Гражданское общество и государство. Вопрос о взаимодействии государства и гражданского обще­ства — один из важнейших

Вопрос о взаимодействии государства и гражданского обще­ства — один из важнейших. Он возник вместе с появлением гражданского общества. Его ставили крупнейшие ученые разных времен. Кто должен первенствовать. Кто над кем возвышается го­сударство над гражданским обществом или гражданское обще­ство над государством. Эти вопросы и в настоящее время оста­ются дискуссионными. Что же касается реальной, сложившейся в демократических странах ситуации, то она очевидна - первен­ствует тот, у кого в руках политическая власть. Вместе с тем нельзя не подчеркнуть, что гражданское общество есть круп­нейшая общественная сила, с которой государство не может не считаться.

Рассмотрим, как взаимодействуют государство и гражданское общество, каковы конкретные формы их сотрудничества, дела­ющие его плодотворным, полезным для общества в целом.

Очевидно, что гражданское общество и государство посто­янно идут навстречу друг другу. Гражданское общество обраща­ется к государству со своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде всею материальной) инте­ресами, требованиями, просьбами и т.д. Государство идет на­встречу гражданскому обществу в разных формах, это изучение гражданских инициатив (их поддержка или неодобрение), выде­ление материальных средств для развития активностимногихобщественных объединений, организаций, фондов.

Практически во всех современных демократических странах в системе властных структур организованы и функционируют спе­циальные органы для связи с организациями гражданского об­щества. Направления и формы их деятельности чрезвычайно многообразны регистрация данных организации, оказание им помощи (консультации, финансирование), создание благоприят­ных условии для их функционирования. Например, в Велико­британии уже многие годы действует специальный государст­венный орган — Комиссия по благотворительности. Она регистри­рует благотворительные организации и фонды (в данной стране они достаточно многочисленны), деятельность которых направ­лена на помощь бедным, на поддержку церкви, развитие обра­зования, предотвращение дискриминации по расовому призна­ку, на защиту здоровья граждан, обеспечение равных возмож­ностей для граждан Великобритании. Важной функцией Комис­сии является оказание помощи (прежде всего материальной) общественным организациям.

Кроме специализированных органов типа Комиссии по бла­готворительности, есть еще одна распространенная форма контактов государства с гражданским обществом. Речь идет о том, что представители организаций гражданского общества входят в различные советы и комиссии, работающие при парламентах и правительствах. Они нередко становятся депутатами в представительных органах политической власти. В парламент­ских комитетах и комиссиях представители гражданского об­щества выступают как эксперты и профессионалы, владеющие весьма ценной информацией, касающейся конкретных проблем развития гражданского общества и состояния общественного мнения.

Среди такого рода комитетов и советов при парламентах и правительствах ряда западноевропейских стран следует отметить социально-экономические советы, имеющие консультативный характер. В них входят как представители государственных орга­нов, так и представители многих общественных организаций экономической и социальной сфер. Такие советы существуют во Франции, Австрии, Швеции, Финляндии, Италии, Бельгии, Испании и других странах. Правительства этих государств запра­шивают мнение советов о проектах принимаемых законов по вопросам социального и экономического характера. В свою оче­редь, по своей инициативе данные советы могут обратить вни­мание правительства на важность и неотложность решения тех или иных конкретных проблем.

Среди других форм взаимодействия гражданского общества и государства следует отметить существующую во многих странах службу парламентского уполномоченного, контролирующую со­блюдение прав и свобод граждан. Возглавляет эту службу незави­симое должностное лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной властью. Уполномоченный получает жалобы от граждан, недовольных действиями должностных лиц или пред­принимателей, и действует в соответствии с предоставленными ему возможностями изучать полученные материалы и доклады­вать парламенту результаты расследования с соответствующими рекомендациями. Рекомендации уполномоченных редко игнори­руются, что говорит об их высоком авторитете. В Великобрита­нии уполномоченный по гражданским правам назначается ко­ролевой по рекомендации премьер-министра. Положение уполномоченного по гражданским правам является столь высо­ким и ответственным, что его сравнивают со статусом генераль­ного аудитора-контролера парламента, на которого возложены обязанности финансового контроля за расходованием правитель­ством государственных средств.

Рассмотрение вопроса о взаимодействии гражданского об­щества с государством позволяет сделать ряд важных выводов.

1. Гражданское общество является одним из важных и мощ­ных рычагов в системе сдержек и противовесов стремлению по­литической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии у него есть немало средств: активное участие в из­бирательных кампаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения (в частности, с помо­щью независимых телевизионных каналов), возможности в организации кампаний сопротивления проведению тех или иных государственных реформ.

2. Само гражданское общество (очень многие из его органи­заций и объединений) нуждается в государственной поддержке. Поэтому представители организаций активно участвуют в рабо­те ряда государственных органов. Существуя независимо от го­сударства, будучи самообразующимися и саморегулирующими­ся, организации гражданского общества в различных формах взаимодействуют с государством.

3. В свою очередь, государство в высокой степени заинтере­совано во взаимодействии с гражданским обществом. Объясня­ется это рядом причин:

• именно гражданское общество есть источник легитимности политической силы, стоящей у власти;

• контакты с организациями гражданского общества явля­ются для государства крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, наст­роениях, отношении к господствующей политической вла­сти;

• в сложные исторические периоды (экономические кризи­сы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающей государство;

• среди организаций гражданского общества немало нужда­ющихся в материальной поддержке со стороны государ­ства, однако есть и такие, которые оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринима­тельские союзы и др.).

4. Специфика гражданского общества, автономный харак­тер и независимость составляющих его организаций не исключают непредсказуемость их действий. Поэтому логичными явля­ются усилия государства, направленные на создание различных форм контроля за его развитием. К таким формам относятся рассмотренные выше представительства организаций граждан­ского общества в различного рода властных структурах, созда­ние совместных органов, включающих представителей государ­ства и общественных организаций.

В целом же демократический режим предполагает тесное вза­имодействие государства и гражданского общества как основы политической и экономической стабильности.

Противостояние гражданского общества и государства хотя и возможно, но крайне недолговечно. Прогноз такого состояния не является оптимистическим.

5. Становление гражданского общества в Российской Федерации. Экономические реформы в Российской Федерации призва­ны обеспечить хозяйственную свободу в качестве основы граж­данской независимости личности. Идет процесс развития мно­гообразных форм собственности. Приватизация позволяет част­ным лицам приобретать в собственность часть государственного имущества. Трудовые коллективы получили право арендовать государственные предприятия, приобретать на акционерной ос­нове объекты промышленности, торговли, сферы услуг.

Развитие частной собственности и рыночных отношений, как уже отмечалось в данной главе, делает гражданское общество необходимым. Проведение в России экономических реформ, на­правленных на создание свободной рыночной экономики, под­твердило это положение уже достаточно основательно. За несколько лет в нашей стране возникли многочисленные организации, объе­динения, ассоциации, центры, союзы, фонды, движения, отве­чающие всем характеристикам гражданского общества. Они по­явились во всех сферах общественной жизни, экономической, социальной, политической, духовной и др. Кроме уже названных нами в начале главы, сюда относятся: Ассоциация российских банков, Межрегиональный биржевой союз, Ассоциация бирже­вых структур агропромышленного комплекса, Всероссийская орга­низация брокеров и т.д. Все перечисленные организации относятся к субъектам гражданского общества в экономической сфе­ре. В других сферах общественной жизни, например в социальной и духовной, их возникло еще больше

Бурный рост организаций гражданского общества объясня­ется не только становлением частной собственности и рыноч­ной экономики, что сделало их появление необходимым, но и созданием важнейших условий, которые сделали развитие граж­данского общества возможным. Речь идет о демократизации об­щественно-политической жизни в стране.

Экономические, политические и юридические основы фор­мирования гражданского общества в России зафиксированы в ее Конституции. Она провозглашает, что Россия является демо­кратическим правовым государством (ст. 1) В стране гарантиру­ются единство экономического пространства, свободное пере­мещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка добро­совестной конкуренции, свобода экономической деятельности. Конституция России признает и защищает равным образом ча­стную, государственную, муниципальную и иные формы соб­ственности (ст. 8).

Каждый гражданин согласно Конституции имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ст. 34). Право частной собст­венности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Никто не должен быть лишен своего имущества иначе как по суду. Право наследования гарантируется (ст. 35, 36).

В соответствии с теорией естественного права российская Конституция провозглашает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17). Утверждается право на жизнь, свободу, равенство, досто­инство личности.

Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет и развивает гражданские права и свободы, провозглашенные в Конституции Российской Федерации. Гражданское законода­тельство основывается на признании равенства участников регу­лируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 11).

Гражданское законодательство определяет правовое положе­ние участников гражданского общества, основания возник­новения и порядок осуществления права собственности и других имущественных прав, исключительных прав на результа­ты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная соб­ственность), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные не­имущественные отношения, основанные на равенстве, авто­номии вот и имущественной самостоятельности их участни­ков (ст. 21).

Становление российского гражданского общества предполагает не только права и свободы, но и гражданскую ответст­венность, всеобщее прямое и равное избирательное право, неза­висимый суд и прокуратуру, совершенное законодательство. Для развития гражданского общества в России (как и в любой другой стране) необходимы экономическая и политическая ста­бильность.

Становление гражданского общества в России вызвало к жизни новые тенденции, внесло изменения в ранее существовавшие общественные организации, привело к созданию новых органи­зации и объединении. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

В процессе формирования гражданского общества в России намечается тенденция включить противоречивые социальные явления в рамки переговорного процесса, создав механизм со­циального партнерства, регулирующий трудовые отношения. Инициатива создания такой системы идеи сверху. Профсоюзы и предприниматели вследствие своей разобщенности не могут обойтись без посредничества государства. Практика заключения коллективных договоров, определяющих социальную ответствен­ность сторон, начинает расширяться прежде всего на горно­добывающих предприятиях.

Формирование системы социального партнерства — длитель­ный процесс. В США он занял около 30 лет. Главное условие успеха построения системы партнерства состоит в содержании и сроках проведения экономических преобразований, в успеш­ном функционировании других сфер гражданского общества

В профсоюзном движении растет число новых профсоюзов, альтернативных государственным. Новые профсоюзы более одно­родны социально и профессионально, лишены громоздкого бюрократического аппарата Конфедерация труда, созданная в мае 1990 г, трансформируется в Объединение негосударствен­ных и общественных организаций.

Традиционные профсоюзные структуры, в частности Федера­ция независимых профсоюзов России, используя лозунги социальной защиты, взяли на вооружение многие приемы борьбы негосударственных профсоюзов (Независимого профсоюза гор­няков) создание стачкомов, выдвижение проектов генеральных тарифных соглашении и т. п.

В настоящее время в России созданы и действуют разно­образные фонды социальной защиты граждан и культуры, Фонд социальной защиты материнства и детства, Пенсионный фонд, Фонд защиты от разрушения исторических памятников Санкт-Петербурга и т.д. О развитии гражданского общества в России свидетельствует движение потребители, организационно офор­мившееся в России в Конфедерацию обществ потребителей. Оно признано защищать права и интересы потребителей, координировать усилия их организации. Информационно и юридичес­ки движение потребителей выступает против плохого качества и опасных продуктов, вводящей в заблуждение рекламы, не­справедливых цен недобросовестной практики бизнеса.

Рассмотрение вопроса о становлении гражданскою общества в России позволяет сделать два вывода:

гражданское общество в нашей стране делает, хотя и существенные, но первые шаги;

ста­новление гражданского общества у нас имеет свою специфику, но в целом развивается в направлении, по которому прошли демократические Страны Запада.

Лекция 12

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ

Содержание:

1. Политический рынок и политический товары

2. Понятие «политический маркетинг»

3. Основные функции и виды политического маркетинга

4. Основные этапы политического маркетинга

5. Роль рекламы в политическом маркетинге

Политический маркетинг — новое понятие в российской политической науке и практике. Как и многие другие понятия, такие, как «коммерческий банк», «биржа», «акционерное общество», «валютный рынок» (в экономической сфере) и «политический рынок», «политический товар», «многопартийность», «выборы на альтернативной основе» и т.д. (в политической сфере), оно пришло в теорию и практику, утверждающуюся вместе с кардинальными реформами, проводимыми в стране.

В данной главе поставлена задача раскрыть сущность понятий «политический рынок» и «политический маркетинг», показать их отличие от рынка экономического и маркетинга в экономической сфере. Выполнение данной задачи построено на примере главным образом «избирательного маркетинга» (то есть связанного с избирательными кампаниями), который является частью (при этом важнейшей) маркетинга политического.

1. "Политический рынок" и "политические товары"

Демократические государства характеризуются существованием в них политической системы, в рамках которой взаимодействует множество политических организаций. Это: политические партии, блоки, движения, союзы, группы интересов, лобби, фонды, ассоциации и т.д. Все они в той или иной степени связаны с механизмом формирования органов власти, предполагающим альтернативный характер выборов в данные органы. А это означает, что за каждое место, например, в парламенте будут бороться несколько кандидатов. Свой политический выбор каждый избиратель сделает, проголосовав лишь за одну политическую партию. Из нескольких кандидатов тоже можно выбрать только одного.

Данному акту политического выбора предшествует достаточно длительный период, очень напоминающий по своему содержанию рыночные отношения. Все действующие в границах рассматриваемого поля лица делятся на две группы. Одни предлагают свои политические товары (политические программы, идеи, услуги) в обмен на поддержку на выборах, а другие выбирают из множества предлагаемых им политических товаров те, которые в наибольшей степени отвечают их потребностям. Соответственно отдаются голоса той партии и тому кандидату, которые в случае избрания обещают удовлетворить потребности избирателей. Отношения этих двух групп опосредуются такими понятиями, как «товар», «спрос», «предложение» «торг», «обмен», «продавцы», «покупатели». А отношения в рамках первой группы дополняются еще и конкурентной борьбой. Другими словами, налицо все слагаемые рынка, в данном случае — полити­ческого.

Основные элементы политического рынка:

• политические субъекты (агенты) рынка, то есть производители политического товара. Это могут быть политические лидеры, политические партии, группы интересов и т.д. Их главная задача такая же, как и у всех других производителей товаров, а именно: обеспечить высокую конкурентоспособность, высокий спрос и, конечно, реализацию товара;

• политические объекты, то есть потребители политического товара. К ним относятся: население страны в целом, отдельные слои и группы, политические организации и т.д.;

• политический товар — это совокупность предлагаемых на политическом рынке товаров и услуг, обладающих полезностью, которая должна быть реализована в случае избра­ния на властные посты тех, кто эти товары предлагает. В качестве товаров называются политические программы, политические идеи и т.д.

Понятие «политический рынок» достаточно широко употребляется в зарубежной политологии. При этом, однако, в отношении данной категории и всего спектра связанных с ней понятий мнения не однозначны. Например, в США отождествление избирательной кампании с рынком, где предлагаются товары, в частности кандидаты, а покупателями их являются избиратели, общепризнанно и традиционно. Во Франции же понятие «политический рынок» предпочитают не употреблять, предлагая такие эквиваленты, как «политическое поле», «политическая игра» и т.д.

Но дело не только в соображениях морально-этического плана, а в том, что о политическом рынке и обо всех связанных с ним понятиях («политический товар», «спрос», «предложение», «обмен» и т.д.) можно говорить с большой долей условности.

Политический рынок от традиционного экономического отличается характером обменных процессов. На этих двух рынках представлены разные типы отношений, предопределяющие также и разные типы поведения. Это различие выражается в следующем.

1. И на экономическом рынке, и на политическом присутствует товар. Однако на экономический рынок поступает реальный товар, на политический — товар-обещание, потенциальный товар. И «голос» избирателя — это своеобразная предоплата.

2. На обоих рынках товары предназначаются для обмена. Но если на экономическом рынке товар обменивается на другой равноценный или на денежный эквивалент, то на политическом рынке в качестве эквивалента предлагаемым товарам выступают голоса избирателей.

3. На двух названных рынках деньги присутствуют. Однако если на экономическом рынке они опосредствуют обмен товаров (Т — Д — Т), то на рынке политическом деньги такой роли не выполняют. В этом нет необходимости. Но это не означает, что на политическом рынке вообще деньги не фигурируют. Наоборот, политический рынок требует больших денежных средств, они необходимы для осуществления процесса, получившего название «политический маркетинг».

2. Понятие «политический маркетинг»

В литературе содержится много различных определений по­литического маркетинга. То общее, что в них подчеркивается, сводится к следующему: политический маркетинг — это широкий комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного имиджа политических партий, политических лидеров, кандидатов в депутаты представительных органов власти и других властных структур в целях обеспечения их победы на выборах. В этом определении политического маркетинга главным обстоятельством, отличающим его от маркетинга в экономической сфере, является его направленность на формирование политической власти.

Очевидно, столь высокое предназначение обусловило тот факт, что, зародившись сравнительно недавно (США, 30-е годы), политический маркетинг получил широкое распространение практически во всех зарубежных странах с демократическим политическим режимом. В Соединенных Штатах Америки и других странах действуют многочисленные фирмы, занимающиеся стратегией и тактикой предвыборных политических кампаний. Практически все политические партии, большинство кандидатов на выборные должности прибегают к услугам маркетологов.

Политический маркетинг, как и любой другой, направлен на формирование и расширение спроса на свои специфические товары. В обмен на эти товары политические партии (и кандидаты) хотят получить поддержку населения в первую очередьна выборах, а также в проводимых референдумах, различных политических кампаниях, привлечь новых членов в свои ряды с целью усилить свое влияние в обществе.

Понятие «политический маркетинг» используется и в более широком смысле. В этом случае имеется в виду исследование вопросов взаимодействия политических партий и общества, техники организации политических кампаний, роли средств массовой информации в избирательном процессе, проблемы создания имиджа политических лидеров и т.п.

Наши рекомендации