Политические учения эпохи Возрождения

Марсилий Падуанский (1280-1343)В сочинении «Защитник мира» (1324-1326 гг.) Марсилий Падуанский возлагает на церковь ответственность за все беды и несчастья мира. Они устранимы, если только впредь церковники будут заниматься исключительно сферой духовной жизни людей. Духовная власть должна быть отделена от вмешательства светской власти и наоборот. Он выделял божественный закон, указывающий пути достижения вечного общего блага, и здесь авторитетом является духовная власть (церковь); и человеческий закон, который должен отражать божественный закон на земле, обеспечивая его исполнение принуждением, и здесь авторитетом является светская власть (государство). Грешников (нарушителей божественного закона) наказывает Бог, а преступников (нарушителей человеческого закона) наказывает государство.Власть и представляющее ее государство возникли в процессе постепенного усложнения форм человеческого общежития. Поначалу семьи во имя общего блага и с общего согласия соединяются в роды, роды – в племена. Затем таким же путем и во имя той же цели консолидируются города. Завершающая стадия – появление государства, базирующегося на общем согласии всех составляющих его лиц и преследующего их общее благо.Настоящий источник всякой власти – народ. От него исходит как власть светская, так и духовная. Только он один – носитель суверенитета и верховный законодатель. Народ -- не все население государства, а лишь лучшая, достойнейшая его часть.Делил членов общества на две категории: высшую и низшую. Высшая служит общему благу; низшая заботится о своих частных интересах. В обществе выделял 6 социальных групп: земледельцы, ремесленники, торговцы (первая категория, заботящаяся только о своих личных интересах), духовенство, администрация, военные (вторая категория, исполняющая общественные обязанности).Государственная власть действует посредством издания законов. Они суть веления, подкрепляемые угрозой реального наказания или обещания реальной награды. Этим законы государства отличаются от законов божеских, сопровождаемых посулами наград или наказаний в загробной жизни. Право издавать юридические законы имеет народ. Законодательствовать должны наиболее заслуживающие выполнять подобную миссию люди, выбираемые народом. Законы обязательны как для самого народа, так и для издающих их лиц.Одним из первых стал проводить четкое различие между исполнительной и законодательной властями государства. Законодательная власть определяет компетенцию и организацию исполнительной власти. Последняя вообще действует благодаря тому авторитету, которым ее наделяет законодатель, и призвана строго держаться рамок закона.Обобщая опыт итальянских республик, важное место отводил выборности. Избираемый монарх наиболее подходящий правитель.

Колюччо Салютати (1331-1406) в работе «О фатуме, фортуне и случае» проводил различие фатума – власти внеземных сил, и фортуны – социальной необходимости.

Свобода воли в отношении фатума подконтрольна лишь Богу, а в отношении фортуны находится в руках самого человека.

Марсилио Фичино (1433-1499) считал, что человек повелевает социальным миром и космосом.

Пико дела Мирандола Полагал, что Бог ставит человека в центр космоса, делая его судьей мудрости, красоты и величия воздвигнутого им мироздания.

Человек составляет особый четвертый мир наряду с подлунным, поднебесным и небесным мирами.

Николо Макиавелли

Симпатии на стороне народа (popolo), т.е. купцов и ремесленников, зажиточных горожан (будущей буржуазии).

Враждебное отношение к городским низам, плебсу и духовенству, церковно-клерикальным кругам папского Рима.

Эпикуреизм, подчеркивание эгоизма человека: «Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества».

Наши рекомендации