Вопрос 11 судебная власть в российской федерации
Судебная власть является третьей ветвью государственной власти в современной России . Согласно Конституции Р Ф она осуществляется «по средством конституционного , гражданского , административного и уголов ного судопроизводства» (п . 2 ст. 118). Механизмом ее реализации является система судебных органов различной компетенции , сложившаяся и функционирующая в стране на основе конституционного и текущего (обычно го) законодательства .Правовую основу судебной власти и механизма ее реализации состав ляют Конституция РФ (гл . 7 «Судебная власть» , ст . 118—128 и др . статьи) , федеральные конституционные законы : о Конституционном Суде РФ (1994 г.) , о судебной системе Российской Федерации (1996 г.) , об арбитражном суде Российской Федерации (1995 г.) ; федеральные законы : о ста- тусе судей в РФ (1992 г. с последующими изменениями) , о мировых судьях РФ (1999 г.), о народных заседателях (2000 г.) и другие правовые акты.
Основной задачей судебной власти и механизма ее реализации является обеспечение правосудия. «Правосудие в Российской Федерации, — гласит ст. 118 Конституции РФ , - осуществляется только судом» (п. 1 ст. 118).В настоящее время на территории Российской Федерации существует и функционирует широкая система судебных органов. Это:
1. Конституционный Суд РФ , конституционные и уставные суды субъектов Федерации;( На федеральном уровне Конституционный Суд РФ является одним из важнейших органов, осуществляющих судебную власть. Впервые он был образован в 1991 г. и является сравнительно новым для России судебным органом. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Формируется он Президентом РФ и Советом Федерации. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей, а Совет Федерации после обсуждения их утверждает.)
2. суды общей юрисдикции, включая мировые суды и военные суды (Суды общей юрисдикции, в отличие от других судов, рассматривают уголовные и гражданские дела, а также дела, возникающие в сфере трудовых и административных отношений. Во главе всех судов общей юрисдикции находится Верховный Суд РФ. По своему статусу он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, которые подсудны судам общей юрисдикции.)
3. арбитражные суды.( Наряду с Конституционным Судом РФ и судами общей юрисдикции значительную роль в осуществлении судебной власти играют арбитражные суды. В механизме реализации судебной власти они образуют самостоятельную систему судебных органов, тесно связанную с национально-государственным и административно-территориальным устройством современРоссии. В эту систему входят: Высший Арбитражный Суд РФ; высшие арбитражные суды республик; арбитражные суды округов; краевые, областныеи городские арбитражные суды; арбитражный суд автономной области; арбитражные суды автономных округов. На районном уровне законодательством не предусматривается создание арбитражных судов).
Каждый из этих видов судов занимает свое определенное место в судебной системе постсоветской России и играет в ней обусловленную его юрисдикцией строго определенную роль. Вместе они образуют единую систему судебных органов, функционирующих на территории Российской Федерации.Единство судебной системы России обусловлено такими факторами,как наличие общих целей и задач, которые решают различные судебныеорганы страны, — осуществление правосудия; общие принципы организации и деятельности различных судебных органов; единые конституционные основы их образования и функционирования ; единый конституционно-правовой статус судей на всей территории Российской Федерации и др. Все суды Российской Федерации, независимо от их юрисдикции, осуществляют правосудие в стране, руководствуясь одними и теми же конституционно-правовыми принципами судопроизводства, а судьи — члены этих судов — имеют одинаковый конституционно-правовой статус. Основными конституционно-правовыми принципами правосудия являются такие, как:
а) принцип законности в осуществлении правосудия, означающий строгое следование судами Конституции РФ и законам;
б) осуществление правосудия только теми судами, которые установлены
Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. «Создание
чрезвычайных судов, - согласно Конституции РФ , — не допускается» (п. 3
ст. 118
в) осуществление правосудия на основе равенства всех участников
судебного процесса перед законом и судом;
г) свободный доступ граждан к суду и обеспечение их права на судебную защиту. Действует конституционно закрепленное правило, согласно которому «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом» (п. 1 ст. 47); д) открытое разбирательство дел во всех российских судах. Слушание любых дел в закрытых заседаниях, также заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
Кроме названных принципов правосудие осуществляется также на основе целого ряда других дополняющих их принципов . В том числе: принципы состязательности сторон — участников судебного процесса; обеспечения компетентности и беспристрастности в ходе судебного разбирательства; принципа невиновности лица в совершении преступления, пока в соответствии с Конституцией РФ «его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившими в законную силу законом» (п. 1 ст. 49); принципа пользования родным языком в процессе судопроизводства; принципа участия граждан отправлении правосудия и др.
Наличие общих для всех судов Российской Федерации принципов их организации и деятельности является важным фактором существования и функционирования единой судебной системы России. Другим не менее важным фактором, свидетельствующим о существовании и функционировании единой судебной системы как механизма реализации судебной власти в России, является наличие одинакового у всех российских судей конституционно-правового статуса. Главными его составляющими выступают конституционные полномочия о независимости судей и подчинении их только Конституции РФ и федеральным законам; несменяемости судей; о прекращении или приостановлении их полномочий «не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом» (ст. 121); о неприкосновенности судей и привлечении их к уголовной ответственности только в порядке, предусмотренном в отношении их федеральным законом; и др.
Наряду с отмеченными факторами существуют и иные факторы, свидетельствующие о единстве судебной власти России и механизма ее осуществления.