В. Эмпирические доказательства

В своем обзоре проблем политической экономии Альт и Алезина весьма оптимистично настроены в отношении той информации, которую можно по­лучить с помощью эмпирических доказательств. В своей главе они пишут об исключительно важных и в высшей степени успешных теоретических и эмпи­рических исследованиях Конгресса США. Там же отмечается, что новые тео­рии политических циклов, основанные на идеях рационального выбора и рациональных экспектаций, более плодотворны, чем бытовавшие ранее. Далее авторы указывают, что решающее значение будут иметь эмпирические рабо­ты ближайших нескольких лет (гл. 28 наст. изд.).

Должен признаться в своем до известной степени скептическом отноше­нии к подобным заявлениям. Даже учитывая то обстоятельство, что я с боль­шим уважением отношусь к эмпирическим доказательствам, мне представля­ется, что на них не следует возлагать слишком большие надежды. Эконометрические доказательства в экономике редко становились важнейшими при решении проблем в области экономических отношений. Было поставлено со­всем немного естественных экспериментов, и полученные результаты ока­зывались достаточно спорными. Чтобы доказать это на конкретном примере, А. Алезина и X. Розенталь обращают внимание на тот факт, что их статисти­ческая проверка гипотезы о наличии корреляции между интересами и ретрос­пективой рациональных мотивов голосования имеет сводный характер, что справедливо и по отношению к другим предположениям, выдвинутым при создании моделей (Alesina, Rosenfhal, 1995, р. 209). То обстоятельство, что эта проблема является общей для эконометрических исследований, в данном слу­чае не может служить утешением.

Рассмотрим чрезвычайно интересную модель рационального партийного поведения, в которой левые и правые исходят из различных предпочтений относительно инфляции и безработицы (поэтому я определяю такое поведе­ние как «партийное»). В рамках этой модели избиратели действуют рациональ­но, однако здесь имеет место неопределенность в отношении исхода выборов и тех макроэкономических соглашений, которые должны быть заключены заранее и не могут непосредственно зависеть от исхода выборов. На основе подобных предположений можно заранее определить некоторые результаты выборов, однако точность их оценки будет зависеть от тех «неожиданностей», которые могут произойти в ходе голосования. А. Алезина и Н. Рубини проверя­ют эту теорию, вводя авторегрессивные модели экономического роста, без-

работицы и инфляции, подставные переменные, которые дают оценку «+1» за 6 или 4, или 8 кварталов, следуя отклонению курса правительства вправо, и «—1», при изменении его курса влево (Alesina, Roubini, 1992). Эти перемен­ные оказываются важными показателями в сводном анализе временных рядов общенациональных данных для стран с двухпартийной или двухблоковой системами: коэффициент составляет 0,62 при 95% уверенности, в интервале от 0,3 до 0,9. При этом исходят из того, что через 18 месяцев после победы на выборах партии правой ориентации показатель ежегодного экономического роста снизится примерно на 1,3%. Если такие регрессии имеют место в ряде стран, значит, «все регрессии экономического роста, инфляции и безработи­цы демонстрируют благоприятные условия для доказательства [гипотезы], хотя не все коэффициенты политических переменных при этом значимы» (Alesina, Roubini, 1992, р. 679).

Существует еще целый ряд вопросов, которые мог бы задать скептик. Они могут быть связаны, например, с подходом к проверке различных теорий (Mirrlees, 1989). Остается неясным, относятся ли изменения в прави­тельстве к числу электоральных неожиданностей', в Великобритании пере­выборы Дж. Мейджора в 1992 г., возможно, оказались большей «неожидан­ностью», чем выборы М. Тэтчер в 1979 г. Модель исходит из конкретной макроэкономической теории. Оценка опыта отдельной страны может напра­вить читателя по неверному пути. В случае с Великобританией полученные результаты являются «более значимыми», если пример ограничен периодом времени, прошедшим после 1971 г., однако это означает лишь то, что были проанализированы только две смены правительства, каждая из которых имела свою специфику (в первом случае пришел к власти В. Вильсон в 1974 г. после забастовки горняков; во втором — Маргарет Тэтчер в 1979 г.). Это означает, что данные случаи не могут служить надежным ориентиром в вопросе о том, что случилось бы, если бы курс правительства Великобрита­нии отклонился влево.

В заключение следует отметить, что другие исследователи придержива­лись значительно более осторожных позиций. Как заметил С. Шефрин, «двух проверок рациональной партийной теории... для теории недостаточ­но», и это положение сохраняет силу, несмотря на то, что Алезина в своей работе 1990 г. выступил с возражениями (Sheffrin, 1989, р. 256; Alesina, 1990), М. Палдам тоже характеризует проведенные им проверки с изрядной долей осторожности: «Мы пришли к выводу о том, что в статистике есть «нечто», очень напоминающее партийные циклы Алезины, однако сегодня это «нечто» еще слишком непонятно, и поэтому требует дальнейшего изу­чения» (Paldam, 1991, р. 323).

ЛИТЕРАТУРА

Alesina A. Politics and business cycles in industrial democracies // Economic Policy. 1989.

Vol.4. P. 55-87.

Alesina A. Evaluating rational partisan business cycle theory: A response // Economics and

Politics. 1990. Vol.3. P. 63-72.

Alesina A., Carliner C. (eds). Politics and economics in the eighties. Chicago: University of

Chicago Press, 1991.

Alesina A., Rosenthal H. Partisan politics, divided government and the economy. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

Alesina A., Roubini N. Political cycles in OECD economies // Review of Economic Studies.

1992.Vd.59. P. 663-688.

ArndtH. W. Political economy// Economic Record. 1984, Vol. 60. P. 266-273.

Arrow K.J. Social choice and individual values. New Haven (Conn.): Yale University Press,

1963; originally published 1951.

Atkinson A.B. Public economics in action. Oxford: Oxford University Press, 1995.

Bastable C.F. Public finance. London: Macmillan, 1903; originally published 1892.

Baumol W.J. Welfare economics and the theory of the state. London: G. Bell and Sons,

1965; originally published 1952.

Brown L. (ed.). New shorter Oxford English Dictionary. Oxford: Oxford University Press, 1993.

Buchanan J.M. Fiscal theory and political economy. Chapel Hill: University of North

Carolina Press, 1960,

Buchanan J.M., Tullock G. The calculus of consent. Ann Arbor: University of Michigan

Press, 1962.

Buchanan J.M., Wagner R. Democracy in deficit. New York: Academic Press, 1977.

Cannan E.A. Review of economic theory. London: P.S. King and Son, 1929.

Crystal D. (ed.). Cambridge Encyclopedia. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

Downs A. An economic theory of democracy. New York: Harper and Row, 1957.

Drew J., Sen A. Introduction // The Political Economy of Hunger / Ed. byJ. Dreze, A. Sen,

A. Hussain.Oxford: Oxford University Press, 1995. P. 13-45.

Edgeworth F. Y. Mathematical psychics: An essayon the application of mathematics to the

moral sciences. London: C.K. Paul, 1881.

Frey B.S. Taxation in fiscal exchange — comment // Journal of Public Economics. 1976.

Vol. 6. P. 31-35.

Frey B.S. Democratic economic policy. Oxford: Martin Robertson, 1983.

Garfmkel M.R., Oh S. Strategic discipline in monetary policy with private information:

Optimal targeting horizons //American Economic Review. 1993. Vol. 83. P. 99—117.

Groenewegen P. Professor Arndt on political economy: A comment // EconomicRecord.

1985. Vol. 61. P, 744-751.

Groenewegen P. «Political economy» and «economics» // The New Palgrave Dictionary of

Economics/Ed. byJ. Eatwell, M. Milgate, P. Newman. London: Macmillan, 1987. P. 904-907.

Harrington J.E. Economic policy, economic performance, and elections // American

Economic Review. 1993. Vol. 83. P. 27-42.

Hibbs D.A., Fassbender H. (eds). Contemporary political economy. Amsterdam: North Holland, 1981.

International Labour Office. Into the twenty-first century: The development of social security. Geneva: ILO, 1984.

Jevons W.S. The theory of political economy. London: Macmillan, 1910; originally published

1879.

JohnAH., Pecchenino R.A., SchreftS.L. ThemacroeconomicsofDr. Strangelove// American

Economic Review. 1993. Vol. 83, P. 43-62.

Kanbur R, Keen M. Jeux sans frontieres: Tax competition and the tax coordination when

countries differ in size //American Economic Review. 1993. Vol. 83. P. 877—892.

Laban R., Wolf H.C. Large-scale privatization in transition economies // American

Economic Review. 1993. Vol. 83. P. 1199-1210.

Lindbeck A. The political economy of the new left. New York: Harper and Row, 1977;

originally published 1971.

Marshall A. Principles of economics. London: Macmillan, 1890.

Marshall A., Marshall M.P. The economics of industry. London: Macmillan, 1879.

Mirrlees J.A. Discussion of Alesina // Economic Policy. 1989. Vol. 4. P. 89-90.

Niskanen W. Bureaucracy and representative government. Chicago: Aldine-Atherton, 1971.

Paldam M. Politics matter after all: Testing Alesina's theory of RE Partisan cycles on data

for seventeen countries // Business Cycles: Theories, Evidence and Analysis / Ed. by N. Thygesen, K. Velupillai, S. Zambelli. London: Macmillan, 1991. P. 369-398.

Poterba J.M. State responses to fiscal crises: The effects of budgetary institutions and

politics //Journal of Political Economy. 1994. Vol. 102. P. 799-821.

Sen A.K. Rational fools: A critique of the behavioral foundations of economic theory //

Philosophy and Public Affairs. 1977. Vol. 6. P. 317-344.

Sheffrin S. Evaluating rational partisan business cycle theory // Economics and Politics.

1989. Vol.1. P. 239-259.

Наши рекомендации