Составление конспекта лекций. Методические указания

С помощью ресурсов сети Интернет провести анализ современной литературы и составить краткий конспект по темам курса. Рекомендуемый объем ответов на каждый вопрос темы – не более 2-3 листов формата А4.

При составлении конспекта необходимо использовать новую литературу, выпущенную в период с 2011 года по настоящее время. Конспект по теме должен включать библиографический список.

Требования к оформлению конспекта: поля: слева – 3,0, справа – 1,0, сверху и снизу – 1,5 см., шрифт TNR14, интервал – полуторный, выравнивание по ширине, автоматическая расстановка переносов, красная строка – 1,25.

По итогам составления конспекта необходимо составить презентацию по каждой теме курса. Рекомендуемый объем презентации – не более двух- трех слайдов на каждый вопрос темы.

Задания

Задание 1. Введение в стратегический менеджмент

1. Стратегическое управление в системе менеджмента.

2. Стратегический менеджмент и конкурентоспособность организации.

3. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент.

4. Сущность стратегического мышления.

Задание 2. Процесс стратегического управления

1. Основные задачи стратегического менеджмента.

2. Стратегическое видение и миссия.

3. Составляющие стратегии организации.

4. Преимущества стратегического подхода к управлению.

Задание 3. Научные школы формирования стратегий

1. Подходы научных школ к процессу стратегического управления.

2. Формирование стратегии как единый интегрированный процесс.

3. Сущность матриц влияния.

4. Теория матриц влияния и проблемы стратегического менеджмента.

Задание 4. Стратегические решения

1. Типы решений, применяемые в управлении.

2. Виды и критерии стратегических решений.

3. Модель стратегического решения.

4. Роль человеческого фактора при принятии решений.

Задание 5. Анализ внешнего окружения организации

1. Макросреда и ее основные воздействия.

2. Анализ среды непосредственного окружения.

3. SWOT- подход при многофакторном системном анализе.

4. Основные проблемы процесса анализа внешнего окружения организации.

Задание 6. Анализ отрасли и конкурентной ситуации

1. Взаимоотношения между организацией, ее отраслью и рынками.

2. Факторы отраслевого анализа.

3. Анализ стратегических групп и конкурентов.

4. Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе в существующих рыночных условиях.

Задание 7. Анализ внутренней среды организации

1. Основные компоненты внутренней среды организации.

2. Ресурсный потенциал организации и его определение.

3. Оценка конкурентной значимости ресурсов организации.

4. Наиболее распространенные стратегические проблемы организаций в существующих рыночных условиях.

Задание 8. Стратегия и конкурентное преимущество

1. Базовые стратегии конкуренции, их отличительные черты.

2. Наступательные стратегии для сохранения преимущества, их характеристика.

3. Оборонительные стратегии для защиты конкурентного преимущества.

4. Обоснованность стратегии первопроходца в существующих условиях рынка.

Задание 9. Стратегии диверсификации

1. Основные элементы разработки стратегии диверсификации; критерии целесообразности.

2. Виды стратегий диверсификации, их характеристика.

3. Антикризисные стратегии.

4. Возможность реструктуризации портфеля.

Задание 10. Продуктово-маркетинговая стратегия

1. Продуктово-маркетинговая стратегия как подсистема общей стратегии.

2. Концепция жизненного цикла продукта-товара.

3. Теория продуктового портфеля.

4. Жизненный цикл продуктов в условиях рынка.

Задание 11. Реализация стратегии и менеджмент

1. Задачи и ключевые функции подразделения стратегического развития.

2. Формирование эффективной организации; ее основные составляющие.

3. Основные задачи лидера как проводника стратегии.

4. Влияние корпоративной культуры на стратегию.

Задание 12. Стратегическое развитие

1. Методы стратегического развития; внутреннее и внешнее развитие компании.

2. Стратегический синергизм; базовые возможности синергетического эффекта.

3. Разукрупнение компаний; причины и методы разукрупнений.

4. Роль стратегических альянсов в развитии рыночных отношений.

Задание 13. Эффективность стратегического менеджмента

1. Сущность стратегической эффективности.

2. Критерии стратегичности и эффективности.

3. Система стратегического контроллинга организации; основные элементы.

4. Роль стратегической рефлексии.

Задание 14. Организации будущего и их стратегии.

1. Развитие стратегического менеджмента: современные и будущие тенденции.

2. Виртуальные организации; развитие их конкурентных возможностей.

3. Организационное обучение и менеджмент знаний.

4. Создание и использование интеллектуальных организаций для развития рынка.

Вопросы для подготовки к зачету/экзамену

1. Стратегическое управление в системе менеджмента.

2. Стратегический менеджмент и конкурентоспособность организации.

3. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент.

4. Модели стратегического менеджмента.

5. Пять задач стратегического менеджмента.

6. Стратегическое видение и миссия.

7. Постановка целей на всех уровнях организации.

8. Основные направления корпоративной стратегии.

9. Бизнес-стратегия; ее элементы.

10. Функциональная стратегия, ее взаимосвязь с корпоративной; порядок разработки и реализации.

11. Формирование различных подходов к процессу стратегического управления.

12. Структурные элементы теории матриц влияния.

13. Стратегические решения: виды; критерии; модель стратегического решения.

14. Анализ внешней среды и его задачи.

15. Методы анализа отрасли и конкуренции.

16. Цепочка ценности и стратегический анализ издержек.

17. Конкурентные преимущества стратегических альянсов.

18. Наступательные стратегии для сохранения преимущества.

19. Оборонительные стратегии для защиты конкурентного преимущества.

20. Стратегии диверсификации и их виды.

21. Стратегии входа в новый бизнес и формы их реализации.

22. Сегментация рынка; критерии установления рыночных сегментов.

23. Концепция жизненного цикла продукта.

24. Задачи и основные функции подразделения стратегического развития.

25. Стратегическое развитие: внутренний рост, его механизмы; преимущества и недостатки.

26. Внешние механизмы роста: слияние и поглощение; причины и мотивы слияний.

27. Стратегический синергизм; базовые возможности синергетического эффекта.

28. Стратегические альянсы; виды стратегических альянсов и мотивы их формирования.

Наши рекомендации