Социальные организации, их типы
Яндекс.ДиректВанная с содой - минус 1-2 кг!Похудеть на 10 кг за 2 недели, просто добавляя соду в ванную!google.ruСредневековые войны здесь!Прокачай отряд. Сразись с друзьями по сети.google.ru
Термин «организация» (от лат.organiso - сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях:
§ как элемент социальной структуры общества;
§ как вид деятельности какой-либо группы;
§ как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.
В социологии ключевым понятием является элемент социальной структуры и дается такое определение:социальная организация — большая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей (Н. Смелзер).
Впервые попытку создания теории организации предпринял американский инженерФедерико Тейлор (1856-1915). Внедряя на практике систему стандартизации приемов труда, он пришел к идее поточных линий и конвейеров. В такой организации главную роль играли администрация и управленческий персонал, осуществлявшие контроль за производственным процессом. Причем наиболее трудолюбивых и инициативных Тейлор предложил стимулировать через систему материального поощрения. Эта модель Тейлора получила название «школа научного управления» или «тейлоризм».
В начале XX в. французский инженерАнри Файоль (1841-1925) разработал модель «организации-машины». Суть ее состояла в том, что сама организация понималась как безличный механизм, инструмент для решения общественно значимых проблем, в котором человек был лишь формальным исполнителем, элементарной клеточкой в системе управления и контроля. Задача администрации сводилась лишь к контролю, координации и планированию работы различных звеньев системы. Файоль полагал, что эффективность работы организации определяется единством командования и четким разделением труда.
Все организации в силу стандартизации своей деятельности и единства управления в той или иной степени бюрократизированы. Сам термин«бюрократия», означающий власть чиновников, был введен в научный оборот французским ученым де Гурне в 1745 г. А М. Вебер. впервые разработавший социологическую концепцию бюрократии, выделилсемь основных характерных черт бюрократической организации:
§ иерархия власти в виде пирамиды, предполагающая ответственность нижестоящих должностных лиц перед вышестоящими;
§ деятельность должностных лиц регулируется на основе формально установленных правил и инструкций, обеспечивающих единообразие и непрерывность управленческой деятельности;
§ строгое разделение труда, причем каждую функцию должен выполнять компетентный и знающий специалист, работающий по контракту и несущий полную ответственность за качественное выполнение своих обязанностей;
§ частная жизнь должностных лиц отделена от деятельности в организации, они подчиняются только служебному долгу и должны быть максимально объективны («идеальный администратор трудится без гнева и пристрастий»);
§ продвижение (карьера) должностного лица по служебной лестнице осуществляется в зависимости от его профессиональных способностей, уровня квалификации и стажа работы;
§ деятельность сотрудников строится на основе служебной дисциплины и административного контроля:
§ должностные лица вознаграждаются постоянным денежным содержанием (окладом).
М. Вебер считал современные бюрократии эффективными организациями, поскольку решения здесь принимаются не по произволу, а по общим критериям, профессиональная подготовка отсекает «талантливых дилетантов» и поднимает общий уровень компетентности. Бюрократия, давая фиксированный оклад и строго ограничивая функции, уменьшает коррупцию по сравнению с организациями традиционных обществ, общие критерии оценок деятельности снижают возможности личных и родственных связей.
Главное достоинство бюрократии, по Веберу, — это высокая хозяйственно-экономическая эффективность: точность, быстрота, знание, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность.Главный недостаток — игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой гибкости.
Таким образом, бюрократия для М. Вебера — «идеальный тип» управления, ориентированный на рациональное и эффективное выполнение стоящих перед организацией задач. В действительности же ни одна реально существующая организация не может в полной мере соответствовать веберовской модели бюрократии.
Несмотря на многочисленные недостатки, бюрократия, по мнению ряда специалистов, сохраняет свою работоспособность в качестве формы управления и в настоящее время. Поэтому одна из задач современного управления — корректировать деятельность бюрократии в соответствии с принципами, разработанными М. Вебером.
Российский социологА.И. Пригожий (р. 1940) выделяет следующиепризнаки современной организации:
§ целевую природу;
§ распределение членов организации по ролям и статусам;
§ разделение труда и специализацию функций;
§ построение по вертикальному (иерархическому) принципу;
§ наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;
§ целостность социальной системы.
Ключевым элементом социальной организации выступает цель. Существует три взаимосвязанныхвида организационных целей:
§ цели-задания - оформленные как программы общих действий поручения, задаваемые извне организацией более высокого уровня;
§ цели-ориентации — совокупность целей, реализуемых через организацию;
§ цели-системы - цели, продиктованные стремлением сохранить организацию как самостоятельную систему.
Все многообразие социальных организаций классифицируют по разным критериям. Так, американский социолога. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:
§ добровольные, члены которых объединяются на добровольной основе (политические партии, профессиональные союзы, клубы, религиозные объединения и др.);
§ принудительные, членами которых становятся принудительным путем (армия, тюрьмы, психлечебницы и др.):
§ утилитарные, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры и др.).
Современные российские социологи выделяют в основном следующие виды организаций:
§ деловые, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);
§ общественные, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворять политические, социальные, культурные, духовные, творческие и другие потребности (политические партии, профсоюзы, творческие объединения и т.д.);
§ промежуточные, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, товарищества и т.п.);
§ ассоциативные, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).
Типологию организаций можно произвестипо отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, научно-исследовательские, административно-управленческие, финансовые, образовательные, социокультурные, лечебные и др.
Современные организации имеют сложнуюсистему управления,включающую следующие характеристики:
§ выработка стратегии управления организацией;
§ деятельность по руководству персоналом организации;
§ получение, отбор и распределение деловой и социально значимой информации;
§ рациональное распределение ресурсов организации;
§ проведение кадровой политики;
§ ведение деловых переговоров;
§ внедрение принципов инновационного управления;
§ распространение рекламы;
§ планирование и проектирование работы в организации;
§ контроль и координация действий работников.
Это далеко не полный перечень функций специалиста, осуществляющего управленческую деятельность. В настоящее время такие специалисты являются ключевыми фигурами в организации. Вместе с тем внутри организаций могут складываться неформальные связи и отношения, возникающие стихийно в результате продолжительного межличностного и внутригруппового общения. Неформальные отношения служат своеобразным механизмом снятия напряжения, порожденного противоречием между индивидуальными интересами и жесткими правилами формальной организации, но иногда они могут оказать негативное влияние на деятельность организации.
Таким образом, социальная организация играет важную роль в жизни общества. По образному выражению американского социолога У. Уайта,современный человек — это «человек организации».В свою очередь, организация требует от него ориентацию на рациональный стиль поведения, компетентность, знания и умения. При этом социология призвана решать социальные проблемы оптимизации условий эффективного функционирования организаций.