Массовая коммуникация как социальный институт
Многие поколения наших предков пользовались единственным средством накопления, хранения и передачи информации - устным словом. С появлением бумаги, изобретением наборного шрифта (1456) и печатного станка, а затем типографской машины (1847) распространение печатного слова приобретает массовый характер. А с возникновением в ХХ в. электронных средств связи характер СМИ - а фактически жизни в целом - изменился коренным образом.
В определенном смысле информация правит миром. Какие существуют способы распространения, передачи информации? Можно выделить три способа: 1) коммуникация через средства массовой информации с помощью печатных (пресса, книги, плакаты и т.д.) и электронных (радио, телевидение и т.д.) средств массовой информации; 2) коммуникация через организации; 3) коммуникация через межличностные контакты.
Коммуникация (от лат. communicatio - делаю общим) - общение, обмен мыслями, сведениями, идеями - это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности. В отличие от коммуникации животных, человеческие формы коммуникации характеризуются главным образом функционированием языка. Коммуникация является важнейшим проводником установок общества, формирующих индивидуальные и коллективные установки. Выделяют различные формы существования коммуникации: языковые и паралингвистические системы межличностного общения (мимика, жесты), формы коммуникации в области культуры (литература, искусство), средства массовой коммуникации
В целом термин «коммуникация» имеет в настоящее время три значения. Во-первых, коммуникация интерпретируется как средство связи любых объектов материального и духовного мира. Во-вторых, коммуникация рассматривается как общение, передача информации от человека к человеку. В-третьих, под коммуникацией понимается передача и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его компоненты.
В самом общем виде под коммуникацией обычно подразумеваются акт общения, связь между двумя и более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц посредством общей системы символов (знаков).
Довольно распространенным в научной литературе является смешение понятий «коммуникация» И «общение». Возможно, это происходит по той причине, что перевод английского слова «communication» имеет несколько смыслов и может означать передачу, сообщение сведений, информацию, связь, средство связи, а также общение. При переводе этого слова на русский язык происходит смешение двух уровней языковой коммуникации - лингвистического, включающего высказывания, функционирующие в сфере разговорной речи, и металингвистического, включающего термины, лежащие в основе формирования специальных языков различных наук, к числу которых относится и социология.
Процесс коммуникации образуют постоянные элементы: 1) отправитель (коммуникатор, передатчик сообщений); 2) канал, средство передачи информации; 3) собственно сообщение; 4) получатель, которому предназначена информация и который ее интерпретирует.
К настоящему времени разработаны различные структурные модели коммуникации, по-разному выделяющие как ее элементы, так и связь между ними. Самой первой и самой известной стала линейная модель коммуникативного процесса, сформулированная в 1948 г. американским социологом Г. Лассуэллом. Суть ее заключается в последовательных ответах на вопросы:
· кто сообщает;
· что сообщает;
· по какому каналу;
· кому сообщает;
· с каким эффектом.
Кто | Что | По какому каналу | Кому | С каким эффектом |
Коммуникатор | Сообщение | Средство | Реципиент | Эффект |
Цели коммуникации социальны и находятся под воздействием общества. Усложнение и динамичность социальных процессов в обществе, влияние происходящих общественных изменений непосредственно на повседневную жизнь человека делают его все более зависимым от потока сообщений средств массовой информации. Все меньше сведений, необходимых ему для своего социального поведения и жизни в обществе, он может получить, основываясь только на собственном опыте. Все больше необходимой социальной информации он получает из теле- и радиопрограмм, периодических изданий, все более значительное влияние на него оказывает массовая коммуникация и ее средства.
Массовая коммуникация - это процесс сообщения информации с помощью технических средств - средств массовой коммуникации (печать, радио, кинематограф, телевидение) - численно большим, рассредоточенным аудиториям с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
В процессе трансляции информации главным является не столько структура самого коммуникатора, сколько направленность его деятельности, его цели и стремления. Мера, характер, степень влияния средств массовой коммуникации на массовую аудиторию зависят от установок Коммуникаторов, от содержания и формы подачи передаваемых сообщений. В этом плане особое внимание в современном обществе уделяется формированию установок, регулирующих характер распределения и распространения информации. Коммуникативный процесс осуществляется не стихийно, а целенаправленно, и стратегия коммуникаторов зависит от той программы (политической, Идеологической, просветительской, культурной), которой они руководствуются.
Массовая коммуникация является частным случаем социальной коммуникации, под которой можно понимать определенную деятельность, обусловленную системой социально значимых норм и оценок, образцов и правил общения, принятых в данном обществе.
Что делает массовую коммуникацию массовой? Обычно отмечаются следующие ее основные специфические особенности:
- опосредованность общения техническими средствами;
- отсутствие непосредственной обратной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения;
- социальная направленность, социальная ориентированность общения - при помощи СМИ общаются не отдельные люди между собой, а большие социальные группы.
Именно общение больших социальных групп составляет принципиальное отличие массовой коммуникации от межличностного общения, т.е. общения между отдельными индивидами (см. табл. 1).
Таблица 1.