Централизация правоохранительной системы в СССР. Развитие внесудебной юстиции.

В соответствии с Конституцией 1936 года Верховный Совет СССР в августе 1938 года принял Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик.

К судам СССР относились Верховный суд СССР и специальные суды – военные трибуналы, линейные транспортные суды.

Ко второй группе относились судебные учреждения, построенные в соответствии с административным делением страны, – верховные суды союзных республик, областные и им равные суды, народные и им равные суды. В состав судов всех инстанций стали входить судья и два народных заседателя.

В конце 1933 года – Положение о Прокуратуре СССР. С 1936 все прокурорские органы стали подчиняться Прокуратуре СССР. Прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР на семилетний срок. Республиканские, краевые, областные прокуроры назначались Прокурором СССР на пять лет, районные и городские прокуроры - республиканскими прокурорами с утверждением Прокурора СССР также на пятилетний срок.

Структура Прокуратуры СССР:

- территориальная прокуратура;

- военно-морская прокуратура;

- прокуратура железнодорожного транспорта;

- прокуратура водного транспорта;

- прокуратура по специальным делам.

1930 год – упразднение республиканских НКВД. При республиканских правительствах созданы Главные управления коммунального хозяйства, милиции, угрозыска. Остальные функции республиканских НКВД рассредоточены между другими республиканскими наркоматами.

В 1932 году создается Главное управление милиции при ОГПУ, то есть органы охраны порядка включаются в систему органов госбезопасности.

Централизация системы органов госбезопасности завершилась в 1934 году созданием союзно-республиканского НКВД СССР. ОГПУ под названием Главного управления госбезопасности (ГУГБ) вошло в его состав.

Структура НКВД СССР:

- ГУГБ;

- Главное управление милиции;

- Главное управление пограничной и внутренней охраны;

- Главное управление лагерей (ГУЛАГ);

- Главное управление пожарной охраны;

- отдел ЗАГС и др.

Позднее в ведение НКВД переданы геодезия и картография, управление шоссейными дорогами, архивное дело, Центральное управление мер и весов, медицинские вытрезвители, ОБХСС и т.д.

При НКВД в 1934-1953 гг. действовало Особое совещание - внесудебный орган, который имел право в административном порядке применять высылку, ссылку, заключение в исправительные лагеря; на местах – так называемые «тройки» в составе начальника соответствующего управления НКВД, первого секретаря обкома, крайкома ВКП (б) или ЦК национальных компартий, прокурора. С 1937 года Особое совещание и «тройки» получили право применять наказание по первой категории (расстрел) и по второй категории (заключение в лагеря или тюрьмы на срок от восьми до десяти лет).

К 1938 году репрессивная волна поднялась настолько высоко, что тюрьмы, лагеря, СИЗО оказались переполнены. Осознав необходимость как-то сбавить обороты массовых репрессий, в ноябре 1938 года Сталин и Молотов подписали постановление СНК СССР и ЦК В (б) о ликвидации всех «троек» на местах. Однако Особое совещание НКВД СССР было сохранено.

С 1934 года действовал особый порядок рассмотрения дел о терактах: короткие сроки расследования, невозможность обжалования решений, ответственность родственников обвиняемого «за недоносительство». По этому новому закону прошли три показательных Московских процесса, процессы военачальников, суды над партийно-государственными руководителями союзных республик и Коминтерна.

В феврале 1941 года союзно-республиканский НКВД был разделен на НКВД СССР и Наркомат госбезопасности СССР (НГБ СССР).

5. Реформа военного строительства и управления.

Предпосылки военной реформы в СССР:

1) Обострение межгосударственных отношений и возрастание военной угрозы после прихода к власти фашистов в Италии и нацистов в Германии.

2) Количественный рост и модернизация военной техники, возросшие требования к мобилизационной и боевой готовности войск.

3) Укрепление материально-технической и социальной базы Советского государства, что сделало возможным проведение реформы.

4) Механизму тоталитарного государства, который сформировался в СССР, должна была соответствовать военная машина.

Главное содержание военной реформы составляли мероприятия по переходу от смешанной территориально-милиционной системы устройства армии к кадровой.

1934 г. – упразднение Реввоенсовета СССР, а также Реввоенсоветов военных округов и флотов. Наркомат по военным и морским делам переименован в Наркомат обороны (НКО) СССР. В 1937 году создан самостоятельный Наркомат ВМФ СССР. Штаб Рабоче-Крестьянской Красной Армии переименован в Генеральный штаб РККА.

Практика руководства вооруженными силами показала необходимость сочетания единоначалия и коллегиальности в высших органах военного управления. Поэтому в 1937 году во главе округов и флотов поставлены военные советы, а в 1938 году образованы Главные военные Советы при НКО СССР и НК ВМФ СССР.

Значительное обновление офицерского состава в связи с репрессивной компанией по чистке армии обусловило восстановление в 1937 году института военных комиссаров во всех войсковых частях, штабах, учебных заведениях.

1938 г. – решение СНК СССР о создании на базе ряда средних школ специализированных учебных заведений для подготовки кандидатов в артиллерийские, авиационные, военно-морские училища.

К началу войны функционировали 19 военных академий, 10 военных факультетов при гражданских вузах, 7 высших военно-морских училищ, 203 средних военных училищ. Однако полностью решить кадровую проблему не удалось.

Закон о всеобщей воинской повинности 1939 года изменил условия подготовки молодежи к военной службе:

- сама подготовка проводилась в форме допризывной только с учащейся молодежью в объеме обучения одиночного бойца;

- призывной возраст понижен с 21 до 19 лет; а для выпускников средней школы - до 18 лет;

- значительно сократился круг лиц, пользовавшихся освобождением от военной службы, а также отсрочками.

В последующие годы введена система воинских званий для высшего командного состава – генеральские и адмиральские, а для младшего состава – сержантские.

Закон 1939 года послужил правовой основой для развертывания вооруженных сил, усиления боевой мощи армии и флота. К середине 1941 года численность ВС составляла более 5 млн. человек, то есть в 2,5 раза превысила численность армии 1933 года.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие признаки тоталитарного режима были характерны для государственной системы СССР в 30-е гг.?

2. Проведите сравнительный анализ Конституций СССР 1924 г. и 1936 г.

3. Что представляла собой административно-командная система управления?

4. Объясните значение понятия «номенклатура».

5. Назовите основные меры управленческого характера по укреплению обороноспособности страны в предвоенный период.

Наши рекомендации