Глава 10 Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 4 страница
Комиссии создаются при главах администрации в субъектах РФ и оказывают им помощь и содействие в соблюдении и защите основных прав и свобод российских граждан. Комиссия также рассматривает поступающие жалобы и принимает возможные меры для защиты и восстановления нарушенных прав.
Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан утверждено Указом Президента от 3 апреля 1997 г. № 288.
Согласно этому Положению Управление рассматривает устные и письменные обращения граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, адресованные Президенту России и его Администрации.
Управление либо самостоятельно рассматривает обращения, либо направляет их для рассмотрения в соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации, в Аппарат Правительства Российской Федерации, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В исключительных случаях жалобы рассматриваются непосредственно Аппаратом высшего должностного лица.
Среди иных министерств и ведомств, защищающих права граждан, первостепенное значение принадлежит Министерству внутренних дел Российской Федерации. Деятельность Министерства осуществляется на основе принципов уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности и гуманизма.
Одно из важных мест среди задач, реализуемых Министерством внутренних дел Российской Федерации, принадлежит защите прав и законных интересов граждан. В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации1 основными задачами Министерства в области защиты прав и законных интересов личности являются:
- разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
- организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;
- обеспечение исполнения уголовных наказаний.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. № 480, Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России) также призван осуществлять деятельность государства в области социального развития, повышения уровня жизни и доходов населения, оплаты труда, условий и охраны труда, социального партнерства в трудовых отношениях, народонаселения, занятости населения, развития кадрового потенциала, социального страхования, пенсионного обеспечения, социальной защиты населения, социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, социального обслуживания населения, государственной службы, законодательства о труде, занятости и социальной защиты населения и международного сотрудничества.
В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст. 5), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12), а также ч. 1. ст. 41 Конституции Российской Федерации декларируется и признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России), являясь федеральным органом исполнительной власти, проводит государственную политику и осуществляет управление в сфере здравоохранения, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и курортное дело, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Осуществляя государственный санитарно-эпидемиологический надзор, контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, а также государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела, Минздрав России реализует на практике защиту прав и свобод человека и гражданина.
В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Статья 43 Конституции Российской Федерации в соответствии со ст. 13 Всеобщей декларации прав человека гарантирует каждому человеку право на образование, понимая под образованием целенаправленную политику государства по обучению и воспитанию в интересах личности, общества и государства, развитие интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны. Координация государственной политики в области реализации права на образование осуществляется Министерством образования Российской Федерации (Минобразования России).
Положением о Министерстве образования Российской Федерации в качестве одной из основных задач Минобразования России установлено осуществление государственной политики в области образования, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционного права на получение образования и удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда.
Статья 44 Конституции Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, относит к числу важнейших прав граждан России право на свободу во всех сферах творческой деятельности. Это означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства юридической защиты данных прав и свобод.
В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской Федерации2 основной задачей Министерства культуры Российской Федерации является осуществление государственной политики в сфере культуры, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям, - политики, направленной на сохранение исторического и культурного наследия, содействие развитию национальных культур народов Российской Федерации, что гарантирует реализацию прав, предусмотренных ст. 44 Конституции Российской Федерации.
Неправительственной правозащитной организацией является любой добровольный некоммерческий союз граждан, организованный на местном, государственном или международном уровне. Неправительственные правозащитные организации решают самые разнообразные задачи и выполняют множество гуманитарных функций. Так, очень часто они первыми доводят до сведения правительства факты нарушений прав граждан, осуществляют общественный контроль над деятельностью правоохранительных органов, содействуют активному участию масс в политической жизни на местном уровне, решают проблемы культуры, окружающей среды и здравоохранения. Они обеспечивают анализ и экспертную оценку политических проблем, действуют в качестве механизма «раннего оповещения» и помогают осуществлять контроль над выполнением международных соглашений. Некоторые неправительственные организации созданы с целью решения конкретных проблем в области прав человека.
Помимо установленных в ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в России, ч. 2 той же статьи гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Свобода деятельности общественных объединений гарантируется», по сути, является конституционной основой деятельности неправительственных (общественных) организаций, легализует разветвленную систему правозащитных общественных институтов, существующих за пределами государственного аппарата.
В последние годы неправительственные правозащитные организации играют все более заметную роль в защите прав граждан в политической, экономической, социальной сферах. Увеличение их количества, с одной стороны, обусловлено развитием в России гражданского общества, а с другой - вызвано массовыми нарушениями прав человека.
Некоторые организации специализируются на защите прав различных социальных групп населения (бездомные, осужденные, инвалиды, беженцы, дети, военнослужащие и др.); другие же работают по отдельным видам нарушений (право на жизнь, свобода слова, право на образование, избирательные права, экологические права).
Существуют организации, которые являются универсальными. Они занимаются комплексом проблем, относящихся к правам человека. Такие организации содействуют законотворческому процессу, осуществляют мониторинг прав человека, оказывают нуждающимся конкретную помощь, ведут просветительскую работу в области прав человека, развивают международное сотрудничество и т.п.
Развитие неправительственных правозащитных организаций в России сдерживается в первую очередь экономическими причинами и отсутствием соответствующей нормативной базы. В России, по сути дела, нет внутренних источников финансирования неправительственных правозащитных организаций. Закон Российской Федерации 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятый с целью открытия источников финансирования благотворительных организаций внутри страны, фактически не работает. В настоящее время коммерческие структуры России не имеют никакой мотивации для финансовой поддержки неправительственных правозащитных организаций. Услуги, предоставляемые правозащитными организациями, несомненно, востребованы обществом. Однако социально незащищенные и ущемляемые в своих правах группы населения, на которые в первую очередь направлена деятельность неправительственных правозащитных организаций, не в состоянии оплатить эти услуги. Поэтому большинство неправительственных правозащитных организаций вынуждено финансироваться зарубежными партнерами, получая от них так называемые «гранды» на разработку тех или иных проблем либо проведение мероприятий. Многим организациям удается успешно защищать права и свободы человека и гражданина.
Среди таких организаций - Московская Хельсинкская группа, Комитет «За гражданские права», Московский центр глобальных мирокультурных стратегий, Центр экологической политики России, Центр содействия международной защите и другие. В настоящее время в России действует более полутора тысяч неправительственных правозащитных организаций федерального и регионального уровней. Они делают важное и нужное дело, помогая людям.