Черный обелиск Салманасара III
26. Самый большой интерес в научном мире вызвал таи называемый «черный обелиск», найденный в 1846 г. английским археологом Лайярдом среди развалин города на холме Тель Нимруд. Это четырехгранный столб из черного базальта, покрытый со всех сторон текстами и барельефными изображениями. На одном барельефе изображен Салманасар III. Он стоит, гордо выпрямившись, а какой-то вельможа в роскошно расшитом плаще бьет ему челом. Когда ученый Роулинсон расшифровал надпись, то оказалось, что бьющая челом фигура — это израильский царь Ииуй, который искоренил весь род нечестивого Ахава (4 Цар. 10:9-10). Надпись под барельефом гласит: «Дань царя Ииуя из Беф-Умврия (то есть из царского рода Амърия): серебро, золото, золотая чаша, золотые блюда...»
Из другого текста, найденного в 1961 году, следует, что Ииуй принес эту дань на восемнадцатом году царствования Салманасара, т.е. около 842 года до н.э. Библия обходит молчанием тот факт, что Ииуй был вассалом ассирийского царя. Ассирийская же надпись объясняет, почему царь Дамаска вторгся в пределы Израиля и разрушил его города. Это была месть за то, что Ииуй изменил антиассирийскому союзу, заключенному с Сирией, и перешел на сторону Ассирии. Таким образом, эти краткие сведения из царского дворца в Нимруде подтверждают и дополняют сказания об израильских царях.
Израиль — данник Ассирии
27. С именем израильского царя Менаима связано начало обострения отношений между Ассирией и Израилем. В 738 году до Рождества Христова Менаим перестал платить дань Ассирии. Через несколько лет ассирийский царь Фул двинул свои войска в Палестину и подступил, как повествует Библия, к стенам Самарии, заставив Менаима откупиться тысячью талантов серебра.
В одном из дворцов ассирийских царей в Нимруде Лайярд нашел большое количество каменных плит с надписями, содержавшими жизнеописание Тиглатпаласара III. Среди обычных похвал там фигурируют такие записи: «я получил дань от... Рецина из Дамаска, Менаима из Самарии, Хирама из Тира». Дальше идет длинное перечисление предметов, входящих в эту дань. А еще дальше сообщается, по-видимому, о другой военной экспедиции в Израиль: «Что касается Менаима, то я поразил его, как снежный ураган, и он бежал как одинокая птица и пал мне в ноги. Я вернул его на место и взял с него дань». Не исключено, что здесь в более радужных выражениях описан один и тот же поход против Израиля. Но как бы там ни было, библейское сообщение и ассирийский источник полностью подтверждают друг друга.
Закат Израиля
28. Библия и ассирийские памятники согласны в описании событий, гибельных для северного еврейского царства. Посмотрим сначала, как об этом говорит Библия: «Во дни Факея, царя Израильского, пришел Феглаффелласар (Тиглатпаласар III. – Авт.), царь Ассирийский, и взял... Асор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию» (4Цар. 15:29).
А вот как повествуют об этом глиняные клинописные таблицы из Ассирии: «Бет-Омри (Израиль), все города которого я присоединил к моей территории во время прежних походов, и не включил только Самарию. Всего Неффалима я взял для Ассирии. Я поставил своих должностных лиц правителями над ними. Землю Бет-Омри (Израиля), весь его народ и их владения я отобрал для Ассирии» (Из похода Тиглатпаласара III на запад и поход на Дамаск в 734—733 гг.).
Падение Самарии
29. Некоторые исследователи Библии предполагали, что Самарию — столицу Израильского царства, взял Салманасар, но вот надпись на стене царского дворца в Хорсабаде свидетельствует иначе. Оказалось, что Салманасар начал осаду Самарии, но год спустя умер. Город удалось занять лишь его преемнику — Саргону II, в 721 году до Рождества Христова.
В обнаруженной археологами надписи Саргон сообщает: «В первый год моего царствования я осадил и покорил Самарию и увел как военную добычу двадцать семь тысяч двести девяносто жителей... город я отстроил и сделал его более прекрасным, чем прежде. Заселил его людьми из покоренных мною стран. Поставил над ними губернатора и обязал платить такую же дань, какую платят все другие подданные Ассирии».
Пограничный город Мицпа (Массифа)
30. После разделения в 930 году еврейского царства на Израильское и Иудейское между этими царствами началась ожесточенная вражда. Защищая свои границы от нападения братьев-израильтян, царь Иудейский Аса выстроил крепость Мицпу (3Цар. 15:22). С 1927 по 1935 год американская экспедиция под руководством Уильяма Бейда в семи милях к северу от Иерусалима откопала остатки чрезвычайно массивной каменной кладки древней пограничной крепости Мицпа. Необыкновенная толщина стен этой крепости говорит нам, какой тяжелой и горькой была гражданская война между севером и югом.
Нашествие Сусакима
31. Археологические открытия, сделанные в Египте, удивительным образом подтверждают точность и достоверность библейского повествования. Так, например, в Библии сказано, что спустя пять лет после разделения Еврейского царства фараон Сусаким вторгся в Иудею и ограбил Иерусалимский храм. Археологи в храме города Карнака обнаружили барельеф с изображением этого похода. Мы видим там египетского бога Амона, ведущего на веревке сто пятьдесят шесть иудейских пленников. Каждый пленник олицетворяет собой один из населенных пунктов, захваченных и разграбленных фараоном. Сусаким по-египетски звучит как Шешенк.
В 1938—1939 гг. археологи раскопали в Танисе погребение фараона Шешенка, где нашли в полной сохранности его мумию с золотой маской на лице.
Канал Езекии
32. После гибели Израиля Иудея осознала опасность, угрожающую ей со стороны Ассирии. Царь Езекия срочно стал укреплять городские стены и готовился к защите Иерусалима. Он позаботился также о постоянном водоснабжении города. Старый канал иевусеев, вероятно, к этому времени пришел в негодность.
Библия сообщает ( 4Цар. 20:20), что Езекия велел пробить в скале новый канал, по которому вода из источника поступала прямо в Иерусалим, где ее собирали в цистерну.
Как это часто бывает, канал Езекии был обнаружен совершенно случайно. В 1800 году группа арабских мальчиков играла над прудом Силоэ. Один из них свалился в воду и, плывя к противоположному берегу, обнаружил в скале узкий проход. Это был канал в полкилометра длиной, который был проложен через известковую скалу к западной части города.
Археологи исследовали канал и подтвердили, что это был, в самом деле, канал Езекии.
Пленение вавилонское
33. После разрушения Ниневии и гибели Ассирии Иудея попала под власть Ново-Вавилонского царства. Историческая картина падения Иудейского царства, описанная в четвертой книге Царств, во второй книге Паралипоменон и в книге пророка Иеремии, оказалась подтвержденной вавилонскими клинописными таблицами. Так, например, в вавилонских документах найдено подтверждение библейского рассказа об иудейском царе Иехонии, которого Навуходоносор угнал в плен в Вавилон. Библия свидетельствует, что когда на вавилонский престол вступил Евилмеродах, он выпустил Иехонию из тюрьмы и поселил в царском дворце, «… и говорил с ним дружелюбно, и поставил престол его выше престола царей, которые были у него в Вавилоне; и переменил темничные одежды его, и он всегда имел пищу у него, во все дни жизни его» (4Цар. 25:28-29).
В 1933 году в вавилонском архиве были найдены записки управляющего дворцом о выдаче продовольствия различным резидентам, находящимся у царя на иждивении. В списке. числится царь Иудеи Иехония, пять его сыновей и восемь человек службы. Таким образом, археология еще раз доказала, что Библия права.