Сотрудничество и обмен информацией в борьбе с отдельными видами преступлений
Правоохранительные органы РФ сотрудничают с другими государствами в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии соответствующих преступлений.
Формами сотрудничества являются:
обмен представляющей интерес информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах;
исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных и следственных мероприятий;
розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора;
некоторые другие.
Обмен информацией и сотрудничество, предусмотренное соглашениями, производятся на основании запросов. Форма и содержание запроса о содействии, порядок исполнения запроса, представление документов и других материалов, содержание предоставляемой информации, в принципе не отличаются от предусматриваемых договорами о правовой помощи.
1. Сотрудничество и обмен информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства
В настоящее время Российской Федерацией подписаны пять соглашений о сотрудничестве по вопросам соблюдения налогового законодательства: с Арменией, Белоруссией, Грузией, Узбекистаном и Таджикистаном (все вступили в силу).
Участники соглашений сотрудничают:
в предотвращении и пресечении нарушений налогового законодательства;
в предоставлении по запросу о содействии или в инициативном порядке информации о соблюдении налогового законодательства юридическими и физическими лицами;
в предоставлении информации о национальных налоговых системах и текущих изменениях налогового законодательства;
в создании и функционировании компьютерных систем, обеспечивающих работу налоговых органов;
в организации работы с налогоплательщиками и налоговыми органами, включая разработку методических рекомендаций по обеспечению контроля за соблюдением налогового законодательства;
в области обучения кадров и обмена специалистами;
по другим вопросам, которые требуют совместных действий.
Соглашения подробно регулируют форму и содержание запроса, порядок его выполнения, использование полученных сведений, возмещение расходов и др. вопросы.
2. Сотрудничество и обмен информацией в области борьбы с нарушениями таможенного законодательства
Сотрудничество в сфере борьбы с нарушениями таможенного законодательства осуществляется как на универсальном (Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г.), так и на региональном (Соглашение СНГ о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1994 г.), а также двустороннем уровнях (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1995 г., Соглашение между правительствами РФ и Венгерской Республики о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1996 г. и др.).
Установлены прямые связи между территориальными таможенными органами России и Белоруссии, в ближайшее время прямые связи будут установлены с таможенными органами Казахстана. В стадии рассмотрения находится вопрос предоставления права прямого обращения региональных таможенных управлений России в территориальные подразделения таможенных служб стран СНГ и наоборот.
На основании соглашений таможенные службы сотрудничают в целях:
а) обеспечения правильного взимания таможенных пошлин, сборов и других платежей, а также применения таможенных льгот;
б) предотвращения, пресечения и расследования таможенных правонарушений;
в) борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Таможенные службы передают друг другу по запросу, в том числе путем пересылки сообщений, протоколов и иных материалов или их заверенных копий, находящиеся в их распоряжении сведения:
об обстоятельствах, связанных с взиманием таможенных пошлин, сборов и других платежей, а также применением таможенных льгот;
о совершенных или готовящихся таможенных правонарушениях.
По запросу таможенной службы одного государства таможенная служба другого государства проводит проверку или расследование по согласованным в договоре вопросам. Запрашиваемая таможенная служба может разрешить официальным лицам запрашивающей таможенной службы присутствовать при проверке или расследовании.
Соглашения подробно регулируют форму и содержание запроса, порядок его выполнения, использование полученных сведений, возмещение расходов и др. вопросы.
3. Сотрудничество органов внутренних дел РФ с зарубежными правоохранительными органами в борьбе с общеуголовной преступностью
МВД России заключено несколько десятков соглашений о борьбе с преступностью. В их числе: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью 1992 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения 1993 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их проживания 1993 г., Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел стран СНГ в сфере борьбы с организованной преступностью 1994 г. и др. В целях унификации положений заключаемых соглашений Правительство РФ в 1995 г. утвердило типовой проект Соглашения о сотрудничестве между МВД РФ и министерствами внутренних дел иностранных государств, устанавливающий порядок и формы взаимодействия органов внутренних дел РФ с соответствующими органами зарубежных государств.
В соответствии с договорами органы внутренних дел РФ сотрудничают в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии преступлений и прежде всего:
насильственных преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, а также против собственности;
террористических актов;
коррупции и деятельности организованной преступности,
незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а также радиоактивных материалов;
незаконных производства и оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также веществ, используемых в процессе их изготовления;
преступлений в сфере экономики, в том числе легализации доходов, полученных от преступной деятельности;
изготовления и сбыта поддельных денежных знаков, документов, ценных бумаг и средств безналичных платежей;
преступных посягательств на культурные и исторические ценности;
преступлений на транспорте и др.
Обмен информацией и сотрудничество, предусмотренное соглашениями, производятся на основании запросов.
§ 6. Международная организация уголовной полиции (Интерпол)
Международная организация уголовной полиции (Интерпол) была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав Международной организации уголовной полиции.
Целями Интерпола объявлены:
обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции;
развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней.
Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.
Интерпол имеет следующую организационную структуру.
Генеральная Ассамблея состоит из делегатов, назначаемых государствами-членами. Ассамблея определяет задачи и принципы деятельности Интерпола, избирает должностных лиц Интерпола, дает рекомендации членам Организации. Ассамблея проводит свои сессии ежегодно.
Исполнительный комитет состоит из Президента Интерпола, трех Вице-Президентов и девяти делегатов, избираемых Генеральной Ассамблеей (Президент на четыре года, остальные лица — на три). Исполком готовит заседания Генеральной Ассамблеи, контролирует исполнение ее решений, выполняет другие функции. Исполком собирается на заседания не реже одного раза в год.
Постоянно действующим органом Интерпола является Генеральный секретариат, состоящий из Генерального секретаря (избирается Генеральной ассамблеей на пять лет) и технического и административного персонала (назначается Генеральным секретарем).
Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государство-участник определяет орган (Национальное центральное бюро — НЦБ), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Организацией.
Советники осуществляют научное консультирование Интерпола и назначаются Исполкомом на три года.
Местопребывание штаб-квартиры Интерпола — г. Лион (Франция).
Основные направления деятельности Интерпола следующие.
1. Уголовная регистрация. Объект регистрации — сведения о «международных» преступниках и преступлениях, носящих международный характер.
2. Международный розыск. Основной вид розыска по каналам Интерпола — это розыск преступников. Однако в задачи Интерпола входит и розыск лиц, пропавших без вести, похищенного имущества (автомобилей, произведений искусства и т.д.).
3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.
4. Розыск лиц, пропавших без вести.
5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.).
В системе Интерпола также осуществляется сбор и обобщение статистических данных о преступности в государствах-участниках. При этом особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный характер, и «международных преступниках».
В центральных органах Интерпола и НЦБ Интерпола в государствах-участниках ведется большая научно-исследовательская работа, в частности, собирается и распространяется информация в области криминалистики, криминологии, уголовного права и т.д., издаются многочисленные ведомственные бюллетени (например, Бюллетень «Подделки и подлоги») и др.
РФ является членом Интерпола с сентября 1990 г. (в порядке правопреемства). В МВД РФ создано НЦБ Интерпола в РФ, принято Положение о НЦБ Интерпола.
НЦБ Интерпола в РФ — это подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД РФ, имеющее статус главного управления. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ осуществляются Министром внутренних дел РФ.
В задачи НЦБ Интерпола в РФ входят:
обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях;
оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ;
наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является Российская Федерация.
Деятельность НЦБ Интерпола осуществляется на основе взаимодействия с правоохранительными и иными государственными органамиРФ, а также международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола.
НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.
НЦБ Интерпола осуществляет следующие функции:
принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и НЦБ других государств запросы, следственные поручения и сообщения госорганов РФ для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления обыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов;
принимает меры по исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами государств — членов Интерпола запросов из РФ;
определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обязательным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам РФ исполнению на территории РФ запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие госорганыРФ;
иные функции, предусмотренные Положением о НЦБ.
Документы и литература
Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г. // СДД СССР. Вып. IX. М., 1929. С 100—105.
Конвенция относительно рабства 1926 г. (с изменениями 1953 г.) // СДД СССР. Вып. XVII и XVIII. М., I960. С. 274—278.
Конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. // СДД СССР. Вып. VII. С 40—51.
Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. // Ведомости СССР. 1954. № 12. Ст. 244.
Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г. // Российская юстиция. 1995. № 7.
Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. // Ведомости СССР. 1957. № 8. Ст. 224.
Устав Международной организации уголовной полиции 1956 г. // Информационный вестник НЦБ Интерпола в РФ. 1992. № 1.
Конвенция об открытом море 1958 г. // Ведомости СССР. 1962. № 46. Ст. 467.
Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. // СДД СССР. Вып. XXIII М., 1970. С. 105—136.
Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна 1963 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. С. 571—576.
Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. // СДД СССР. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292—296.
Конвенция о борьбе с незаконными действиями, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г. // СДД СССР. Вып. XXIX. М., 1975. С 90—95.
Конвенция о психотропных веществах 1971 г. // СДД СССР. Вып. XXXV. М, 1981. С. 416-436.
Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г. // СДД СССР. Вып. XXXIII. М., 1979. С 90—94.
Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. // СДД СССР. Вып. XXXII. М., 1978. С. 58—63.
Европейская конвенция по борьбе с терроризмом 1977 г. // ГиП. 1995. № 4.
Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 г. // Ведомости СССР. 1979. № 33. Ст. 539.
Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. // СМД СССР. Вып. XLIII. М., 1989. С 99—105.
Конвенция о физической защите ядерного материала 1980г. //СМД СССР. Вып..XLIII. М., 1989. С. 105—109.
Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. С. 584—587.
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. // Международное сотрудничество в борьбе с преступностью / Сб. документов / Сост. П.Н. Бирюков и В. А. Панюшкин. Воронеж, 1997. С .77—83.
Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г. // Там же. С. 83—85.
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. // Там же. С. 44—64.
Конвенция Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. // Там же. С. 65—72.
Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 2. С. 812—819.
Договор между РФ и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г. // БМД. 1995. №5.
Договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между РФ и Литовской Республикой 1992 г. // БМД. 1995. № 6.
Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры 1992 г. // Бюллетень Генеральной прокуратуры РФ. 1993. № 4.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // БМД. 1995. № 2.
Договор между РФ и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // СЗ. 1995. № 20.
Договор о правовой помощи и правовых отношениях между РФ и Латвийской Республикой 1993 г. // СЗ. 1995. № 21. Ст. 1932.
Решение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью, иными опасными видами преступлений на территории СНГ 1993 г. // Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Т. 3. С. 132—135.
Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала 1994 г. // Там же. С. 51—60.
Положение о Национальном центральном бюро Интерпола в России 1996 г. // СЗ. 1996. №43.
«Грязные» деньги и закон Правовые основы борьбы с легализацией преступных доходов / Под общ. ред. Е. А. Абрамова. М., 1994.
Анчсимов Л.Н. Наркотики: правовой режим. М., 1974.
Бастрыкин А.И. Взаимодействие советского уголовно-процессуального и международного права. Л., 1986.
Бастрыкин А.И. Институт выдачи, взаимодействие национальных и международных норм//СЕМП. 1989—90—91. СПб, 1992. С. 115—124.
Бельсон Л.М. Россия в Интерполе // Правоведение 1994. №4. С 110—115.
Блищенко И.П., Жданов Н. В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера. М., 1994.
Бирюков П.Н. Особенности расследования преступлений, совершаемых иностранцами. международные договоры и законодательство РФ. Воронеж, 1995.
Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система РФ. Воронеж, 1997.
Бородин С. В., Ляхов Е. Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М.,1983.
Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве (Некоторые вопросы теории и практики) Казань, 1976.
Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972.
Горшкова С.А., Турсунов И. Ю. О применении норм международного права правоохранительными органами РФ (обзор материалов научно-практической конференции)//ГиП 1996. №5. С. 138—151.
Игнатенко Г.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Свердловск, 1980.
Курс международного права. В 7 т. Т. 6. М., 1992.
Наумов А.В. Преступления против мира и безопасности человечества и преступления международного характера//ГиП. 1995. №6.
Николаева З.А. Квалификация преступлений, совершенных на территории иностранных государств // Правоведение. 1994. № 2.
Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1991.
Орлов Г.С. Расследование преступлений, совершаемых иностранными гражданами и в отношении их. Иркутск, 1993.
Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М.,1993.
Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990.
Степаненко В.И. Заключение под стражу с целью выдачи иностранному государству// СГиП.1991. №11. -