Экономическое положение в Японии в 10-15 вв., изменения в социальной структуре
Дальнейшее развитие страны проявилось в распаде надельной системы и росте частнофеодального землевладения вотчин (сеэн). Сёэн возник в результате освоения нови во второй половине VIII в., но его значительный численный рост приходится на X век. В X в. возник также сёэн коммендационного типа, .широко развивавшийся в XII в.., когда сёэнская система находилась в зените. По мере ослабления центральной власти и усиления произвола провинциальной администрации местные земледельцы для гарантирования безопасности своего владения коммендировали свои земли губернатору, оговаривая себе либо должность приказчика, либо управляющего на ранее принадлежавших им землях. Губернатор в свою очередь часто коммендировал эту землю либо представителю придворной аристократии, прежде чем становился владельцем, а вышестоящее лицо патроном, покровителем вотчины. Для сёэна этого типа характерна пирамидальная структура землевладения, где низшим звеном являлся первоначальный коммендатор, а высшим - покровитель-аристократ или даже сам император. Каждое звено этой социально-экономической лестницы имело свои права и обязанности. Администрация сёэна должна была следить за исправным внесением рисового налога и выполнением отработок. Размер основного налога обычно определялся на основе переписи по количеству душ. Местное население пыталось утаить возделываемые земли, и эта тенденция усиливалась. Владельцы сёэнов, как и низовая провинциальная администрация, стремились расширить свои земли за счет казенных полей, но даже в период наибольшего развития сёэнов (со второй половины XI и на протяжении XII в.) казенная земля, хотя и сократилась, но еще продолжала существовать, а в относительно более отсталых районах свыше 50% земли продолжало находиться под юрисдикцией государства. Основной обязанностью патрона было ограждение сёэна от посягательств других претендентов на землю. Если он этого не делал, владелец вотчины мог перекоммендировать сёэн другому покровителю. Права патрона могли завещаться, наследоваться, продаваться полностью или частично, но все подобные юридические операции не затрагивали
производственной деятельности крестьян. Вотчины коммендационного типа, как правило, были территориально рассеяны.
На заброшенных участках надельной земли, покинутых крестьянами и включенных в сёэн, возникли особые поселения бродяг, беглых крестьян и ремесленников (кожевников, шорников, могильщиков, уборщиков мусора и т. д.). Они были освобождены от налогов, податей, повинностей, связанных с владением землей, но обязаны были выполнять повинности государству. В период начавшегося распада вотчин, особенно в XIV XV вв., когда феодалы наделяли своих вассалов землей, отвоеванной у своих противников, возник сёэн жалованного типа.
Социальной опорой регентов и канцлеров являлось дворянское, самурайское сословие. Существовали три источника формирования самурайского сословия. Основная масса самурайства произошла от крестьянской верхушки, зажиточного крестьянства, в результате углубления процесса социальной дифференциации. Второй путь - наделение землей домашних слуг в крупных семейных группах. Принадлежа к семейной группе, но не находясь в родственных или свойственных отношениях с ее главой, они первоначально трудились за продовольствие и в случае военной необходимости с оружием в руках защищали земельные владения семьи. В-третьих, верхи самурайского сословия пополнялись за счет губернаторов, которые, обогащаясь на коммендируемых им вотчинах, превращались в крупных
феодальных собственников. Самураи объединялись в отряды (то) и в более крупные группы (дан). Эти формирования состояли из кровных родственников, свойственников, их вассалов и возглавлялись либо главой семейной группы, либо старшим из наиболее влиятельной самурайской семьи в округе. Внутри самурайских групп отсутствовало единство, что
проявлялось в мятежах и умело использовалось правящим лагерем для подавления военной оппозиции. В этом отношении показателен мятеж936 г. Фудзивара Сумитомо на о. Кюсю и мятеж 938-946 гг. на востоке, поднятый Тайра Масакадо с целью захвата престола. Масакадо провозгласил себя императором и назначил своих губернаторов в восточные провинции. На подавление этого мятежа был направлен другой представитель той же семейной группы Таира Садамори.
Эти выступления самураев явились предшественниками других логичных мятежей, число которых увеличилось во второй половине что знаменовало собой усиление процесса феодализации в период него средневековья.