Тема 8: Философско-теологическая мысль V –XIII вв
- Оформление философских основ средневекового христианства. А. Августин.
- Развитие схоластики. Проблемы разума и веры в философской мысли XI –XIII столетий.
- Возникновение томизма. Учение Фомы Аквинского.
К вопросу 1: становление средневекового христианства, формирование основ христианской догматики; концепция мира и человека Аврелия Августина; неоплатоническая основа августинизма; учение о «граде земном» и «граде небесном»: Августин о божественном предопределении; проблема свободы воли и спасения людей, борьба с пелагианством; отношение Августина к светскому знанию; выработка христианской концепции истории; августинианская теодицея; влияние Августина на христианскую теософию
К вопросу 2: исторические условия зарождения схоластики; особенности схоластического метода познания, развитие диалектики; борьба вокруг проблемы универсалий: реализм и номинализм; обсуждение вопроса о границах человеческого разума, спор об отношении между теологией и философией; борьба платоновской и аристотелевской традиций в философской мысли XII столетия, Ансельм Кентерберийский, его онтологическое доказательство бытия Божьего; первые попытки рационализации отношения веры и разума, взгляды П. Абеляра, его оппозиция авторитету церкви
К вопросу 3: изменения в культурной жизни Европы XIII столетия, возрастание интереса к греко-римскому наследию; борьба вокруг наследия Аристотеля; латинский аверроизм; синтез аристотелизма и христианской теософии в трудах Фомы Аквинского; рационализация богословия; доказательства бытия Бога Фомы Аквинского; томистская теория познания; вклад Ф. Аквинского в развитие средневековой философии
Источники и литература
К вопросу 1:
Источники
Августин А.Творения. СПб, 1998. Т. 4. О граде Божием. Кн. XIV – XXII
Августин.О благодати и свободном произволении // Гуссейнов А. А., Иррлитц Г.Краткая история этики. М.. 1987
Августин.О граде Божием. М.. 1994. Т. 1. кн. 1 –7
Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. Пер. с лат. А. А. Столяров. М.. 1991
История средневековой философии. Хрестоматия. Минск, 2002. Часть 1. Патристика
Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни. М.. 1991. С. 159
Литература
Барг М. А.Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987. Гл. 2
Вайнштейн О. Л.Западноевропейская средневековая историография. М-Л., 1964. С. 45 – 51
Девятайкина Н. И.Идейно-политические истоки и ведущие принципы этического учения Августина //Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Л., 1980. С. 104 – 116
Косминский Е. А.историография средних веков. М., 1963
Майоров Г. ГФормирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979
Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Новосибирск, 2001. Кн. 2. Ч. 1. Глава 4.
Сказкин С. Д.Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М.. 1981. С. 278 – 279
Соколов В. В.Средневековая философия. М.. 1979
Уколова В. И.Поздний Рим: пять портретов. М., 1992. Гл. 6
Чанышев А. Н.курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. Тема 26
К вопросу 2:
Источники
Ансельм Кентерберийский.Прослогион //Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.. 1995. С.123 – 165; 331 – 333
Петр Дамиани.О божественном всемогуществе //Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.. 1995. С. 356 – 364, 388 – 391
Литература
Коплстон Ф. Ч.История средневековой философии. М., 1997. С. 81 – 103
Мудрагей Н. С.Знание и вера: Абеляр и Бернар //Вопросы философии. 1988. № 10
Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Новосибирск, 2001. С. 500 – 502, 521 – 525;
Сказкин С. Д.Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М.. 1981. С. 284 – 286
Соколов В.В.Средневековая философия. М.. 1979
Стяжкин Н. ИПроблемы универсалий в средневековой философии //Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1980. № 2. С. 108 – 117
Трахтенберг О. В.Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957
К вопросу 3:
Источники
Фома Аквинский. О единстве интеллекта против аввероистов / Вступ. ст. и пер. с лат. Ю.В. Подороги // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы / РАН. Ин-т философии. М., 1998. С. 190–213.
Фома Аквинский.Онтология и теория познания. Фрагменты софинений. М.. 2001
Фома Аквинский.Сочинения. Сост., пер. с лат., вводная статья, комментарии А. В. Апполенова. М.. 2001
Фома Аквинский.Сумма теологии. Часть 1. Вопросы 1 – 43. М.. 2002
Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни. М.. 1991. С. 175
Литература
Боргош Ю.Фома Аквинский. М.. 1966
Гаранджа В. И.Проблема веры и знания в томизме //Вопросы философии. 1963 № 9 С. 89 – 98
Кичанова И. М.Философия Фомы Аквинского //Вопросы философии. 1958. № 3. С. 104 – 117
Коплстон Ф. Ч.История средневековой философии. М., 1997. С. 186 – 188; 213 – 249
Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Новосибирск, 2001. С. 542 – 555
Сказкин С. Д.Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М.. 1981. С. 286 – 289
Соколов В.В.Средневековая философия. М.. 1979
Сообщение 1. Жизнь и учение Пьера Абеляра.
Источники
Абеляр П.История моих бедствий. М., 1959
Абеляр П.Теологические трактаты. М.. 1995
Литература
Баткин Л.Новые бедствия Пьера Абеляра //Баткин Л. Пристрастия: избранные эссе и статьи о культуре. М.. 1994. С. 95 – 115
Коплстон Ф. Ч.История средневековой философии. М., 1997. С. 89 – 103
Мудрагей Н. С.Знание и вера: Абеляр и Бернар //Вопросы философии. 1988. № 10
Неретина С. С. Верующий разум: к истории средневековой философии. Архангельск, 1995
Неретина С. С.Концептуализм Абеляра. М.. 1994
Сидорова Н. А.Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М.. 1953. Гл. V – VII
Соколов В.В.Средневековая философия. М.. 1979
Сообщение 2. Парижский аверроизм XIII в.
Литература
Быховский Б. Э.Луч света во мраке схоластики //Вопросы философии. 1978. № 2
Быховский Б. Э.Сигер Брабантский. М.. 1979
Соколов В.В.Средневековая философия. М.. 1979
Шевкина Г. В.Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972
ТЕМА 8. Философско-теологическая и историческая мысль раннего средневековья
1. Становление средневекового христианства. Концепция мира и человека в учении Аврелия Августина.
2. Учение о разуме и вере Иоанна Скотта Эргугены.
3. Философия истории в трудах Иеронима и Августина.
К вопросу 1: церковь к началу средневековья; завершение выработки христианской догматики, феодализация церкви; оформление социальной доктрины и этики христианства; учение Августина о «граде божьем» и «граде земном»; его взгляды на свободу воли и божественное предопределение; влияние Августина на христианскую идеологию.
К вопросу 2: Иоанн Скотт Эриугена и основные течения философской и теологической мысли раннего средневековья; влияние на формирование взглядов Эриугены позднеантичного неоплатонизма; пантеистические и рационалистические тенденции его учения.
К вопросу 3: христианская концепция исторического развития; религиозное истолкование идеи исторического процесса; провиденциализм; периодизация истории Августина и Иеронима.
СООБЩЕНИЕ: Раннесредневековая историография.
· Блок М. Апология истории. М., 1986. С. 150-154.
· Вайнштейн О.А. Западноевропейская средневековая историография. М.-Л., 1964.
· Видукинд Корвейский. Деяния саксов. М., 1975.
· Григорий Турский. История франков. М., 1987.
· Иордан. О происхождении и деянии гетов. М., 1960.
· Колингвуд Р. Дж. Идея истории. М., 1980. С. 46-56.
ЛИТЕРАТУРА:
· Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 3, С. 19-25, 49-61, 77-78.
· Маркс К., Энгельс Ф. Введение (Из экономических рукописей 1857-1859 гг.). //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 12, С. 727-729, 736-738.
· Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987. Гл. 2.
· Вайнштейн О.А. Западноевропейская средневековая историография. М.-Л., 1964.
· Девятайкина Н.И. Идейно-политические истоки и ведущие принципы этического учения Августина. //Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Л., 1980. С. 104-116.
· Косминский Е.Л. Историография средних веков. М., 1963.
· Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.
· Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М., 1981. С. 264-290.
· Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
· Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии.
· Уколова В.И. Поздний Рим: пять портретов. М., 1992.
· Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
ТЕМА 9.Философская мысль Х1-Х111 веков
1. Номинализм и реализм в средневековой философии. Ансельм Кентерберийский.
2. Жизнь и учение П. Абеляра.
3. Философско-теологический синтез Фомы Аквинского.
К вопросу 1: развитие схоластической философии; вопрос о соотношении веры и знания в учении Ансельма Кентерберийского; онтологическое доказательство бытия божьего; проблема универсалий.
К вопросу 2: вклад П. Абеляра в развитие формальной логики; религиозные взгляды мыслителя; проблемы разума и веры; борьба Абеляра со сторонниками ортодоксального вероучения (Бернард Клервосский).
К вопросу 3: изменение в социально-культурной жизни Европы к Х111 веку; историческая необходимость ассимиляции теософией аристотелевского учения; борьба Фомы Аквинского против авероизма и мистицизма; синтез христианских перипаретических идей в трудах Аквината; томисткие доказательства бытия бога; теория познания; общая оценка теософии Фомы Аквинского.
СООБЩЕНИЕ: Парижский аверроизм Х111 века.
!Кроме литературы к 9 теме:
· Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. М., 1979.
· Быховский Б.Э. Луч света во мраке схоластики. //Вопросы философии. 1978. № 2.
· Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аввероисты Х111 века. М., 1972.
ЛИТЕРАТУРА:
· Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.
· Антология мировой философии. М., 1969. Т.1, Ч.2.
· Клервоский Б. О благодати и свободе воли. // Средние века. М., 1982. Вып. 45. С. 265-303.
· Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966.
· Гаранджа В.И. Проблемы веры и знания в томизме. //Вопросы философии. 1963. № 9. С. 89-98.
· Кичанова И.М. Философия Фомы Аквинского. //Вопросы философии. 1958. № 3. С. 104-117.
· Лей Г. Очерки истории средневекового материализма. М., 1967.
· Мудрагей Н.С. Знание и вера: Абеляр и Бернар. //Вопросы философии. 1988. № 10.
· Рассел Б. История западной философии. М., 1959.
· Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953.
· Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
· Стяжкин М.И. Проблемы универсалий в средневековой философии. //Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1980. № 2. С. 108-117.
· Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957.
ТЕМА 10. Общественно-политическая мысль Х-Х111 веков
1. Феодальная концепция общества.
2. Концепция императорской власти и теократические идеи папства.
К вопросу 1: трехчленная схема деления общества и ее эволюция; функции отдельных сословий; осмысление характера их взаимоотношений; обоснование сословного неравенства.
К вопросу 2: «универсальные монархии» средневековья и идеал всемирной монархии; концепция «перенесения» Римской империи и ее разработка в трудах Оттона Фрейзингемского; доктрина «двух мечей»; идея божественного проихсождения императорской власти; истоки теократической доктрины (Григорий У11, Александр 111, Иннокентий 111) и ее влияние на духовно-политическое развитие Европы.
СООБЩЕНИЯ: 1. Политические взгляды Фомы Аквинского.
!Кроме литературы, указанной к 10 теме:
· Фома Аквинский. О правлении государей. //Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе У1-ХУ11 вв. Л., 1990.
· Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
· Грацианский П.С. Фома Аквинский. //Политические учения: история и современность. М., 1976.
· Малашенко И.Е. Данте и Фома Аквинский: два подхода к решению вопроса о соотношении светской и духовной власти. //Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1980. № 4.
· Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
2. Политические идеалы Данте.
!Кроме литературы, указанной к 10 теме:
· Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968.
· Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. М., 1965.
· Голенищев-Кутузов И.Н. творчество Данте и мировая культура. М., 1971.
· Малашенко И.Е. Данте и Фома Аквинский: два подхода к решению вопроса о соотношении светской и духовной власти. //Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1980. № 4.
ЛИТЕРАТУРА:
· Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 1, С. 346-359.
· Беркович М.Е. Из истории формулы средневековой Германской империи. Средние века. М., 1967. Вып. 30.
· Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
· Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989. С. 314-315.
· Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990. С. 198-220.
· Ефимова Н.В. К эволюции средневековых представлений о власти. //Категории политики в истории философии. М., 1984.
· История политических учений. М., 1971. Ч.1.
· История политических учений: средние века и Возрождение. М., 1986.
· Колесницкий Н.Ф. «Священная Римская империя» : притязания и действительность. М., 1977.
· Косминский Е.А. Историография средних веков. М., 1963.
· Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. Реф. Сб. М., 1982-87. (Дюби Ж. С. Тройственная модель или мир воображения при феодализме).
· Сапрыкин Ю.М. Методология и методика исследования политических учений (средние века, начало нового времени). М., 1973.
ТЕМА 11. Культура Возрождения и гуманизм в Италии Х1У-ХУ вв.
Занятие 1.
1. Возрождение и гуманизм как проблема развития культуры.
2. Предпосылки Возрождения.
К вопросу 1: оригинальность культуры Возрождения; хронологические рамки и терминологическое определение; философское содержание и социальная сущность гуманизма; проблема периодизации; гуманизм и гуманисты; историография Возрождения.
К вопросу 2: социально-экономические и политические предпосылки Возрождения, его идеологические и социо-культурные истоки; Возрождение и античность; Возрождение и средние века; Предвозрождение; творчество Данте, Чосера, Вийона.
ЛИТЕРАТУРА:
· Энгельс Ф. Диалектика природы. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 20, С. 345-348, 500-501, 506-508.
· Маркс К. Немецкая идеология. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 3, С. 45-58.
· История Италии. М., 1970. Т. Гл.5,6.
· Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М., 1979. Гл. 3-4.
· Баткин Л.И. О социальных предпосылках итальянского Возрождения. // Проблемы итальянской истории. М., 1975. С. 220-258.
· Баткин Л.М. Вперед к античности. //Наука и религия. 1969. № 5.
· Баткин Л.М. Итальянские гуманисты : стиль жизни, стиль мышления. М., 1978. С. 7-15, 18-28, 94-113, 130-133, 148-151, 168-177.
· Баткин Л.М. Тип культуры как историческая цельность. // Вопросы философии. 1969. № 9.
· Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977. (Введение, Гл.1.)
· Горфункель А.Х. Данте и философия его времени. //Вопросы философии. Л., 1974. Ч. 1-2-.
· Горфункель А.Х. К спорам о Возрождении. //Средние века. Вып. 46.
· Горфункель А.Х. Средневековые традиции в философии Возрождения. //Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981.
· Дискуссия о Данте в сборнике «Средние века». Вып. 33-34.
· Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. С.49-52,105-138.
· Мор Х. «Ренессанс» и Ренессанс. Рецепция древней культуры в средние века как всемирно-историческая проблема. //Средние века. Вып.40.
· Рутенбург В.И. Античное наследие в культуре Возрождения. //Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.
· Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне нового времени. Л., 1979. Ч. 1-2.
· Рутенбург В.И. Титаны итальянского Возрождения в трудах Э. Гарэна. //Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. С. 8-17.
· Сказкин С.Д. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма. //Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. М., 1973.
· Стам С.М. Культура Возрождения: вопросы содержания, эволюции, периодизации. //Вопросы истории. 1977. № 4.
СООБЩЕНИЯ: 1. Социально-психологические предпосылки Возрождения.
· Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М., 1979. Гл. 2.
· Баткин В.Н. Этюд о Дисованни Морелли. //Вопросы истории. 1962. № 12.
· Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977. (Гл.1, & 2)
· Гуловский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990. Т.1. Гл. 3, & 3.
· Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С.262-284.
· Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1956. Т.1. С. 11-26.
· Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966. Гл. 2,3.
· Сказкин С.Д. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма. //Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. М., 1973.
2. Возрождение итальянское и мировое.
· Брагинский И.С. Проблемы востоковедения. М., 1974. С. 161-210.
· Булкин В.А., Петров М.Т. Критико-историографические заметки к проблеме Восточного Ренессанса. //Проблемы искусствознания и художественная критика. Л., 1982.
· Горфункель А.К. К спорам о Возрождении. //Средние века. Вып. 46.
· Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966, 1972.
· Петров М.Т. Проблема Возрождения в советской науке. Л., 1989.
· Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне нового времени. Л., 1974. С. 257-271.
· Рутенбург В.И. Итальянское Возрождение и «Возрождение мировое». //Вопросы истории. 1969. № 11.
ЗАНЯТИЕ 2. 1. Предпосылки формирования гуманистической идеологии в Италии. 2. Гражданский гуманизм (Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери). 3. Гуманистический эпикуреизм. (Козимо Раймонди, Лоренцо Валла) | ЗАНЯТИЕ 3. 1. Гуманистическая концепция Леона Баттиста Альберти. 2. Неоплатонизм флорентийской Академии (Марсилио Фичино, Дисованни Пико делла Мирандола) как новый этап в развитии гуманизма. |
К вопросу 1: социально-политическое развитие Италии; политический строй итальянских городов; «Новые люди»; уровень грамотности населения; античные традиции в культурной жизни Италии. К вопросу 2: превращение гуманизма в широкое культурное движение и его основные центры; характерные черты гражданского гуманизма; социально-политические и этические идеи Леонардо Брунни и Маттео Пальмиери. К вопросу 3: эпикурейское направление в гуманизме; концепция наслаждения Л. Валлы и традиционная христианская мораль; эпикуреизм античный и гуманистический; итоги гуманистического движения первой половины ХУ века. | К вопросу 1: расцвет итальянского Ренессанса и творчество Л.Б. Альберти; учение о человеке и фортуне; идеал активной гражданской жизни в этике Альберти; проблема богатства; эстетика Альберти; противоречия в творчестве гуманиста. К вопросу 2: обретение гуманистической мыслью философской основы; деятельность флорентийской Академии и идейные искания гуманистов второй половины ХУ века; проблема разума и знания; учение о достоинстве человека Дисованни Пико делла Мирандола; эстетические взгляды Марсилио Фичино; проблема кризиса гуманистического движения и его идейной трансформации. |
ЛИТЕРАТУРА:
· Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М., 1979.
· Брагина Л.И. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (второй половины ХУ века). М., 1983.
· Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977.
· Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. С.173-314.
· Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977. Гл. 1-2.
· Горфункель А.Х. Данте и философия его времени. //Вопросы философии. Л., 1974. Ч. 1-2-.
· Гуманизм второй половины Х1У- первой половины ХУ веков. Новосибирск, 1975.
· Гуманизм конца Х1У-ХУ веков. Л., 1984.
· Гунтовский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990.
· Идеи эстетического воспитания. М., 1973. Т.1.
· История Италии. М., 1970. Т. 1, Гл.2-9.
· Итальянские гуманисты о церкви и религии. М., 1963.
· Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов, 1988. Ч.1.
· Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.
· Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982. С.316-359, 276-285.
· Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. М., 1987. С. 370-396.
· Ракитская И.Ф. Политическая мысль итальянского Возрождения.
· Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение.
· Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины Х1У-первой половины ХУ веков. М., 1977.
· Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне нового времени. Л., 1974.
· Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М., 1985.
· Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978. С.16-38, 52-60.
· Хоментовская А.И. Лоренцо Валла - великий итальянский гуманист. М.-Л., 1964.
· Эстетика Ренессанса. М., 1981. Ч.1.
СООБЩЕНИЯ: 1. Франческо Петрарка - родоначальник гуманистической культуры.
· Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. М., 1982.
· Петрарка Ф. Избранное. М., 1974.
· Петрарка Ф. Сонеты. Автобиографическая проза. М., 1984.
· Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М., 1979. Гл. 5.
· Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: эстетические взгляды. Саратов, 1988.
· Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов, 1984. Ч.1., С. 75-137.
· Ревякина Н.В. Франческо Петрарка и формирование самосознания новой личности. //Средние века. М., 1986. Вып. 49.
· Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974.
· Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т.1., С. 13-49.
2. Проблема благородства в итальянском гуманизме (Франческо Петрарка, Буонаикорсо да Монтеманьо, Подисо Браччолини).
· Девятайкина Н.И. Доблесть и фортуна в этике Петрарки. //Средневековый город. Саратов, 1978. Вып.5.
· Итальянский гуманизм. Сборник текстов. Саратов, 1984. Ч.1.
· Ревякина Н.В. Подисо Браччолини и проблема благородства в гуманистической литературе итальянского Возрождения ХУ века. //Культура эпохи Возрождения. Л., 1986.
· Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины Х1У-первой половины ХУ веков. М., 1977.
3. Гуманистическая педагогика итальянского Возрождения.
· Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. М., 1990.
· Идеи эстетического воспитания. М., 1973. Т.1. (Верджерио).
· Ревякина Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии Х1У-ХУ вв. Иваново, 1993.
· Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины Х1У-первой половины ХУ веков. Новосибирск, 1975. (раздел: гуманизм и педагогика).
· Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Состав. А.И. Пискунов. М., 1981. Раздел 1-2.
· Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала нового времени. М., 1991. (статьи Н.И. Николаевой, Т.Б. Рябовой).
· Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т.1., С. 13-49.