Лекция № 5. Основные принципы международного права(ОК-5, ОК-12).

Вопрос 1. Основные принципы современного международного права: понятие, классификация и правовое содержание.

Одна из особенностей современного международного права состоит втом, что оно включает систему норм особого рода – основных принципов.

Под ними понимаются исторически обусловленные основополагающиеобщепринятые нормы, определяющие главное содержание международногоправа. Основные принципы представляют собой нормативное выражениеважнейших закономерностей и устоев современной системы международныхотношений и международного права.

Каждой исторической эпохе присущи свои, востребованные еюпринципы, отражающие ее особенности развития, в том числе и формувыражения вовне. Поэтому первые принципы, соответствующие ранним периодам развития международных отношений, существовалив форме международно-правового обычая. Во второй половине XX в.,с принятием Устава ООН 1945 г., они были в большей своей части кодифицированы, т. е. закреплены в писаной форме. Принятая в 1969 г.Венская конвенция о праве международных договоров, основываясь наположениях Устава ООН, дала общее понятие основного принципа,определила место основных принципов в системе международного права, отметила присущие им признаки и характер взаимодействия с другими нормами.

В соответствии с указанными источниками наиболее важными,сущностными признаками этого вида норм являются следующие:

— обязательность для всех субъектов международного права, в силучего на них не распространяется общий принцип права pacta tertiis песnocent пес prosunt, перекрываемый п. 6 ст. 2 Устава ООН: Организацияобеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

— примат в отношении всех остальных норм международного права, которые приобретают качество недействительности в случае несоответствия положениям принципа (ст. 3 Устава ООН, ст. 53 Венской конвенции 1969 г.);

— наличие обратной силы относительно не соответствующих емунорм, хотя бы и возникших ранее нового основного принципа (ст. 64Венской конвенции 1969 г.).

С их помощью закрепляются основы современных систем международныхотношений и международного права, осуществляется нормальное функционирование международно-правовой системы.

Существует и особая категория принципов, отличающихся от всех иных,

– основные принципы международного права. Они не только являются нормами, но и обладают высшей юридической силой – juscogens. Поскольку

принципы обладают высшей юридической силой и являются основополагающими нормами международного права, то иные нормы международногоправа не могут им противоречить и все международные отношения должнысоответствовать их установкам.

Следует отметить, что содержание принципов является достаточно стабильным, как правило, они имеют программный характер. Тем не менеепринципы развиваются, отвечая современным требованиям международной системы, и воздействуют на нее не только с помощью правового, но и политического, а также морального механизма нормативного регулирования.

Особое значение имеет всеобщий характер принципов. Это дает каждомугосударству право и возлагает на него обязанность принимать меры, направленные против нарушения принципов, даже в случае, если интересы этого государства непосредственно не затрагиваются. Одной из основных функцийпринципов является обеспечение приоритета общечеловеческих интересов иценностей, прежде мира и безопасности, жизни и здоровья, международногосотрудничества и других ценностей международного порядка.

Будучи ядром международного права и обладая императивной силой, основные принципы существуют как универсальные, общеобязательные и общепризнанные. Место, занимаемое принципами в системе международногоправа, процесс их формирования определяют особенности их правовой формы. Они обретают свою правовую форму в результате общего соглашения государств.

Статья 53 Венской конвенции о праве международных договоров1969 г. предусматривает, что императивная норма общего международногоправа является нормой, которая принимается и признается международнымсообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общегомеждународного права, носящей такой же характер.

Основной принцип международного права — это основополагающаяимперативная, универсальная норма международного права, отвечающая основным закономерностям развития сообщества государств и всилу этого защищаемая наиболее жесткими мерами принуждения.

Договорно-правовое закрепление принципов международного права началось с принятия Устава ООН 1945 г., включив в него ст. 2, которого содержит семь принципов, которыми государства-участники обязались руководствоваться в своих взаимных отношениях:

- принцип суверенного равенства всех членов ООН;

- принцип добросовестного выполнения членами ООН принятых по Уставу обязательств;

- принцип разрешения членами ООН своих международных споров мирными средствами;

- принцип воздержания членами ООН в их международных отношениях

от угрозы силой или ее применения;

- принцип оказания членами ООН всемерной помощи Организации во

всех ее уставных действиях;

- принцип невмешательства ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;

- принцип обеспечения действия государств-нечленов ООН в соответствии с данными принципами.

Первоначально эти принципы рассматривались как внутриорганизационные основы ООН, но затем в силу их особой международной важности и

практической значимости были признаны в качестве основных принципов современного международного права.

В 1970 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. В перечень принципов, закрепленных в

Декларации, вошли основополагающие положения из ст. 1 и 2 Устава ООН.

Таким образом, действие принципов распространялось не только на внутриорганизационные отношения в рамках ООН, а они приобрели характер «всеобщности». Несмотря на то, что Декларация имела лишь рекомендательныйхарактер, государства обязались выполнять и соблюдать принципы, закрепленные в ней. Генеральная Ассамблея призвала все государства руководствоваться этими принципами в своей международной деятельности и развиватьсвои взаимоотношения на основе их строгого соблюдения.

В Декларации было раскрыто содержание и дано толкование следующих семи принципов:

- принципа суверенного равенства государств;

- принципа невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства;

- принципа воздержания государств в их международных отношениях отугрозы силой или ее применения;

- принципа разрешения государствами своих международных споров мирными средствами;

- принципа равноправия и самоопределения народов;

- принципа обязательности международного сотрудничества в целях обеспечения международного мира и содействия прогрессу и благосостоянию народов;

- принципа добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых в соответствии с Уставом.

Дальнейшее нормативное закрепление принципы международного праваполучили в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Основу этого Акта составляет Декларация принципов,которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях. В Заключительном акте СБСЕ отражены такие принципы, как:

- принцип суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету;

- принцип неприменения силы и угрозы силой;

- принцип нерушимости государственных границ;

- принцип территориальной целостности государств;

- принцип мирного урегулирования международных споров;

- принцип невмешательства во внутренние дела;

- принцип уважения прав человека и основных свобод;

- принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой;

- принцип сотрудничества между государствами;

- принцип добросовестного выполнения обязательств по международному

праву.

На нормативную систему принципов значительное влияние оказалиобычные нормы и такие международные акты, как Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г, Декларация онедопустимости интервенции и вмешательства по внутренние дела государства 1981 г. и др. Следует учитывать и то, что некоторые принципы получили

развитие в международных договорах. Например, принцип уважения прав и

свобод человека более детализирован во Всеобщей декларации прав человека,а впоследствие в Пакте о гражданских и политических правах 1966 г. и Пактео социальных, экономических и культурных правах 1966 г.

Для более полного представления об основных принципах, выявлении их соотношения, взаимосвязей с другими нормами системы в доктрине используется метод классификации.

Классификация принципов международного права по сходству объекта предусматривает три позиции:

— принципы, обеспечивающие мирное сотрудничество государств;

— принципы, защищающие права человека, народов и наций;

— принципы, обеспечивающие всеобщий мир и безопасность.

Подведя итог сказанному, можно дать следующее определение.

Основные принципы международного права – это общепризнанные нормы, определяющие главное содержание и характерные черты международного права и обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом, направленные на нормальное функционирование международной системы и поддержание международного правопорядка.

Вопрос 2. Правовое содержание принципов международного права.

Принцип суверенного равенства государств (принцип равноправиягосударств). В основе данного принципалежит формула, заимствованная из римского права, parinparemnonhabetimperium (равный над равным власти не имеет).

Современное международное право исходит из того, что все государстваравны между собой независимо от их уровня развития, политического влияния, экономической силы, военной мощи. Согласно принципу суверенногоравенства государства при фактическом неравенстве юридически равны. Принцип равноправия закреплен в писаной форме в п. 1 ст. 2 УставаООН 1945 г.

П. 1 ст. 2 Устава ООН провозглашает, что Организация основана на принципесуверенного равенства всех ее членов.

Данный принцип закрепляет взаимное уважение государств. То есть каждое государство вправе осуществлять в пределах собственной территориивсю полноту законодательной, исполнительной, административной и судебной власти без какого-либо вмешательства со стороны других государств, атакже самостоятельно проводить свою внешнюю политику.

В силу этого качества государства равны независимо от времени возникновения, величины территории, количества населения, наконец, отчьего-то признания или непризнания.

В соответствии с Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

1) государства юридически равны;

2) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

5) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

6) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Вместе с этим необходимо отметить, что юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Один из примеров этого различия - в статусе постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности ООН.

Суверенитет как основное свойство, присущее государству, не означает полной независимости государств или тем более их изолированности, поскольку они живут и сосуществуют во взаимосвязанном мире, следовательно, говорить об абсолютном, ничем не ограниченном суверенитете нелогично.

Принцип невмешательства во внутренние дела государствтакже тесносвязан с наличием качества суверенитета и основывается на одном изего элементов — независимости государства при осуществлении еговнутренней функции.

Устав ООН сформулировал в писаной форметолько часть этого принципа (п. 7 ст. 2), касающуюся невмешательствамеждународной организации в дела, ≪по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства≫.

Государства имеют право в соответствии с принципом самостоятельно, безвмешательства извне и какого-либо давления устанавливать своюполитическую, экономическую системы, распоряжаться естественнымиресурсами, разрабатывать их самостоятельно или концессионно, вводитьналоги и иные сборы, устанавливать таможенные правила, режим пребывания иностранцев на своей территории.

Обязанности государства в рамках принципа состоят в невмешательстве во внутренние дела другого государства, такие, как установлениеформы правления, проведение референдумов и плебисцитов, принятиезаконов, расходование займов и др.

Содержание данногопринципа достаточно полно раскрывается в Декларации о принципах международного права 1970 г. В соответствии с нормами этого договора ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямоили косвенно во внутренние или внешние дела любого другого государства. Закрепляется невозможность применения или поощрения мер воздействия экономического либо политического характера одного государства надругое с целью подчинения. Ни одно государство не должно организовывать, разжигать, финансировать, подстрекать или допускать подрывную,террористическую или вооруженную деятельность, направленную на насильственное свержение строя другого государства, равно как и способствовать ей, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве. Декларация также закрепляет право каждого государства выбиратьсебе политическую, экономическую, социальную и культурную системубез вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни былодругого государства.

Тем не менее на практике в определенной степени возникают случаи нарушения данного принципа. В частности, вмешательство может быть прямымили косвенным. Прямое вмешательство означает явное и неприкрытое принуждение (военными, экономическими, финансовыми, политическими и другими средствами) одним государством (государствами) другого к совершению определенных действий, затрагивающих его суверенную внутреннююкомпетенцию. Косвенное вмешательство – это применение названных средствпринуждения, которые осуществляются не самим государством, а лицами илиорганизациями, находящимися под их контролем. Однако, если государствопрямо или косвенно оказывает влияние на другое государство, его можнопривлечь к ответственности.

Принцип суверенитетабыл введен в понятийный аппарат междуна-родного права в 90-х годах XX в. Н.А.Ушаковым.

Содержание принципа составляют права государства на независимую внешнюю политику: свободное, без давления извне, установлениедипломатических и консульских отношений, обмен посольствами и миссиями, решение проблем признания новых государств и правительств,вступление и выход международных организаций.

Особая группа прав, защищаемых принципом, связана с защитойправ на участие государств в универсальных международных договорах,кодифицирующих нормы международного права или регулирующихважнейшие отношения государств.

Принцип территориальной целостности государств,защищающийправо государства на целостность и неприкосновенность его территории, является важнейшим средством обеспечения суверенитета государства.

Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности) следующим образом: каждое государство "должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны". В Уставе ООН также подчеркивалось, что "территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава", и что "территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения".

Принцип нерушимости государственных границрегламентирует отношения государств по поводу установления (делимитации, демаркации,ректификации) и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей.

Этот принцип был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. следующим образом: "Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы".

Под посягательством на государственные границы принято понимать односторонние действия или требования, направленные на изменение положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности. Государства - участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе тем самым выразили международно-правовое признание или подтверждение существующих границ европейских государств.

Выделяют три основных элемента принципа нерушимости границ:

1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости границ тесно связан с принципом неприкосновенности государственных границ, в содержание которого входит обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил, а также право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях.

В качестве общепризнанного принципа международного права он закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН "создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права". Согласно п. 2 ст. 2 Устава "все члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации".

Рассматриваемый принцип носит универсальный характер, что удостоверяется, к примеру, Венской конвенцией о праве международных договоров следующим образом: "Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться". Кроме этого в Конвенции также закреплено следующее положение: "Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора".

В литературе предполагается, что юридическое содержание добросовестности следует выводить из текста Венской конвенции о праве международных договоров, из разделов "Применение договоров" (ст. 28 - 30) и "Толкование договоров" (ст. 31 - 33). Добросовестным считается применение договора, который и истолкован добросовестно (в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора).

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия.

В международном праве существует максима следующего содержания: любой договор, противоречащий Уставу ООН, является недействительным, и ни одно государство не может ссылаться на такой договор или пользоваться его преимуществами. Такое положение соответствует ст. 103 Устава. Кроме того, любой договор не может противоречить императивной норме международного права, как она определяется в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров. Подобного рода положения и максимы свидетельствуют о расширении сферы применения принципа добросовестного соблюдения международных обязательств.

Принцип неприменения силы и угрозы силой. Данный принцип закрепляется вУставе ООН, в Декларации о принципах международного права 1970 г., в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

В Уставе также предусматриваются и случаи правомерного применения

вооруженной силы. Во-первых, это становится возможным по решению Совета Безопасности ООН. В данной ситуации применяется санкция к государству-нарушителю в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии. Во-вторых, ст. 51 Устава закрепляет возможность применения государством силы в порядке самообороны в случае вооруженного нападения нанего, которую оно должно осуществлять до тех пор, пока Совет Безопасностисам не примет необходимых мер для восстановления мира и безопасности.

Согласно Определению агрессии нормативное содержание принципа неприменения силы включает в себя запрещение вторжения или нападения вооруженных сил одного государства на территорию другого; военной оккупации; полной или частичной аннексии территории; применения любого оружия одним государством против другого даже без вторжения; актов нападения частей и подразделений вооруженных сил одного государства на военныечасти и подразделения другого; применения вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению на территории другого, в нарушениеусловий, предусмотренных соглашением; продолжения пребывания вооруженных сил на территории иностранного государства после прекращениядействия соглашения о их пребывании; действий государств, позволяющих,чтобы предоставленная им в распоряжение другого государства территорияиспользовалась последним для совершения актов агрессии против третьегогосударства; поддержки или засылки вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы. Нарушением принципа неприменения силы следует также считать блокаду портов или берегов государства, насильственные действия в отношении международных демаркационных линий, линий перемирия, а также любые насильственные действия, препятствующие народам осуществлять законное право на самоопределение.

Принцип уважения и защиты прав человека и основных свобод.Правовоесодержание данного принципа получило закрепление не только в УставеООН, но и в других международных договорах. В частности, во Всеобщейдекларации прав человека 1948 г., Международных пактах о правах человека1966 г.; Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г., Европейскойконвенции о защите прав и основных свобод человека 1950 г. Реализацияданного принципа осуществляется как на универсальном (в рамках ООН,ВОЗ, МОТ и других организаций), так и на региональном (Европейский Судпо правам человека).

В основе данного принципа лежит обеспечение прав и свобод человека;

содействие всеобщему уважению прав человека и основных свобод; уважениеи обеспечение всем лицам, находящимся в пределах юрисдикции государств,прав и свобод без какого-либо различия по какому-либо признаку; принятиезаконодательных и иных мер, необходимых для обеспечения международнопризнанных прав человека; обеспечение прав человека знать свои права и поступать в соответствии с ними; гарантия эффективности правовой защиты.

Принцип мирного разрешения международных споровявляется, образно говоря, процессуальным принципом в системе основных принципов.

Он представляет собой совершенный метод, ряд способов и механизмов,обеспечивающих мирное сотрудничество государств во всех областяхсотрудничества. Качество принципа он приобрел после включения егов Устав ООН в 1945 г., однако, как норма многосторонняя, он былвключен в ≪право Гааги≫ (Конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907 г.), в тексты Пакта Бриана—Келлога 1928 г.

Права государств, других субъектов международного права, устанавливаемые принципом, состоят в возможности выбора способов разрешения спора; в требовании к сторонам конфликта не уклоняться от поискаприемлемых для всех способов разрешения противоречий; в выполнении принятых решений; в праве на помощь со стороны третьих государств и международных организаций.

Обязанности государств состоят в следующем: они не должны прекращать процесс поиска приемлемого способа решения спора; при разрешении спора должны исходить из интересов обеих сторон спора;в процессе мирного урегулирования должны воздерживаться от любыхдействий, могущих ухудшить сложившуюся к моменту разбирательстваситуацию или нанести ущерб процессу поиска приемлемого способа;они обязаны добровольно выполнить принятое совместно решение.

В случае если спор имеет серьезный характер и если его продолжениеможет угрожать интересам безопасности и мира, Совет БезопасностиООН уполномочен рекомендовать сторонам конкретную процедуру разрешения спора. При необходимости он может обратиться к сообществугосударств с призывом применить уставные санкции по ст. 40—41 УставаООН, чтобы предотвратить ухудшение ситуации. Они должны быть временными, исключающими применение вооруженных сил, а также полными или частичными относительно вида применяемых мер, которыемогут заключаться в перерыве экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и другихсредств сообщения, а также в разрыве дипломатических отношений.

Особенностью структуры принципа мирного разрешения споров является достаточно обширный перечень способов их разрешения. Одинтолько Устав ООН содержит их более десятка — переговоры (в последнее время дополнены таким способом, как консультации, упоминаемыев Конвенции о мирном разрешении международных столкновений1907 г.), обследование, посредничество (к которому с конца XX в. на основе обычая привлекается Генеральный секретарь ООН, его заместителии посредники), примирение, арбитраж, судебное разбирательство, а также привлечение к процессу всех главных органов ООН и региональныхорганизаций (ст. 33—38). В последнее время государства расширили каталог предпринимаемых мер, включая в процесс примирения не толькотретьи государства (посредничество, добрые услуги, примирение), нои международные межгосударственные организации (так, орган по разрешению палестино-израильского конфликта включает кроме РоссииСША, ООН и Евросоюз — от лица сообщества государств и европейскихгосударств).

Представляется целесообразным рассмотреть подробно каждое из средств мирного урегулирования споров, включая не упомянутые в Уставе ООН добрые услуги:

1. Переговоры - являются наиболее доступным и эффективным средством мирного разрешения споров. Они играют ведущую роль среди других мирных средств. Конкретные цели, состав участников и иные процедурные вопросы согласовываются самими спорящими сторонами. В соответствии с основными принципами и нормами современного международного права переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон.

2. Консультации сторон - стали применяться в широком масштабе после Второй мировой войны. Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами договоренности о применении других средств урегулирования. В литературе консультации часто называют разновидностью переговоров.

3. Обследование - такое средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Для осуществления процедуры обследования стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию, иногда во главе с представителем третьего государства или международной организации. Следственная комиссия должна учреждаться на основании специального соглашения между спорящими сторонами. В соглашении определяются подлежащие расследованию факты, порядок и срок образования комиссии, объем полномочий ее членов, а также место пребывания комиссии, ее право перемещаться, срок, в который каждая спорящая сторона должна будет представить свое изложение фактов, и т.д. Результаты работы комиссии фиксируются в докладе, который должен ограничиваться лишь установлением фактов. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

4. Примирение (согласительная процедура) - не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработка конкретных рекомендаций сторон. При применении согласительной процедуры стороны, как и в случае с обследованием, образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, которая и вырабатывает свои рекомендации, причем выводы согласительной комиссии носят факультативный характер, т.е. не являются юридически обязательными для сторон, участвующих в споре.

5. Добрые услуги - средство разрешения международного спора, осуществляемого не участвующей в споре стороной. Эти действия могут быть направлены на установление контактов между спорящими сторонами, добрые услуги могут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны. Добрые услуги нередко перерастают в посредничество.

6. Посредничество - предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора. Участвуя в переговорах спорящих сторон, посредник призван всемерно содействовать выработке приемлемого для этих сторон решения спора. Он вправе предлагать свои варианты такого разрешения, хотя предложения посредника не носят для спорящих сторон обязательного характера.

7. Международный арбитраж - это добровольно выраженное согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны (третейское разбирательство), решение которой является обязательным для сторон в споре. Обязательность признания и исполнения решения есть то главное, что отличает арбитражную процедуру от приведенных выше средств мирного урегулирования споров. Существуют два вида арбитражных органов: постоянный арбитраж и арбитраж adhoc. Выделяют три основных способа передачи дела на международное арбитражное разбирательство: специальное соглашение (компромисс), передающее существующий спор на арбитраж; специальное положение (компромиссная оговорка) в различных договорах, предусматривающее передачу в арбитраж споров, которые могут возникнуть из толкования или применения договора; общие арбитражные договоры, предусматривающие передачу на арбитражное разбирательство любых споров, которые могут возникнуть между сторонами (обязательный арбитраж). Стороны нередко оговаривают, что арбитражу не подлежат споры, затрагивающие жизненные интересы, независимость или честь сторон. В качестве третьей стороны при разрешении спора могут выступать единоличный арбитр (обязательно посторонний для спорящих государств), группа арбитров из третьих государств, группа арбитров на паритетных началах от государств, участвующих в споре, при нейтральном председателе-суперарбитре. Спорящие стороны сами определяют компетенцию арбитража, ограничивая ее рамками предмета своего спора.

8. Судебное разбирательство - в основе своей сходно с третейским разбирательством. Однако вынесенное судом решение является окончательным и юридически обязательным для сторон в споре.

Принцип международного сотрудничества.Устав ООН закрепляет данный принцип как важнейшее направление и цель деятельности самой Организации. В соответствии с нормами Декларации 1970 г. государства должны сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем в следующих направлениях: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, техническойи торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства иневмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренныхее Уставом; содействие экономическому развитию во всем мире, особенно вразвивающихся странах.

Государства обязаны сотрудничать с учетом всех принципов международного права, т. е. равноправно, справедливо, без давления и попыток вмешательства в осуществление внешней или внутренней функции

государства; выгода от сотрудничества должна быть взаимной, но приэтом сотрудничество должно служить благу всех государств. Сотрудничество должно содействовать взаимопониманию, доверию, укреплениюдобрососедских отношений и всеобщего мира.

Принцип равноправия и самоопределения народов.Правовоезакрепление он получил в Уставе ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г, которая закрепила правокаждого народа самостоятельно выбирать и устанавливать политическую,экономическую, социальную и культурную системы. Целью данного принципа является обязанность государств воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение.

Декларация о принципах международного права 1970 г., раскрывая содержание данного принципа, провозглашает: «Создание независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».

Данный принцип имел особое значение при распаде колониальной системы, когда «зависимые» государства получали самостоятельность и независимость. Сейчас положения данного принципа в основном применимы лишь к народам суверенных государств.

Его новое содержание сводится к тому, чтокаждый народ в любом государстве вправе самостоятельно, без какого-либовмешательства или давления извне решать, поддерживать ли существующийв государстве социальный строй или любое иное устройство государства илитребовать их изменения, выражая свою волю путем голосования или любымииными возможными и доступными ему способами.

Литература

1. Международное публичное право: Учебник/Под ред. К.А. Бекяшева. 6-е изд., - М.: Проспект, 2011. – 927 с.

2. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник для студентов юрид. фак. и ВУЗов. – М.: Волтер Клувер, 2008. – 544 с.

3. Международное право: Учебник/Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. 6-е изд., - М.: НОРМА, 2010. – 645 с.

4. Международное публичное право: Учебник/Под ред. Л.Н. Шестакова/МГУ. - М.: Юрид. лит., 2005. – 463 с.

Контрольные вопросы:

1. Понятие принципов международного права и их классификация?

2. Принцип суверенного равенства государств и принцип суверенитета: общая характеристика и различие?

3. Содержание принципа мирного разрешения международных споров.

4. Принцип территориальной целостности и нерушимости государственных границ: особенности толкования.

5. Содержание принципа неприменения силы и угрозы силой.

Тест для самоконтроля

(ОК-5, ОК-12)

1. Принципы международного права:

+общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений

-принципиальные положения теории международного права

-юридические понятия, постулаты, которые применяются как в национальных правовых системах

-международные нормы процессуального характера

2. К принципам международного сотрудничества относятся:

- принцип экономического равноправия;

+ принцип уважения прав человека;

+ принцип равноправия и самоопределения народов;

3. Понятие принципа международного права закреплено:

- В Уставе ООН

- В Декларации о принципах международного права

+ В Венской конвенции о праве международных договоров

4. Что не относится к сущностным признакам принципов международного права:

+ Закрепление в Уставе ООН

- Обязательность для всех субъектов международного права

- Примат над остальными нормами международного права

+ Длительность и единообразие применения

5. Какое из нижеперечисленных положений не соответствует принципу суверенного равенства государств:

- государства юридически равны между собой

- государство обязано уважать правосубъектность других государств

- каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы

+ непризнанное государство не имеет право на защиту территориальной целостности и неприкосновенности

6. Нормативное содержание принципа неприменения силы включает в себя:

- запрещение вторжения или нападения вооруженных сил одного государства на территорию другого;

- военной оккупации; полной или частичной аннексии территории;

-применения любого оружия одним государством против другого даже без вторжения

+ все ответы верны

7. Не является элементом принципа нерушимости государственных границ:

- признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

- отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

- отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение;

+ Правильный ответ отсутствует

8. Что из нижеперечисленного относится к средствам мирного разрешения международных споров:

+ Переговоры

+ Обследование

+ Добрые услуги

- Сатисфакция

- Аннексия

9. Принцип международного сотрудничества предполагает сотрудничество в таких направлениях, как:

- поддержание мира и безопасности;

- всеобщее уважение прав человека;

- осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;

+ все ответы верны

10. Целью принципа равноправия и самоопределения наций и народов является:

+ обязанность государств воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение;

- обеспечение территориальной целостности и нерушимости государственных границ

- укрепление и развитие культурных связей между народами.

Наши рекомендации