Вопрос 5. Особенности реализации принципа разделения властей в Республике Беларусь.
Вопрос 1. Понятия «государственный орган», «государственный аппарат», «орган государственной власти», «государственное учреждение».
Государственный аппарат – это система органов государства, через которые государственные служащие от имени государства обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий.
Государственный орган – это гражданин или коллектив граждан, наделенных государственно-властными полномочиями, уполномоченных государством на осуществление его задач и функций и действующих в установленных государством порядке.
Орган государственной власти – это орган государства, уполномоченный осуществлять законодательную, исполнительную или судебную власть. Понятие «государственный орган» шире понятия «орган государственной власти».
Государственное учреждение – это государственная организация, являющаяся составной и относительно обособленной частью государственного аппарата, которая создана для управления какой-либосферой или объектом обслуживания населения, обеспечения деятельности государственных органов и иных управленческих функций, однако государственно-властными полномочиями не обладает (библиотеки, театры, государственные поликлиники, школы и др.).
Вопрос 2. Признаки государственных органов.
Признаки органа государственной власти:
1. Все органы государственной власти создаются на основе Конституции и принятых в соответствии с ней подконституционными актами.
2. Орган государственной власти обладает определенным объемом полномочий.
3. Каждый орган государственной власти реализует свои полномочия в присущих ему формах с использованием тех методов, которые определены нормативными актами.
4. Все органы государственной власти составляют единую систему государственной власти, т.е. совокупность ее высших и местных органов, осуществляющих функции единой государственной власти.
Вопрос 3. Конституционные основы системы государственных органов в Республике Беларусь.
Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Деятельность суда, Президента, Правительства, Парламента закреплена в разделе IV Конституции.
Вопрос 4. Принципы организации и деятельности государственных органов в Республике Беларусь.
1. Разделение властей.
2. Демократический централизм.
3. Социальная направленность.
4. Законность.
5. Приоритетность человека, его прав и свобод.
6. Сочетание в деятельности принятия решений с обеспечением их исполнения и осуществлением контроля за проведением в жизнь.
7. Регулярная отчетность перед населением.
8. Гласность в работе.
9. Ответственность.
10. Невмешательство государственных органов в деятельность общественных объединений и наоборот.
11. Профессионализм.
12. Право равного доступа к государственной службе.
13. Научность.
Вопрос 5. Особенности реализации принципа разделения властей в Республике Беларусь.
Разделение государственной власти на ветви, равные, относительно самостоятельные, взаимодействующие и взаимоограничивающие друг друга, призвано обеспечить в конечном итоге то необходимое равновесие интересов, которое и делает власть действительно цельной и единой.
Согласно ст. 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
Каждый орган, относящийся к той или иной ветви власти, является органом государственной власти.
Особое место в системе органов государственной власти занимает Президент, который является Главой государства. Он обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти
Органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Он одновременно выступает и в качестве представительного органа.
Органы исполнительной власти исполняют либо организуют исполнение законодательных актов, решений вышестоящих по отношению к ним вышестоящих органов и сами осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим органам деятельность путем издания обязательных для исполнения правовых актов.
Органы исполнительной власти отличаются многообразием. Они разделяются по масштабу деятельности на республиканские и (министерства, госкомы) и местные (исполкомы, местные администрации); по характеру полномочий – органы общей и специальной компетенции; по форме осуществления полномочий – коллегиальные (исполком, правительство) и единоначальные (министр).
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и другими судами.
Особое место в системе органов государственной власти занимает прокуратура. Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в деле обеспечения прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.