Отличие британского парламентаризма 9 страница
58. Периодизация истории государства и права Германии.
После короткого периода относительного единства в X—XII вв. в Германии начался закономерный процесс феодальной раздробленности. Однако в отличие от Франции он принял здесь необратимый характер. Это объясняется целым рядом причин, среди которых важную роль сыграли внешнеполитические факторы. Два основных направления внешней экспансии феодальной Германии (в Италию и на славянский Восток) привели к искусственному объединению германских герцогств, насильственно присоединенных славянских земель и Северной Италии в империю, получившую в XV в. название Священной Римской империи германской нации.
Германские императоры унаследовали не только титул "короля франков", но и короновались в Риме как "императоры римлян", получая корону из рук папы и претендуя тем самым на духовное и светское лидерство в христианском мире. Этим объясняется то особое значение, которое приобрели в истории Германии взаимоотношения между государством и церковью, в том числе ее центром в Риме.
Поскольку основной тенденцией развития Германии оставалась тенденция к децентрализации, периодизация развития феодального государства Германии представляет известную сложность. Смена форм феодального государства прослеживается здесь не столько в масштабе всей империи и собственно Германии, сколько по отдельным германским княжествам, землям. С XIII в. они постепенно превращались в самостоятельные государства, лишь формально связанные между собой императорской властью. Что же касается Германского феодального государства в целом (т.е. империи), то его историю можно условно разделить на два больших этапа:
1. Становление и развитие относительно централизованного раннефеодального государства в Германии в рамках империи (X—XII вв.).
2. Территориальная раздробленность в Германии (XIII — начало XIX в.) и развитие автономных германских княжеств — государств.
После образования самостоятельных княжеств и юридического оформления олигархии крупнейших князей-курфюрстов (XIII— XIV вв.) Германия вплоть до XIX в. не представляла собой единого государства и сохраняла форму сеньориальной монархии с отдельными элементами сословно-представительной монархии. Различные стадии развития феодального государства могут быть выявлены здесь только в пределах локальных территорий, государств-княжеств. В XIV—XVI вв. в княжествах Германии устанавливаются сословно-представительные, а в XVII—XVIII вв. абсолютные монархии. В 1806 году под ударами войск Наполеона "Священная Римская империя" пала.
59. Образование сеньориальной монархии в Германии в IX-XII вв.
В Х-ХI вв. в Германии шел процесс становления феодального общества и государства. В ХII в. была сформирована социально-классовая структура феодального общества. Господствующий класс 1. Крупные и средние феодалы, принадлежавшие к родовой и служилой аристократии. К родовой аристократии относились герцоги - племенные князья, превратившиеся в крупных землевладельцев. Служилая аристократия состояла из лиц графского ранга. Она занимала важные светские и духовные должности в административных округах (графствах). 2. Мелкие феодалы - рыцари образовались из мелкого поместного дворянства и из верхушки свободных крестьян. Все феодальное дворянство и духовенство было разделено по иерархическому принципу на ранги, или как их называли щиты. Саксонское зерцало (в 20х г. ХIIв.) упоминает 7 военных щитов: король, духовные князья (епископы и аббаты), светские князья, их вассалы и т.д. В ранги были включены и "неблагородные сословия (т.н. шеффенское сословие). Из них избирались судьи общинных судов - шеффены. Крестьянское население делилось на две группы - свободных и крепостных. Свободные крестьяне имели землю или в собственности или во владении. В соответствии с этим эта группа включала: 1) Аллодистов (владельцев собственных земельных участков - аллодов), не несших никаких повинностей; 2) Чиншевиков (держателей чужой земли, плативших за нее оброк или чинш); 3) арендаторов (лиц, получавших землю во временное пользование в аренду). Вторая группа - крепостные крестьяне, включая лично зависимых и лично свободных. Лично зависимые были прикреплены к земле и несли ряд повинностей, носивших твердо установленный размер. Эти крестьяне не могли перейти от одного феодала к другому, не имели права заключать брак без разрешения сеньора. Лично свободные отбывали повинности, размер которых не был определен. Во всем остальном их правовое положение было схоже положением лично зависимых крестьян. Вне этих групп стояла категория холопов. Они жили при дворе и выполняли повинности по усмотрению феодала. За это они получали содержание. Государственный строй.В Х-XII в. Германия представляла собой единое государство. Главой государства являлся король (королевский престол был выборным). Временному усилению королевской власти способствовала деятельность Оттона I (936-973гг.). В борьбе с герцогами он опирался на церковь. Его мероприятия в отношении церкви получили название "оттоновский привилегий". Они сводились: - часть функций герцогов была передана епископам; - в областях были созданы независимые от герцогов епископские территории; - духовные феодалы были подчинены исключительно королевской власти; - король назначал своей властью епископов, пользовался частью доходов с церковных земель. Результатом "оттоновских привилегий" явилось развитие церковного землевладения и рост независимости церковных магистров. Дальнейшее развитие феодализма вызвали в ХII в. ослабление королевской власти. Центральный аппарат сохранил в себе черты дворцово-вотчинной системы управления (высшие сановники дворца исполняли важнейшие государственные функции. Это канцлер (1й министр), камерарий (финансист), капелан (заведовал делами канцелярии), маршал (командующий войском) и др. Для решения общеимперских вопросов созывался съезд духовных и светский феодалов - непосредственных вассалов императора. При императоре с начала ХI в. образовался узкий королевский совет (гофмаг), состоявший из сановников императора. На местах происходило постепенное заложение системы королевских округов - графств. Прежние королевские чиновники - графы превращались в наследственных ленников. Они создавали собственный аппарат управления своими владениями. Деятельность местного аппарата все в меньшей степени начинает зависеть от воли императора. Армия. Вооруженные силы империи подразделялись на имперские и княжеские войска, а также ополчение. Императорское войско формировалось из рыцарей - вассалов императора, которые были обязаны службой своему господину. Император устанавливал численность войска для участия в военных походах. Вместе с тем участия феодалов в этих походах определялось обычаем. Так, военная служба феодалов определялась 6ю неделями. В дальнейшем феодалы вместо лично явки поставляли с каждого имения определенный континент для конницы. Города, монастыри выставляли пехоту. Ополчение крестьян созывалось в случае военного нападения на страну. Суды. В рассматриваемый период в Германии сложилась пятизвенная судебная система. Верховных судьей являлся император. По мере складывания княжеского управления судебная власть императора ограничивалась судебной властью светских и духовных феодалов. Феодалы образовали второе звено судебных органов - сословные суды, действовавшие на основе принципа "суда равных". В соответствии с ним сложились княжеские, графские и т.д. виды сословного суда. В поместьях землевладельцев функционировали феодальные (господские) суды, юрисдикция которых вначале распространялась на крепостных крестьян. В дальнейшем она была расширена на все население сеньории. Господские суды действовали также в зависимых городах. Городские суды действовали в свободных городах. Наконец, наряду с вышеупомянутыми судебными органами существовали церковные суды. Их юрисдикция распространялась на духовенство и некоторых светских лиц, а также на отдельные категории дел. Это бракоразводные дела, некоторые дела, направленные против церкви и др. Важной особенностью политического развития Германии является постепенный распад ее на отдельные княжества, сохранившие самостоятельность вплоть до XIX в. Этому способствовали экономические и политические условия развития Германского государства. Экономическое развитие страны происходило неравномерно, единого хозяйственного центра не сложилось, в силу чего интересы отдельных регионов зачастую расходились. Усилению сепаратизма способствовала и политическая обстановка как внутри страны, так и за ее пределами. Королевская власть в своих политических интересах поддерживала отдельные группировки магнатов, наделяла их разными привилегиями. Например, Оттон I наделил церковных феодалов правовым иммунитетом, в результате чего епископы, получив права владетельных князей, стали противниками укрепления королевской власти. Длительная борьба германских королей за завоевание Италии и противоборство с папской властью, хотя и завершилась принятием в 962 г. Оттоном I титула императора и образованием "Священной римской империи германской нации", привела к еще большему ослаблению королевской власти
60. Особенности сословной структуры средневекового общества в Германии IX-XII вв. (по Саксонскому зерцалу).
В Х-ХI вв. в Германии шел процесс становления феодального общества и государства. В ХII в. была сформирована социально-классовая структура феодального общества. Господствующий класс 1. Крупные и средние феодалы, принадлежавшие к родовой и служилой аристократии. К родовой аристократии относились герцоги - племенные князья, превратившиеся в крупных землевладельцев. Служилая аристократия состояла из лиц графского ранга. Она занимала важные светские и духовные должности в административных округах (графствах). 2. Мелкие феодалы - рыцари образовались из мелкого поместного дворянства и из верхушки свободных крестьян. Все феодальное дворянство и духовенство было разделено по иерархическому принципу на ранги, или как их называли щиты. Саксонское зерцало - замечательнейший и наиболее влиятельный средневековый германский судебник. Составленный на нижнегерманском наречии, он представлял собой изложение местного, еще не записанного обычного права С. земли; имперские законы принимались в соображение, лишь поскольку они стали народными в данной местности. С. зерцало распадается на общее и ленное право и намеренно исключает, ввиду их разнообразия, права служебное, дворцовое и городовое.
Саксонское зерцало (в 20х г. ХIIв.) упоминает 7 военных щитов: король, духовные князья (епископы и аббаты), светские князья, их вассалы и т.д. В ранги были включены и "неблагородные сословия (т.н. шеффенское сословие). Из них избирались судьи общинных судов - шеффены. Крестьянское население делилось на две группы - свободных и крепостных. Свободные крестьяне имели землю или в собственности или во владении. В соответствии с этим эта группа включала: 1) Аллодистов (владельцев собственных земельных участков - аллодов), не несших никаких повинностей; 2) Чиншевиков (держателей чужой земли, плативших за нее оброк или чинш); 3) арендаторов (лиц, получавших землю во временное пользование в аренду). Вторая группа - крепостные крестьяне, включая лично зависимых и лично свободных. Лично зависимые были прикреплены к земле и несли ряд повинностей, носивших твердо установленный размер. Эти крестьяне не могли перейти от одного феодала к другому, не имели права заключать брак без разрешения сеньора. Лично свободные отбывали повинности, размер которых не был определен. Во всем остальном их правовое положение было схоже положением лично зависимых крестьян. Вне этих групп стояла категория холопов. Они жили при дворе и выполняли повинности по усмотрению феодала. За это они получали содержание.
61. Изменения в государственном строе Германии в XIII-XV вв. (учреждение рейхстага и общеимперского суда).
Государственное устройство (XIV-XVI в.в.).Высшее управление империей сосредотачивалось в руках курфюрстов. Булла предусматривала создание постоянно действующего органа - коллегии курфюрстов. Один раз в год созывался съезд коллегии для решения государственных дел. Коллегия получила право смещать императора и вершить суд над ним.
Общегосударственным органом являлся рейхстаг. Он сложился в XIV в. и состоял из 3х коллегий: 1) коллегии курфюрстов, 2) коллегии графов, князей и свободных господ, 3) коллегии представителей свободных городов.
С XIV—XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения — рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом (букв, "имперский день"), который с XIII в. созывался императором достаточно регулярно. Его структура окончательно оформилась в XIV в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от представительства трех сословий других западноевропейских государств. Прежде всего в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства неимперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии постольку, поскольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.
Таким образом, рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья — княжеств, а бургомистры имперских городов представительствовали по должности.
Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гоф-рата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.
В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Эти попытки отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаблением центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель — императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей — "общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь.
Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии империи. Империя не имела постоянного войска. Военные контингенты в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям сообразно с силами страны.
62. Особенности сословно-представительной монархии в Германии в XIV-XV вв.
"Золотая булла" закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов — Майнцского, Кельнского и Трирского, а также маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского. Князья-избиратели большинством голосов определяли выбор императора. "Золотая булла" подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Он подавал голос последним, был председателем коллегии курфюрстов и должен был созывать собрание всей коллегии во Франкфурте-на-Майне. Архиепископ Майнцский мог испрашивать заранее согласие других курфюрстов на ту или иную кандидатуру. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был проходить съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения. "Золотая булла" признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание алам было запрещено вести войны против сеньоров, городам — заключать союзы против курфюрстов. Таким образом, в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов, сложившаяся еще до "Золотой буллы". Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором). С XIV—XV вв. в Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения — рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом (букв, "имперский день"), который с XIII в. созывался императором достаточно регулярно. Его структура окончательно оформилась в XIV в. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Характер представительства этих имперских сословий, или чинов, отличался от представительства трех сословий других западноевропейских государств. Прежде всего в рейхстаге отсутствовали представители мелкого дворянства, а также бюргерства неимперских городов. Духовенство не образовало отдельной коллегии и заседало в первой или во второй коллегии постольку, поскольку крупные прелаты входили в состав княжеского слоя. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей. Таким образом, рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья — княжеств, а бургомистры имперских городов представительствовали по должности. Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гоф-рата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций. В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Эти попытки отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаблением центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. Вормсский рейхстаг 1495 года, провозгласивший "вечный земский мир" (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 человек), городами (2 человека), а председатель — императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Им предоставлялись для этого воинские контингенты. Кроме того, была введена особая подать на нужды управления империей — "общеимперский пфенниг". Однако значительная часть этих мероприятий так и не была проведена в жизнь. Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии империи. Империя не имела постоянного войска. Военные контингенты в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям сообразно с силами страны. Таким образом, отсутствие профессиональной бюрократии, постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей многовластие курфюрстов, при своеобразной конфедеративной форме государственного единства.
63. Особенности абсолютной монархии в Германии в XVI-XVIII вв.
Конец XV - первая половина XVI в. в Германии - период экономического расцвета. Однако развитие экономики происходило несколько по иному, чем в Англии и Франции. Ни один города Германии не превратился в такой хозяйственный центр страны, каким был, например, Лондон в Англии. Экономическое развитие Германии отличалось большой неравномерностью по ее отдельным районам. В то время как в Англиии Франции развитие торговли и промышленности привело кцентрализации, в Германии этот процесс обусловил объединение интересов по отдельным землям вокруг местных центров, что способствовало политической раздробленности. Реформация и крестьянская воина. Реформация в первой воловине XVI в. ко всем условиям, разъединявшим Германию, прибавила еще одно - вероисповедание. Германия раскололась на протестантскую (север) и католическую (юг) части. Реформация сопровождалась социальными движениями, из которых наиболее значительной былаКрестьянская война 1524-1526 гг. В результате этой войны была разорена часть духовенства, дворянства, княжеские города, население которых участвовало в войне, лишились своих привилегий и попали в полную зависимостьот князей. Объективно перед восставшими стояли две задачи: ликвидация феодальной эксплуатации и политическоеобъединение страны. Положительное решение этих задач могло способствовать переходу Германии на путь буржуазного развития. Поэтому решающее значение приобретала позиция немецкого бюргерства, но оно оказалось неспособным возглавить антифеодальное восстание. Крестьянская война принесла выгоды лишь для князей. Княжеская власть усилилась за счет ослабления городов, оскудения части дворянства, пострадавшего в ходе Крестьянской войны и вынужденного искать опоры у княжеской власти. Князья подчинили себе и новое протестантское духовенство. Тридцатилетняя война. Тридцатилетняя война(1618-1648), которая велась под религиозными лозунгами борьбы католиков с протестантами, решала политические задачи: северогерманские князья боролись против усиления императорской власти и создания единого национального государства. Борьба закончилась победой князей, их власть еще более усилилась. Они стали почти независимыми от императорской власти. По Вестфальскому миру князья получили право заключать союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами. Вестфальский мир привел к полному торжеству партикуляризма в государственном строе Германии. Внутри княжеств власть князей продолжала усиливаться.К XV - 1 пол XVI в. - эк расцвета. отличия: неравномерностью по ее отд районам, т. о, развитие торг и пром привело к объединение вокруг местных центров.+ в 1 пол XVI в. Германия раскололась на протест и катол. Реформация сопровождалась соц движениями, Крест война 1524-1526 гг. Кр война принесла выгоды лишь для князей, кн власть усил за счет ослабления городов, оскудения части дворянства. Тридцатилетняя война (1618-1648), которая велась под религиоз-ными лозунгами борьбы католиков с протестантами, решала полити-ческие задачи: северогерманские князья боролись против усиления им-ператорской власти и создания единого национального государства. Борьба закончилась победой князей, их власть еще более усилилась. Они стали почти независимыми от императорской власти: по Вест-фальскому миру князья получили право заключать союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами. Вестфальский мир привел к полному торжеству партикуляризма в государственном строе Германии. Внутри княжеств власть князей продолжала усиливаться. Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование, а в остальных пришли в упадок. Пруссия постепенно сложилась из отд земель. XVIII в. Пруссия - абсол монарх. Упр централизовано. Высш орган - тайный совет. тайный совет был раздел на 3 департамента: иностр дел, юстиции и внутр дел. Департаменту внутр дел, в провинциях подчин воен и домениальные палаты. + действ ландраты, - земские советы. Члены ландратов председательств на двор собраниях. Ландраты ведали делами своего сословия. + на них возложены общегос ф-ии: взим налогов, заведыв полицией, рекрут набором. Члены гор советов (магистратов, назначались прав-ом. Землевладельцам принадл вотчинная полиция и юстиция, патронат над церковью и школой. В своб кр общ управление осущ старосты. Прусское гос вмеш в общ жизнь. В этом смысле прусское гос -полиц. Австр просвещ абсол. В XVIII в. в Зап Евр-“просвет движение (Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье ) Под влиянием просвет правители ряда гос провод реформы Распростр идей пришлось на период абсолютизма. Примером такой пол-ки -пол-ка Австрии. Австрия -многонац гос, кот в XVIII в. переж сложн ситуацию. (борьба за престол). После смерти Карла VI ед наследн -его дочь Мария-Терезия, но законы запрещ наследование престола по женской линии. Марии-Терезии завоевыв вл в борьбе с Пруссией и Баварией. Война выявила слабые стороны гос и прежде всего в организации армии. Поэтому, став во главе Австрии, Мария-Терезия свои реформы нач с военной сферы. введена система рекр наборов. Для подготовки офицер кадров - военная академия. огран креп право: сокращ барщина, введен контроль за суд вл помещиков, созданы сборники гр и уг пр. Фин реформа: введен всеобщего подоход налога на базе всеобщей переписи насел. Значит вним уделялось образованию Все эти реформы сопров централиз гос аппарата. Продолж стал сын Иосиф II, выбранный в 1765 г. импер Герм. Иосиф II отменил креп пр. создан свод законов: отменялись суд пытки, огранич применение смертной казни. Школьному обуч дано светское направл. Церк реформа огранич привилегии катол церкви. Гос оказ поддержку сел хоз и пром; были уничтожены многие внутр пошлины, увел пошлины на ввозимые товары; Но! масс выступл против преобразований. Перед смертью Иосиф II отменил все реформы.
64. Периодизация истории средневекового государства и права Англии.
Становление феодального государства в Англии связано с многочисленными завоеваниями Британских островов племенами германского и скандинавского происхождения. Римское завоевание оставило о себе практически только архитектурные и лингвистические памятники (названия местечек, городов). После ухода римлян в V в. н.э. населявшие Англию кельтские племена подверглись вторжению германских племен англов, саксов и ютов, оттеснивших кельтское население на окраины острова (Шотландия, Уэльс, Корнуэлл)-В VII в. англосаксы приняли христианство и образовали семь ран-нефеодальных королевств (Уэссекс, Сассекс, Кент, Мерсию и др.), которые в IX в. под главенством Уэссекса образовали англосаксонское государство — Англию. В начале XI в. английский престол был захвачен датчанами, которые правили вплоть до возвращения англосаксонской династии в лице Эдуарда Исповедника (1042 год)-
В 1066 г. правитель Нормандии герцог Вильгельм, имея благословение римского папы и французского короля, высадился с войском на остров и, разгромив англосаксонское ополчение, стал английским королем. Нормандское завоевание оказало большое влияние на дальнейшую историю английского государства, которое развивалось в основном аналогично средневековым государствам континента. Вместе с тем отличительной чертой его эволюции начиная с XI в. стала ранняя централизация, отсутствие феодальной : раздробленности и быстрое развитие публичных начал королевской власти.
В качестве главных этапов развития английского феодального государства можно выделить:
1) период англосаксонской раннефеодальной монархии в IX— XI вв.;
2) период централизованной сеньориальной монархии (XI— XII вв.) и гражданских войн за ограничение королевской власти (XII в.);
3) период сословно-представительной монархии (вторая по-ловина XIII—XV в.);
4) период абсолютной монархии (конец XV — середина XVII в.).
65. Формирование феодального общества и государства у англосаксов.
Первые раннефеодальные государства в Англии стали образовываться на базе разложения родоплеменных отношений среди англосаксонских племен. В течение IX-XI вв. в Англии окончательно побеждают феодальные отношения. Все крестьянство подвергается феодальной эксплуатации: свободное население несет различные тяготы в пользу государства, зависимые и крепостные крестьяне - в пользу феодалов, обладающих над ними судебной и личной властью. Вся власть в государстве сосредотачивается в руках короля и знати, которая образует королевский совет- уантагемот (или "собрание мудрых"). Именно уантагемот становится высшим органом государственной власти. Без его согласия король не имел права ни издавать законы, ни проводить какие-либо важные государственные мероприятия. Новый этап истории феодальной государственности связан с завоеванием Англии в 1066 г. норманнским герцогом Вильгельмом Завоевателем. После норманнского завоевания в Англии было образовано централизованное государство с сильной королевской властью. Королю принадлежали верховные права на все земли страны, что обеспечило ему власть над феодалами. В руках короля были сосредоточены законодательная, судебная и военная власть. При короле действовала так называемаяКоролевская курия -совещательный орган из знати и приближенных короля. Высшими должностными лицами были:маршал, командовавший войском,камерарий, управляющий землями и имуществом короля,канцлер - руководитель королевской канцелярии, юристиарий - первый помощник короля, замещавший его во время отсутствия. В начале XII в. из Королевской курии выделяется специальный орган, ведавший исключительно вопросами финансов, -палата Шахматной доски.Особенностью английского феодального государства был довольно ранний отказ от войска, состоявшего из военных дружин вассалов. Наличие крупных военных формирований в условиях отсутствия внешней угрозы стало представлять значительную угрозу Королевской власти. Английский король Генрих II заменил для своих вассалов обязанность военной службы денежной повинностью (так называемые"Щитовые деньги") что позволило ему создать наемное войско. На случай внешней угрозы был предусмотрен созыв народного ополчения, а всем свободным гражданам вменено в обязанность обладание вооружением согласно своему имущественному положению. Другим важным мероприятием, укрепившим роль королевской власти, стала судебная реформа Генриха II. В ходе реформы из сениориальной юрисдикции были исключены все уголовные дела и значительная часть исков о земельной собственности и ленном владении. Королевская курия стала постоянно действующим верховным судебным органом. В XIII в. Королевская курия разделяется насуд королевской скамьи, ведавший уголовными делами и разбором аппеляций, исуд общих тяжб, ведавший делами общего характера. Одновременно вводятся институты разъездных судей и присяжных обвинителей. Деятельностьразъездных судей, ставших выезжать на места для рассмотрения дел и контроля над местной администрацией, содействовала не только становлению единой судебной системы, но и "общего права". Но сильная королевская власть и централизация управления создали благоприятные условия для произвола и деспотизма и, как следствие, возникновения движения за ограничение полномочий короля и его чиновников. В начале XIII в. Англия была втянута в войну с Францией, требовавшую огромных расходов. Английский король Иоанн Безземельный, практиковавший введение чрезвычайных налогов и широкие произвольные поборы, вступил в открытый конфликт с большинством светских и духовных феодалов, поддержанных городами и частью крестьянства. Этот конфликт завершился подписаниемВеликой Хартии Вольности (1215 г.).Центральное место в Хартии занимают статьи, выражающие интересы баронов. Их феоды объявлялись свободнонаследуемыми владениями, ограничивались размеры рельефа, выплачиваемого при передаче феода по наследству, запрещалось переносить по королевскому приказу иски о собственности из курии барона в королевскую курию. Ограничивался королевский произвол при обложении баронов денежными повинностями. Бароны были обязаны оказывать королю денежную помощь лишь при: 1) выкупе короля из плена, 2) при посвящении в рыцари его старшего сына и 3) при выдаче замуж старшей дочери от первого брака. В отношении других сословий Хартия подтверждала существующие привилегии церкви и духовенства, в частности свободы выборов церковных иерархов.