Глава 2 власть после октября 1917 г. преемственность
Новый режим и бюрократия. — Централизация управления государством и экономикой. — Авторитарная традиция, «Новая религия» или тоталитаризм?— Идеология развития: от революционного «западничества» к «самобытности».
Складывавшаяся в России после октябрьского переворота партийно-государственная власть унаследовала многие черты от старого российского самодержавного строя. Некоторые свойства советского режима восходят как к российской традиции, так и историческому опыту большевистской партии; жесткая централизация как основной метод управления, решающая роль высших органов реальной власти (независимо от их названия) и исполнительного аппарата в формировании государственной политики в центре и на местах, резкое ограничение полномочий и прав сколько-нибудь широких выборных органов, выделение среди «верхов» узкого круга лиц или групп определенное время несменяемых профессиональных «управленцев» и т. п. Эти отдельные наблюдения побуждают к более общей постановке проблемы: насколько глубоко было «потрясение основ» традиционной российской государственности в результате революции 1917 г. и какие направления в ее многовековом развитии оказались наиболее устойчивыми и были восприняты (естественно, с учетом изменившихся условий) новым партийно-государственным строем.
Среди многих теорий влияния исторических традиций на характер и особенности развития государства, власти и общества и еще большего числа отдельных высказываний, положений, аналогий на этот счет привлекают внимание две концепции. Одна принадлежит английскому профессору Э. Карру:, рассматривается вопрос о соотношении революционных перемен в России и устоев старого строя. Другая, во многом аккумулирующая взгляды многочисленных русских историков прошлого, но современно и актуально представленная, принадлежит А. Г. Фонотову и основана на анализе исторически сложившегося типа государственного и общественного развития России.
Э. Карр в своей многотомной «Истории Советской России» и в ряде других трудов основывается на теории «сдвигов и преемственности» как наиболее плодотворной, по его представлению, для анализа исторического процесса в послереволюционную эпоху. Ее суть раскрывается автором следующим образом: «В развитии революции элементы сдвигов и преемственности сосуществуют друг с другом, то вступая в конфликт, то соединяясь, пока не образу-
^,.ся новый и прочный синтез. Этот процесс может длиться несколько лет и даже несколько поколений. Но в общем чем больше расстояние во времени от начального влияния революции, тем бо-j,ee решительно принцип преемственности снова утверждает себя вопреки принципу изменений». По мнению Э. Карра, большевистское руководство по мере удаления от времени октябрьского переворота «все более и более открыто становилось наследником русской государственной власти» и «провозглашало свои цели в выражениях, которые для чувствительного уха отзывались безошибочным эхом прошлого России». Далее Э. Карр приходит к выводу, что «дело России и дело большевизма начали сливаться в одно неразрывное целое», а политика новой власти, особенно в области экономики, все более стала определяться исконными национальными интересами страны.1
А. Г. Фонотов, ссылаясь на труды ряда русских историков прошлого и останавливаясь на природно-географических, геополитических особенностях, а также военно-оборонительных факторах развития России на протяжении веков предлагает схему формирования особого, «мобилизационного», типа государства, создаваемого «сверху», а не «снизу», как это было в Западной Европе. «Особенностью мобилизационного типа в России, — пишет А. Г. Фонотов, — ...явилось доминирование политических факторов и как следствие — гипертрофированная роль государства в лице правительства или центральной власти. Последние, используя различные меры контроля, опеки, попечительства, принуждения и прочих регламентации, стремятся решать встающие проблемы, беря инициативу на себя». При этом итог развития исторических процессов в государстве такого типа «не вытекает естественным образом» из внутренних закономерностей, а достигается тем, что власти приходится «насаждать его сверху». Относительно послеоктябрьского периода он пишет: «Во всяком случае изучение послеоктябрьской истории страны создает впечатление детерминированности исторических условий нашего развития в течение последних семи десятилетий», оговариваясь лишь, что, помимо традиций, на них оказали влияние и некоторые «идеологические установки первых лет советской власти».2 А. Г. Фонотов намечает и общие для всего «мобилизационного» типа развития элементы государственного руководства в области экономики, трудовых отношений, организации управления с сильным бюрократическим аппаратом, территориальной экспансии и т. д.
Не абсолютизируя ни ту, ни другую концепцию, можно констатировать, что они пригодны как рабочие гипотезы, позволяющие объяснить те многочисленные сходные, близкие или тождественные явления и линии в развитии событий, которые были реальными (или кажущимися таковыми) «заимствованиями» из прошлого, проявлявшимися в политике, экономике, организации управления Советским государством, обществом, хозяйством и
1 СагтЕ. N. Socialism in One Country: 1924—1926. London, 1957. Vol. 1. P. 4—22.
2 Фонотов А. Г. Россия от мобилизационного общества к инновационному. М., 1993. С. 88, 97, 109.
т. д. Традиции, которые воспринял советский образ правления о старого режима, нашли свое отражение в целом комплексе эх? ментов, политических средств, методов и форм руководства.
Прежде всего следует остановиться на степени революционности и демократической сущности того исторического процесса, который повлекли за собой обе русские революции 1917 г. Низ'веп-жение самодержавия не было ограничено узкой целью устранения царя и монархии как формы правления. Все главные социалистические и демократические партии ставили своей задачей в революции радикальное уничтожение окостенелого царского бюрократического, полицейского и милитаристского аппарата. Февральская революция не решила этой задачи. Большевикам же удалось вовлечь в революционное движение огромную народную стихию политическая незрелость которой, ее неграмотность и неготовность к социалистической революции, склонность к насильственным методам достижения социального реванша в конечном итоге были поставлены большевиками на службу своим, во многом утопическим целям.
Новая власть укрепляла демократические завоевания революции (передачу земли крестьянам, ликвидацию помещичьего землевладения, отмену сословных привилегий, чинов и званий, доступность образования для народа, отделение церкви от государства и т. п.) и так или иначе руководила борьбой масс, отстаивавших эти завоевания. В то же время с самого начала своего становления она средствами террора и насилия пыталась во имя своих утопических целей преодолеть естественные законы социального и экономического развития государства и общества.
Сказанное не следует понимать упрощенно. Диктатура большевистской партии вовсе не находилась в некоем социальном вакууме или в полном отрыве от народа. Но оказавшись бессильными при существующем уровне социально-экономического развития страны и не сумев заменить прежние господствующие классы общества диктатурой пролетариата в ее марксовом понимании, большевики реализовали свою концепцию «диктатуры партии». Это, однако, не означало, что официальная идеология и социальная политика нового режима не преуспели в формировании, поддержании и культивации иллюзии о появлении и существовании в России диктатуры рабочего класса, представление о котором как о гегемоне настойчиво внедрялось в сознание граждан.
С другой стороны, как писал эмигрантский орган социал-демократов (меньшевиков), сам российский рабочий класс все более связывал представление о «своем привилегированном социальном положении, поддерживаемом всесторонней опекой и безграничной тиранией государственной власти» с реально складывавшейся и укреплявшейся диктатурой партии. В обстановке голода и разрухи периода гражданской войны, говорилось далее, такое представление закреплялось в конце концов положением этого класса как «наименее голодного среди голодных».3 Другим «опорным» соци-
зльным слоем, который активно использовался для целей большевистского руководства, было «беднейшее крестьянство». При всей противоречивости курса большевистской партии в крестьянском вопросе, обусловленной прагматическими соображениями, сталинская версия о беднейшем крестьянстве как естественном союзнике пролетариата была наиболее живучей.
И этот (главный) — рабочий класс и другой (второстепенный социальный слой) — беднейшее крестьянство — еще в большей степени, чем образованное дворянство или буржуазия, создавали почву для консервации и постоянного подпитывания традиций российской государственности, основанной на функционировании мощной и разветвленной бюрократической системы. На этой почве культурной отсталости «опорных» социальных слоев, в стране с громадным преобладанием сельского населения, естественным было быстрое возрождение (если не по содержанию, то по форме) старой бюрократической машины управления государством и обществом. Вынужденное признание этого факта стало обычным для лидеров всех течений партии большевиков.
Первыми заметили и стали старательно отслеживать процесс превращения партийно-государственной советской системы в бюрократическую оказавшиеся в эмиграции меньшевики. В феврале 1921 г., опираясь на данные переписи 1918 г. советских служащих в Москве (231 тыс.) и Петрограде (185 тыс.), берлинский «Социалистический вестник» отмечал в передовой статье наличие в России «чудовищно разбухшего бюрократического аппарата»: «Каждый второй взрослый житель обеих столиц работает в одной из бесчисленных советских канцелярий», — констатировал журнал.4
«Военный коммунизм» с его гипертрофированной централизацией всех сторон жизни стал еще более питательной средой для бюрократии, создания все новых и новых канцелярий, главков, ведомств. Поскольку диктатура партии в это время охватила все стороны деятельности государства — военную, политическую, идеологическую, хозяйственную, — только разрастание бюрократического механизма давало партии возможность уследить за всем, чтобы выжить самой.
Первые оппозиционеры в партии большевиков уже весной 1919 г. приходят к печальному выводу о складывании в Советской России бюрократической системы, со всеми ее чертами, присущими старому порядку. На VIII съезде РКП (б) Н. Осинский заявлял: «У нас создалась чиновничья иерархия. Когда мы выставили в начале революции требование государства-коммуны, то в это требование входило следующее положение: все чиновники должны быть выборными и должны быть ответственными перед выборными учреждениями. У нас теперь получилось фактически такое положение, когда низший чиновник, действующий в губернии или в уезде и ответственный перед своим комиссариатом, в большинстве случаев ни перед кем не ответствен».5