом (текстом и рисунком), используемый для составления документа (бланк лицензии, паспорта, удостоверения, анкеты, заявления и т.д.). Объективная сторона состава преступления (ч.1) имеет альтернативный характер: подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, государственной награды, штампа, печати или бланка в целях использования указанных предметов; сбыт поддельного документа, поддельных государственных наград РФ, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков. Подделка выражается в полном или частичном изготовлении документа или незаконном изменении части подлинного документа. Изменения могут вноситься путем поправок, подчисток, добавлений, уничтожений отдельных частей документа и т.п. Подделка наград, штампов, печатей, бланков - это незаконное изготовление дубликатов (копий) подлинных предметов либо их изготовление с нарушением требований нормативных актов от имени несуществующих организаций и лиц. Сбыт подразумевает собой передачу др. лицу, продажу, дарение, оплату за какие-либо услуги и т.п. Квалифицированным видом подделки документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков является совершение данного деяния с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение (ч. 2). Субъект преступного посягательства (ч. ч.1 и 2) общий – физ. вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Подделка официального документа должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности, должна квалифицироваться как служебный подлог по ст. 292. Субъективная сторона составов преступления (ч. ч. 1, 2) характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Конструктивным признаком составов является цель -использование документа (ч. 1) или сокрытие другого преступления, облегчение его совершения (ч. 2). Формы использования штампов, печатей, бланков фактически сводятся к тому, что все эти предметы могут применяться для изготовления поддельных документов либо для прикрытия создаваемых (созданных) лжеорганизаций, иных образований подобного рода. Угол. отв-ть будет отсутствовать в случаях демонстрации подложного документа без цели его использования или шутки ради. Субъект преступного посягательства (ч. 3) общий - физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Очевидно, что субъектом могут быть и лица, которые непосредственно осуществили подделку документа, поскольку состав, предусмотренный ч. 3 коммент. статьи, является самостоятельным, а не квалифицированным по отношению к ч. ч. 1 и 2 ст. 327. Субъективная сторона состава преступления (ч. 3) характеризуется виной в форме прямого умысла. Причинение имущественного ущерба собственнику в результате подделки официального документа при отсутствии признаков хищения требует дополнительной квалификации содеянного по ст. 165 как причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Подделку официального документа с целью безвозмездного завладения чужим имуществом следует квалифицировать как приготовление к мошенничеству. Использование заведомо подложного документа с корыстной целью в зависимости от наступления результата квалифицируется как покушение на мошенничество или как оконченное мошенничество. Деяния, закрепленные в ч. ч. 1 и 3, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, в ч. 2 - средней тяжести. Служебный подлог Общественная опасность преступления состоит в том, что в результате его совершения может быть нарушено не только нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, но и облегчено совершение других, более опасных, чем сам служебный подлог, преступлений, таких, как злоупотребление должностными полномочиями, различные формы хищений и др. Объект преступного посягательства - общественные отношения, обеспечивающие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев. Обязательным признаком служ. подлога является предмет посягательства - официальный документ. Объективная сторона служебного подлога заключается в одном из указанных в законе действий: а) внесении заведомо ложных сведений в официальные документы либо б) внесении в эти документы исправлений, искажающих их подлинное содержание. 1.При первой форме подлога в документ вносятся фиктивные, не соответствующие действительности данные. Однако сам документ сохраняет признаки и реквизиты настоящего. Он изготавливается на официальном бланке, содержит указания должности и фамилии лиц, чьи подписи должны быть на документе и т.д. (интеллектуальный подлог). 2. Вторую форму выполнения объективной стороны служебного подлога составляют действия по внесению в официальные документы исправлений, искажающих его действительное содержание. В этом случае в документ, имеющий все необходимые реквизиты и содержащий определенные сведения официального характера, вносятся исправления, в частности, путем подчистки, замены имеющегося там текста или цифр другими, которые искажают его действительное содержание (материальный подлог). 3. Состав преступления - формальный, считается оконченным в момент совершения одного из указанных действий вне зависимости от наступления каких-либо материальных общественно опасных последствий. Дальнейшее использование подложного документа требует квалификации по совокупности с соответствующей статьей УК. 4. Обязательным признаком объективной стороны служебного подлога является его совершение с использованием виновным лицом своих служебных полномочий. Действия субъекта, не связанные с выполнением обязанностей по службе, не могут быть квалифицированы как служебный подлог. Субъективная сторона состава преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный осознает, что он вносит в документ ложные сведения или исправления, искажающие его действительное содержание, и желает совершить указанные действия. 1. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив - корыстная или иная личная заинтересованность (см. п. 4.2 коммент. к ст. 285). Неправильное оформление документов по небрежности, невнимательности и в иных подобного рода случаях не образует состава данного преступления и не может быть квалифицированно по данной статье. Субъектом служебного подлога может быть должностное лицо (см. п. п. 5 - 5.6 коммент. к ст. 285) или государственный либо муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом (см. п. п. 5 - 5.2 коммент. к ст. 288). Служебный подлог - преступление небольшой тяжести.
92. Самоуправство (ст. 330 УК). Его отличие от одноименного административного правонарушения и кражи.
Самоуправство (ст.330) определяется как самовольное, вопреки установленному законом или иным НПА порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается гражданином или организацией (государственной или негосударственной), если такими деяниями причинен существенный вред. Например, лицо, законно получившее ордер на квартиру, самовольно ее заселяет, не дождавшись выезда прежних жильцов; лицо самовольно, без обращения в суд, забирает спорное имущество, полагая, что оно принадлежит ему. Объектом преступления является установленный государством порядок осуществления гражданами своих прав и совершения юридически значимых действий, а также охраняемые законом права и интересы граждан и юр. лиц. Объективная сторона преступления заключается в самовольном (вопреки установленному порядку) совершению каких-либо действий, правомерность которых оспаривается гражданином или организацией. Обязательный признак — причинение существенного вреда. Обязательным условием наступления угол. ответ. по ст. 330 является оспаривание правомерности самоуправных действий гражданином или организацией, то есть объявление в той или иной форме заинтересованным лицом о нарушении своего действительного или предполагаемого права самоуправным действием (заявление или жалоба, поданные в суд, прокуратуру, ОВД). О наличии такого права должно быть известно виновному. Нарушением установленного порядка признается совершение какого-либо действия (завладение участком земли, возведение препятствий на дороге, снятие денег со счета и т.п.), нарушающее установленный НПА порядок приобретения или реализации прав, в случаях, когда виновный был обязан действовать согласно правовому акту или договору (уклонение от перечисления денег, передачи иного имущества и т.п.). Такой порядок может быть установлен как законом (КРФ, ГК РФ, ФЗ), так и иным НПА общего действия (Указ Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказ МВД РФ, нормативное решение органа местного самоуправления). Понятие существенного вреда является оценочным. Признание вреда существенным прежде всего зависит от оценки значимости ущерба потерпевшим ФЛ или понесшим ущерб ЮЛ, от их фактического имущественного положения или финансового состояния. Субъективная сторона самоуправства, характеризуется виной в форме прямого умысла по отношению к самовольным действиям и прямым или косвенным умыслом по отношению к причинению существенного вреда. Обязательным признаком самоуправства является самовольность: виновный осознает, что действует без разрешения лица (лиц), право которого данное действие нарушает. Квалифицирующими признаками преступления (ч.2), отягчающими ответственность за самоуправство, являются применение насилия или угроза применения насилия. Понятие насилия (в смысле ст.330) не охватывает умышленного причинения здоровью потерпевшего тяжкого вреда. Субъективная сторона самоуправства (ч.2) характеризуется виной в форме прямого умысла по отношению к самовольным действиям и прямого или косвенного умысла по отношению к общест. опасным последствиям в виде существенного вреда и вреда для здоровья потерпевшего. Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-лет, совершившее самовольные действия с нарушением установленного правовым актом порядка, несет ответственность по ст.286 (превышение должностных полномочий) или ст.288 (за отказ в предоставлении информации (документов, материалов) Фед. Собранию РФ или Счет. Пал. РФ). 1. Различие самоуправства как административного проступка и уголовно наказуемого деяния обусловлено общественно опасными последствиями. Если самоуправными действиями причинен существенный вред либо они были совершены с применением насилия или с угрозой его применения, данное правонарушение квалифицируется как преступление (ст. 330 УК). Дефиниция уголовно наказуемого самоуправства более точно определяет его объективную сторону: согласно ст. 330 УК под самоуправством понимается самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным актом порядку, совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином. 2. Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Последнее возможно, если нарушитель пытался осуществить мнимое право, которым в действительности законом он наделен не был. Правонарушитель не предвидел общественной опасности своего действия, хотя мог и должен был ее предвидеть. 3. Объективная сторона самоуправства чаще выражается в целенаправленном действии (правонарушитель, не обладая должными полномочиями, осуществляет свое право). По убеждению правонарушителя, мотивация его действий законна и правомерна.
Дела об административных правонарушениях, предус. комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. I ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи). Индив. предприниматели, совершившие правонарушение в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, несут админис. ответственность, установленную санкцией комментируемой статьи для долж. лиц, в остальных случаях индивидуальные предприниматели несут административную ответственность, установленную для граждан (о корреляции административно-правового статуса должностного лица и индивидуального предпринимателя см. комментарий к ст. 2.4). Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и не наделенные полномочиями должностного лица, при совершении ими рассматриваемого административного правонарушения несут административную ответственность, установленную санкцией комментируемой статьи для граждан.