Связи с общественностью на фондовом рынке, в реальном секторе экономики и их субъекты
В классическом варианте «паблик рилейшнз» в инвестиционной сфере {Investor Relations — IR) понимается как комплекс информационно-коммуникативных действий, призванных обеспечить существующим акциям компании определенную рыночную стоимость (привлекательность). В российском эквиваленте IR могут определяться как связи с общественностью на фондовом рынке, где предметом купли-продажи являются ценные бумаги.
Наряду с ним существует реальный сектор экономики, когда финансовые вложения осуществляются в действующие или будущие предприятия и проекты. Разумеется, эти процессы в ряде случаев также увязываются с покупкой-продажей акций, однако получение прибыли здесь предполагается за счет реализации товаров или услуг на базе деятельности (развития) предприятий или проектов. В данном варианте чаще используется другой термин — Financial Relations (FR), т.е. отношения по поводу действительной либо предполагаемой эффективности вложенных/ запрашиваемых средств.
В настоящей главе мы рассматриваем оба направления, объединяя их понятием «PR как способ повышения инвестиционной привлекательности».
Какие же субъекты являются главными потребителями данного вида услуг?
1) Компании-эмитенты (заемщики),выпускающие акции, желающие продать существующие акции, привлекающие кредиты либо заинте-
ресованные в поступлении средств за счет заключения каких-либо специальных договоров.
2) Компании-инвесторы (институциональные инвесторы)и физические
лица (индивидуальные инвесторы),заинтересованные в наиболее выгодном вложении средств за счет как акционерного (долевого) участия в предприятиях и проектах, так и создания собственных объектов.
3) Компании-посредники,призванные помочь первым и вторым в построении оптимального алгоритма взаимоотношений и достижении требуемой эффективности.
4) Государственные органы,обязанные создавать и контролировать общий благоприятный политический и социально-экономический фон для совершения инвестиционных операций, а также выступающие в ряде случаев самостоятельными игроками на рынке ценных бумаг и прямых инвестиций.
С одной стороны, у каждого из названных субъектов инвестиционного процесса присутствует выраженная специфика — функциональная, мотивационная, идентификационная и пр., с другой — перед всеми (за исключением разве что индивидуальных инвесторов) стоит общая задача информационного позиционирования на рынке. Его особенности и будут рассмотрены при последующем изложении.
Но прежде обозначим один важный методологический тезис. На конференциях, выставках, презентациях, в ходе посещения конкретных объектов нам многократно приходилось наблюдать следующую картину: руководитель N, представляющий некоторую продукцию, услугу или предприятие, нахваливает их качество и демонстрирует готовые изделия или процессы с указанием их цены. Если в дальнейшем заинтересованный партнер проявляет интерес к закупкам, вопрос решается довольно быстро; если же речь заходит о перспективных вложениях, переговоры развиваются гораздо труднее, зачастую начинают «буксовать» или прекращаются совсем.
Почему? Потому что достаточно отлаженная даже в отечественных условиях структура информационного обеспечения продажиготового или промежуточного товара приобретает — по срокам, объему и составляющим позициям — другой характер, когда ставится более сложная и многоступенчатая задача получения перспективных инвестиций.Здесь включается схема: «вложить/предложить сегодня — произвести завтра (либо просто пропустить «завтра», если речь идет о ценных бумагах) — продать/ получить прибыль послезавтра».
Итак, какая же информация:
1) должна готовиться/раскрываться эмитентами (заемщиками)?
2) интересует подготовленных (цивилизованных, грамотных) инвесторов?