Вопрос 5. Особенности реализации принципа разделения властей в Республике Беларусь.

Вопрос 1. Понятия «государственный орган», «государственный аппарат», «орган государственной власти», «государственное учреждение».

Государственный аппарат – это система органов государства, через которые государственные служащие от имени государства обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий.

Государственный орган – это гражданин или коллектив граждан, наделенных государственно-властными полномочиями, уполномоченных государством на осуществление его задач и функций и действующих в установленных государством порядке.

Орган государственной власти – это орган государства, уполномоченный осуществлять законодательную, исполнительную или судебную власть. Понятие «государственный орган» шире понятия «орган государственной власти».

Государственное учреждение – это государственная организация, являющаяся составной и относительно обособленной частью государственного аппарата, которая создана для управления какой-либосферой или объектом обслуживания населения, обеспечения деятельности государственных органов и иных управленческих функций, однако государственно-властными полномочиями не обладает (библиотеки, театры, государственные поликлиники, школы и др.).

Вопрос 2. Признаки государственных органов.

Признаки органа государственной власти:

1. Все органы государственной власти создаются на основе Конституции и принятых в соответствии с ней подконституционными актами.

2. Орган государственной власти обладает определенным объемом полномочий.

3. Каждый орган государственной власти реализует свои полномочия в присущих ему формах с использованием тех методов, которые определены нормативными актами.

4. Все органы государственной власти составляют единую систему государственной власти, т.е. совокупность ее высших и местных органов, осуществляющих функции единой государственной власти.

Вопрос 3. Конституционные основы системы государственных органов в Республике Беларусь.

Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Деятельность суда, Президента, Правительства, Парламента закреплена в разделе IV Конституции.

Вопрос 4. Принципы организации и деятельности государственных органов в Республике Беларусь.

1. Разделение властей.

2. Демократический централизм.

3. Социальная направленность.

4. Законность.

5. Приоритетность человека, его прав и свобод.

6. Сочетание в деятельности принятия решений с обеспечением их исполнения и осуществлением контроля за проведением в жизнь.

7. Регулярная отчетность перед населением.

8. Гласность в работе.

9. Ответственность.

10. Невмешательство государственных органов в деятельность общественных объединений и наоборот.

11. Профессионализм.

12. Право равного доступа к государственной службе.

13. Научность.

Вопрос 5. Особенности реализации принципа разделения властей в Республике Беларусь.

Разделение государственной власти на ветви, равные, относительно самостоятельные, взаимодействующие и взаимоограничивающие друг друга, призвано обеспечить в конечном итоге то необходимое равновесие интересов, которое и делает власть действительно цельной и единой.

Согласно ст. 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Каждый орган, относящийся к той или иной ветви власти, является органом государственной власти.

Особое место в системе органов государственной власти занимает Президент, который является Главой государства. Он обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти

Органом законодательной власти является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Он одновременно выступает и в качестве представительного органа.

Органы исполнительной власти исполняют либо организуют исполнение законодательных актов, решений вышестоящих по отношению к ним вышестоящих органов и сами осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим органам деятельность путем издания обязательных для исполнения правовых актов.

Органы исполнительной власти отличаются многообразием. Они разделяются по масштабу деятельности на республиканские и (министерства, госкомы) и местные (исполкомы, местные администрации); по характеру полномочий – органы общей и специальной компетенции; по форме осуществления полномочий – коллегиальные (исполком, правительство) и единоначальные (министр).

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и другими судами.

Особое место в системе органов государственной власти занимает прокуратура. Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в деле обеспечения прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.

Наши рекомендации