Понятие, сущность и виды ад надзора
Административный надзор — это вид государственной управленческой деятельности, который осуществляется специальными органами исполнительной власти в отношении организационно неподчиненных предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими требований действующего законодательства с применением мер административного принуждения.
1. Контроль включает в себя проверку состояния дел как с точки зрения законности, так и целесообразности. Административный надзор осуществляется только для проверки законности.
2. При осуществлении контроля соответствующие органы могут вмешиваться в оперативно-хозяйственную и производственную деятельность подконтрольного объекта, используя при этом меры дисциплинарного принуждения. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают. Они имеют право осуществлять наблюдение, проверку соблюдения определенных норм, выявлять, пресекать правонарушения, а также привлекать виновных к административной ответственности.
3. Контроль, как правило, касается конкретных органов, предприятий, учреждений и их должностных лиц. В противоположность этому, административный надзор осуществляется в отношении:
а) неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных ппавил;
б) определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия);
в) персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
4. Административный надзор, как правило, связан с применением мер административного предупреждения, административного пресечения и наложения административных взысканий. То есть органы административного надзора наделены административно-юрисдикционными полномочиями. В отличие от них контрольные органы такими полномочиями не наделены (как правило, имеют право применять меры дисциплинарного взыскания).
Административной науке известно три вида надзора: судебный, прокурорский и административный. По сравнению с двумя другими видами надзора, административный надзор является наиболее объемным и разнообразным. Ему присущ ряд особенностей, которые отличают его от судебного и прокурорского надзора, а именно:
— субъект административного надзора является субъектом исполнительной власти;
— основной целью является обеспечение безопасности граждан, общества, государства (а судебного и прокурорского — обеспечение законности в стране);
— специализированный характер, то есть он направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, пожарных, ветеринарных, таможенных и др.);
— проводится систематически за конкретным объектом;
— осуществляется, как правило, субъектами исполнительной власти, наделенными надведомственными полномочиями;
— связан с применением административного принуждения. Административный надзор осуществляется с целью охраны соответствующих общественных отношений как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений.
В сфере нац безопастности
Под национальной безопасностьюпонимают состояние защищенности государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц.
К основным органам специальных служб безопасности относятся:Служба безопасности Украины, Управления государственной охраны Украины, Государственная охрана при МВД Украины и Государственная пограничная служба Украины.
Безопасности достигают проведением единой политики в сфере ее обеспечения, системой мер экономического, политического, организационно-правового и иного характера адекватно угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Она охватывает мероприятия не только политического, экономического, правового, но и экологического, медицинского, военного, а также специального характера. Поэтому законодательством предусмотрено, что в осуществлении мероприятий по национальной безопасности участвуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, негосударственные организации и граждане.
Силы (субъекты) обеспечения национальной безопасности тоже разнообразны. Они включают:
Украинский народ - граждане на выборах, референдумах, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления выражают и реализуют свое видение обеспечения национальной безопасности, привлекают внимание общественных и государственных институтов к опасным явлениям, защищают собственную безопасность;
Верховную Раду Украины - в пределах своих полномочий осуществляет законодательное регулирование и контроль за деятельностью органов государственной власти и должностных лиц по осуществлению ими соответствующих полномочий в сфере национальной безопасности;
Президент Украины как глава государства - обеспечивает государственную независимость, осуществляет руководство в сферах национальной безопасности и обороны;
Совет национальной безопасности и обороны Украины как координационный орган по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины - координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сферах национальной безопасности и обороны;
Кабинет Министров Украины - принимает меры по обеспечению обороноспособности, национальной безопасности и борьбы с преступностью;
Конституционный Суд Украины - решает вопросы о соответствии законов и других правовых актов в сфере национальной безопасности Конституции Украины и дает официальное их толкование;
Суды общей и специальной юрисдикции - осуществляют правосудие в сфере обеспечения национальной безопасности;
Прокуратуру Украины - осуществляет надзорные полномочия в сфере национальной безопасности;
Национальный банк Украины - разрабатывает и осуществляет эмиссионно-кредитную политику в интересах национальной безопасности;
министерства и другие центральные органы исполнительной власти - в пределах своих полномочий обеспечивают реализацию законов, указов, концепций, программ, постановлений органов государственной власти в сфере национальной безопасности, создают и поддерживают в состоянии готовности и применения соответствующие силы и средства безопасности.
Особую роль в этой сфере отведено военной организации государства, к которой относятся Вооруженные Силы Украины, внутренние войска, органы и подразделения МВД Украины, государственная пограничная служба Украины, военные подразделения Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы и др .
Про основи національної безпеки України 19.06.2003
Про Раду національної безпеки і оборони України 05.03.1998
Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) — согласно действующей Конституции Украины[1], координационный орган при Президенте Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Украины. Был образован указом президента Украины в 1996 году. 25 декабря 2014 года Верховной Радой был принят закон, расширяющий полномочия СНБО и его секретаря, что, по мнению наблюдателей, сделало СНБО вторым по значимости органом власти на Украине.
Председателем Совета национальной безопасности и обороны Украины является Президент Украины. Он также формирует персональный состав Совета национальной безопасности и обороны Украины.
В состав Совета национальной безопасности и обороны Украины по должности входят Премьер-министр Украины, Министр обороны Украины, Председатель Службы безопасности Украины, Министр внутренних дел Украины, Министр иностранных дел Украины. Председатель Верховной Рады Украины не является членом СНБО, но может принимать участие в его заседаниях.
Членами Совета национальной безопасности и обороны Украины могут быть руководители других центральных органов исполнительной власти.
По приглашению Председателя Совета национальной безопасности и обороны Украины в ее заседаниях могут принимать участие председатели комитетов Верховной Рады Украины, другие народные депутаты Украины, руководители центральных органов исполнительной власти и другие лица.
Основной организационной формой деятельности Совета национальной безопасности и обороны Украины является ее заседание. На заседаниях Совета национальной безопасности и обороны Украины ее члены голосуют лично. Делегирование ими обязанности присутствовать на заседании СНБО другим лицам не допускается. Решения Совета национальной безопасности и обороны Украины принимаются не менее чем двумя третями голосов ее членов. Эти решения вводятся в действие указом Президента Украины. Председатель Верховной Рады Украины не имеет права голоса, но может высказать свое мнение относительно принятых решений, которая протоколируется.
Билет 26.