Драматургія софокла. загальна хар-ка
Обзор творчества Софокла (496 г. - 406 г.)
Второй великий трагический поэт Афин V в.
Родился в Колоне (рядом с Афинами), обычное музыкальное и гимнастическое образование, в юности играл в театре
468 – победил Эсхила и после не знал поражений
поэт расцвета демократии, воспринял в демократии самое положительное, любим:
1. блестящий драматург
2. шел в ногу со временем, отражал актуальные темы
3. брал крупные темы (место человека в коллективе, его долг перед ним) дошло 7 трагедий
4. Ввёл третьего актёра, сократил роль хора, разбил трагедию на 3 самостоятельные части.
5. герои статичны
6. все сюжеты заимствованы из мифов
Время Софокла связано с деятельностью Перикла. Перикл: идея «эллинского духа», дух следует воспитывать. Традиция называет Софокла счастливцем.
Творчество Софокла – качественный скачок по сравнению с драматургией Эсхила. Для Эсхила отдельный индивидуальный человек ничего не значит, только род.
Софокл – внимание к судьбе отдельного человека. Софокл: столкновение героев подразумевает столкновение определенных общественных сил. Столкновение доходит до такого накала, что приводит к гибели одной из сторон. Герои Софокла – «люди, какими они должны быть» (Аристотель), благородные, приподнятые. В связи с трагедиями Софокла Аристотель вводит понятие «трагический герой» (воплощает существенные для развития общества стремления, всегда действует на благо общества, но может ошибиться в своем трагическом неведении, благие цели трагического героя могут приводить и его, и других к гибели).
Воля и разум человека ничтожны по сравнению с волей и разумом божьим. «Аякс», «Филоктет», «Электра» - трагедии троянского цикла. «Антигона», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» - трагедии фиванского цикла. Вопрос о человеке, его воле и судьбе. Как ни велик человек, он постоянно в своей гордыне нарушает меру, мировую меру – гармонию, установленную олимпийскими богами. Психологическая характеристика образа: все люди разные, разная психологическая мотивировка поступков людей. Очень часто в бедах людей повинны черты их характера. Принцип трагической иронии: герой Софокла активен (активнее героя Эсхила), активно противится своей судьбе, но не уходит от нее, наоборот, приближается к ней.
43. Зародження ренесансної культури (14 ст)
Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века. Конкретно по странам: Италия 14-15 в., 16 в. кризис, в остальных странах 15-16 в., 16 в. – расцвет.
Происходит перестройка вертикальной модели мира. Возрождение – борьба светского и церковного миропонимания. Раскол католической церкви (Реформация – 1517 г.). Вертикальная модель мира перестраивается в горизонтальную. Движение вперед-назад в реальном пространстве и реальном историческом времени. Атеизма не было, ни у Боккаччо, ни у Эразма Роттердамского, ни у Рабле. Просто проблема Бога отошла на второй план, на 1 – проблема человека. Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527) поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595), выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран. Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Бокаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и особенно в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.
Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания).
Основные этапы:
Раннее Возрождение
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.
Высокое Возрождение
Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся перлами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга.
Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.
Позднее Возрождение
Третий период Возрождения, так называемый период «позднего Ренессанса», отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением художников совсем произвольно, без разумной последовательности, разрабатывать и комбинировать античные мотивы, добиваться мнимой живописности утрировкой и вычурностью форм. Признаки этого стремления, породившего стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо, выказывались ещё в предшествовавшем периоде в значительной степени по невольной вине великого Микеланджело, своим гениальным, но слишком субъективным творчеством давшего опасный пример крайне свободного отношения к принципам и формам античного искусства; но теперь направление это делается всеобщим.
Понятие ренессансного гуманизма в узком и широком смысле слова. Гуманизм в эпоху Возрождения значил не то, что сейчас: в узком смысле это занятие “гуманистическими штудиями”, т.е. Грамматикой, риторикой, историей, моралью и философией, обязательно на основе греко-римской образованности. Гум. в широком смысле слова – изучение всей полноты человеческой природы, как противоположности животного мира. Только тот человек, кто преодолел в себе природную дикость. Гуманисты стремились противопоставить средневековой концепции личности свою: признание за человеком права своими силами утверждать свое “я” в мире. Считалось, что возможности человека безграничны. Человек – смертный бог (оксюморон). Этот миф полнее всего выражен в искусстве Высокого Возрождения. Главная тема Выс. Возр. в Италии – прославление красоты и достоинства человека. Это воскрешало принцип единства прекрасного и доброго. Человек – в центре мира. Пико делла Мирандола писал, что человек стоит на земле, но головой касается неба. Такое положение человека для того, чтобы ему легче было проникнуть взором во все окружающее. Личность человека изначально Богом не предопределена, человек сам должен себя ковать.
Понятие гуманизма сочеталось с понятием гармонии. Мир и природа в средние века считались силами, которые мешаю человеку соединиться с Богом. В Ренессансе наоборот, поэтизация мира, гармонии человека и мира => убежденность в том, что в мире будут господствовать разум и просвещенность, где человек сможет осуществить себя. Возникали ренессансные утопии, напр, миры рассказчиков “Декамерона”. Они сильно отличались от, например, “Утопии” Мора. У последнего – не счастье индивида, а благополучие целого, строгая регламентация, фантастический мир, у Рабле и Боккаччо – стремление вписать идеальное общество в реальное пространство. Вот это и называется ренассансной утопией. Возникла она из-за убежденности, что “золотой век”, “полнота времен” уже наступила. Это библейское выражение в Средние века применялось для Царства Божия, в Ренессанс – для настоящего времени. Идеальный город – город, где жизнь человека очищена от беспорядков и представлена во всей полноте. Он видится как возможный, построенный. А потом – крах иллюзий.
Кризис ренессансного мифа о человеке в период позднего Возрождения.
Увидели гуманисты, что мир-то не идеален, а наоборот, арена войн, оплот жестокости и насилия. В пьесе Шекспира “Буря” Гонзало говорит, что образ “золотого века” возник только для того, чтобы исчезнуть. Золотого века нет и не будет, против него логика исторического развития. Уверенность в том, что золотой век невозможен, -- основа произведений поздних гуманистов. Если гуманист Леонардо Бруни писал, что прекрасно подарить счастье одному человеку, но многим – еще лучше, то 100 лет спустя Гвичардини сомневался, что благополучие государства возможно. Разочарование в ренессансном мифе о человеке: а совершенна ли человеческая природа? Изначально ли человек добр? Ведь человек, добиваясь самореализации, приходил к аморальности и вседозволенности. То, что было положительным, стало отрицательным. Теперь начинается дисгармония человека и мира (см. подробнее про Гамлета и Дон Кихота).
Ренессансная этика доблести.
Доблесть – это активность, предприимчивость, энергия ума и воли. Это добрые качества, которые угодны Богу и кот. совершенствуют человека.
Отношение к античной культуре.
Гуманисты ставили задачу возродит античность целиком, а не избирательно, как в Средневековье. У них существовало такое понимание развития истории: 1) греко-римская древность (Солнце, музы); 2) с 5 в. – готическое варварство (ночь, музы уходят); 3) Возрождение (возрождение наук, искусств, литературы, музы возвращаются, солнце). Короче, Возрождение = античности.
Идея универсального человека.
В человеке заложены все возможности, он сам должен выбрать, подняться или пасть. Человек – сам кузнец своего счастья и судьбы.
Понятие христианского гуманизма.
Писатели Возрождения обращались и к наследию раннехристианских мыслителей (особенно в Сев. Европе, где Эразм Роттердамский отказывался признавать труды современных ему теологов, но переводил труды ранних отцов церкви), отсюда соединение античной учености и христианской духовности.
Понятие Реформации и ее влияние на духовную жизнь.
Вспоминаем дату – 1517 г., когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям церкви в Виттенберге. Кат. церковь все больше и больше дискредитировала себя, что вылилось в конечном счете в движение Реформации и отделении части верующих от католической церкви и образовании новой ветви христианства – протестантизма. Что там Лютеру не понравилось: злоупотребления папой властью (продажа индульгенций и т.д.). Сущность учения Лютера закл. в противопоставлении личной веры, индивидуального религиозного чувства – формально понимаемым “добрым делам” (т.е. выполнению церковных обрядов) и священного писания, свободно толкуемого человеческим разумом, -- авторитету церковных догматов. Фишка в том, что Библия тогда была только на латинском языке, народ ее сам не читал, а верил всему, что с кафедры скажут. Кто ее перевел на нем. яз.? Правильно, Лютер (в энциклопедии сказано, что этим он способствовал становлению лит. немецкого языка. Но этого можете не говорить. Главное, что теперь каждый мог прочитать Библию и сам во всем разобраться => усиление личностного начала в культуре).
Комедії Менандра
От позднего Аристофана до начала деятельности Менандра прошло полстолетия. Но уже последний период творчества Аристофана характеризуется элементами бытовизма. . Произошли коренные изменения как как в жизни греческого общества, так и в литературном стиле комедии. Уже замолкла политическая комедия, возникает так называемая средняя комедия, она расстается с политическими темами и переходит на пути бытовой комедии, так как Аристофановская комедия слишком груба и далека от повседневной жизни. Но средняя комедия все же полна условностей и не в силах отобразить повседневную жизнь человека.
Менандр прославился тем, что стал избегать изображения условных характеров и старался выводить действия из самих характеров.( но ему это не удалось). Все его искусство заключается в наделении этих характеров разными жизненными деталями. За пределы этих типических характеров комедия Менандра не выходила.
Менандр написал более 100 комедий, из которых дошла целиком одна «Дискол» или « Человеконенавистник»(еще некоторые обрывки комедий) Менандр стоит за нормальную семейную жизнь. В маленьких и презренных (униженных) людях Менандр склонен видеть человеческие чувсва.
Женщина у Менандра равноправный член общества, иногда превосходящий мужчину по своим душевным качествам.
Рабы для него тоже люди, причем разнообразные- то эгоистические, то добрые.
Мораль Менандра – все люди имеют разного рода слабости и совершают погрешности, но у всех людей есть и хорошие стороны. Желания избавиться от погрешностей эту мораль можно назвать гуманизмом или гуманностью.