Характеристика полномочий президента
1) Полномочия в сфере взаимодействия с законодательной властью.
1.назначать очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы
2.Право на созыв внеочередной сессии парламента по определенной повестке дня
3.Право роспуска — один из основных элементов баланса властей в республике смешанного типа. Президент вправе досрочно прекратить полномочия Парламента только в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией.
4. Одним из основных средств общения между Президентом и Парламентом являются ежегодные послания Главы государства Парламенту. Конституция не определяет содержание послания, в отличие от обращения с посланием к народу, в котором речь идет о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики (п. 14 ст. 84 Конституции Республики Беларусь).
5. Президент обладает широкими полномочиями в законодательном процессе.
6.Одним из основных полномочий Президента является его полномочие подписывать принятые палатами Парламента законы (ч. 6 ст. 100 Конституции Республики Беларусь). Если Президент согласен с текстом Закона, он может в течение 14 дней подписать закон. У него есть также возможность не подписывать закон, но если он не был возвращен на повторное рассмотрение, закон считается подписанным.
7.Согласно ч. 7 ст. 100 Конституции Президент имеет право отклонить закон, принятый Парламентом, но не вступивший в силу.
2) Полномочия в сфере взаимоотношений с исполнительной властью.
1.Согласно Основному Закону после вступления в должность или после отставки Правительства, Президент с согласия Палаты представителей назначает Премьер-министра.
2.Конституция Беларуси предусматривает право Президента определять структуру Правительства
3.Президент самостоятельно назначает и освобождает от должности членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства (п. 7 ст. 84 Конституции Республики Беларусь).
4.Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства
5.Президент имеет право отменять акты Правительства (п. 25 ст. 84 Конституции Республики Беларусь).
3) Полномочия Президента в сфере взаимоотношений с судебной властью.
1. с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателей и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда
2. назначает в соответствии с п. 10 ст. 84 Конституции 6 судей Конституционного Суда.
3. Председатели и судьи высших судебных инстанций освобождаются от должности Президентом по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики.
4. обладает правом на обращение в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов
5. Президент обладает правом помилования (п. 19 ст. 84 Конституции Республики Беларусь).
4) Полномочия в области безопасности и обороны.
1. Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности (п. 27 ст. 84 Конституции Республики Беларусь).
2. Главнокомандующий Вооруженными Силами осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной организации государства с целью обеспечения военной безопасности Республики Беларусь. Президент как Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Беларусь назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания,
3. вводит на территории Республики Беларусь военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики
4.вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики (п. 22 ст. 84 Конституции Республики Беларусь). Режим чрезвычайного положения определяет Закон от 24 июня 2002 г. № 117-3 «О чрезвычайном положении».
5) Полномочия в области внешней политики и международных отношений.
1. Президент Республики Беларусь ведет переговоры и подписывает международные договоры
2. Президент назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях (п. 20 ст. 84 Конституции Республики Беларусь).
3. Президент Республики Беларусь принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств (п. 21 ст. 84 Конституции Республики Беларусь).
Наряду с перечисленными группами полномочий Конституция относит к компетенции Главы государства и ряд иных полномочий: решение вопросов, связанных с приемом в гражданство Республики Беларусь, его прекращением и предоставлением убежища; награждение государственными наградами и др.
Акты президента
Для реализации своих полномочий Президент Республики Беларусь осуществляет нормотворческую деятельность, издает нормативные и ненормативные правовые акты — указы, распоряжения и декреты, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, которые издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 2 Закона от 10 января 2000 г. № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с изменениями, указ — это нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы. Указы Президента Республики Беларусь могут иметь ненормативный характер (ст. 3 указанного Закона).
Существуют различные точки зрения относительно места указов в иерархии нормативных актов. По мнению Г.А. Васи-девича, новая редакция Конституции предусматривает два вида указов: 1) указы, издание которых основывается на конституционной норме; 2) указы, полномочия на издание которых предусмотрены законом. В первом случае можно утверждать, что указы не имеют подзаконного характера, т.к. основываются на конституционной норме. Второго рода указы в иерархии нормативных актов идут вслед за законами.
Распоряжения Президента Республики Беларусь — это, как правило, акты ненормативного характера, т.е. правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение. Распоряжения Президента Республики Беларусь относятся к ненормативным актам, если иное не предусмотрено Президентом.
Декреты являются новым видом актов Президента Республики Беларусь, по своему содержанию они являются актами нормативного характера (появились с 1996 г.). Декреты Президента принимаются по любым вопросам, за исключе нием случаев, предусмотренных Конституцией. Декреты Президента Республики Беларусь бывают двух видов:
—декреты, издаваемые на основе закона о делегировании Президенту законодательных полномочий;
—временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости.
Согласно ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.
Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих:
—изменение и дополнение Конституции, ее толкование;
—изменение и дополнение программных законов;
— утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;
— изменение порядка выборов Президента и Парламента;
— ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий
Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
В силу особой необходимости Президент Республики Беларусь по собственной инициативе или по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра.
Временные декреты должны быть в 3-дневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат.
Декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. Декреты Президента подлежат немедленному опубликованию и вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в них не установлен иной срок. Указы Президента нормативного характера вступают в силу со дня внесения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в них не установлен иной срок. Указы Президента, не имеющие нормативного характера, и распоряжения Президента вступают в силу со дня их опубликования, если ими не установлено иное.