Тема 8: Философско-теологическая мысль V –XIII вв

  1. Оформление философских основ средневекового христианства. А. Августин.
  2. Развитие схоластики. Проблемы разума и веры в философской мысли XI –XIII столетий.
  3. Возникновение томизма. Учение Фомы Аквинского.

К вопросу 1: становление средневекового христианства, формирование основ христианской догматики; концепция мира и человека Аврелия Августина; неоплатоническая основа августинизма; учение о «граде земном» и «граде небесном»: Августин о божественном предопределении; проблема свободы воли и спасения людей, борьба с пелагианством; отношение Августина к светскому знанию; выработка христианской концепции истории; августинианская теодицея; влияние Августина на христианскую теософию

К вопросу 2: исторические условия зарождения схоластики; особенности схоластического метода познания, развитие диалектики; борьба вокруг проблемы универсалий: реализм и номинализм; обсуждение вопроса о границах человеческого разума, спор об отношении между теологией и философией; борьба платоновской и аристотелевской традиций в философской мысли XII столетия, Ансельм Кентерберийский, его онтологическое доказательство бытия Божьего; первые попытки рационализации отношения веры и разума, взгляды П. Абеляра, его оппозиция авторитету церкви

К вопросу 3: изменения в культурной жизни Европы XIII столетия, возрастание интереса к греко-римскому наследию; борьба вокруг наследия Аристотеля; латинский аверроизм; синтез аристотелизма и христианской теософии в трудах Фомы Аквинского; рационализация богословия; доказательства бытия Бога Фомы Аквинского; томистская теория познания; вклад Ф. Аквинского в развитие средневековой философии

Источники и литература

К вопросу 1:

Источники

Августин А.Творения. СПб, 1998. Т. 4. О граде Божием. Кн. XIV – XXII

Августин.О благодати и свободном произволении // Гуссейнов А. А., Иррлитц Г.Краткая история этики. М.. 1987

Августин.О граде Божием. М.. 1994. Т. 1. кн. 1 –7

Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. Пер. с лат. А. А. Столяров. М.. 1991

История средневековой философии. Хрестоматия. Минск, 2002. Часть 1. Патристика

Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни. М.. 1991. С. 159

Литература

Барг М. А.Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987. Гл. 2

Вайнштейн О. Л.Западноевропейская средневековая историография. М-Л., 1964. С. 45 – 51

Девятайкина Н. И.Идейно-политические истоки и ведущие принципы этического учения Августина //Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Л., 1980. С. 104 – 116

Косминский Е. А.историография средних веков. М., 1963

Майоров Г. ГФормирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979

Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Новосибирск, 2001. Кн. 2. Ч. 1. Глава 4.

Сказкин С. Д.Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М.. 1981. С. 278 – 279

Соколов В. В.Средневековая философия. М.. 1979

Уколова В. И.Поздний Рим: пять портретов. М., 1992. Гл. 6

Чанышев А. Н.курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. Тема 26

К вопросу 2:

Источники

Ансельм Кентерберийский.Прослогион //Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.. 1995. С.123 – 165; 331 – 333

Петр Дамиани.О божественном всемогуществе //Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.. 1995. С. 356 – 364, 388 – 391

Литература

Коплстон Ф. Ч.История средневековой философии. М., 1997. С. 81 – 103

Мудрагей Н. С.Знание и вера: Абеляр и Бернар //Вопросы философии. 1988. № 10

Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Новосибирск, 2001. С. 500 – 502, 521 – 525;

Сказкин С. Д.Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М.. 1981. С. 284 – 286

Соколов В.В.Средневековая философия. М.. 1979

Стяжкин Н. ИПроблемы универсалий в средневековой философии //Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1980. № 2. С. 108 – 117

Трахтенберг О. В.Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957

К вопросу 3:

Источники

Фома Аквинский. О единстве интеллекта против аввероистов / Вступ. ст. и пер. с лат. Ю.В. Подороги // Благо и истина: классические и неклассические регулятивы / РАН. Ин-т философии. М., 1998. С. 190–213.

Фома Аквинский.Онтология и теория познания. Фрагменты софинений. М.. 2001

Фома Аквинский.Сочинения. Сост., пер. с лат., вводная статья, комментарии А. В. Апполенова. М.. 2001

Фома Аквинский.Сумма теологии. Часть 1. Вопросы 1 – 43. М.. 2002

Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни. М.. 1991. С. 175

Литература

Боргош Ю.Фома Аквинский. М.. 1966

Гаранджа В. И.Проблема веры и знания в томизме //Вопросы философии. 1963 № 9 С. 89 – 98

Кичанова И. М.Философия Фомы Аквинского //Вопросы философии. 1958. № 3. С. 104 – 117

Коплстон Ф. Ч.История средневековой философии. М., 1997. С. 186 – 188; 213 – 249

Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. Новосибирск, 2001. С. 542 – 555

Сказкин С. Д.Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М.. 1981. С. 286 – 289

Соколов В.В.Средневековая философия. М.. 1979

Сообщение 1. Жизнь и учение Пьера Абеляра.

Источники

Абеляр П.История моих бедствий. М., 1959

Абеляр П.Теологические трактаты. М.. 1995

Литература

Баткин Л.Новые бедствия Пьера Абеляра //Баткин Л. Пристрастия: избранные эссе и статьи о культуре. М.. 1994. С. 95 – 115

Коплстон Ф. Ч.История средневековой философии. М., 1997. С. 89 – 103

Мудрагей Н. С.Знание и вера: Абеляр и Бернар //Вопросы философии. 1988. № 10

Неретина С. С. Верующий разум: к истории средневековой философии. Архангельск, 1995

Неретина С. С.Концептуализм Абеляра. М.. 1994

Сидорова Н. А.Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М.. 1953. Гл. V – VII

Соколов В.В.Средневековая философия. М.. 1979

Сообщение 2. Парижский аверроизм XIII в.

Литература

Быховский Б. Э.Луч света во мраке схоластики //Вопросы философии. 1978. № 2

Быховский Б. Э.Сигер Брабантский. М.. 1979

Соколов В.В.Средневековая философия. М.. 1979

Шевкина Г. В.Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972

ТЕМА 8. Философско-теологическая и историческая мысль раннего средневековья

1. Становление средневекового христианства. Концепция мира и человека в учении Аврелия Августина.

2. Учение о разуме и вере Иоанна Скотта Эргугены.

3. Философия истории в трудах Иеронима и Августина.

К вопросу 1: церковь к началу средневековья; завершение выработки христианской догматики, феодализация церкви; оформление социальной доктрины и этики христианства; учение Августина о «граде божьем» и «граде земном»; его взгляды на свободу воли и божественное предопределение; влияние Августина на христианскую идеологию.

К вопросу 2: Иоанн Скотт Эриугена и основные течения философской и теологической мысли раннего средневековья; влияние на формирование взглядов Эриугены позднеантичного неоплатонизма; пантеистические и рационалистические тенденции его учения.

К вопросу 3: христианская концепция исторического развития; религиозное истолкование идеи исторического процесса; провиденциализм; периодизация истории Августина и Иеронима.

СООБЩЕНИЕ: Раннесредневековая историография.

· Блок М. Апология истории. М., 1986. С. 150-154.

· Вайнштейн О.А. Западноевропейская средневековая историография. М.-Л., 1964.

· Видукинд Корвейский. Деяния саксов. М., 1975.

· Григорий Турский. История франков. М., 1987.

· Иордан. О происхождении и деянии гетов. М., 1960.

· Колингвуд Р. Дж. Идея истории. М., 1980. С. 46-56.

ЛИТЕРАТУРА:

· Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 3, С. 19-25, 49-61, 77-78.

· Маркс К., Энгельс Ф. Введение (Из экономических рукописей 1857-1859 гг.). //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 12, С. 727-729, 736-738.

· Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987. Гл. 2.

· Вайнштейн О.А. Западноевропейская средневековая историография. М.-Л., 1964.

· Девятайкина Н.И. Идейно-политические истоки и ведущие принципы этического учения Августина. //Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Л., 1980. С. 104-116.

· Косминский Е.Л. Историография средних веков. М., 1963.

· Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

· Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М., 1981. С. 264-290.

· Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

· Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии.

· Уколова В.И. Поздний Рим: пять портретов. М., 1992.

· Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

ТЕМА 9.Философская мысль Х1-Х111 веков

1. Номинализм и реализм в средневековой философии. Ансельм Кентерберийский.

2. Жизнь и учение П. Абеляра.

3. Философско-теологический синтез Фомы Аквинского.

К вопросу 1: развитие схоластической философии; вопрос о соотношении веры и знания в учении Ансельма Кентерберийского; онтологическое доказательство бытия божьего; проблема универсалий.

К вопросу 2: вклад П. Абеляра в развитие формальной логики; религиозные взгляды мыслителя; проблемы разума и веры; борьба Абеляра со сторонниками ортодоксального вероучения (Бернард Клервосский).

К вопросу 3: изменение в социально-культурной жизни Европы к Х111 веку; историческая необходимость ассимиляции теософией аристотелевского учения; борьба Фомы Аквинского против авероизма и мистицизма; синтез христианских перипаретических идей в трудах Аквината; томисткие доказательства бытия бога; теория познания; общая оценка теософии Фомы Аквинского.

СООБЩЕНИЕ: Парижский аверроизм Х111 века.

!Кроме литературы к 9 теме:

· Быховский Б.Э. Сигер Брабантский. М., 1979.

· Быховский Б.Э. Луч света во мраке схоластики. //Вопросы философии. 1978. № 2.

· Шевкина Г.В. Сигер Брабантский и парижские аввероисты Х111 века. М., 1972.

ЛИТЕРАТУРА:

· Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.

· Антология мировой философии. М., 1969. Т.1, Ч.2.

· Клервоский Б. О благодати и свободе воли. // Средние века. М., 1982. Вып. 45. С. 265-303.

· Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966.

· Гаранджа В.И. Проблемы веры и знания в томизме. //Вопросы философии. 1963. № 9. С. 89-98.

· Кичанова И.М. Философия Фомы Аквинского. //Вопросы философии. 1958. № 3. С. 104-117.

· Лей Г. Очерки истории средневекового материализма. М., 1967.

· Мудрагей Н.С. Знание и вера: Абеляр и Бернар. //Вопросы философии. 1988. № 10.

· Рассел Б. История западной философии. М., 1959.

· Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953.

· Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

· Стяжкин М.И. Проблемы универсалий в средневековой философии. //Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1980. № 2. С. 108-117.

· Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957.

ТЕМА 10. Общественно-политическая мысль Х-Х111 веков

1. Феодальная концепция общества.

2. Концепция императорской власти и теократические идеи папства.

К вопросу 1: трехчленная схема деления общества и ее эволюция; функции отдельных сословий; осмысление характера их взаимоотношений; обоснование сословного неравенства.

К вопросу 2: «универсальные монархии» средневековья и идеал всемирной монархии; концепция «перенесения» Римской империи и ее разработка в трудах Оттона Фрейзингемского; доктрина «двух мечей»; идея божественного проихсождения императорской власти; истоки теократической доктрины (Григорий У11, Александр 111, Иннокентий 111) и ее влияние на духовно-политическое развитие Европы.

СООБЩЕНИЯ: 1. Политические взгляды Фомы Аквинского.

!Кроме литературы, указанной к 10 теме:

· Фома Аквинский. О правлении государей. //Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе У1-ХУ11 вв. Л., 1990.

· Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

· Грацианский П.С. Фома Аквинский. //Политические учения: история и современность. М., 1976.

· Малашенко И.Е. Данте и Фома Аквинский: два подхода к решению вопроса о соотношении светской и духовной власти. //Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1980. № 4.

· Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

2. Политические идеалы Данте.

!Кроме литературы, указанной к 10 теме:

· Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968.

· Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. М., 1965.

· Голенищев-Кутузов И.Н. творчество Данте и мировая культура. М., 1971.

· Малашенко И.Е. Данте и Фома Аквинский: два подхода к решению вопроса о соотношении светской и духовной власти. //Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1980. № 4.

ЛИТЕРАТУРА:

· Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 1, С. 346-359.

· Беркович М.Е. Из истории формулы средневековой Германской империи. Средние века. М., 1967. Вып. 30.

· Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

· Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989. С. 314-315.

· Гуревич А.Я. Средневековый мир. М., 1990. С. 198-220.

· Ефимова Н.В. К эволюции средневековых представлений о власти. //Категории политики в истории философии. М., 1984.

· История политических учений. М., 1971. Ч.1.

· История политических учений: средние века и Возрождение. М., 1986.

· Колесницкий Н.Ф. «Священная Римская империя» : притязания и действительность. М., 1977.

· Косминский Е.А. Историография средних веков. М., 1963.

· Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. Реф. Сб. М., 1982-87. (Дюби Ж. С. Тройственная модель или мир воображения при феодализме).

· Сапрыкин Ю.М. Методология и методика исследования политических учений (средние века, начало нового времени). М., 1973.

ТЕМА 11. Культура Возрождения и гуманизм в Италии Х1У-ХУ вв.

Занятие 1.

1. Возрождение и гуманизм как проблема развития культуры.

2. Предпосылки Возрождения.

К вопросу 1: оригинальность культуры Возрождения; хронологические рамки и терминологическое определение; философское содержание и социальная сущность гуманизма; проблема периодизации; гуманизм и гуманисты; историография Возрождения.

К вопросу 2: социально-экономические и политические предпосылки Возрождения, его идеологические и социо-культурные истоки; Возрождение и античность; Возрождение и средние века; Предвозрождение; творчество Данте, Чосера, Вийона.

ЛИТЕРАТУРА:

· Энгельс Ф. Диалектика природы. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 20, С. 345-348, 500-501, 506-508.

· Маркс К. Немецкая идеология. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 3, С. 45-58.

· История Италии. М., 1970. Т. Гл.5,6.

· Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М., 1979. Гл. 3-4.

· Баткин Л.И. О социальных предпосылках итальянского Возрождения. // Проблемы итальянской истории. М., 1975. С. 220-258.

· Баткин Л.М. Вперед к античности. //Наука и религия. 1969. № 5.

· Баткин Л.М. Итальянские гуманисты : стиль жизни, стиль мышления. М., 1978. С. 7-15, 18-28, 94-113, 130-133, 148-151, 168-177.

· Баткин Л.М. Тип культуры как историческая цельность. // Вопросы философии. 1969. № 9.

· Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977. (Введение, Гл.1.)

· Горфункель А.Х. Данте и философия его времени. //Вопросы философии. Л., 1974. Ч. 1-2-.

· Горфункель А.Х. К спорам о Возрождении. //Средние века. Вып. 46.

· Горфункель А.Х. Средневековые традиции в философии Возрождения. //Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981.

· Дискуссия о Данте в сборнике «Средние века». Вып. 33-34.

· Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. С.49-52,105-138.

· Мор Х. «Ренессанс» и Ренессанс. Рецепция древней культуры в средние века как всемирно-историческая проблема. //Средние века. Вып.40.

· Рутенбург В.И. Античное наследие в культуре Возрождения. //Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

· Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне нового времени. Л., 1979. Ч. 1-2.

· Рутенбург В.И. Титаны итальянского Возрождения в трудах Э. Гарэна. //Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. С. 8-17.

· Сказкин С.Д. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма. //Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. М., 1973.

· Стам С.М. Культура Возрождения: вопросы содержания, эволюции, периодизации. //Вопросы истории. 1977. № 4.

СООБЩЕНИЯ: 1. Социально-психологические предпосылки Возрождения.

· Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М., 1979. Гл. 2.

· Баткин В.Н. Этюд о Дисованни Морелли. //Вопросы истории. 1962. № 12.

· Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977. (Гл.1, & 2)

· Гуловский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990. Т.1. Гл. 3, & 3.

· Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С.262-284.

· Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1956. Т.1. С. 11-26.

· Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966. Гл. 2,3.

· Сказкин С.Д. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма. //Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. М., 1973.

2. Возрождение итальянское и мировое.

· Брагинский И.С. Проблемы востоковедения. М., 1974. С. 161-210.

· Булкин В.А., Петров М.Т. Критико-историографические заметки к проблеме Восточного Ренессанса. //Проблемы искусствознания и художественная критика. Л., 1982.

· Горфункель А.К. К спорам о Возрождении. //Средние века. Вып. 46.

· Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966, 1972.

· Петров М.Т. Проблема Возрождения в советской науке. Л., 1989.

· Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне нового времени. Л., 1974. С. 257-271.

· Рутенбург В.И. Итальянское Возрождение и «Возрождение мировое». //Вопросы истории. 1969. № 11.

ЗАНЯТИЕ 2. 1. Предпосылки формирования гуманистической идеологии в Италии.   2. Гражданский гуманизм (Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери).   3. Гуманистический эпикуреизм. (Козимо Раймонди, Лоренцо Валла) ЗАНЯТИЕ 3. 1. Гуманистическая концепция Леона Баттиста Альберти.   2. Неоплатонизм флорентийской Академии (Марсилио Фичино, Дисованни Пико делла Мирандола) как новый этап в развитии гуманизма.
К вопросу 1: социально-политическое развитие Италии; политический строй итальянских городов; «Новые люди»; уровень грамотности населения; античные традиции в культурной жизни Италии.   К вопросу 2: превращение гуманизма в широкое культурное движение и его основные центры; характерные черты гражданского гуманизма; социально-политические и этические идеи Леонардо Брунни и Маттео Пальмиери. К вопросу 3: эпикурейское направление в гуманизме; концепция наслаждения Л. Валлы и традиционная христианская мораль; эпикуреизм античный и гуманистический; итоги гуманистического движения первой половины ХУ века. К вопросу 1: расцвет итальянского Ренессанса и творчество Л.Б. Альберти; учение о человеке и фортуне; идеал активной гражданской жизни в этике Альберти; проблема богатства; эстетика Альберти; противоречия в творчестве гуманиста.   К вопросу 2: обретение гуманистической мыслью философской основы; деятельность флорентийской Академии и идейные искания гуманистов второй половины ХУ века; проблема разума и знания; учение о достоинстве человека Дисованни Пико делла Мирандола; эстетические взгляды Марсилио Фичино; проблема кризиса гуманистического движения и его идейной трансформации.

ЛИТЕРАТУРА:

· Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М., 1979.

· Брагина Л.И. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (второй половины ХУ века). М., 1983.

· Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977.

· Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986. С.173-314.

· Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977. Гл. 1-2.

· Горфункель А.Х. Данте и философия его времени. //Вопросы философии. Л., 1974. Ч. 1-2-.

· Гуманизм второй половины Х1У- первой половины ХУ веков. Новосибирск, 1975.

· Гуманизм конца Х1У-ХУ веков. Л., 1984.

· Гунтовский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990.

· Идеи эстетического воспитания. М., 1973. Т.1.

· История Италии. М., 1970. Т. 1, Гл.2-9.

· Итальянские гуманисты о церкви и религии. М., 1963.

· Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов, 1988. Ч.1.

· Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

· Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982. С.316-359, 276-285.

· Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. М., 1987. С. 370-396.

· Ракитская И.Ф. Политическая мысль итальянского Возрождения.

· Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение.

· Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины Х1У-первой половины ХУ веков. М., 1977.

· Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне нового времени. Л., 1974.

· Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М., 1985.

· Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978. С.16-38, 52-60.

· Хоментовская А.И. Лоренцо Валла - великий итальянский гуманист. М.-Л., 1964.

· Эстетика Ренессанса. М., 1981. Ч.1.

СООБЩЕНИЯ: 1. Франческо Петрарка - родоначальник гуманистической культуры.

· Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. М., 1982.

· Петрарка Ф. Избранное. М., 1974.

· Петрарка Ф. Сонеты. Автобиографическая проза. М., 1984.

· Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М., 1979. Гл. 5.

· Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: эстетические взгляды. Саратов, 1988.

· Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов, 1984. Ч.1., С. 75-137.

· Ревякина Н.В. Франческо Петрарка и формирование самосознания новой личности. //Средние века. М., 1986. Вып. 49.

· Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974.

· Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т.1., С. 13-49.

2. Проблема благородства в итальянском гуманизме (Франческо Петрарка, Буонаикорсо да Монтеманьо, Подисо Браччолини).

· Девятайкина Н.И. Доблесть и фортуна в этике Петрарки. //Средневековый город. Саратов, 1978. Вып.5.

· Итальянский гуманизм. Сборник текстов. Саратов, 1984. Ч.1.

· Ревякина Н.В. Подисо Браччолини и проблема благородства в гуманистической литературе итальянского Возрождения ХУ века. //Культура эпохи Возрождения. Л., 1986.

· Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины Х1У-первой половины ХУ веков. М., 1977.

3. Гуманистическая педагогика итальянского Возрождения.

· Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи средневековья и начала нового времени. М., 1990.

· Идеи эстетического воспитания. М., 1973. Т.1. (Верджерио).

· Ревякина Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии Х1У-ХУ вв. Иваново, 1993.

· Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины Х1У-первой половины ХУ веков. Новосибирск, 1975. (раздел: гуманизм и педагогика).

· Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Состав. А.И. Пискунов. М., 1981. Раздел 1-2.

· Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала нового времени. М., 1991. (статьи Н.И. Николаевой, Т.Б. Рябовой).

· Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т.1., С. 13-49.

Наши рекомендации